Каверзные вопросы на собеседовании – что ждет работодатель? Будут ли зависеть ваши успехи в изучении химии от достижений при изучении математики.

Трудовой кодекс дублирует закрепленные в конституции гарантии: запрещено заключать трудовой договор «в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств» (ст. 64 ТК РФ).

«Если толковать данную норму буквально, то при трудоустройстве нецелесообразно спрашивать о возрасте, национальности, религии, семейном положении и сексуальной ориентации, так как ответ на эти вопросы не может стать основанием для отказа», - объясняет адвокат Полина Павлова.

Однако о наказании за такие вопросы в законе речи не идет. Привлечь к ответственности работодателя за них крайне сложно. «В законе запрещено ставить дискриминирующие ограничения в объявлениях о вакансиях. Личные вопросы на самом деле не совсем попадают под эту категорию, хотя являются дискриминирующими. Это плохо и с точки зрения закона, и с точки зрения нарушения личных границ, - уверена Мария Макарова, специалист по внутренним коммуникациям в одной из ИТ-компаний. - Но мало того, что сам ФЗ написан так, что это касается только вакансий, - у нас же еще никто и в суд не ходит. Почему, например, это работает в той же самой Америке? Если ты на собеседовании задашь такой вопрос американской кандидатке - о детях, о муже, - то на следующий день получишь иск. В России есть категория профессиональных «качателей прав», которые подают в суд на государственные организации и даже выигрывают суды, но процент таких людей ничтожно мал. Я, как работодатель, как человек, который проводит собеседования, знаю, что, если задам этот вопрос, вероятность того, что человек, которому я задам этот вопрос, пойдет в суд, очень невелика. Я не знаю лично ни одного человека, который ходил в суд по этому поводу».

«Если работник получил отказ в заключении трудового договора в связи с обстоятельствами, не связанными с его деловыми качествами, такой отказ подлежит оспариванию в суде. Как правило, суды встают на сторону соискателя и признают отказ работодателя в заключении трудового договора незаконным, а также по требованию могут взыскать с него компенсацию морального вреда», - комментирует Полина.

Какие вопросы можно считать слишком личными

Чаще от неудобных вопросов страдают женщины: работодатели не стесняются интересоваться их личной жизнью и возможной беременностью. На собеседовании соискателя могут спросить:

  • «Планируете ли вы ребенка?»
  • «Почему вы до сих пор не замужем/не женаты?»
  • «Как зарабатывает ваш молодой человек?»
  • «Что жена думает о ваших карьерных амбициях?»
  • «Можете ли вы управлять командой из мужчин/оказывать влияние на женщин?»

Другие бестактные вопросы касаются религиозных убеждений. С позиции работодателя более правильным будет спросить кандидата: «Вы готовы работать по предлагаемому графику?» - а не уточнять его религию или принадлежность к церкви напрямую.

Вопросы, касающиеся сексуальной ориентации, финансового положения, национальности, возраста, места рождения, внешности и политических взглядов, тоже в идеальном мире задаваться не должны, как и вопросы соискателям с ограниченными возможностями здоровья, если они не мешают выполнять обсуждаемую работу.

Почему работодатели это спрашивают?

Если на собеседовании вам задают личный вопрос, причин может быть несколько.

  1. Работодатель сталкивался с подобной проблемой в прошлом. Когда-то в компанию устроился человек, которого недовольная его положением жена убедила уволиться через полгода. Или сотрудница, которую искали год и которой доверили ответственную задачу, через четыре месяца уходит в декрет. Работодатель в этом случае не хочет прослыть хамом, но пытается защищать интересы бизнеса.
  2. Работодатель плохо знаком с этикой. Иногда человек не понимает, что спросил о чем-то личном, или считает такими вопросы нормальными, потому что «все спрашивают». Остается надеяться, что однажды кто-то объяснит этому рекрутеру или начальнику, почему задавать такие вопросы непрофессионально.
  3. Вы попали на стрессовое собеседование. Многие считают такой способ проверки недопустимым. К тому же не все HR-менеджеры умеют выходить из стресс-интервью так, что кандидат не чувствует себя по-настоящему оскорбленным.

«В России нередко задают вопросы про личную жизнь. Думаю, что это отголоски советского прошлого, когда все было общим и ни у кого ни от кого не было секретов, - предполагает партнер рекрутинговой компании «Марксман» Наталья Валдаева. - Работодатель не стесняется задавать вопросы о личной жизни и настораживается, если кандидат уходит от ответа.

Зачастую про личную жизнь спрашивают не из праздного любопытства, а чтобы лучше понять, чем дышит человек, какие у него интересы, возможности и ограничения. Эта информация поможет сделать вывод, комфортно ли новому сотруднику будет с коллективом, а коллективу - с ним. Например, исследования показывают, что «семейные» сотрудники более стабильны».

Что отвечать?

Ответ во многом зависит от того, насколько интересна эта работа. Крайних вариантов два: отшутиться и перевести тему или немедленно завершить собеседование.

Мы предлагаем разобраться в вопросе:

  1. Убедитесь, что вы не попали на стресс-интервью. Если рекрутер ведет себя странно и хамский вопрос не единственное отклонение от норм делового общения, возможно, вас испытывают на прочность. Это чаще случается на должностях, которые предполагают работу в стрессовых условиях: руководство проблемным коллективом, общение с трудными клиентами, с силовыми структурами. В этом случае работодателю важно увидеть вашу реакцию: она многое расскажет о том, как вы будете вести себя, если получите работу.
  2. Спросите работодателя, почему он считает вопрос важным. Без агрессии в голосе, мягко и спокойно поинтересуйтесь, почему работодателю нужно знать о том, что он только что спросил. Возможно, причина действительно есть - это связано с будущими обязанностями работника или настроениями в коллективе. Или в компании уже произошел неприятный случай.
  3. Скажите, что это не влияет на вашу способность хорошо выполнять работу. На этом этапе работодатель должен догадаться, что вы считаете вопрос некорректным. Вы можете помочь ему выйти из неловкого положения и перевести тему. Быть вежливым, но уверенным - лучшая стратегия на собеседовании.
  4. Если работодатель не понимает вашего намека, скажите прямо : «Я чувствую себя некомфортно, когда вы спрашиваете меня об этом. Это личный вопрос, который не касается моих профессиональных качеств. Я хочу работать в компании, которая верит в закон и равноправие». В российских реалиях эта заготовленная формулировка может звучать странно - или вам кажется, что она может так звучать. Тем не менее вам решать, какими должны быть отношения с работодателем и где проходят границы личного пространства. Во время собеседования эти границы можно обозначить.
  5. Если вопрос для вас совершенно неприемлем, завершите собеседование. Не факт, что оно окажется провальным: вдруг работодатель проанализирует ошибки и, учитывая прочие ваши преимущества, сочтет вас высокоморальным человеком?

Если вас все это не волнует и жизнь без личных вопросов и смешивания работы и личного вызывает зевоту, то поздравляем: вы отлично адаптировались к действительности. В любом случае будьте вежливы и держите себя в руках. И заранее решите, по пути ли вам с работодателем, который задает такие вопросы.

К сожалению, из-за неумения или непонимания важности прохождения интервью даже хороший специалист может не получить работу. Очень жаль видеть кандидата, который не умеет грамотно представить себя, рассказать о своих навыках, показать свои сильные стороны. Нередко соискателя пугают вопросы, которые задает HR-специалист, поэтому к интервью лучше подготовиться заранее.

Вера Стародубцева, FCCA, глава ACCA в России, рассказывает о самых распространенных вопросах на собеседовании и о том, какие ответы на них хотел бы услышать работодатель.

1. Почему вы решили уйти из предыдущей компании?

Довольно часто кандидат говорит общими словами: «Я не смог реализовать свои амбиции на предыдущей должности». После такого ответа обычно следует просьба конкретизировать свой ответ, которая приводит соискателя в тупик, и он продолжает «увиливать».

HR-специалист хочет услышать от вас как можно больше конкретики.

Будьте проактивны: если вы не реализовали на предыдущей должности свои возможности, то объясните, какие, с чем это было связано и так далее. Если же человек продолжает отвечать на конкретные вопросы общими заученными фразами, становится ясно, что он либо что-то скрывает, либо не знает, чего именно хочет.

2. Что изменилось на предыдущем месте работы с вашим приходом?

Здесь важно правильно сформулировать свои мысли. К примеру, вы решили какую-то проблему. Но рекрутеру гораздо важнее понимать, что вы не просто ликвидировали какую-то ошибку, но и сделали все возможное, чтобы больше таких проблем не возникало. Покажите, что вы умеете не только исправлять последствия, но и предвосхищать возможные трудности.

3. Какие ошибки вы допускали и как справлялись с их последствиями?

50% опрошенных отвечают, что ошибок не совершали, но это, скорее всего, не совсем так. Обычно так отвечают сотрудники, которые винят в своих неудачах всех, кроме себя.

