Классическая политическая экономия. Общая характеристика и этапы развития

ХРОНОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (фигуры и даты) е П. Буагильбер (1646 – 1714) У. Петти (1623 – 1687) Р. Кантильон (1680 – 1734) Д. Ло (1671 – 1729) А. Смит (1723 – 1790) Ж-Б. Сэй (1767 – 1832) Г. Торнтон (1760 – 1815) Т. Мальтус (1766 – 1834) Д. С. Милль (1806 – 1873) С. де Сисмонди () Карл Маркс (1918 – 1883) Ф. Кенэ (1694 – 1774) П. Сраффа (1898 – 1983) Споры о развитии капитализма в России Д. Рикардо (1772 – 1823) Д. Юм (1711 – 1776)


ИНДИВИД против ЛЕВИАФАНА «Невидимая рука» Адама Смита Идеология либерализма Метафора или теория? 200 лет поисков и разочарований Т. Гоббс (): логика «Левиафана» Д. Локк () : «трудовая теория собственности » Б. Мандевиль (): «Пороки частных лиц –благо для общества»


ТРУД–ОСНОВА БОГАТСТВА «Труд – отец и активный принцип богатства, Земля – его мать» Уильям Петти (Sir William Petty) Трактат о налогах и сборах, 1662 Объяснить богатство свести к единому принцип трудовой стоимости! труд – источник богатства труд – мерило богатства труд - основа цен («естественных», в отличие от «политических») труд - критерий распределения


ИДЕЯ ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ Пьер де Буагильбер Pierre le Pesant, Sieur de Boisguilbert (1646 – 1714) 1 Пропорциональные цены: «Всякий покупает продукт своего соседа… только на жестком условии …, что продавец сделает то же самое … Чтобы существовала благоприятная ситуация, надо, чтобы все вещи были в постоянном равновесии и сохраняли пропорциональную цену в отношениях между собой и в отношении издержек, которые необходимы для их воспроизводства». 2 Свободная конкуренция




ПРЕДПОСЫЛКИ И СТРУКТУРА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ Механизм «невидимой руки» Источники и факторы богатства Кругооборот Накопление капитала Распределение богатства РАВНОВЕСИЕ КРИЗИСЫ АКТИВНАЯ РОЛЬ ДЕНЕГ ТЕОРИЯ ОБМЕНА ТЕОРИЯ БОГАТСТВА + КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА = Нейтральность денег Идея пропорцио- нальности Индивидуализм Труд – основа богатства


ФИЗИОКРАТЫ Франсуа Кенэ () - лидер школы физиократов (секты «экономистов») Автор «Экономической таблицы» - первой теоретической модели в истории экономической науки Придворный врач Людовика XV


ТЕОРИЯ ПРОДУКТА Смысл «экономической таблицы» - отображение кругооборота общественного продукта и доходов Структура и основные предпосылки модели: три класса общества: земельные собственники фермеры горожане (торговцы и ремесленники) сельское хозяйство – единственный производитель «чистого продукта» (горожане – стерильный класс) годовой производственный цикл


20 единиц дохода 10 ед. дохода 10 ед. 10 ед. 20 ед. 20 ед. «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА» Фермеры Бесплодный Земельные класс собственники 1 шаг: земельные собственники получают ренту от фермеров - 20 ед. 2 шаг: собственники закупают продовольствие у фермеров (10 ед.) и мануфактуру у горожан (10 ед.) 3 шаг: горожане покупают у фермеров продовольствие (10 ед.) 4 и 5 шаги: фермеры закупают продукцию горожан, а горожане на вырученные деньги – сырье у фермеров (10 ед.)


