Ммз скорость им яковлева. Опытно-конструкторское бюро им

За время своего существования КБ им. А. С. Яковлева (ОКБ 115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года день первого полета АИР 1, разработанного… … Википедия

За время своего существования КБ им. А. С. Яковлева (ОКБ 115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года день первого полета АИР 1, разработанного… … Википедия

За время своего существования КБ им. А. С. Яковлева (ОКБ 115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года день первого полета АИР 1, разработанного… … Википедия

МАП имени О. К. Антонова Содержание 1 История ОКБ (по работам Антонова) 2 Состав Корпорации 3 ЛА ОКБ … Википедия

ОКБ 153 МАП имени О. К. Антонова Содержание 1 История ОКБ (по работам Антонова) 2 Состав Корпорации 3 ЛА ОКБ … Википедия

Координаты … Википедия

За время своего существования КБ им. А. С. Яковлева (ОКБ 115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года день первого полета АИР 1, разработанного… … Википедия

Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Для термина «Прогресс» см. другие значения. ОАО «Арсеньевская Авиационная Компания „ПРОГРЕСС“ им. Н. И. Сазыкина» Тип Открытое акционерное общество Деятельность Производство Расположение … Википедия

Книги

  • Российский легкий штурмовик ЯК-130 (4821) , . Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten - "Рукавица") -российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в…

ОКБ А.С. Яковлева - За время своего существования КБ им. А. С. Яковлева (ОКБ 115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года день первого полета АИР 1, разработанного… … Википедия

ОКБ Яковлева - За время своего существования КБ им. А. С. Яковлева (ОКБ 115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года день первого полета АИР 1, разработанного… … Википедия

ОКБ-115 - За время своего существования КБ им. А. С. Яковлева (ОКБ 115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года день первого полета АИР 1, разработанного… … Википедия

ОКБ-153 - МАП имени О. К. Антонова Содержание 1 История ОКБ (по работам Антонова) 2 Состав Корпорации 3 ЛА ОКБ … Википедия

ОКБ Антонова - ОКБ 153 МАП имени О. К. Антонова Содержание 1 История ОКБ (по работам Антонова) 2 Состав Корпорации 3 ЛА ОКБ … Википедия

ОКБ-478 - Координаты … Википедия

КБ Яковлева - За время своего существования КБ им. А. С. Яковлева (ОКБ 115) выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных. Днем рождения ОКБ считается 12 мая 1927 года день первого полета АИР 1, разработанного… … Википедия

Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия

Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина - Для термина «Прогресс» см. другие значения. ОАО «Арсеньевская Авиационная Компания „ПРОГРЕСС“ им. Н. И. Сазыкина» Тип Открытое акционерное общество Деятельность Производство Расположение … Википедия

Книги

  • Российский легкий штурмовик ЯК-130 (4821) , . Як-130 (по кодификации НАТО: Mitten - "Рукавица") -российский учебно-боевой самолёт, разработанный ОКБ имени Яковлева совместно с итальянской компанией Aermacchi для замены в…
.

Четная сторона.

Прежде чем продолжить прогулку по проспекту, не могу удержаться, чтобы не показать для сравнения две фотографии одного и того же места.
Фото конца 1930 годов, правда на сайте "ПастВью" оно датировано 1940 - 1950 гг., но я с этой датировкой не согласна, т.к. еще нет здания МАДИ, которое стало строиться на этом месте еще до войны.

Для ориентира высотное здание на втором плане на 1-й фотографии стоит на месте школы (4-х этажное белое слева) на 2-й фотографии, а белый забор слева в центре на последнем фото это бывшее ОКБ им. Яковлева. Правее за ним стоит 2-х этажный домик, об истории некоторых его жильцов я узнала благодаря воспоминаниям одного из участников форума на сайте "ПастВью ", который родился в этом домике. Вот, что он пишет "Двухэтажный деревянный дом, б. домовладелец - доктор Миронов, который - после "раскулачивания" - жил в одной из квартирок со стороны шоссе. Жильцы дома постоянно писали в НКВД на него доносы, обвиняя в подпольных абортах". Доктора не посадили, т.к. автор предполагает, что многие НКВДшные жены у него лечились и он прожил в бывшем своем доме до его сноса в 1958 году. Правда, в 1930 г. доктор пытался возвратить его в собственность, но ему отказали, признав, что "Данный дом находился в бесхозяйственном состоянии и сам Миронов является чуждым элементом советской власти". Я покопалась в справочниках и нашла этого доктора Миронова Ивана Дмитриевича , который был врачом и жил во Всехсвятское еще до революции.
Отец автора ушел из этого дома на фронт и пропал без вести, хотя имел бронь. На фото ниже этот дом и соседний. Вдали дом №66, о котором я писала в прошлой части.
Возведение Главного корпуса ОКБ Яковлева на Ленинградском проспекте. Фото 1957 г.