Каждый человек иногда ошибается, поэтому подготовьтесь к неприятному вопросу заранее.

Безусловно, не стоит рассказывать о фатальной ошибке, которая привела к потере работы. Достаточно рассказать о той ситуации, из который вы смогли найти выход и которая вас чему-то научила. Таким образом вы покажете, что умеете преодолевать трудности, анализировать полученный опыт и учиться, пускай и на своих ошибках.

4. Назовите свои слабые стороны.

Этот вопрос задается с целью выявить, насколько кандидат самокритичен и готов к анализу. Если соискатель говорит, что у него нет недостатков, это важный повод задуматься - людей без недостатков не бывает. Вероятнее всего, человек не воспринимает критику и будет тяжело относиться к комментариям руководителя.

Стоит не забывать, что любой недостаток - это обратная сторона достоинства.

В качестве недостатка можно называть, например, скрупулезность, однако это не худшее качество, например для финансового специалиста. В данном случае стоит свои любые недостатки обернуть в достоинство, а также прокомментировать, как вы работаете над собой.

5. Чем вы можете гордиться?

Зачастую кандидаты отвечают о потенциальных возможностях без подтверждения кейса какими-то примерами. Работодателю хотелось бы услышать о конкретных действиях: с помощью каких инструментов вы добились успеха, по каким критериям вы оцениваете свою работу, почему именно этим проектом вы гордитесь и так далее.

6. Кем вы видите себя через пять лет?

Здесь работодателю хотелось бы услышать не только о профессиональных достижениях, но и о других успехах. Таким образом вы покажете, что вы разносторонняя личность, которая развивается не только в рамках работы. Если вы умеете мечтать, у вас есть цель в жизни и вы к ней идете - это огромный плюс для любого соискателя.

7. Когда вы собираетесь в декрет?

Это один из неудобных и вопросов, который задает HR-специалист. Работодателю в данном случае важно не просто закрыть вакансию, а найти человека, который будет расти сам и развивать компанию, это может быть как долгосрочный, так и краткосрочный период. Все зависит от того, как вы планируете свое будущее. Поэтому здесь вы должны быть проактивным и предвосхитить этот неловкий вопрос. Если вы задумываетесь о создании семьи, но при этом собираетесь развиваться и профессионально, «неудобного» вопроса у рекрутера не возникнет, но если карьера в ваши планы не входит, вряд ли HR-специалист будет заинтересован в вашей кандидатуре. И если девушка говорит, что в ближайшие лет 10 в декрет не собирается, то это насторожит гораздо больше честного ответа, что через какое-то время она собирается обзавестись семьей.

8. Расскажите о своих первых действиях на новой работе?

С помощью такого вопроса рекрутер хочет понять ваше представление о деятельности компании и своем функционале, а также оценить ваши способности структурирования деятельности, вашу поисковую проактивность.

Работодателю важно определить набор ваших профессиональных качеств.

Завершающим этапом собеседования может стать презентация, которая лучше любого анкетирования продемонстрирует ваш уровень профессионализма, понимание того, чем занимается компания, ваш подход к решению ежедневных вопросов. Довольно часто кандидат утверждает с уверенностью на 80%, что готов приступить к новой должности, однако по результатам презентации оказывается, что соискатель соответствует позиции лишь на 2%.

9. Не надоест ли вам эта профессия?

Работодателю важно понять, что вы действительно на своем месте и готовы развиваться в этой сфере. Здесь лучше отвечать честно. Если этот вопрос заставляет задуматься, то тут действительно стоит решить, планируете ли вы посвятить себя именно этой профессии.

Справочная информация

ACCA (The Association of Chartered Certified Accountants) - глобальная профессиональная ассоциация, объединяющая специалистов в области финансов и учета. .

гЕМШ ЙОФЕТЧШАЕТБ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФПВЩ РПМХЮЙФШ ПФЧЕФЩ ОБ ФТЙ ПУОПЧОЩИ ЧПРТПУБ:

  • уРТБЧЙФЕУШ МЙ чЩ У ДБООПК ТБВПФПК?
  • рПДПКДЕФЕ МЙ чЩ ЛПНРБОЙЙ ЙМЙ ПФДЕМХ, Ч ЛПФПТЩИ ВХДЕФЕ ТБВПФБФШ?
  • вХДЕФЕ МЙ чЩ ГЕМЕХУФТЕНМЕООЩН ТБВПФОЙЛПН, ОБ ЛПФПТПЗП НПЦОП РПМПЦЙФШУС (РТЙ ФПК ЪБТРМБФЕ, ЮФП НПЦЕФ РТЕДМПЦЙФШ чБН ЛПНРБОЙС)?

х ЙОФЕТЧШАЕТПЧ ЕУФШ ФПМШЛП ПДЙО УРПУПВ ОБКФЙ ПФЧЕФЩ - РХФЕН РПУФТПЕОЙС ФПОЛЙИ ХНПЪБЛМАЮЕОЙК. йОФЕТЧШАЕТЩ УНПФТСФ ОБ ФП, ЮФП чЩ ОБРЙУБМЙ П УЕВЕ Ч УЧПЕН ТЕЪАНЕ Й ДТХЗЙИ ДПЛХНЕОФБИ, ЮФП чЩ ХУРЕМЙ УДЕМБФШ Ч ЦЙЪОЙ, ЮЕЗП ДПУФЙЗМЙ Ч РТПЫМПН Й ЛБЛЙНЙ ЛПОЛТЕФОП ОБЧЩЛБНЙ ПВМБДБЕФЕ. рПФПН ПОЙ ЪБДБАФ ЧПРТПУЩ, ПФЧЕФЩ ОБ ЛПФПТЩЕ РТПСУОСАФ УХФШ МЙЮОЩИ УЧЕДЕОЙК, ЙЪМПЦЕООЩИ чБНЙ Ч ТЕЪАНЕ. оБЛПОЕГ, ПОЙ РЩФБАФУС ХЧСЪБФШ УПВУФЧЕООЩЕ ЧРЕЮБФМЕОЙС Й ЙОЖПТНБГЙА, ЛПФПТБС УПДЕТЦЙФУС Ч чБЫЕН ТЕЪАНЕ, У ФЕН, ЮФП, У ЙИ ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС, СЧМСЕФУС ПУОПЧОЩН ФТЕВПЧБОЙЕН Л ТБВПФЕ ОБ ЧБЛБОФОПН НЕУФЕ.

хНЕМЩК ЙОФЕТЧШАЕТ ПВЩЮОП ОЕ ХДПЧМЕФЧПТСЕФУС ПВФЕЛБЕНЩН Й ОЕДПУФБФПЮОП ЛПОЛТЕФОЩН ПФЧЕФПН. пО ЪБДБЕФ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, ЮБУФП ЙУРПМШЪХС ЮФП-ФП УЛБЪБООПЕ чБНЙ ЛБЛ ЪБГЕРЛХ. рТЙ ЬФПН ЙОФЕТЧШАЕТ ОЕ ФПМШЛП РПМХЮБЕФ ОХЦОХА ЕНХ ЙОЖПТНБГЙА РП УХЭЕУФЧХ ЧПРТПУБ. пО ФБЛЦЕ УПЪДБЕФ ДМС УПЙУЛБФЕМС УФТЕУУПЧХА УЙФХБГЙА Й ОБВМАДБЕФ ЪБ ЕЗП РПЧЕДЕОЙЕН. оЕ УНХЭБКФЕУШ Й ОЕ ЧРБДБКФЕ Ч РБОЙЛХ. уРПЛПКОП ЧПУРТЙОЙНБКФЕ МАВЩЕ ДПРПМОЙФЕМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, УФБТБКФЕУШ ПФЧЕЮБФШ РП УХЭЕУФЧХ Й ЛТБФЛП.

х ОЕЛПФПТЩИ ЙОФЕТЧШАЕТПЧ ЗМБЧОЩК ЧПРТПУ УПВЕУЕДПЧБОЙС - "рПЮЕНХ?". уОБЮБМБ ЙОФЕТЧШАЕТ ЪБДБЕФ ЛБЛПК-ФП РТПУФПК ЧПРТПУ. чЩ ПФЧЕЮБЕФЕ "ДБ" ЙМЙ "ОЕФ" ЙМЙ ОБЪЩЧБЕФЕ ЮФП-ФП (ОБРТЙНЕТ, МАВЙНПЕ ЪБОСФЙЕ). й ЙОФЕТЧШАЕТ ФХФ ЦЕ УРТБЫЙЧБЕФ: "рПЮЕНХ?". пЮЕОШ ЮБУФП ЬФП РТПУФПЕ "РПЮЕНХ?" УФБЧЙФ УПЙУЛБФЕМС Ч ЪБФТХДОЙФЕМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ. пО ОЕ ЪОБЕФ, ЮФП ПФЧЕФЙФШ Й МЕРЕЮЕФ ЮФП-ФП ОЕЧТБЪХНЙФЕМШОПЕ. вХДШФЕ ЗПФПЧЩ Л ПФЧЕФХ ОБ ЧПРТПУ "рПЮЕНХ?", П ЮЕН ВЩ чБУ ОЙ УРТБЫЙЧБМЙ. рПНОЙФЕ: ХНОЩК ЙОФЕТЧШАЕТ ХЧЙДЙФ Й ХУМЩЫЙФ ВПМШЫЕ, ЮЕН чЩ ЖБЛФЙЮЕУЛЙ УЛБЦЕФЕ. пО ЧУЕЗДБ ПВТБФЙФ ПУПВПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ОБ УПДЕТЦБОЙЕ чБЫЕЗП ПФЧЕФБ, ОП Й ОБ чБЫХ ХЧЕТЕООПУФШ, ЙУЛТЕООПУФШ, ОБ ФП, ЛБЛ чЩ РПДБДЙФЕ чБЫ ПФЧЕФ. оЕ МЗЙФЕ! ьФП ПЮЕОШ ЪБНЕФОП. рТЙЧЕДЕООЩЕ ОЙЦЕ ЧПРТПУЩ ЪЧХЮБФ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ОБ ЛБЦДПН УПВЕУЕДПЧБОЙЙ.