Адам СМИТ (1723 – 1790) Труд (не торговля) – источник и мерило богатства Общественный продукт (не денежный доход) – воплощение богатства Базовые абстракции классической политэкономии: 3 фактора производства (Труд – Земля - Капитал) 3 общественных класса (Рабочие – Зем/собственники – Влад/капитала) 3 вида доходов (Зарплата – Рента – Прибыль)




ПОТРЕБЛЕНИЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ ГОДОВОЙ ПРОДУКТ ЗЕМЛИ И ТРУДА - II ГОДОВОЙ ПРОДУКТ ЗЕМЛИ И ТРУДА ПРОИЗВОДИ- ТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА НЕПРОИЗВОДИ- ТЕЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ ПРОИЗВОДИ- ТЕЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ БЕРЕЖЛИВОСТЬ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДОХОДА Размеры рынка Разделение труда АДАМ СМИТ о факторах роста богатства


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, ПО РИКАРДО Прибыль Зарплата Средняя отрасль Д. Рикардо: « более щедрое вознаграждение /рабочего/... не влечет за собой... повышения цены, но оказывает большое влияние на понижение прибыли... Судить о повышении или падении ренты, прибыли и заработной платы можно лишь в соответствии с разделением всего продукта... между тремя классами..., а не в соответствии со стоимостью этого продукта»






ВЫХОД НА ПРАКТИКУ Принцип «невидимой руки» А. Смита (ранее во Франции - laissez faire – laissez passer, или требование свободы действия и передвижения): Осуждение любых монополий Свобода торговли, особенно внешней Функции государства, по А. Смиту: оборона правосудие общественные работы и учреждения общественного блага




Рикардианство как «большая теория». Правила логики Система категорий (стоимость, прибыль, рента) Эмпирические постулаты (закон народо- населения, закон убывающего плодородия) Закон понижения средней нормы прибыли Упрощающие предпосылки Исторический пессимизм Признание адекватности британским условиям Интерпретация британских реалий и практические выводы в свете теории Теоретические компоненты Практические компоненты




Жан-Батист СЭЙ и его ЗАКОН РЫНКОВ (СБЫТА) Жан-Батист Сэй () – горячий поклонник и популяризатор идей А. Смита во Франции «Общий спрос на продукты всегда равен сумме имеющихся продуктов… Нельзя представить, чтобы продукты труда всей нации стали когда-либо избыточными, если один товар даёт средства для покупки другого» Т.е. деньги не играют активной роли!


Казус Генри ТОРНТОНА 1760 – 1815 Критика денежной доктрины А. Смита – деньги активны! Фактор доверия в денежной экономике: шанс и риски Кредит и стимулирование хозяйственной активности Кредит и перехват ресурсов Эффект вынужденных сбережений Косвенный механизм денежной трансмиссии ЗАБЫТ, ИДЕИ ПЕРЕОТКРЫТЫ ЧЕРЕЗ 96 ЛЕТ ПОСЛЕ ПУБЛИКАЦИИ!!!


СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ: КОНЕЦ ХIХ века Формы политико-экономического знания, по Д. Невилу Кейнсу ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И с к у с с т в о политической экономии, или прикладная экономика Н а у к а политической экономии Позитивная Нормативная / этика политич. экономии/ абстрактная конкретная дедуктивная индуктивная

Классическая школа управления.
Подготовили
Ученицы 10-Б класса
ЭМЛ
Таран Кристина
Стрельникова Алина

Введение
Классическая или администра­тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инже­нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо­ложников теории управления.
Целью классической школы было создание универ­сальных принципов управления.

Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом.

Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. В следующем разделе данной главы мы более подробно рассмотрим собственно функции управления.

Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

Исторические предпосылки возникновения
На разных этапах мировой истории существовали государственные крупные образования, например Македония, Персия, Римская империя и др. С годами управление подобными образованиями становилось более четким и сложным, а сами образования - более сильными и устойчивыми. Так, например, в армии Римской империи были отработанная структура управления, планирования и совершенная дисциплина. Ее легионы легко побеждали плохо организованные армии стран Европы и Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму. Строились дороги, позволяющие улучшить связь окраин с Римом, оперативно собирать налоги в пользу императора, а в случае необходимости быстро перемещать легионы в окраинные провинции, если местные жители или администрация восставали против римского правления.

Практический опыт управления был изучен:
Ф. Энгельсом К. Марксом Р. Оуэном
Р.Беббиджем

В конце XIX столетия обстановка в экономике наиболее развитых стран была неблагоприятной. Появление новых машин, двигателей внутреннего сгорания, металлообрабатывающих быстродействующих станков и другой техники не давало ожидаемых результатов в виде роста производительности труда. Концентрация и специализация производства не приводили к приросту прибыли на вложенный капитал. К изучению причин сложившегося положения привлекли ученых. Так на рубеже веков произошло научное становление управления.