Тот же дом со двора еще до начала строительства КБ Яковлева. Фото 1954 - 1955 гг.

Дом №68 - территория, занятая этим домом с его многочисленными корпусами сейчас именуется бизнес-центр "Авиапарк", включающий в себя гостиницу, косметический центр, Теледом, где снимаются такие передачи как "Своя игра", "Танцы со звездами", джаз клуб Игоря Бутмана с рестораном и многие другие, здесь находится Федеральная служба за оборотом наркотиков САО и корпорация АОА "Иркут".


В советское время эта территория принадлежала Авиационному заводу, который неоднократно менял свое название., то это было КБ завода 115, с 1935 - ОКБ завода 115. а затем с 1966 г. ОКБ ММЗ "Скорость".
Историю его создания описал в своей книге "Цель жизни" знаменитый авиаконструктор А.С.Яковлев, вот что он пишет - "Группа энтузиастов из 35 человек, работавшая под руководством А. С. Яковлева, добилась признания и 15 января 1934 г. была переведена из Осовиахима в государственную авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом 115. Коллектив получил свою базу в кроватной мастерской на Ленинградском проспекте". На фото 1933 - 1935 гг. та самая фабрика.


Далее Яковлев пишет, что меня предупредили "производство кроватей за мастерской сохраняется.
Так очутилось наше конструкторское бюро в кроватной мастерской. Она размещалась в небольшом кирпичном одноэтажном сарае. Помещение не было даже оштукатурено, а земляной пол засыпан толстым слоем обрезков железных прутьев и проволоки: вероятно, его не чистили много лет. Территория, окружающая мастерскую, или, как говорили, заводской двор, была довольно большая, но загромождена какими-то деревянными сарайчиками, конюшнями, навесами и завалена горами мусора...
В маленьком, совершенно непригодном для производства помещении рабочими самой низкой квалификации изготовлялись грубые железные кровати - "канадейки", которыми до потолка была завалена половина мастерской...
Разумеется, никто и предполагать не мог, что эта мастерская превратится в передовой авиационный завод с прекрасной, озелененной территорией."
Я не буду писать об истории завода, кому интересно прочтет книгу или посмотрит специальный сайт , посвященной истории ОКБ, а я же приведу лишь некоторые старые фото и покажу как постепенно разрастался завод.
Фасад КБ со стороны Ленинградского проспекта. Фото 1962 г.


Внутренний двор КБ. Фото 1962 г.


Производственный корпус. Фото 1962 г.


Столовая КБ. Фото 1962 г.


Первый самолет АИР-9 на новом месте был создан уже осенью 1934 года и был представлен на выставке в Париже.

Ну и наконец, еще один из образцов продукции, разработанной в ОКБ. Фото 1947 г.


За долгие годы своего существования ОКБ превратилось в мощное авиационное предприятие, а его территория значительно увеличилась. Здесь было создано множество различный модификаций самолетов, а его знаменитые ЯКи знала вся страна. Сам Яковлев руководил заводом до 1984 г. и ушел на пенсию в возрасте 78 лет. После его смерти в 1989 г, созданное им конструкторское бюро было названо его именем.
К сожалению, на сегодняшний день предприятие ликвидировано, специалисты уволены, имущество распродано. В 2004 году ОАО "ОКБ им. А. С. Яковлева" было поглощено ОАО "НПК Иркут", позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр того же ОАО и сейчас из бывших своих площадей занимает неполных два этажа. Приехали!!!
Двигаемся дальше. Рассмотрим следующее старое фото 1940 гг. Белое здание справа - это метроподстанция дэ-2, правее от нее корпуса ОКБ Яковлева, постройки слева с трубами - это бывший завод "Изолятор", о последнем речь пойдет ниже.


Где-то между ними, ближе к заводу "Изолятор", до революции находился мыловаренный и химический завод фирмы "Польза". Оба завода "Изолятор" и "Польза" были основаны дворянином и художником Николаем Павловичем Сорохтиным, личностью интересной, незаурядной. В его биографии довольно много неточностей и белых пятен, сведения о нем разбросаны по разным источникам и не всегда верны, отчасти масла в огонь подлил сам Сорохтин, когда ему в 1930 г. пришлось рассказывать о себе следователю во время его допроса по обвинению по т.н. "сочинскому делу Ордена тамплиеров и розенкрейцеров", а отчасти его неблаговидный портрет складывается из писем А.П.Чехова, который его не взлюбил, поэтому я решила по мере сил и возможностей восстановить истинную его биографию и посвятить . Здесь же расскажу только о том периоде его жизни, который связан с с. Всехсвятским.
Фото Сорохтина Н.П., основателя завода "Изолятор"