тБУУЛБЦЙФЕ ЛТБФЛП П УЕВЕ. ч ДБООПН УМХЮБЕ ТБВПФПДБФЕМС ЙОФЕТЕУХЕФ Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ РТПЖЕУУЙПОБМЙЪН РПФЕОГЙБМШОПЗП УПФТХДОЙЛБ. чПФ Й УППВЭЙФЕ ЕНХ, ЮЕН ЛПОЛТЕФОП чЩ ЪБОЙНБМЙУШ ОБ РПУМЕДОЕН НЕУФЕ ТБВПФЩ, ЛБЛПК ЧХЪ ПЛПОЮЙМЙ.

оБ ЛБЛПК ДПМЦОПУФЙ чЩ ЧЙДЙФЕ УЕВС ЮЕТЕЪ РБТХ (ЙМЙ РСФШ) МЕФ? пФЧЕЮБС ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ, ОЕ ОХЦОП УЛТПНОЙЮБФШ. рМБОЙТХЕФЕ УФБФШ ОБЮБМШОЙЛПН? нПЦЕФЕ УНЕМП ЪБСЧЙФШ ПВ ЬФПН, ОП ФПМШЛП Ч ФПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ чБЫЙ ЛЧБМЙЖЙЛБГЙС, ПРЩФ Й ЪОБОЙС РПЪЧПМСАФ ОБДЕСФШУС ОБ РПДПВОХА РЕТУРЕЛФЙЧХ. еУФЕУФЧЕООП, ПФЧЕФ ДПМЦЕО ЪЧХЮБФШ ЛПТТЕЛФОП Й ПВПУОПЧБООП.

вПМШЫЙОУФЧП ТБВПФПДБФЕМЕК РПМПЦЙФЕМШОП ПГЕОСФ УФТЕНМЕОЙЕ УПФТХДОЙЛБ Л ЛБТШЕТОПНХ ТПУФХ. рТЙ ХУМПЧЙЙ, ЮФП ДПМЦОПУФШ РПЪЧПМСЕФ ТБУФЙ. ч ГЕМПН ЬФПФ ЧПРТПУ, УЛПТЕЕ, ОЕ П ЛБТШЕТОЩИ ДПУФЙЦЕОЙСИ, Б ПВ ХНЕОЙЙ ЧЙДЕФШ РЕТУРЕЛФЙЧЩ, РПОЙНБФШ, ЛБЛЙН ПВТБЪПН НПЦОП ДЧЙЗБФШУС Л ОБНЕЮЕООПК ГЕМЙ, ЧОХФТЕООЙИ НПФЙЧБИ, ХНЕОЙЙ РМБОЙТПЧБФШ УПВУФЧЕООХА ЦЙЪОШ Й ЧЙДЕФШ РТПНЕЦХФПЮОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ.

ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФПЗП, ЮФП чЩ ТБУУЛБЪЩЧБЕФЕ, ОЕ ФТХДОП РПОСФШ, ОБУЛПМШЛП ПВЯЕЛФЙЧОП чЩ ПФОПУЙФЕУШ Л УЕВЕ ЛБЛ Л РТПЖЕУУЙПОБМХ, ЙОФЕТЕУОБ МЙ чБН УБНБ РТПЖЕУУЙС ЙМЙ чБУ ВПМШЫЕ ЙОФЕТЕУХЕФ ЛБТШЕТОЩК ТПУФ, ОБУЛПМШЛП ФПЮОП чЩ УППФОПУЙФЕ УПВУФЧЕООПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Й РТПДЧЙЦЕОЙЕ.

рПЮЕНХ чЩ ИПФЙФЕ ТБВПФБФШ Ч ОБЫЕК ЛПНРБОЙЙ? рТЙ ПФЧЕФЕ ОБ ДБООЩК ЧПРТПУ, ФТЕВХЕФУС УЕТШЕЪОБС РПДЗПФПЧЛБ. уПЙУЛБФЕМЙ ЪБЮБУФХА ЙДХФ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ ФПМШЛП РПФПНХ, ЮФП ЙИ РТЙЗМБУЙМЙ, Б ЧПЧУЕ ОЕ РПФПНХ, ЮФП ЦЕМБАФ ТБВПФБФШ ЙНЕООП Ч ЬФПК ЖЙТНЕ. оП ТБВПФПДБФЕМА ОХЦОЩ "РТЕДБООЩЕ ВПКГЩ". й ЕУМЙ чЩ ДБДЙФЕ ЕНХ РПОСФШ, ЮФП чБН ЧУЕ ТБЧОП, ЗДЕ ФТХДЙФШУС, МЙЫШ ВЩ ДЕОШЗЙ РМБФЙМЙ - ЬФП ОЕ РТЙВБЧЙФ чБН ПЮЛПЧ. рПЬФПНХ ОХЦОП РПМХЮЙФШ ЛБЛ НПЦОП ВПМШЫЕ ЙОЖПТНБГЙЙ П "РТЙОЙНБАЭЕК УФПТПОЕ" (ОБРТЙНЕТ - ЮЕТЕЪ йОФЕТОЕФ). фПЗДБ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЙ чЩ УНПЦЕФЕ ВМЕУОХФШ РПМХЮЕООЩНЙ УЧЕДЕОЙСНЙ Й ХВЕДЙФШ ЙОФЕТЧШАЕТБ, ЮФП УДЕМБМЙ ЧЩВПТ ПУПЪОБООП.

рМПИП, ЕУМЙ ЧЩ ВХДЕФЕ ПФЧЕЮБФШ ТБУИПЦЙНЙ ЖТБЪБНЙ: "нЕОС РТЙЧМЕЛБАФ РЕТУРЕЛФЙЧЩ ТПУФБ, ЙОФЕТЕУОБС ТБВПФБ, УПМЙДОБС ЖЙТНБ...". лБОДЙДБФ ДПМЦЕО РТЙЧЕУФЙ УЕТШЕЪОЩЕ Й ЛПОЛТЕФОЩЕ ДПЧПДЩ: ЦЕМБОЙЕ РТЙНЕОЙФШ УЧПА ЛЧБМЙЖЙЛБГЙА Й ПРЩФ ФБН, ЗДЕ ПОЙ НПЗХФ ДБФШ ОБЙВПМШЫХА ПФДБЮХ Й ВХДХФ РП ДПУФПЙОУФЧХ ПГЕОЕОЩ, РТЙЧМЕЛБФЕМШОПУФШ ТБВПФЩ Ч УЙМШОПК ЛПНБОДЕ РТПЖЕУУЙПОБМПЧ.

уХЭЕУФЧХАФ ПФЧЕФЩ, ЛПФПТЩЕ РПЧФПТСАФУС НЙММЙПО ТБЪ, ОБРТЙНЕТ: "нОЕ ОТБЧЙФУС ТБВПФБФШ У МАДШНЙ". дБЦЕ ЕУМЙ ЬФП Й ФБЛ, РПУФБТБКФЕУШ ЙЪВЕЦБФШ ЫФБНРПЧ. оБРТЙНЕТ, ТБУУЛБЦЙФЕ П чБЫЕК НБОЕТЕ ТБВПФЩ У ЛМЙЕОФБНЙ. пФУХФУФЧЙЕ ЫФБНРПЧ Й ВБОБМШОПУФЕК РТПЙЪЧПДЙФ ВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ.