Основные положения классической школы управления
Классическая школа включает научное управление и административный подход. Сущность научного управления была изложена в работах Ф. Тейлора, Ф. Гилберта, Л. Гилберта, Г. Гантта, М. Вебера, С. Паркинсона, Г. Форда и др. Они считали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения, проводили анализ содержания работы и определяли ее основные компоненты. Основываясь на полученной информации, представители научного управления изменяли рабочие операции, чтобы устранить лишние непродуктивные движения, используя стандартные процедуры и оборудование, стремились повысить эффективность работы, достигая при этом существенных результатов.

В научном управлении учитывался и человеческий фактор. Предполагалось материальное стимулирование увеличения производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность отдыха и неизбежных перерывов в производстве. В результате появлялась возможность устанавливать разумные нормы производства и платить дополнительно тем, кто их перевыполняет. Авторы работ по научному управлению признавали также важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой работе, подчеркивали большое значение обучения работников.Важным моментом научного подхода является признание авторами того, что работа по управлению - это определенная специальность, и каждая группа работников должна сосредоточиться на том, что она делает успешнее всего. В результате управление было признано самостоятельной областью научных исследований. Руководители и ученые убедились в том, что методы и подходы, используемые в науке и на производстве, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей.

Авторы теории административного подхода классической школы управления - А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни и др. - имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Они в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии, старались взглянуть на организации с точки зрения перспективы, определить их общие характеристики и закономерности. Целью этих ученых было создание универсальных принципов управления, которые затрагивали бы два основных аспекта. Первый аспект - разработка рациональной системы управления. Определяя основные функции управления, авторы находили лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Второй аспект касался структуры организации и управления работниками. А. Файоль выделил такие принципы управления, как единоначалие, ответственность руководителя за деятельность коллектива, материальное стимулирование, единство цели для всех работников организации и др.

Принципы и функции управления Файоля
А. Файоль (1841-1925) разделил весь процесс управления на пять основных функций, которые мы до сих пор используем в управлении организацией: это планирование, организация, подбор и расстановка кадров, руководство (мотивация) и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е г.г. было сформулировано и понятие организационной структуры фирмы, элементы которой представляют систему взаимосвязей, серию непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления.

Разработанные А. Файолем принципы управления следует признать самостоятельным результатом науки управления, "администрирования" (отсюда и название "административная школа"). Не случайно американцы называют француза А. Файоля отцом менеджмента.

Ф. Кенэ (1694-1774)

Представителями классической политической экономии во Франции в XVIII в. были Франсуа Кенэ и Анн Робер Жак Тюрго. Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли.

А.Тюрго (1727-1781).

Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы

физиократов

(термин образован от греческих слов "природа" и "власть").

Адам Смит (1723-1790)

Выдающийся английский экономист Адам Смит вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов". После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Классическая политическая экономия не является однородным, единообразным учением и содержит ряд направлений, авторы которых рассматривали отдельные аспекты экономической жизни с собственной, оригинальной точки зрения. Классическая школа заложила основы всего многообразия современных экономических взглядов.

Жан Батист Сэй (1767-1832) стал разрабатывать другую традицию трактовки ценности, заложенную А. Смитом - теорию факторов производства. Он первым из классиков четко и однозначно сформулировал идею о том, что ценность товара равна сумме заработной платы, прибыли и ренты, т.е. сумме доходов владельцев производственных факторов, используемых при изготовлении данного товара.

Наиболее важный вклад, внесенный представителем классической школы Томасом Робертом Мальтусом (1766-1834) в экономическую науку, состоит в разработке им «теории народонаселения», в которой он связал экономические и демографические факторы. Причем в его постановке этого вопроса зависимость оказывается двусторонней: как экономика влияет на изменение численности населения, так и величина населения оказывает воздействие на экономику.