Итак, примерно на месте левого крыла современного дома №68 по Ленинградскому проспекту (см. первое фото), до революции находился завод "Польза". Токмаков пишет: - "В том же с. Всехсвятском в 1896 г. Сорохтин устраивает мыловаренный и химический завод "Польза" и уже в начале 1898 г. пускает его в действие. Завод вырабатывает фабричное мыло, изготовленные по новейшему способу; туалетные, парфюмерное мыло всех сортов медицинские и гигиеническое мылопережиренные вновь, изобретенные Русскими и Иностранными профессорами и докторами; разные гигиенические мази и стерелизации разных предметов: в особенности достойно внимания новость: мыло для стирки белья Вазелиновое, дающее экономии 80%.".

Еще раньше, Сорохтиным был создан завод "Изолятор", который до недавнего времени находился на Соколе. История его создания такова.
В июле 1894 г. Сорохтин арендует 1 десятину земли у крестьянина Рамазина в с. Всехсвятском и заводит гончарное производство, производит посуду из глины, подражая образцам древнерусской керамики. Производство началось при 10 рабочих. К августу следующего года Сорохтин так развил производство, что стал первым учредителем "Фарфорового завода Всехсвятского Товарищества Гончарных изделий". В июне 1896 г было приобретено еще 2 десятины земли за 11000 руб. серебром на расширение завода, а в декабре приступили к расширению деревянного завода на каменном фундаменте. В это же время завод начинает выпускать изоляторы к телефонным и телеграфным проводам.
В том же, 1896 г., Николай Павлович с группой пайщиков создает Торговый дом "Н.Сорохтин и К". Первый его проект был - учреждение банка "Кредит личного труда". Цель банка была выдавать денежные ссуды под самообязательства ремесленникам, домовладельцам, чиновникам и пр. служащим, вообще людям, занимающимся каким либо трудом, из 8% в год; ссуды могли брать от 15 до 300 руб.с уплатою в рассрочку с ежемесячным погашением долга, сроки по соглашению с заемщиками. Первоначально было собрано капитала до 600000 руб., но Министерство финансов предложило создать Торговый Дом, который и был создан.
В апреле 1897 г. был подведен пробный баланс за три месяца, прибыль составила 9190 руб. Складочный капитал образовался в 116 тысяч рублей; рабочих на заводе было 200 человек, контора состояла из 10 человек служащих (вначале был только один конторщик).
Газета "Московские ведомости" в 1898 г. публикует статью о "Первом фарфоровом заводе", особо отмечая разнообразие выпускаемой продукции. Помимо бытовой керамической посуды на заводе выпускается майолика для облицовки печей и каминов. Большим спросом пользуются терракотовые украшения для отделки внутренних покоев и фасадов. Из фаянса делают чаши и умывальники, из керамики - цветы для украшения надгробий. На предприятии также изготовляются изоляторы и прочие изделия технического фарфора". Единственное фото дореволюционных изделий завода, которое мне удалось обнаружить, .
А вот работы самого художника Сорохтина Н.П. "Слон", "Павлин" и "Горный баран"

Они до сих пор хранятся в музее-заповеднике В,Д. Поленова, об этом я подробно писала в посте, .

Токмаков И.Ф. пишет; - "В 1897 г. Сорохтин вышел из товарищества, после чего завод продолжал действовать под новой фирмой", а в книге "Северный округ Москвы. XX век" (сост. Е.Мачульский) добавляется "Оставшиеся пайщики образовали "торговый дом Чоколова, Корейша, Шидловского и Ко" и назвали завод "Изолятор". К 1900 г. завод имел два производственных корпуса — трехэтажный каменный и одноэтажный с деревянной надстройкой, был оборудован двумя нефтяными двигателями, динамо-машинами, шлифовальными и токарными станками, приспособлениями для обработки глины и горизонтальной печью для производства кирпича. В результате банкротства торгового дома молодое предприятие было продано с публичного торга".
Однако это не совсем так, в справочной книге о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство по городу Москве за 1897 г. среди купцов 2-й гильдии числится "Торговый дом вне Москвы "Сорохтин Н.П. и К", и далее написано "Сорохтин Николай Павлович, 36 лет, дворянин, в купечестве с 1896 г., житель Моск.уез., 3 ст. в с. Всехсвятском, имеет фарфоровый завод под фирмою "Сорохтин Н.П. и К".
Эта же фирма упоминается и в справочнике "Вся Москва" за 1901 г. и 1904 г.
И еще один факт, говорит о том, что Сорохтин оставался владельцем завода и после 1897 г. В начале 1900 года Р.Ф.Мельцер познакомил художника К.С.Петрова-Водкина с Н.П.Сорохтиным, владельцем гончарного завода под Москвой, где в течение 1900-1901 года Кузьма Сергеевич работает и выполнял заказы, в области керамики: он рисует изразцовые печи и камины, лепит изразцы и колонки. Он дружил с семьей Сорохтина, часто бывал у них дома, особенно к нему, как к старшему товарищу, был привязан Володя Сорохтин. Они вместе учились в Художественном училище живописи, ваяния и зодчества.
Кузьма (Петров-Водкин ) с приятелем Владимиром Сорохтиным.