чБТЙБОФ ПФЧЕФБ: с НОПЗП ЪОБА П чБЫЕК ЖЙТНЕ, ЙЪХЮЙЧ РХВМЙЛБГЙЙ Ч РТЕУУЕ (РПЗПЧПТЙЧ УП УРЕГЙБМЙУФБНЙ, РПВЩЧБЧ ОБ УБКФЕ йОФЕТОЕФБ Й Ф.Р.). нОЕ ПЮЕОШ ЙНРПОЙТХЕФ чБЫ БЧФПТЙФЕФ Ч ДЕМПЧПН НЙТЕ, УФЙМШ ТБВПФЩ, Б ФБЛЦЕ ЛТХЗ НПЙИ ВХДХЭЙИ ПВСЪБООПУФЕК. еУМЙ чЩ ПЛБЦЕФЕ НОЕ ДПЧЕТЙЕ, ФП С УП УЧПЕК УФПТПОЩ - (ДБМЕЕ УМЕДХЕФ РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ ФЕИ ХНЕОЙК Й ОБЧЩЛПЧ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ ВЩФШ РПМЕЪОЩ ЛПНРБОЙЙ).

рПЮЕНХ чЩ УЮЙФБЕФЕ УЕВС ДПУФПКОЩН ЪБОСФШ ЬФХ ДПМЦОПУФШ? ч ЮЕН чБЫЙ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ ЛБОДЙДБФБНЙ? ьФП ОБЙМХЮЫЙК ЧПРТПУ ДМС ЛБОДЙДБФБ, ЮФПВЩ ВЕЪ МПЦОПК УЛТПНОПУФЙ ОБЪЧБФШ УЧПЙ ЗМБЧОЩЕ РТЕЙНХЭЕУФЧБ РЕТЕД ДТХЗЙНЙ РТЕФЕОДЕОФБНЙ. рТЙ ЬФПН чЩ ДПМЦОЩ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ХНЕОЙЕ ХВЕЦДБФШ, РПДЮЕТЛЙЧБС УЧПЙ РТЕЙНХЭЕУФЧБ. рМПИП, ЕУМЙ ЧЩ Й ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ ПФЧЕЮБЕФЕ УМБВЩНЙ БТЗХНЕОФБНЙ Й РТЙЧПДЙФЕ УЧПЙ ЖПТНБМШОП-ВЙПЗТБЖЙЮЕУЛЙЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ.

лБЛПЧЩ чБЫЙ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ? чУРПНОЙФЕ П УЧПЙИ ЗМБЧОЩИ ХУРЕИБИ Й ДПУФЙЦЕОЙСИ ОБ РТЕДЩДХЭЙИ ТБВПФБИ ЙМЙ РТПУФП Ч ЦЙЪОЙ. фЕРЕТШ ЪБДБКФЕ УЕВЕ ЧПРТПУ, ЪБ УЮЕФ ЛБЛПЗП ЛБЮЕУФЧБ чЩ ЬФЙИ ХУРЕИПЧ ДПВЙМЙУШ?

уЕТШЕЪОЩК БОБМЙЪ ДБУФ ЧПЪНПЦОПУФШ ПРТЕДЕМЙФШ ЧБЫЙ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ЙММАУФТБГЙЙ ЧУЕЗДБ МХЮЫЕ РТЙЧЕУФЙ ЛПОЛТЕФОЩЕ УЙФХБГЙЙ, Ч ЛПФПТЩИ РТПСЧМЕОЙЕ ДБООЩИ ЛБЮЕУФЧ, РТЙЧЕМП чБУ Л ХУРЕИХ.

ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ ОХЦОП РПДЮЕТЛОХФШ ФЕ ЛБЮЕУФЧБ, ЛПФПТЩЕ ФТЕВХАФУС ДМС ДБООПК ТБВПФЩ.

оБЪПЧЙФЕ чБЫЙ УМБВЩЕ УФПТПОЩ. ч ТЕЛПНЕОДБГЙСИ ДМС ФЕИ, ЛФП ЙЭЕФ ТБВПФХ, РТЕДМБЗБЕФУС РТЕДУФБЧМСФШ УЧПЙ УМБВЩЕ УФПТПОЩ ЛБЛ РТПДПМЦЕОЙЕ УЙМШОЩИ, ОБРТЙНЕТ, РТЕДМБЗБЕФУС ТБУУЛБЪБФШ ТБВПФПДБФЕМА П ФПН, ЛБЛ чЩ ОЕ НПЦЕФЕ ВТПУЙФШ ОБЮБФПЕ ДЕМП, Б ХКФЙ ЧПЧТЕНС У ТБВПФЩ - ЬФП РТПУФП ЧЩЫЕ чБЫЙИ УЙМ.

ъБ ЬФЙН ЧПРТПУПН ЛТПЕФУС ОЕ УФПМШЛП ЦЕМБОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ХЪОБФШ П ЧБЫЙИ РПМПЦЙФЕМШОЩИ Й ПФТЙГБФЕМШОЩИ ЛБЮЕУФЧБИ, УЛПМШЛП УРПУПВОПУФШ Л ПФЛТЩФПУФЙ, ХНЕОЙЕ ПФЧЕЮБФШ ОБ ОЕХДПВОЩЕ ЧПРТПУЩ, ХЧЕТЕООПУФШ Ч УЕВЕ.

оЕ ЧЩДБЧБКФЕ ЫФБНРПЧ, Х ЛБЦДПЗП ЙЪ ОБУ ДПУФБФПЮОП НОПЗП ОЕДПУФБФЛПЧ, "ЙНЕАЭЙИ РТБЧП ОБ ЦЙЪОШ" - ЛФП-ФП ФЕТСЕФ ТБВПФПУРПУПВОПУФШ РПД ЧЪЗМСДБНЙ ОЕДПВТПЦЕМБФЕМЕК, ОЕЛПФПТЩЕ ОЕ ЧЩОПУСФ ТХФЙООПК ТБВПФЩ, Й ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОБУ У ФТХДПН РПДОЙНБАФУС У ХФТБ, ЮФПВЩ ХУРЕФШ ОБ ТБВПФХ ЧПЧТЕНС.

рПДХНБКФЕ, ЮФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП РТЙУХЭЕ ЙНЕООП чБН Й ОЕ ВПКФЕУШ ВЩФШ ПФЛТПЧЕООЩНЙ. чЕДШ ФПМШЛП ХЧЕТЕООЩК Ч УЕВЕ ЮЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ЗПЧПТЙФШ П УЧПЙИ ОЕДПУФБФЛБИ.

рПЮЕНХ чЩ ХЫМЙ У РТЕДЩДХЭЕК ТБВПФЩ? рМПИП, ЕУМЙ РТЙЮЙОПК ХИПДБ ВЩМ ЛПОЖМЙЛФ, ЕУМЙ ЛБОДЙДБФ ТХЗБЕФ ВЩЧЫЙЕ ФБН РПТСДЛЙ Й УЧПЕЗП ВЩЧЫЕЗП ТХЛПЧПДЙФЕМС. хИПД У ТБВПФЩ ЙЪ-ЪБ ЛПОЖМЙЛФБ СЧМСЕФУС ВЕЗУФЧПН ПФ ФТХДОПУФЕК, РТЙЪОБОЙЕН УПВУФЧЕООПЗП РПТБЦЕОЙС, ОБЛМБДЩЧБАЭЙН ПФРЕЮБФПЛ ОБ УБНППГЕОЛХ МЙЮОПУФЙ. иПТПЫЙК ЛБОДЙДБФ РПДЮЕТЛОЕФ ФП РПЪЙФЙЧОПЕ, ЮФП ВЩМП Ч ЕЗП РТЕДЩДХЭЕК ТБВПФЕ Й ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙСИ У МАДШНЙ, Й ОБЪПЧЕФ ФБЛЙЕ ДПУФПКОЩЕ РТЙЮЙОЩ, ЛБЛ ЦЕМБОЙЕ ВПМЕЕ ЙОФЕТЕУОПК (ЧЩУПЛППРМБЮЙЧБЕНПК, ДБАЭЕК ЧПЪНПЦОПУФЙ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ТПУФБ) ТБВПФЩ Й УФТЕНМЕОЙЕ ОБЙВПМЕЕ РПМОП ТЕБМЙЪПЧБФШ УЧПЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ.

пРЙЫЙФЕ НОЕ ФТХДОХА РТПВМЕНХ, У ЛПФПТПК чБН РТЙИПДЙМПУШ УФБМЛЙЧБФШУС? рТЕЛТБУОБС ЧПЪНПЦОПУФШ РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЕ ХНЕОЙЕ ТЕЫБФШ РТПВМЕНОЩЕ УЙФХБГЙЙ, ХЮЙФШУС ОБ ПЫЙВЛБИ, БОБМЙЪЙТПЧБФШ ЧПЪНПЦОПУФЙ УФТБФЕЗЙК РПЧЕДЕОЙС.

дМС ТБВПФПДБФЕМС ЧБЦОП, УЛПТЕЕ, ОЕ РТПУФП РЕТЕЮЙУМЕОЙЕ УЙФХБГЙК, Ч ЛПФПТЩИ чЩ РПФЕТРЕМЙ ЖЙБУЛП, Б РПОЙНБОЙЕ ФПЗП, ЮФП чЩ ПГЕОЙЧБЕФЕ ЛБЛ ОЕХДБЮХ, УРПУПВОЩ МЙ ПВ ЬФПН ТБУУЛБЪЩЧБФШ, ЛБЛЙН ПВТБЪПН РТЕПДПМЕЧБЕФЕ ФТХДОПУФЙ.