Ж. Сисмонди (1773-1842). Для него весь интерес политической экономии с точки зрения теоретической сводился к объяснению кризисов, а с точки зрения практической - к отысканию мер предупреждения их и улучшения положения рабочих. Он становится, таким образом, во главе целого ряда экономистов, деятельность которых не прекращалась в течение всего XIX столетия. Не будучи социалистами, но и не ослепляясь пороками либерального режима, эти писатели искали среднего пути, на котором они, исправляя злоупотребления свободы, не пожертвовали бы своими принципами.

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Становление и развитие классической политической экономии происходило на фоне серьёзных перемен в экономической и социальной жизни общества. На смену традиционным феодальным отношениям, приходила новая экономика – рыночная, которая на начальных этапах своего развития характеризовалась глубоким социальным расслоением общества.

Тысячи раз описывали злоупотребления на фабриках в первую половину XIX столетия: эксплуатацию детей всякого возраста в самых нездоровых и жестоких условиях, почти бесконечную длину рабочего дня женщин и взрослых рабочих, нищенскую заработную плату, невежество, грубость, болезни и зарождающиеся в таких плачевных условиях пороки. В Англии доклады врачей, анкеты Палаты общин, речи и разоблачения Роберта Оуэна вызывали негодование общественного мнения.

Требование ограничения труда детей в хлопчатобумажных прядильнях с 1819 г. - первый робкий шаг в области рабочего законодательства. Ж.Б. Сэй, путешествуя в 1815 г. по Англии, заявил, что рабочий в Англии, несмотря на то, что он имеет семью, и, несмотря на усилия, часто достойные наивысшей похвалы, может заработать лишь три четверти, а иногда только половину своих расходов.

РАБОТА (Work)

Форд Мэдокс Браун, Англия (1821-1893)

Художественная

Манчестер

КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Рикардо (1772-1823).

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо. Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

Пол Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Давида Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".

Подводя итоги рассмотрения классической школы, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

МАРКСИЗМ

Карл Маркс 1818 - 1883

Заслуга немецкого философа и экономиста К. Маркса заключается в не только в разработке им оригинального учения - теории прибавочной стоимости и закона концентрации (автоматической экспроприации), но и в том, что его работы стали точкой отсчета для современной радикальной политической экономии (XX века).

Кроме того, его экономическая теория послужила в XX веке одной из составляющих общественной идеологии социалистических стран с плановым хозяйством, таким образом, внеся вклад в коренные изменения как экономической, так и общей истории человечества в данном столетии.

Карл Маркс родился в г. Трир (Германия) в семье адвоката. В период революционных событий в Европе 1848 – 1849 г. активно участвовал в работе международной организации «Союз коммунистов» и вместе с Энгельсом написал ее программу «Манифест Коммунистической партии» (1848г.)

В 1867 вышел главный труд Маркса - «Капитал» (т. 1) в котором дан анализ развития капитализма и его исторических пределов.; работу над следующими томами Маркс не завершил, их подготовил к изданию Энгельс (т. 2, 1885; т. 3, 1894).

В последние годы жизни Маркс активно участвовал в формировании пролетарских партий. Маркс разработал принципы материалистического понимания истории (исторический материализм), теорию прибавочной стоимости, исследовал развитие капитализма и выдвинул положение о неизбежности его гибели и перехода к коммунизму в результате пролетарской революции. Идеи Маркса оказали значительное влияние на социальную мысль и историю общества в конце 19 - 20 вв.

Продолжателем дела Маркса и Энгельса явился В. И. Ленин, развивший марксистское учение в новых исторических условиях.

МАРЖИНАЛИЗМ

В 1870-е годы в экономической науке произошла «Маржиналистская революция», что привело к резким методологическим и теоретическим сдвигам. Именно с этот момент можно считать началом современного экономического анализа. Среди важнейших элементов маржинализма как направления в экономической науке следует выделить следующие:

Использование предельных (т.е. приростных) величин . Само слово «маржинализм» происходит от латинского margo, что означает край, предел. Маржиналисты впервые прнменяют категории - предельная полезность и предельная производительность.

Статичность . Маржиналисты потеряли интерес к «законам движения» капитализма, которыми занимались классики. Акцент экономических исследований после «Маржиналистской революции» сместился к изучению использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени.