Об их совместном путешествии в апреле 1901 г. сообщали газеты "Русское слово" и "Новости дня".
Из всего вышесказанного следует, что на какое-то время Сорохтин, возможно, выходил из дела, и в этот период действовал завод фарфоровых и гончарных изделий Торгового дома "Чоколов, Карейша, Шидловский и Ко " под фирмой "Изолятор", а после ее разорения Николай Павлович вновь вошел в дело, либо какое-то время существовало разделение фирм. Поэтому вопрос о годе выхода из дела Сорохтина окончательно, остается открытым.
Последними дореволюционными владельцами завода становятся супруги Чоколовы Семен Петрович и Екатерина Николаевна , личности не менее интересные, чем Сорохтин, их портреты писал знаменитый художник Серов, они были дружны с С.И.Мамонтовым, а в Москве раньше даже существовал Чоколов проезд (об этом я вскользь упоминала, когда писала пост о гончарной ), поэтому я также решила посвятить , а тут рассказать только о том отрезке их жизни, что связана с заводом "Изолятор".
Портреты Чоколовых Семен Петровича и Екатерины Николаевны, написанные художником Серовым В,А. в 1887 г.

Впервые имя Чоколова С.П. (1848?-1921гг.) в связи с заводом упоминается в "Справочной книге о лицах, получивших купеческое и промысловое свидетельство по городу Москве за 1898 г. о Чоколове написано следующее "Чоколов Семен Петрович, коллежский ассесор , 47 лет, в куп. с 1897 г., житель Мещ. ч.,Салтыковский, собств. дом. Имеет гончарный завод в Моск. уез. 1 ст. в с. Всехсвятское". По воспоминаниям сына Чоколовых - Сергея, в это время отец был еще только совладельцем завода, а основной его работой было строительство Московско-Ярославско-Архангельской ж/д, принадлежавшей Мамонтову С.И., где Чоколов занимал должность главного инженера, но после краха Саввы Ивановича (см.ссылку выше о гончарной мастерской ), когда Семен Петрович остался без работы он всерьез начинает заниматься заводом и где-то в начале 1900-х годов он вместе со своей супругой Екатериной Николаевной становятся его единоличными владельцами.
Село Всехсвятское в начале XX века.
Супруги Чоколовы сумели создать из этого предприятия рентабельное, высокотехнологическое производство, обеспечивавшее своими изделиями почти всю Россию. Здесь производили изоляторы и технические материалы из фарфора, чаны для красильных, белильных и шелковых фабрик, различные виды санитарной посуды, огнеупорный кирпич. В 1909 г. была организована мастерская искусственных фарфоровых цветов. Электротехническая продукция завода в 1905 г. была отмечена золотой медалью на международной выставке в Брюсселе. В 1908 и 1915 гг. строятся еще два двухэтажных бетонных корпуса. Стоимость производственной продукции с 24 тысяч руб. в 1903 г. возросла почти до 140 тысяч в 1912 г., а в 1916 г., в связи с возросшими потребностями военного ведомства, достигла 485 тысяч руб.
После 1917 года завод был национализирован, получил название "Изолятор" и специализировался только на выпуске изоляторов и технической керамики.
Лишь в 1972 году на "Изоляторе" восстанавливают производство художественных изделий. Посуду и керамику производят из отходов фарфора основного производства. Ассортимент художественной керамики невысок - всего 10 наименований изделий - масленки, кружки и сувениры.
С 1995 года цех художественной керамики преобразовывается в дочерние предприятие "Всехсвятский фарфор" АОЗТ "Мосизолятор".
А в 1997 году предприятие преобразуется в ООО "Художественный фарфор - М.Изолятор".
Вот так выглядел до недавнего времени один из новых корпусов завода, построенный в 70-х годах прошлого века (тот, что на первом плане ), а за ним уже построены корпуса нового бизнес-центра. Фото было сделано в октябре 2013 г.

Как оказалось, это был последний снимок завода, а уже в декабре 2013 г. этот его последний корпус был снесен.

Но само предприятие не прекратило своего существования, а переведено в Московскую область, в Истринский р-н. С.Павловская слобода.