оЙЛФП ЙЪ ОБУ ОЕ ЪБУФТБИПЧБО ПФ ОЕХДБЮ, Х ЛБЦДПЗП, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й ЮЕМПЧЕЛБ, УЙДСЭЕЗП ОБРТПФЙЧ чБУ, ВЩМЙ УЧПЙ ЧЪМЕФЩ Й РПТБЦЕОЙС. й ГЕООПУФШ ЦЙЪОЕООПЗП ПРЩФБ УПУФПЙФ ОЕ Ч ЛПМЙЮЕУФЧЕ МЕФ, ЛПФПТЩЕ чЩ ПФТБВПФБМЙ Ч ДПМЦОПУФЙ, Б Ч ЦЙЪОЕООПН ПРЩФЕ, ХНЕОЙЙ "ЧУФБЧБФШ" РПУМЕ ОЕХДБЮ, ДЧЙЗБФШУС ЧРЕТЕД РПУМЕ УПЧЕТЫЕООЩИ ПЫЙВПЛ, ТБЪХНОПУФЙ РТЙОЙНБЕНЩИ ТЕЫЕОЙК Й ХНЕОЙЙ ОЕ ОБУФХРБФШ ОБ ФЕ ЦЕ ЗТБВМЙ.

пЮЕОШ ЮБУФП ПЫЙВЛБ ЛБОДЙДБФПЧ ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ФПН, ЮФП ПОЙ ПРЙУЩЧБАФ УМПЦОХА УЙФХБГЙА, Б ЪБФЕН ЗПЧПТСФ - С У ОЕК УРТБЧЙМУС. оБ УБНПН ДЕМЕ, ЪПОБ РТПВМЕНБФЙЛЙ ЙОФЕТЕУХЕФ НЕОЕДЦЕТБ РПУФПМШЛХ РПУЛПМШЛХ. еЗП ЧОЙНБОЙЕ УЛПОГЕОФТЙТПЧБОП ОБ БМЗПТЙФНЕ ТЕЫЕОЙС УМПЦОЩИ РТПВМЕН, ХНЕОЙЙ ЛБОДЙДБФБ УПУТЕДПФПЮЙФШУС, ТБВПФБФШ РПД ДБЧМЕОЙЕН ЧТЕНЕОЙ ЙМЙ ПВУФПСФЕМШУФЧ, ХНЕОЙЙ ТЕЫБФШ ЪБДБЮХ РПЬФБРОП, РТЙУМХЫЙЧБФШУС Л НОЕОЙА Й РПДУЛБЪЛБН ПЛТХЦБАЭЙИ, ЗЙВЛПУФЙ Ч РТЙОСФЙЙ Й ПФЧЕТЦЕОЙЙ УРПУПВПЧ РПЧЕДЕОЙС.

оЕ РПНЕЫБЕФ МЙ чБЫБ ХЮЕВБ/МЙЮОБС ЦЙЪОШ ДБООПК ТБВПФЕ, УЧСЪБООПК У ДПРПМОЙФЕМШОЩНЙ ОБЗТХЪЛБНЙ (ОЕОПТНЙТПЧБООЩК ТБВПЮЙК ДЕОШ, ДМЙФЕМШОЩЕ ЙМЙ ДБМШОЙЕ ЛПНБОДЙТПЧЛЙ, РПУФПСООЩЕ ТБЪЯЕЪДЩ)? уФПЙФ ЪБДХНБФШУС, ЕУМЙ чБН ЪБДБМЙ ФБЛПК ЧПРТПУ. ч ОЕЛПФПТЩИ ЖЙТНБИ, РЩФБСУШ ПВПКФЙ ЪБЛПО, УФБЧСФ ЦЕУФЛЙЕ ХУМПЧЙС, ФБЛЙЕ, ЛБЛ: ОЕ ЪБЧПДЙФШ ДЕФЕК ПРТЕДЕМЕООПЕ ЧТЕНС, ОЕ ПЖПТНМСФШ ВПМШОЙЮОЩЕ МЙУФЩ РП ХИПДХ ЪБ ТЕВЕОЛПН, ОЕ ПЖПТНМСФШ ПФРХУЛПЧ ВЕЪ УПИТБОЕОЙС УПДЕТЦБОЙС Й Ф.Д. ч МАВПН УМХЮБЕ, ЕУМЙ чБУ УРТБЫЙЧБАФ: "оЕ РПНЕЫБЕФ МЙ ХЮЕВБ ТБВПФЕ?", УФПЙФ ЕЭЕ ТБЪ ЧУЕ ЧЪЧЕУЙФШ Й ПВДХНБФШ. чЕДШ ЕУМЙ Ч ЛПНРБОЙЙ ОЕФ ЧПЪНПЦОПУФЙ ПФРТБЫЙЧБФШУС, НПЦЕФ РПРТПВПЧБФШ РПДЩУЛБФШ ВПМЕЕ РПДИПДСЭЕЕ НЕУФП.

еУМЙ чЩ РПМХЮЙФЕ ЬФХ ТБВПФХ, ЛБЛЙНЙ ВХДХФ чБЫЙ РЕТЧЩЕ ЫБЗЙ? чПРТПУ ЮБЭЕ ЪБДБЕФУС РТЕФЕОДЕОФБН ОБ НЕУФБ НЕОЕДЦЕТПЧ Й БДНЙОЙУФТБФЙЧОЩЕ ДПМЦОПУФЙ. уМЕДХЕФ РПЛБЪБФШ УЧПЕ ЪОБЛПНУФЧП У РПДПВОЩНЙ УЙФХБГЙСНЙ Й ХНЕОЙЕ РТПСЧМСФШ ЙОЙГЙБФЙЧХ. пУФЕТЕЗБКФЕУШ РТЕДМБЗБФШ ЙЪНЕОЕОЙС, ЕУМЙ чЩ ОЕ ЙНЕМЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ ДПУФБФПЮОП ПЪОБЛПНЙФШУС У УПУФПСОЙЕН ДЕМ.

мЙЮОБС ЦЙЪОШ. рПЮЕНХ-ФП ЧУЕ ЧПРТПУЩ, ЪБФТБЗЙЧБАЭЙЕ ЬФХ ПВМБУФШ, ЧЩЪЩЧБАФ ФБЛЦЕ ВПМШЫПЕ УНХЭЕОЙЕ.

ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ ЧПРТПУЩ П МЙЮОПК ЦЙЪОЙ ОЕ УФБЧСФ ГЕМША РТПОЙЛОХФШ Ч ЕЈ ФБКОЩ, УЛПТЕЕ, РПОСФШ ФХ ЗТБОЙГХ, ДП ЛПФПТПК чЩ УРПУПВОЩ ЗПЧПТЙФШ П УЕВЕ У ОЕЪОБЛПНЩН ЮЕМПЧЕЛПН. оБУЛПМШЛП чЩ ПФЛТЩФЩ Й ЛБЛ чЩ ХДЕТЦЙЧБЕФЕ ЗТБОЙГЩ УЧПЕЗП "С", ДПУФБФПЮОП МЙ чЩ ОЕЪБЧЙУЙНЩ Й УБНПУФПСФЕМШОЩ, ЗПЧПТЙФЕ МЙ П ФПН, ЮФП чБУ ЧПМОХЕФ, ЙМЙ РЩФБЕФЕУШ ХКФЙ ПФ ПВУХЦДЕОЙС МЙЮОЩИ ФЕН. й ЕУМЙ чЩ РТЕДРПЮЙФБЕФЕ ОЕ ТБУРТПУФТБОСФШУС П УЧПЕК ЮБУФОПК ЦЙЪОЙ, ОБУЛПМШЛП ДЕМЙЛБФОП чЩ ХНЕЕФЕ ЬФП ДЕМБФШ.

оБ ЛБЛХА ЪБТРМБФХ чЩ ТБУУЮЙФЩЧБЕФЕ? тХУУЛБС РПУМПЧЙГБ ЗМБУЙФ: "лФП УЕВЕ ГЕОЩ ОЕ ЪОБЕФ, ФПФ ЧУЕЗДБ РТПДЕЫЕЧЙФ". мХЮЫЕ ЧУЕЗП ХЛБЪБФШ УТЕДОАА ДМС чБУ УХННХ, РПДЮЕТЛОХЧ РТЙ ЬФПН, ЮФП чЩ ОБДЕЕФЕУШ ОБ ПРМБФХ чБЫЕЗП ФТХДБ ОЕ ОЙЦЕ ЕЗП ТЩОПЮОПК УФПЙНПУФЙ.