Субъективизм , т.е. подход, при котором все экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Недаром маржинализм иногда называют субъективной школой экономики.

Маржиналистское направление экономической мысли принято разделять на две школы по причине различия в методологии – Австрийскую и Лозанскую.

Австрийская школа

Лозанская школа

В настоящее время маржинализм (в основном на базе Лозанской школы), за счет дополнения компонентами классической школы трансформировался в «НЕОКЛАССИКУ (НЕОКЛАССИЧЕСКУЮ ШКОЛУ)».

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

с античных времен до конца 19 века

Классическая политическая экономия

Адам Смит, Жан Б. Сэй, Давид Рикардо, Роберт Мальтус…

ФИЗИОКРАТЫ

Ф. Кенэ, А Тюрго

Меркантилизм

Атуан де Монкретьен

Средневековые мыслители

Фома Аквинский, Уильям Оккам

Экономия

Аристотель, Антисфен, Платон

НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

В настоящее время маржинализм, за счет дополнения компонентами классической школы трансформировался в «НЕОКЛАССИКУ (НЕОКЛАССИЧЕСКУЮ ШКОЛУ)». Яркими представителями которой, являются: Альфред Маршалл и Йозеф Шумпетер.

А. Маршалл. Основная работа: «Принципы экономической науки» (1890). Тот факт, что

неоклассическая школа является синтезом идей (раннего) маржинализма и классической

школы, выглядит особенно очевидным, когда мы обращаемся к работам признанного

основателя неоклассической школы английского экономиста А. Маршалла.

"Принципы экономической науки" написаны в традиционной для классиков манере - с

длинными отступлениями, богатым фактическим материалом, рассуждениями на социальные

и нравственные темы.

Предметом экономической науки, с точки зрения А. Маршалла, являются те побудительные

мотивы, которыми руководствуется человек в своей хозяйственной деятельности. Эти мотивы

поддаются количественному измерению: сила того или иного стимула, который заставляет

человека предпринять какое-то действие, равна денежной плате, необходимой, чтобы человек

совершил это действие.

Йозеф Шумпетер, экономист и социолог. Родился в Австро-Венгрии, с 1932 в США. Сочинения

по проблемам экономического цикла, истории экономических учений. Рассматривал историю

политэкономии как процесс восходящего развития аналитического аппарата и методов

центральное место в которой отводится предпринимательской функции. Предложил

динамическую концепцию цикла, где цикличность рассматривается как закономерность

экономического роста.

Коренная проблема всякой экономической системы, заявил Шумпетер, заключается в

достижении и поддержании равновесия. В рамках модели все фирмы находятся в состоянии

устойчивого равновесия, а доходы равны затратам. Прибыль и процент равны нулю, цены

образуются на основе средней стоимости, экономические ресурсы полностью используются.

Шумпетер Йозеф

В эту модель вводится новая производственная функция, соответствующая новому

соотношению между затратами и выпуском продукции. Введение новой функции

осуществляется Новатором, стремящимся получить большую прибыль, чем могут дать

обычные способы.

МОНЕТАРИЗМ

Монетаризм считается одним из направлений неоклассической экономической мысли. Он возникает в середине 1950-х годов в США. Одним из признанных основателей и лидеров монетаризма является представитель так называемой Чикагской школы Милтон Фридмен.

Первоначально монетаризм зародился как отдельная отрасль опытных исследований в области денежного обращения, а именно - как анализ спроса на деньги. В дальнейшем он эволюционировал, охватывая все более широкий круг экономических вопросов. В конце концов к середине 1970-х годов он превращается в респектабельную доктрину, рецептами которой стали пользоваться правительства многих капиталистических стран.

В теоретическом плане монетаризм, с одной стороны, опирается на отдельные положения неоклассического синтеза (например, теория имущества), а с другой, является продолжением докейнсианской неоклассической количественной теории денег.

Фридмен 1912-

Основные работы М. Фридмена: "Исследования в области количественной теории денег" (1956); М. Фридмен, А. Шварц "Денежная история Соединенных Штатов, 1867 - 1960"(1963).