Но, а на Соколе, на месте, где стоял завод, как это у нас водится, появился новый бизнес-центр.

Окончание прогулки по проспекту.

Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ОАО «Корпорация «Иркут») – вертикально-интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения.

В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут». Персонал был сокращен в 4,5 раза (с 1400 человек в 2003 году до 311 человек), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость. Позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут».

История

В 1932 году, в марте, по приказу № 181 был создан завод под названием Иркутский авиационный завод №125. Достаточно странно, но активно завод начал работать только спустя два года. В разработке планировалось сделать истребитель И-14, который в дальнейшем успешно прошёл пробный полёт и был пущен для производства. Основной задачей самолёта было истребление авиа силы противника, но первоочерёдной миссией - это оборона.

Защищать своего государство, вот для чего был создан И-14, а так же его можно было применять для транспортировки разных грузов, в частности авиа деталей. Истребитель проводил активные действия во время Первой мировой войны, именно для этой цели он были создан, а в дальнейшем улучшен в разы. В 1941 году, по приказу №1139 хотели объединить два завода, Иркутский № 125 и Московский № 39, задумка была успешно выполнена, а предприятие получило новое название: орден Ленина и Орден Трудового Красного Знамени авиационный завод №39 имени И.В. Сталина. Этот "спал" был очень силён и много лет производил отличные самолёты.

Таким образом с 1941 по 1943 года, производился пикирующий бомбардировщик Пе-2. Он не много отличался от других моделей самолётов, единственно, что, это были решены проблемы защиты машины и экипажа. Броня стала больше, тем самым прочнее, а также, экипаж оборудовался новыми средствами защиты. Это всё делалось для того, чтобы огонь с земли или моря, не уничтожал легко самолёты, то есть не становился лёгкой наживой. Для идеального состояния самолёта были добавлены воздушные тормоза, благодаря которым бомбардировщик мог легко маневрировать. Все идеи были успешно произведены в жизни и таким образов, получилась модель Пе-2.

Также за время объединённого завода было создано несколько моделей дальних бомбардировщиков, а именно: Ил-4 , Ил-6 и Ер-2. Выпускались они в период с 1942 по 1946 год соответственно. Естественно, прямой задачей самолётов было сражение во время Великой Отечественной войны. Также специально для ВОВ, был создан дальний истребитель, единственный в своём роде, Пе-3, выпускался он всего два года, на протяжении 1941 - 1943 годов.

После войны завод выпускал много самолётов разных категорий, но знаковыми стали транспортные, такие как: Ан-12 и Ан24. Первая модель была достаточно хороша, но не совсем такой, какой хотели её видеть правительство, именно поэтому, создали усовершенствованный Ан-24, который подходил всем критериям. Выпускались они с 1952 по 1962 и 1967 по 1971 год соответственно. В 1989 году завод получает новой название " Иркутское авиационное производственное объединение", сокращёно ИАПО.

Иркутский Авиационный Завод в настоящее время является мощной производственной площадкой корпорации "ИРКУТ", ее главным процессинговым центром.

В настоящее время в серийном производстве находятся многоцелевой боевой самолет Су-30МК в различных модификациях – Су-30МКИ для Индии, Су-30МКМ для Малайзии, Су-30МКА для Алжира.

Начато серийное производство компонентов для аэробусов А320 компании AIRBUS: это ниша передней стойки шасси, килевая балка и направляющая закрылка.

Конструкторское бюро Яковлева является одним из наиболее развитых и известных не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. Данное предприятие работает над проектированием и дальнейшим изготовлением авиационной техники. Руководителем бюро был назначен талантливый конструктор прошлого века А.С. Яковлев.

Краткая история создания и восхождения ОКБ Яковлева

А.С. Яковлев до 1934 года был главой группы конструкторов на заводе №39, которая занималась проектированием и созданием новых летательных аппаратов. За счет этого руководство страны выделило данную группу и обеспечило финансирование на развитие данной отрасли. Государственный указ, изданный в средине лета 1934 года, организовал всех конструкторов Яковлева в одну единицу, которая должна подчиняться Спецавиатресту. После этого данная группа обозначалась как «Завод №115». С 1935 года он перешел под курирование Наркомтяжпрома. В 1959 году предприятие передано под контроль и финансирование ГКАТ и стало обозначаться как «Предприятие 1303». На этом переименования не закончились, поскольку в 1966 году его начали называть как машиностроительный завод «Скорость».