тЕЛПНЕОДХЕФУС ЙЪВЕЗБФШ ДПФПЫОПЗП ПВУХЦДЕОЙС ПРМБФЩ чБЫЕЗП ФТХДБ ЕЭЕ ДП ФПЗП, ЛБЛ чЩ РПМХЮЙФЕ ЧПЪНПЦОПУФШ ПРЙУБФШ ФП, ЮФП НПЦЕФЕ РТЕДМПЦЙФШ ЛПНРБОЙЙ, Б ФБЛЦЕ ЪБСЧМЕОЙК, ЮФП ЪБТРМБФБ ДМС чБУ "ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБЮЙФ".

й ЕЭЕ П ЧПРТПУБИ: еУМЙ чБН ЧДТХЗ ЪБДБМЙ ЧПРТПУ, ПФЧЕФБ ОБ ЛПФПТЩК чЩ ОЕ ЪОБЕФЕ, МХЮЫЕ ЮЕУФОП УЛБЪБФШ ПВ ЬФПН. чППВЭЕ, ПФРТБЧМССУШ ОБ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ, ОХЦОП ВЩФШ ЗПФПЧЩН Л ФПНХ, ЮФП чБУ НПЗХФ РПРТПУЙФШ ПФЧЕФЙФШ ОБ ОЕЛПФПТЩЕ ЮЙУФП РТПЖЕУУЙПОБМШОЩЕ ЧПРТПУЩ, РТПДЕНПОУФТЙТПЧБФШ УЧПЙ ХНЕОЙС. еУМЙ ОЕЛПФПТЩЕ ЧПРТПУЩ РПЛБЦХФУС чБН ВЕУФБЛФОЩНЙ, РПУФБТБКФЕУШ ОЕ ЧЩЛБЪЩЧБФШ УЧПЕЗП ЧПЪНХЭЕОЙС. тЕБЗЙТХКФЕ НСЗЛП, ЙЪВЕЗБС ЪБСЧМЕОЙК ФЙРБ "ЬФП Л ДЕМХ ОЕ ПФОПУЙФУС".

хИПДЙФШ ПФ "ОЕЧЩОПУЙНЩИ" ЧПРТПУПЧ, ЛБУБАЭЙИУС чБЫЕК МЙЮОПК ЦЙЪОЙ, МХЮЫЕ ДТХЗЙН РХФЕН: "нПЦОП НОЕ ОЕ ПФЧЕЮБФШ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ?" оЕ ЪБВЩЧБКФЕ П РТБЧЙМБИ ЧЕЦМЙЧПУФЙ, ЮФПВЩ ОЙ УМХЮЙМПУШ. дБЦЕ ЕУМЙ чЩ РПКНЕФЕ ЧП ЧТЕНС УПВЕУЕДПЧБОЙС, ЮФП ЬФБ ТБВПФБ ОЕ ДМС чБУ.

оЕДПРХУФЙНП ОЕ ЪБДБФШ ОЙ ПДОПЗП ЧПРТПУБ, ЕУМЙ чБН РТЕДМПЦЕОП ЙИ ЪБДБЧБФШ. юФПВЩ ОЕ ПЛБЪБФШУС ЪБУФЙЗОХФЩН ЧТБУРМПИ РТЕДМПЦЕОЙЕН ЪБДБЧБФШ ЧПРТПУЩ, ЪБТБОЕЕ ЪБЗПФПЧШФЕ УЕВЕ УРЙУПЛ ЙОФЕТЕУХАЭЙИ чБУ ЧПРТПУПЧ. рПУФБТБКФЕУШ ЪБДБФШ ФБЛЙЕ ЧПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ ЗПЧПТЙМЙ ВЩ П чБЫЕК ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФЙ Ч ДБООПК ТБВПФЕ.

чПФ ОЕЛПФПТЩЕ ЙЪ ЧПРТПУПЧ, ЛПФПТЩЕ чЩ НПЦЕФЕ ЪБДБФШ ФПНХ, ЛФП ВХДЕФ РТПЧПДЙФШ УПВЕУЕДПЧБОЙЕ:

  • юФП ТХЛПЧПДУФЧП ЦДЕФ ПФ УПФТХДОЙЛБ Ч ЬФПК ДПМЦОПУФЙ?
  • лБЛЙЕ ТЕЪХМШФБФЩ ПЦЙДБАФУС ОБ ЙУРЩФБФЕМШОПН РЕТЙПДЕ?
  • лБЛ ВХДЕФ РТЙНЕТОП ЧЩЗМСДЕФШ ТБУРПТСДПЛ НПЕЗП ТБВПЮЕЗП ДОС?
  • лПНХ С ОЕРПУТЕДУФЧЕООП ВХДХ РПДЮЙОСФШУС?
  • оБУЛПМШЛП ЧБЦОБ ЬФБ ТБВПФБ ДМС ЛПНРБОЙЙ?
  • лБЛЙЕ РТПЗТБННЩ ПВХЮЕОЙС Й РПДЗПФПЧЛЙ РТЕДПУФБЧМСАФУС?
  • лБЛЙЕ ЙНЕАФУС ЧПЪНПЦОПУФЙ ДМС УМХЦЕВОПЗП ЙМЙ РТПЖЕУУЙПОБМШОПЗП ТПУФБ?
  • лБЛПЧЩ РМБОЩ Й РЕТУРЕЛФЙЧЩ УБНПК ЛПНРБОЙЙ?
  • у ЛБЛЙНЙ РПДТБЪДЕМЕОЙСНЙ НОЕ РТЙДЕФУС ЧЪБЙНПДЕКУФЧПЧБФШ?

оЕ УФТЕНЙФЕУШ ЪБДБФШ ЧУЕ ЪБЗПФПЧМЕООЩЕ ЪБВМБЗПЧТЕНЕООП ЧПРТПУЩ. мХЮЫЕ ПЗТБОЙЮЙФШУС ДЧХНС-ФТЕНС, УППФЧЕФУФЧХАЭЙНЙ РТЕДЩДХЭЕНХ ЛПОФЕЛУФХ Й ОБУФТПЕОЙА УПВЕУЕДПЧБОЙС. йНЕКФЕ Ч ЧЙДХ, ЮФП ОЕФ ОЙЛБЛПК ОЕПВИПДЙНПУФЙ Ч ФПН, ЮФПВЩ УФТЕНЙФШУС ЧУЕ ЧЩСУОЙФШ ОБ РЕТЧПН УПВЕУЕДПЧБОЙЙ. х чБУ ЕЭЕ ВХДЕФ ЧПЪНПЦОПУФШ УРТПУЙФШ, ЛПЗДБ чБН УДЕМБАФ РТЕДМПЦЕОЙЕ.

рПУМЕДОЕЕ ПВОПЧМЕОЙЕ: 03.12.2008

пВЯСЧМЕОЙС

05.07.2019

рТПЕЛФ ПФ йТЙЛМЙОУЛПК зтьу

жЙМЙБМ йТЙЛМЙОУЛПК зтьу бп «йОФЕТ тбп-ьМЕЛФТПЗЕОЕТБГЙС» РТЙЗМБЫБЕФ ОБ ТБВПФХ УРЕГЙБМЙУФПЧ ЙЪ ЮЙУМБ ЧЩРХУЛОЙЛПЧ пзх 2019љЗПДБ ЬМЕЛФТПЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛПЗП Й ИЙНЙЛП-ВЙПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЖБЛХМШФЕФПЧ.

Дорогие восьмиклассники, вот вы и доросли до изучения химии - еще одной из естественных, т. е. изучающих природу, дисциплин. С некоторыми из предметов естественного цикла - биологией, географией, физикой - вы начали знакомиться на один-два года раньше.

Химия, как наука о веществах, включена в расписание уроков на более поздней стадии обучения в школе. И это не случайно, так как этот предмет требует к себе особого, взрослого и ответственного отношения, являющегося залогом безопасного обращения с веществами, ведь многие из них являются едкими, ядовитыми или огнеопасными.

При изучении химии и других естественных дисциплин широко используют такой важнейший метод познания, как наблюдение.

Для того чтобы наблюдение было плодотворным, необходимо соблюдать ряд условий.

  1. Нужно чётко определить предмет наблюдения, т. е. то, на что будет обращено внимание наблюдателя, - конкретное вещество, его свойства, то или иное превращение вещества и т. д.
  2. Необходимо знать, зачем проводится наблюдение, т. е. чётко сформулировать его цель.
  3. Нужно составить план наблюдения. А для этого следует выдвинуть гипотезу (от греч. «предположение») о том, как будет происходить наблюдаемое явление. Гипотеза может быть выдвинута и в результате наблюдения, когда получен какой-то результат, который нужно объяснить.

Научное наблюдение отличается от наблюдения в житейском смысле этого слова. Как правило, научное наблюдение проводится в строго контролируемых условиях, причём условия эти можно изменять по желанию наблюдателя. Чаще всего такое наблюдение проводится в специальном помещении - лаборатории (рис. 1).

Рис. 1.
Химический эксперимент проводят в специальных лабораториях

Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу. Так формулируется вывод.