Все блага, приобретаемые и хранимые хозяйствующим субъектом, можно представить в виде его активов. Их совокупность образует портфель активов. Деньги являются активом наряду с остальными благами.

Активы хранятся индивидом либо вследствие того, что они приносят денежный доход (финансовые активы: акции, облигации), либо потому, что они имеют определенную полезность как таковые (нефинансовые активы: например, потребительские блага длительного пользования, капитальные блага), либо благодаря тому, что они доставляют удобство, ликвидность и безопасность (деньги).

Задача индивида состоит в том, чтобы распределить имеющиеся у него ресурсы (богатство) таким образом, чтобы максимизировать свою полезность. Новую количественную теорию денег интересует, прежде всего, объем средств, хранимых в денежной (ликвидной) форме, т. е., иными словами, спрос на деньги.

Спрос на деньги определяется тремя основными группами факторов: а) общим богатством хозяйствующего субъекта; б) издержками и выгодами, связанными с различными формами хранения богатства; в) предпочтениями индивида в отношении различных форм хранения богатства.

Слайд 2

2.4.3. Закон рынков и теория «трех факторов производства» Ж.Б.Сэя. 2.4.1. Методологические принципы и основные положения теории К.Маркса. 2.4.2. Теории Т.Мальтуса. 2.4.4. Историческая школа в Германии – как альтернатива классики.

Слайд 3

К.Маркс (1818-1883) К.Маркс Юрист по образованию, журналист и профессиональный революционер «Марксизм слишком ценен, чтобы оставить его одним марксистам» П.Самуэльсон

Слайд 4

Исторические условия возникновения марксизма Победа капитализма в Европе (40-е гг. XIX в.) Стихийные рабочие бунты Изменение классовой структуры общества Основные классы: буржуазия пролетариат 1831 г. - восстание лионских ткачей во Франции, 30-40-е гг. - чартистское движение в Англии, 1840 г. - восстание силезских ткачей в Германии.

Слайд 5

Три источника марксизма

Утопический социализм (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) Классическая буржуазная политическая экономия (Смит и Рикардо) Немецкая философия (Гегель и Фейербах)

Слайд 6

Диалектический материализм Предмет и метод марксизма Предмет Метод Анализсферыпроизводства, производственных отношений Выявление закона движения и гибели капитализма. Исследование отношений между людьми и определяющие их отношения собственности.

Слайд 7

«Наброски к критике политической экономии» (1843) «Святое семейство, или Критика критической критики» (1844) «Нищета философии» (1847) Основные работы К.Маркса и Ф.Энгельса «К критике политической экономии» (1859) «Капитал» (1867-1905) «Критика Готской программы» (1875)

Слайд 8

Анализ процесса производства капитала Предмет «Самое лучшее в моей книге: двойственный характер труда, исследование прибавочной стоимости независимо от ее особых форм». К.Маркс Характеристика «Капитала» I том (1867)

Слайд 9

Характеристика «Капитала» (I том)

Изложены основы трудовой теории стоимости Проанализирован процесс производства прибавочной стоимости Дана характеристика сущности и основных форм заработной платы Анализируется процесс накопления капитала Показано действие закона стоимости Проведен анализ исторического процесса развития обмена и форм стоимости Формулируется основной экономический закон капитализма, закон прибавочной стоимости. К.Маркс показал, какпоявилась «ослепительная»денежная форма, была раскрыта «тайна» денег. «Экономическая система К.Маркса отличается железной логикой, если вы признаете исходный пункт, то вы вынуждены согласиться и с концептуальными выводами». Бём-Баверк

Слайд 10

Анализ процесса обращения капитала Предмет Характеристика «Капитала» II том (1885)

Слайд 11

Характеристика «Капитала» (II том)

Анализируется воспроизводство индивидуального капитала Формулируются условия беспрепятственной реализации общественного капитала Анализируется проблема воспроизводства и обращения всего общественного капитала Развиваетсяучение об основном и оборотном капитале Показаны стадии движения капитала денежная производительная товарная Скорость оборота капитала Схемы расширенного воспроизводства - первая модель экономического роста

Слайд 12

Анализ производства и Обращения, взятых в целом Предмет Характеристика «Капитала» III том (1894) «…в воздействии разных капиталов друг на друга, в конкуренции и в обыденном сознании самих агентов производства». К.Маркс