В 1992 году данный завод стал акционерным предприятием открытого типа, начал носить имя легендарного конструктора − ОКБ им. Яковлева. После этого его развитие было достаточно слабым, в основном это объяснялось недостатком финансирования и малым количеством заказов на продукцию. Окончательное преобразование предприятия состоялось в 2004 году, когда все ОКБ поглотило предприятие «Иркут». После этого большинство работников было уволено, а значительную часть недвижимости и вовсе распродали. На основе всего комплекса работников и оборудования был сформирован центр инженеров, который обслуживал нужды «НПК Иркут».

Особенности работы и продукции предприятия Яковлева

Первый самолет, который спроектировал Яковлев, поднялся в воздух еще в далеком 1927 году. Это было началом эры воздушных аппаратов Яковлева. За всю историю работы данного конструктора и его ОКБ было создано более 200 различных самолетов, около ста их них выпускались серийно. Предприятие занималось еще изготовлением вертолетов и другой военной и гражданской техники. Самое главное, что все работы были уникальными и новыми во всем мире. Это позволило достичь высоких результатов, тем более что данная техника широко используется на территории множества стран мира.

Среди всех летательных аппаратов, которые были изготовлены на заводе, наибольшее внимание уделялось все же созданию различных вариантов самолетов. В линейке машин данного типа можно выделить учебные, боевые, также изготовлялись беспилотные агрегаты. Наиболее совершенными были самолеты с вертикальной системой взлета и посадки, причем данная система была достаточно уникальной и не имела точных аналогов.

Конструкторами бюро было разработано множество военных самолетов для выполнения различных операций и миссий. Команда Яковлева достигла больших результатов в разработке сверхзвуковых, реактивных и пассажирских самолетов. Было изготовлено много машин для воздушного спорта, которые легко выполняли самые сложные фигуры высшего пилотажа. Нельзя не отметить вклад конструктора Яковлева и его группы в создание самолетов, которые принимали активное участие в боях во время Отечественной войны.

За счет того, что данное ОКБ собрало самых лучших конструкторов нашего государства, они смогли параллельно работать над самолетами самой разной конструкции и области применения. Именно из-за правильного подбора работников завод Яковлева смог постоянно производить серийные самолеты, начиная с 1932 года и на протяжении 70 лет. За это время удалось построить более 70 тысяч самолетов разной конструкции с бортовым обозначением «Як». Большая часть их была изготовлена еще во время Великой Отечественной войны.

Самолеты:

ЭГ Як-130
УТ-1 Як-242 / МС-21
УТ-2 Су-30
Шмель-1
Пчела-1Т
И-26
И-30
Як-1
Як-2
Як-3
Як-6
Як-7
Як-7УТИ
Як-8
Як-9
Як-11
Як-12
Як-15
Як-17
Як-18
Як-19
Як-21
Як-23
Як-24
Як-25
Як-26
Як-27
Як-28
Як-30
Як-32
Як-35
Як-36
Як-38/М/У
Як-39
Як-43
Як-44
Як-48
Як-50
Як-52
Як-54
Як-55
Як-58
Як-60
Як-112
Як-133БР
Як-141
Як-142
Як-201

Подготовка специалистов на предприятии Яковлева

Самим Яковлевым проводился подбор сотрудников, что позволило создать единый, хорошо слаженный коллектив. Все работники завода отличались высокой научной базой и стремлением к созданию нового. Сотрудники имели возможность воплотить свои идеи в реальность, хоть иногда они были почти не выполнимы, а за счет слаженного и дружного коллектива была возможность доработать и обсудить все проекты. За счет коллективной работы и творчества и была создана яковлевская школа. Каждый конструктор отличался ответственностью за свои творения и старался сделать свое детище самым лучшим и надежным в эксплуатации.

За многолетнюю работу бюро было подготовлено много выдающихся конструкторов, которые получили мировую славу за свои труды в авиастроении. Также отдел испытателей имел особое уважение со стороны всего коллектива, поскольку их труд был самым опасным и ответственным. Самая первая группа конструкторов, которую собрал сам А.С. Яковлев, подготовила молодое поколение мастеров в различных отраслях авиационного дела.

Качественное изготовление и проектирование самолетов было получено за счет самых новых разработок и внедрения передовых мировых технологий. Для этого был организован целый отдел, основной задачей которого было внедрение новых деталей, агрегатов и вооружения. Данное опытное бюро имело множество партнеров, таких как ЦАГИ, НИИАС, НИАТ и другие передовые институты. Также сотрудники завода привлекались для консультирования на других технических предприятиях авиастроения.

Слаженное и тесное сотрудничество позволяло ОКБ Яковлева получать самые новые разработки для своих силовых установок и электрооборудования. Именно партнеры занимались новыми разработками и их изготовлением, за счет таких симбиотических отношений много предприятий работало как одно целое. Все это позволило получать качественные и конкурентоспособные самолеты с обозначением «Як».