Многие наблюдения неудобно или невозможно проводить непосредственно в природе, поэтому в изучении химии большую роль играет моделирование. В лабораторных условиях используют особые приборы и предметы - модели (от лат. «образец»), в которых копируются только самые важные, существенные признаки объектов изучения.

Условно химические модели можно разделить на две группы: предметные (модели атомов, молекул (рис. 2), кристаллов, химических установок и т. д.) и знаковые, или символьные (символы химических элементов, формулы веществ, уравнения реакций и т. д.).

Рис. 2.
Модели молекул некоторых веществ

Известное высказывание «Кто владеет информацией, тот владеет миром!» как нельзя лучше отражает роль информации в современном мире. Объём научных сведений в области естествознания, а следовательно, и по химии удваивается каждые пять лет. Поэтому умение работать с информацией становится основной компетенцией современного человека и в конечном итоге определяет его успешность в жизни.

Важную роль в изучении нового предмета для вас будет играть умение находить источники химической информации, получать, перерабатывать её, создавать информационные продукты (сообщения, доклады, ученические проекты и др.) и представлять их.

Источниками такой информации послужат:

  • Интернет;
  • дополнительная литература по химии (справочная, учебная, научная, популярная и др.);
  • общение с различными специалистами в области химических знаний;
  • экскурсии в различные музеи, а также в лаборатории и аптеки, на производственные объекты (химические заводы, водоочистные сооружения) и т. д.

Успехов вам в изучении химии - этой интересной и необходимой науки в жизни каждого человека.

Ключевые слова и словосочетания

  1. Наблюдение.
  2. Эксперимент.
  3. Моделирование.
  4. Источники химической информации.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Предложите список сайтов (5-10) из Интернета, материалы которых раскрывают взаимосвязи между естественными дисциплинами.
  3. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока - сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

  1. Как вы считаете, будут ли зависеть ваши успехи в изучении химии от достижений при изучении математики; других естественных дисциплин? Обоснуйте свою точку зрения.
  2. Приведите примеры материальных и знаковых моделей, которыми вы пользовались при изучении: а) биологии; б) физической географии; в) физики.
  3. Какими универсальными качествами должен владеть ученик, чтобы успешно проводить наблюдение за объектами и процессами в естествознании?
  4. Какими личностными качествами должен обладать ученик, чтобы с максимальной пользой для дела (учёбы) получать химическую информацию от общения со специалистами?
  5. Предложите список литературы, которая, на ваш взгляд, поможет глубже и шире изучить удивительную и увлекательную химию. Обменяйтесь списками сайтов и литературы с одноклассниками и после консультации с учителем сформируйте на основе обмена универсальный список этих источников информации. Вклейте его в тетрадь и пополняйте его после изучения каждого параграфа учебника.

Было бы неплохо знать, о чем спросят вас на собеседовании в следующий раз, не так ли?

Разумеется, мы не рекомендуем заучивать все ответы наизусть, однако продумать их не помешает. Как только вы поймете, что именно хочет услышать представитель компании, вы без труда сможете доказать свою пригодность в профессиональном плане.

Используйте этот список при подготовке к собеседованию.

1. Расскажите о себе

Это очень простой, но важный вопрос, о котором забывают многие соискатели. Вот в чем подвох: никто не хочет бесконечно выслушивать вашу карьерную или личную историю. Вместо этого вам нужно в нескольких словах продемонстрировать, что вы как нельзя лучше подходите на обсуждаемую должность. Расскажите о своих достижениях или опыте, связанном с работой и позволяющем судить о вашей профпригодности.

2. Как вы узнали о вакансии?

Отвечая на этот невинный вопрос, вы имеете возможность выделиться из толпы и показать свою заинтересованность в работодателе. Например, если вы узнали о вакансии от друга или коллеги, упомяните его имя, а затем расскажите о том, что конкретно он рассказал и как ему удалось вас вдохновить. Если вакансия попалась вам на глаза в отраслевом издании или на местной доске объявлений, сообщите, что именно показалось в ней привлекательным.

3. Что вы знаете о нашей компании?

Любой соискатель способен заглянуть на страницу "О нас" на сайте организации. Вряд ли собеседник, задающий этот вопрос, пытается узнать, насколько четко вы понимаете описанные там цели и задачи. Он должен понять, что вы позаботились о том, чтобы их прочесть. Используйте в своей речи ключевые слова с сайта, но не цитируйте его дословно, например: "Мне импонирует цель... потому, что..." или "Я верю, что этот подход будет полезен, так как..." Не забудьте привести примеры из личного опыта.

4. Почему вы хотите получить эту работу?

И снова, компаниям нужны люди, которые испытывают страсть к своему делу, и ответ на этот вопрос должен быть дан в подобном ключе. (Если вы не испытываете страсти к своему делу, возможно, вам стоит подать резюме в другое место.) Определите ключевые пункты, которые свидетельствуют о том, что работа вам подходит (например, «Мне нравится работать в службе поддержки, общаться с разными людьми и помогать им решать проблемы»). После этого расскажите, чем вас заинтересовала компания ("Я люблю узнавать новое, а вы умудряетесь делать потрясающие вещи, и мне просто хочется в этом поучаствовать").

5. Почему нам стоит вас нанять?

Этот прямолинейный вопрос в большинстве случаев звучит бестактно, но если вам его все же задали - считайте, вам повезло. Это едва ли не лучший повод выгодно продать свои личные и профессиональные качества. В своем ответе постарайтесь охватить три пункта: а.) вы не только способны выполнять свою работу, но и можете добиться непревзойденных результатов; б.) вы соответствуете корпоративной культуре и способны вписаться в коллектив; в.) вы превосходите всех остальных соискателей.

6. Перечислите свои профессиональные достоинства

При ответе на этот вопрос карьерный консультант Памела Скиллингс советует говорить только правду (т.е. рассказывать о реальных, а не вымышленных достоинствах), описывать качества, которые соответствуют рассматриваемой должности, а также избегать пространных рассуждений (например, "умение убеждать" вместо "превосходных навыков общения"). Не забудьте рассказать о реальных ситуациях, в которых вам удалось продемонстрировать эти достоинства.

7. Назовите свою основную слабость

Этот вопрос предназначен прежде всего для того, чтобы определить, насколько честен и открыт кандидат. Несмотря на это, не стоит говорить, что вы способны уложиться сроки, даже если от этого зависит ваша жизнь. Не стоит также пафосно восклицать, что вы лишены каких-либо недостатков. Выберите качество, которого вам не хватает и которое вы всеми силами стараетесь приобрести. Например, сообщите, что не умеете мастерски выступать публично, но недавно вызвались проводить общие собрания, чтобы чувствовать себя увереннее.

8. Назовите свое главное профессиональное достижение

Ничто не говорит о профессиональной пригодности лучше, чем список былых заслуг. Отвечая на этот вопрос, не стесняйтесь! Постройте ответ следующим образом: обозначьте ситуацию и задачу, которую вам требовалось решить, чтобы собеседник владел контекстом (например: "Я работал младшим аналитиком и управлял процессом выставления счетов-фактур"), сделайте акцент на шагах, которые вы предприняли, и результатах, которых удалось достичь (например, "Я проводил мероприятия по модернизации процесса в течение месяца, и в результате мне удалось сэкономить 10 человеко-часов, при этом количество ошибок уменьшилось на 25%").

9. Расскажите о рабочем конфликте или затруднительной ситуации, с которой вам пришлось столкнуться. Опишите процесс разрешения вопроса

Задавая этот вопрос, собеседник хочет узнать, как вы ведете себя в затруднительных ситуациях. «На собеседованиях все соискатели хотят казаться милыми и покладистыми, но некоторые волшебным образом преображаются, стоит только заключить с ними контракт», - утверждает Скиллингс. Формулируя ответ, сосредоточьтесь на своем поведении. По возможности, описывайте ситуацию, в которой вам удалось прийти к общему решению или компромиссу.

10. Каким вы видите себя через пять лет?

Отвечая на этот вопрос, честно расскажите о своих целях, но помните: собеседник хочет убедиться в том, что ваши ожидания и амбиции реалистичны, а рассматриваемая вакансия им соответствует. Если же позиция идет вразрез с вашими представлениями, скажите, что еще не можете сформулировать конечную цель, но хотите приобрести положительный опыт, который поможет вам определиться.

11. Опишите свою идеальную работу

В этом и аналогичных ему вопросах кроется желание узнать, насколько обсуждаемая позиция соответствует вашим карьерным стремлениям. Разумеется, если вы хотите насмешить собеседника, можете сказать, что хотите стать звездой NBA, но лучше будет рассказать о своих целях и соотнести их с тем, что предлагает работодатель.

12. Ходили ли вы на собеседования в другие компании?