Слайд 13

Характеристика «Капитала» (III том)

Решается проблема сочетания действия закона стоимости с получением равной нормы прибыли на капитал Дается критика «триединой формулы» Создается учение об абсолютной ренте и выясняется источник дифференциальной Исследуется распределение прибыли между группами капиталистов и формы её проявления Рассматривается понятие межотраслевой конкуренции предпринимательский доход процент рента Прибыль – порождение капитала Рента – земли Заработная плата определяется трудом

Слайд 14

Характеристика «Капитала» IV том (1905) Дается цельная картина развития буржуазной политической экономии от её зарождения до превращения в мелкобуржуазную

Слайд 15

Томас Роберт Мальтус (1766-1834) Т.Мальтус Ученик А.Смита, друг Д.Рикардо Защитник интересов земледельческой аристократии Священник, профессор кафедры современной истории и политической экономии колледжа Ост-Индской компании Родился в Англии, в семье помещика 2.4.2. Теории Т.Мальтуса.

Слайд 16

Основные работы Т.Мальтуса

«Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества» (1798) «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815) «Принципы политической экономии» (1820)

Слайд 17

Теоретические положения Т.Мальтуса

Стоимость и распределение доходов Реализация Закон народонаселения Отрицал равенство спроса и предложения, указывал на способы увеличения спроса Сторонник теории издержек производства Население является избыточным по сравнению с необходимыми ему жизненными благами Производительный труд Труд в сфере материального производства

Слайд 18

Ж.Сэй Автор теорий: субъективной полезности,трех факторов производстваиреализации. Экономист и предприниматель Родился в Лионе, в семье купца 2.4.3. Закон рынков и теория «трех факторов производства» Ж.Б.Сэя. Комментатор исистематизатор идей А.Смита Представитель французской буржуазии Член Петербургской Академии наук Жан Батист Сэй (1767-1832)

Слайд 19

Произведения Ж.Б.Сэя

«Трактат политической экономии или простое изложение способа, которым образуется, распределяется и потребляется богатство » (1803) «Катехизис политической экономии» (1815) «Курс политической экономии» (6 томов) (1828-1830)

Слайд 20

2.4.3. Закон рынков и теория «трех факторов производства» Ж.Б.Сэя. Послужил основойнеоклассического направления в политической экономии «Закон Сэя»: Любая продажа товара является одновременно покупкой, поэтому процесс реализации должен осуществляться бесперебойно. «Теория трех факторов»: Стоимость (полезность) создается – трудом, капиталом, землей. Выводы: Общего перепроизводства быть не может, поэтому необходимо расширять производство. Процветание одной отрасли благоприятно для процветания прочих. Выступал за свободу торговли и осуждал протекционизм. Требовал «дешевого государства» и минимального его вмешательства в экономику. Трудсоздаетзаработную плату Капиталсоздаетприбыль Землясоздаетренту

Посмотреть все слайды

В отличие от школы научного управления, которая занималась в
основном вопросами рациональной организации труда отдельного
рабочего, представители классической школы разрабатывали
подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Файоль и другие представители относились к администрации
организаций, поэтому часто классическую школу называют
административной.
Целью классической школы было создание универсальных
принципов управления, следование которым приведет организацию
к успеху.

По мнению Файоля, администрирование составляет часть
управления, которое включает шесть основных групп операций
управленческой деятельности:
техническую и технологическую (производство, изготовление,
переработка);
коммерческую (закупка, продажа, обмен);
финансовую (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
охранную (охрана собственности физических лиц);
учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки
производства, статистика);
административную (предвидение, организация, распорядительство,
координирование и контроль).

Анри Файоль

Файоль родился в 1841 году в
пригороде Стамбула в Турции, где его
отец руководил строительством моста
через бухту Золотой Рог. В 1847 году его
семья вернулась домой во Францию.
Окончив Горную школу Сент-Этьена, он
устроился на работу в
горнодобывающую
компанию Compagnie de CommentryFourchambeau-Decazeville, в
которой занимал пост руководителя.
В 1916 году, всего через несколько лет
после публикации Тейлором своей
теории научной организации труда,
Файоль опубликовал работу «Общее и
промышленное управление». В своей
книге Файоль обобщал наработанные
им схемы управления, создавая
логически стройную систематическую
теорию менеджмента.