Достижения авиатехники производства ОКБ Яковлева

Все воздушные аппараты, которые были созданы в стенах данного предприятия, смогли завоевать 86 мировых рекордов по разным показателям. Нужно отметить, что регистрация рекордов на мировом уровне в СССР началось только с 1935 года, но даже до этого было достигнуто множество результатов.

Самыми известными и значимыми мировыми рекордами данного бюро стали такие:

    Со средины октября 1936 года до начала лета 1937 года на легких самолетах Яковлева было установлено сразу 5 рекордов, которые выполнялись как мужчинами, так и женщинами.

    1949 год принес еще один рекорд по скорости на самолете с использованием легкого поршневого двигателя, что было отмечено международной медалью Луи Блерио.

    Самым известным скоростным рекордом стало достижение аппарата типа Як-11 в 1951 году. Данных показателей скорости не могли достичь в мире на протяжении 24 лет.

    Что касается грузоподъемности, то и здесь творения яковлевцев были отмечены мировыми наградами. Этот рекорд поставил грузовой вертолет марки Як-24.

    Также были установлены рекорды по максимальной высоте подъема и скорости, этого удалось достичь с созданием реактивных самолетов типа Як-30, а также Як-32.

    Гонка вооружений позволила получить в 1955 году рекорд высоты с максимальным грузом на борту. При этом были использованы самолеты РВ, которые смогли побить показатели американского аппарата «Локхид U-2».

    Самые последние мировые рекорды были установлены при использовании машины типа Як-141, которая имеет возможность производить вертикальный взлет и посадку.

Большой ассортимент продукции предприятия Яковлева, а именно 19 различных типов воздушных аппаратов, позволил получить множество самых высоких мировых наград.

Работа конструкторского бюро Яковлева неоднократно была отмечена высокими государственными наградами. Первый орден был получен в 1942 году, это был орден Ленина. Вторым был орден Красного Знамени, он был вручен в 1944 году за разработку и изготовление качественных боевых самолетов. В 1981 году был вручен орден Октябрьской Революции. Кроме всего этого, множество государственных наград было вручено непосредственно самым активным и успешным конструкторам данного предприятия.

1 Авиаконструктор Александр Яковлев, 1967 год
© Валентин Черединцев/Фотохроника ТАСС

12 мая отмечает 90-летие Опытно-конструкторское бюро (ОКБ) им. А.С. Яковлева. В этот день в 1927 г. пилот Юлиан Пионтковский поднял в воздух легкий спортивный самолет (авиетку) АИР-1, созданный коллективом под руководством известного авиаконструктора Александра Яковлева. Он является основоположником авиамоделизма и планеризма в Советском Союзе.

Ныне ОКБ Яковлева входит в структуру ПАО "Корпорация Иркут" (в составе Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК).

История конструкторского бюро

Авиетка АИР-1 создавалась в 1926-1927 гг. в Москве группой конструкторов в инициативном порядке, разработка машины не была оформлена каким-либо приказом. Проектировщик самолета Александр Яковлев работал механиком в Военно-воздушной академии Рабоче-крестьянской Красной Армии (ВВА РККА). 19 июля 1927 г. АИР-1 совершил рекордный беспосадочный перелет по маршруту Севастополь - Москва (1 тыс. 420 км за 15 ч 30 мин).

В 1931 г. Александр Яковлев окончил ВВА РККА, получил диплом инженера и был распределен на авиазавод номер 39 им. В.Р. Менжинского (Москва), где организовал официально оформленную группу легкой авиации.

В 1931-1934 гг. этот коллектив проектировал и строил самолеты АИР различных конструкций, с разными летно-техническими характеристиками.

В январе 1934 г. группа была выделена в отдельное конструкторско-производственное бюро (КПБ) Спецавиатреста Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) СССР. В том же году бюро было переименовано в Завод легких самолетов, затем - Завод номер 115.

В 1940 г. вышло постановление Государственного комитета обороны СССР о присвоении советским самолетам названий по первым буквам фамилий конструкторов; новый одноместный истребитель завода 115 получил имя Як-1.

В 1966 г. предприятие переименовали в Московский машиностроительный завод (ММЗ) "Скорость". Александр Яковлев был главным (1935-1956), затем генеральным (1956-1984) конструктором завода. В 1990 г. предприятию присвоено его имя.

31 августа 1993 г. ММЗ "Скорость" им. А.С. Яковлева, как и ряд других госпредприятий, был акционирован в соответствии с указом президента РФ Бориса Ельцина от 1 июля 1992 г. С 1996 г. - ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева".

В 2009 г. на основе конструкторского коллектива ОКБ был сформирован Инженерный центр им. А.С. Яковлева в составе Научно-производственной корпорации "Иркут" (входит в ОАК).