Работодатели задают этот вопрос по тысяче разных причин - например, хотят узнать, претендуют ли на вас конкуренты, или насколько вы заинтересованы в работе именно в их отрасли. "Как правило, я рекомендую своим клиентам сказать, что они рассматривают еще несколько вариантов в той же сфере", - говорит эксперт по поиску работы Элисон Дойл. - "Кроме того, вы можете упомянуть, что все вакансии обладают схожими характеристиками и дают возможность применить имеющиеся у вас навыки и знания". Например: "Я подал резюме на вакансии в компаниях, которые занимаются IT-консалтингом, т.к. мог бы проанализировать нужды клиентов и рассказать о них техническим специалистам, способным решить проблему".

13. Почему вы уходите с текущего места работы?

Сложный вопрос, который в настоящее время встречается на каждом шагу. Поддерживайте положительный тон и не злословьте о предыдущем работодателе. Скажите, что хотите развиваться и воспользоваться новыми возможностями, которых в текущий момент у вас нет. Например: "Я хотел бы участвовать в процессе разработки программных продуктов от начала и до конца, и я вижу, что вы предоставляете такую возможность". А если вас вежливо попросили уйти с предыдущего места? Так и скажите: "К сожалению, работодателю больше не требуются мои услуги".

14. Почему вас уволили?

Если при ответе на предыдущий вопрос вы честно признались в том, что вас уволили, будьте честны до конца, даже если правда не очень приглядна. Честный ответ далеко не всегда приводит к отказу! Покажите, что с тех пор вы многому научились и выросли. В большинстве случаев умение извлекать уроки из ошибок считается преимуществом, а не недостатком.

15. Чего вы ожидаете от новой работы?

Очевидно, того, что она может предложить. Не стоит пускаться в пространные рассуждения. Будьте предельно точны.

16. Какие условия труда кажутся вам приемлемыми?

Очевидно, те, что похожи на условия, предлагаемые потенциальным работодателем. Не стоит пускаться в пространные рассуждения. Будьте предельно точны.

17. Опишите свой стиль управления

Лучшие руководители - это сильные и гибкие лидеры. Именно эти качества необходимо подчеркнуть в ответе. Например: "Несмотря на то, что каждый член команды обычно требует индивидуального подхода, я предпочитаю выступать для своих подчиненных наставником". После этого приведите примеры удачных управленческих решений и результатов, к которым они привели (например, как худший специалист по продажам под вашим руководством стал звездой всей команды).

18. Расскажите о ситуации, в которой вам удалось проявить свои лидерские качества

В зависимости от должности, на которую вы претендуете, ответом может служить рассказ об успешном управлении процессами или людьми. Скиллингс утверждает, что "лучшие ответы включают в себя запоминающиеся и достоверные детали". "Выберите пример, который дает представление о вашем опыте и полностью раскрывает ваш потенциал", - советует она.

19. Опишите момент, когда вы были не согласны с решением, принятым вашим руководителем

Время от времени подобные ситуации происходят с каждым из нас. Задавая этот вопрос, ваш собеседник хочет узнать, умеете ли вы решать проблемы конструктивно и профессионально. "Не стоит рассказывать о промахе руководителя и своем молчаливом согласии, призванном сохранить мир. Не стоит также говорить о ситуации, в которой вы были неправы", - советует Пегги Макки из Career Confidential. - "Вспомните случай, в котором ваше несогласие действительно играло какую-то роль и повлияло на исход дела".

20. Как бы вас описали ваши коллеги и руководители?

Помните, что ответ на этот вопрос должен быть честным, т.к. у работодателя есть возможность позвонить вашим бывшим коллегам и руководителям. Расскажите о достоинствах и качествах, которые еще не были упомянуты в ходе беседы (например, неукоснительное соблюдение правил внутреннего распорядка или готовность при необходимости включиться в работу соседних отделов).

21. Почему вы делали перерывы в работе?

Если вы некоторое время были безработным, честно расскажите, чем вы занимались Разумеется, эти занятия должны быть полезными (обучение, ведение профессионального блога или волонтерская деятельность). Подчеркните, что теперь вы готовы внести вклад в общее дело: "Я решил сделать перерыв, но теперь я полон сил и могу принести пользу компании".

22. Можете ли вы объяснить свое решение о смене направления в карьере?

Подобные вопросы часто сбивают с толку. Сделайте глубокий вдох и объясните собеседнику, почему вам пришлось принять то или иное карьерное решение. Приведите примеры, подтверждающие, что предыдущий опыт помог вам в новой должности. Связь может быть неочевидной. В этом случае вы сможете произвести сильное впечатление, рассказав о нестандартных ситуациях, из которых вам удалось выйти с честью.

23. Как вы справляетесь со стрессом?

"Продемонстрируйте свою способность продуктивно работать в критической ситуации. Подчеркните, что стресс не может помешать вам добиться цели", - говорит Макки. Опишите свои способы борьбы со стрессом (составление списков, глубокое дыхание и т.д.), а затем приведите примеры их эффективного использования.

24. Опишите свои первые 30/60/90 дней работы в новой должности

Расскажите, что требуется вам для быстрого старта. Какая информация вам нужна? С работой каких отделов вы хотели бы ознакомиться? С какими специалистами вы будете взаимодействовать? Выберите несколько видов деятельности, которая принесет плоды в краткосрочной перспективе (например, "В качестве первого проекта я планирую углубиться в процессы email-маркетинга и создать систему отслеживания писем"). Разумеется, если вы получите работу, планы могут поменяться, но собеседник должен увидеть, что вы готовы приносить прибыль, и вам не терпится приступить к своим обязанностям.

25. Пожалуйста, озвучьте свои ожидания об уровне заработной платы

Перед формулировкой ответа необходимо провести исследование о среднем уровне заработной платы с помощью Payscale или Glassdoor с учетом вашего образования, навыков и опыта. При этом эксперты рекомендуют называть верхнюю цифру диапазона, а затем проявлять гибкость при необходимости. Дайте собеседнику понять, что знаете себе цену, но при этом хотите получить работу и готовы к обсуждению.

26. Что вы делаете в нерабочее время?

"Работодатели задают личные вопросы, чтобы убедиться в том, что соискатель соответствует корпоративной культуре компании", - утверждает опытный специалист по работе с кадрами Митч Фортнер. - "Иными словами, если вам задают вопрос о хобби, можете смело рассказывать все как есть. При этом не забывайте сохранять лицо. Сообщая о привычке пить пиво с друзьями, не упоминайте о похмелье, которое преследует вас по понедельникам".

27. Если бы вы были животным, то каким?

На первый взгляд этот вопрос кажется нелепым, а потому используется для того, чтобы сбить соискателя с толку и посмотреть, как он будет выпутываться. Правильных и неправильных ответов не существует, однако вы заработаете дополнительные баллы, если вам удастся рассказать о своих преимуществах. Совет: если вам необходимо немного подумать, заполните паузу словами: "Великолепный вопрос! Должен сказать, что..."

28. Сколько теннисных мячиков поместится в лимузин?

Тысяча? Десять тысяч? Сто тысяч? И правда, сколько?

Если вы претендуете на техническую вакансию, будьте готовы к вопросам-головоломкам. Помните, что собеседник вряд ли ожидает услышать конкретную цифру. Ему нужно знать, что вы поняли вопрос и готовы его анализировать. Глубоко вдохните и проведите расчеты. Вполне нормально попросить для этого ручку и бумагу!

29. Есть ли у вас дети? Планируете ли вы пополнение в семействе в ближайшие несколько лет?

Строго говоря, личные вопросы о семейном статусе, поле ("Вы могли бы управлять отделом, в котором работают только мужчины?"), национальности ("Где вы родились?"), религии и возрасте незаконны, однако работодатели продолжают их задавать. Далеко не все вопросы задаются со злым умыслом, однако их необходимо тактично пресекать. В рассматриваемом случае рекомендуется ответить: "Думаю, я еще не совсем готов... Но меня очень интересуют пути карьерного роста в вашей компании. Не могли бы вы рассказать о них подробнее?"

30. Как вы думаете, что мы могли бы улучшить или сделать иначе?

Такой вопрос чаще всего задают представители стартапов. С его помощью собеседник не только хочет убедиться в том, что вы потрудились собрать информацию о потенциальном работодателе, но и пытается почерпнуть новые идеи. Предоставьте им эти идеи! Какие дополнительные услуги могла бы оказывать компания? Как можно было бы увеличить прибыль или повысить качество обслуживания клиентов? Для того чтобы выдвинуть разумное предложение, вовсе необязательно изучать детальный план компании на ближайшие четыре года. Просто продемонстрируйте свою заинтересованность и опыт.

31. Есть ли у вас к нам вопросы?

Это ваш шанс убедиться, что предлагаемая компанией должность вам подходит. Что вы хотите узнать о вакансии? О компании в целом? Об отделе, в котором вам, возможно, предстоит работать? О команде потенциальных коллег?

Немалую долю вы узнаете в ходе беседы, поэтому вопросы должны быть нетривиальными. В частности, вы можете попросить представителя компании высказать личное мнение ("Почему вам нравится здесь работать?") или обсудить перспективы ("Планируете ли вы выпуск новых продуктов?").

themuse.com, перевод: Айрапетова Ольга