Принципы управления по Файолю

Разделение труда - перепоручение работникам отдельных операций и, как следствие, повышение
производительности труда, ввиду того, что персонал получает возможность сосредоточения своего внимания.
Власть и ответственность - право отдавать приказы должно быть уравновешено ответственностью за их
последствия.
Дисциплина - необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации. Для поддержания
дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к
нарушителям порядка.
Единоначалие - каждый работник отчитывается только перед одним руководителем и только от него получает
распоряжения.
Единство действий - группа работников должна работать только по единому плану, направленному на
достижение одной цели.
Подчинённость интересов - интересы работника или группы работников не должны ставиться выше
интересов организации.
Вознаграждение - наличие справедливых методов стимулирования работников.
Централизация - естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Степень
централизации зависит от каждого конкретного случая.
Иерархия - организационная иерархия, которая не должна нарушаться, но которую, по мере возможности,
необходимо сократить во избежание вреда.
Порядок - определённое место для каждого лица и каждое лицо на своём месте.
Справедливость - уважение и справедливость администрации к подчинённым, сочетание благожелательности
и правосудия.
Стабильность персонала - текучесть кадров ослабляет организацию и является следствием плохого
менеджмента.
Инициатива - предоставление возможности проявления личной инициативы работникам.
Корпоративный дух - сплочённость работников, единство силы.

Генри Форд

Родился в семье эмигрантов из
Ирландии, проживавшей на ферме в
окрестностях Детройта. Когда ему
исполнилось 16 лет, он убежал из
дома и уехал работать в Детройт. В
1891-1899 годах исполнял
обязанности инженера-механика, а
позже и главного инженера в
«Электрической компании
Эдисона». В свободное от работы
время сконструировал свой первый
автомобиль. С 1899 по 1902 год был
совладельцем «Детройтской
автомобильной компании», но из-за
разногласий с остальными
владельцами фирмы ушёл из неё и
основал Форд Мотор Компани,
которая первоначально выпускала
автомобили под маркой Ford A.

Вклад Форда в развитие менеджмента

Его вклад в развитие менеджмента характеризуется также
следующими вещами:
1. На базе его заводов возникали самые ранние училища ремесла во всей
Америке.
2. На своих предприятиях Форд платил рабочим самую высокую зарплату, в
два раза выше, чем средняя зарплата в Америке, этот факт вызвал
недовольство предпринимателей.
3. Форд ввел 8-мичасовой рабочий день на своих заводах.
4. Особо успешные ученики получали возможность учиться в его собственной
школе, где к тому же могли получать стипендии за свои достижения.
5. Построил собственную лабораторию социального направления, где изучали
условия, в которых живут, работают и отдыхают его рабочие.
6. Всегда стремился к улучшению различных качеств своих автомобилей, к
разработке новых моделей и снижению цен, что было выгодно для
потребителей.
7. Рабочие Форда никогда не занимались тяжким, непосильным трудом, это
всегда делали машины, которых было на заводах в предостаточном
количестве.

Мэри Паркер Фоллетт

Фоллетт родилась в штате
Массачусетс и провела большую
часть своей ранней жизни там.
В 1898 году окончила колледж
Рэдклифф, но получила отказ
доктора в Гарварде при приёме
на работу на том основании, что
она была женщиной.

Четыре фундаментальных принципа организации

Фоллетт выделила четыре принципа координации,
которые считала ключевыми для эффективного
управления.
Координация предусматривает «взаимную связь» всех
факторов.
Координация - это непосредственный контакт,
выражающийся в прямой связи между всеми ответственными
участниками, независимо от того, каково их место в иерархии.
Координация -должна начинаться на ранних этапах. Она
охватывает всех лиц, имеющих отношение к процессу, уже на
начальном этапе проекта.
Координация должна быть постоянным процессом,
построенным на понимании того, что единства не существует -
есть лишь непрерывный процесс унификации.