Самолеты Яковлева

За годы деятельности ОКБ его коллектив создал более 200 типов и модификаций летательных аппаратов, из них свыше 100 серийных. Под руководством Яковлева создано 75 типов самолетов, построенных общим числом свыше 66 тыс. экземпляров. Среди них:

самолет местной связи АИР-6 (1932);
первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936);
поршневые истребители Великой Отечественной войны Як-1 (1940), Як-7 (1941), Як-9 (1942) и Як-3 (1943);
первый принятый на вооружение советский реактивный истребитель Як-15 (1946);
первый советский всепогодный перехватчик Як-25 (1949);
сверхзвуковой разведчик Як-27Р (1958);
сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як-28 (1958);
самолеты вертикального взлета и посадки Як-36 (1964) и Як-38 (1972);
учебно-тренировочные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1974);
легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947);
спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-1981);
реактивные пассажирские Як-40 (1966), Як-42 (1975) и др.

Яковлев также создал первые самолеты вертикального взлета и посадки. В 1987 г. появилось новое поколение таких самолетов – Як-141. Именно этой разработке Яковлева первой среди самолетов своего класса удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные проекты в мире минимум на 10 лет.

В 1990-х гг. был разработан реактивный учебно-боевой самолет Як-130. С 2016 г. ведутся летные испытания учебно-тренировочного самолета Як-152 с поршневым дизельным двигателем. В мае этого года запланированы летные испытания магистрального реактивного пассажирского авиалайнера МС-21, разработка которого ведется при участии специалистов бюро.

Текущее состояние ОКБ

Основные виды деятельности ОКБ им. А.С. Яковлева - разработка, производство, испытания и ремонт гражданской и военной авиационной техники.

В 2016 г. компания осуществляла авторский надзор за изготовлением на Иркутском авиазаводе (филиал ПАО "Корпорация "Иркут") 19 самолетов Як-130, поставленных Минобороны РФ и иностранным заказчикам (Бангладеш, Белоруссия, Мьянма). Летно-испытательный и доводческий комплекс ОКБ в г. Жуковский (Московская обл.) вел подготовку к проведению летных и сертификационных испытаний опытных экземпляров МС-21.

Численность сотрудников предприятия по состоянию на 1 января 2017 г. - 499 человек. По итогам 2016 г. выручка составила 950 млн 703 тыс. руб. (снижение на 28% от показателя 2015 г.), чистая прибыль - 1 млн 514 тыс. руб (снижение на 89%).

Материал подготовлен по данным ТАСС-Досье.


Авиаконструкторы: А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин и А.И. Микоян на авиационном празднике в Тушине, 1949 год
© Николай Ситников/Фотохроника ТАСС


Авиаконструкторы Михаил Бендерский и Александр Яковлев, 1967 год


Министр авиационной промышленности СССР Петр Дементьев, министр вооруженных сил Франции Пьер Месмер, генеральный конструктор Андрей Туполев, авиаконструктор Александр Яковлев и первый зам. генерального конструктора Александр Архангельский в КБ Туполева, 1968 год
© Сергей Преображенский/Фотохроника ТАСС


Председатель Федерации авиационных видов спорта генерал-полковник авиации Иван Кожедуб вручает золотую медаль Федерации авиаконструктору Александру Яковлеву, 1970 год
© Сергей Преображенский/Фотохроника ТАСС


Легкий многоцелевой самолет АИР-6, 1932 год
© Фотохроника ТАСС


В декабре 1942 года пчеловод колхоза "Стахановец" Феропонт Головатый на личные сбережения приобрел истребитель Як-1, который он передал летчику гвардии майору Борису Еремину
© Е.Соколов/Фотохроника ТАСС


Учебно-тренировочный самолет Як-18. Юрий Гагарин в годы учебы в Саратовском аэроклубе, 1955 год
© Фотохроника ТАСС


Легкий многоцелевой самолет Як-12, 1973 год
© Фотохроника ТАСС


Пассажирские самолеты Як-40, 1967 год
© Сергей Преображенский/Фотохроника ТАСС


Самолет-истребитель Як-36, 1967 год
© Сергей Преображенский и Борис Трепетов/Фотохроника ТАСС


Легкий многоцелевой самолет Як-112, 1998 год
© ТАСС


Одномоторный самолет-истребитель Як-3 на репетиции авиашоу в честь столетия ВВС РФ в Жуковском, 2012 год
© Марина Лысцева/ТАСС


Фронтовой истребитель Як-9у конструкции Александра Яковлева в музее Военно-воздушных сил в Монине, 1997 год
© ТАСС


Самолет Як-23 - экспонат музея Военно-воздушных сил в Монине
© Борис Кавашкин/ТАСС