Актуальные вопросы и тенденции развития логистики. Направления развития логистики Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики - правила «7R»

Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Глобализация бизнеса выражается в следующем:

  • · более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;
  • · происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;
  • · размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские - в Мексике, японские - в Китае).

В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются - как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.

  • 1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг
  • · отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;
  • · перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;
  • · массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);
  • · прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;
  • · услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;
  • · синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;
  • · многое другое.
  • 2. Аутсорсинг

Аутсорсинг - это передача каких-либо управленческих функций предприятия сторонним организациям. Например, предприятия передают функцию контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Эта тенденция проявилась еще в 1980-х годах сначала в Западной Европе и Японии и позже в США, но сохраняется и в настоящее время. Крупные и средние предприятия всё больше склоняются к покупке целостных логистических решений. Это позволяет им,

во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции,

во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и,

в-третьих, сократить свои накладные расходы. Таким образом, им удаётся использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.

В настоящее время и на российском рынке появилось широкое предложение логистических услуг. За рубежом большинство из таких специализированных логистических фирм образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций. В России транспортные фирмы или предприятия, предлагавшие ранее только складские услуги, становятся логистическими, т.е. предлагают перевозки с глобальной географией различными видами транспорта, сквозное обслуживание по всей цепи поставки (складирование, таможенное оформление, распределение и т.д.).

3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами

В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами

Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.

5. Источники экономического эффекта от использования логистики

Снижение запасов на пути движения МП. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США - на 30-50%). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

  • · в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;
  • · большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий);
  • · в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25-30% от общего объема издержек.

Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ.

В западных странах в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2-5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% - на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции (ЛО). Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.

Снижение транспортных расходов. Общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается примерно в 6,5% валового национального продукта. По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику. В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25-35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции.

Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом приводит:

  • · к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла;
  • · сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки самарской области

Государственное автономное профессиональное

Образовательное учреждение самарской области

«Самарский металлургический колледж»

Реферат

по дисциплине: «Транспортная логистика»

на тему: «Направления развития логистики»

Выполнил:

Студент группы А4-34

Тищенко Дмитрий

Проверил:

Преподаватель

Вершинина Л.В.

Самара - 2016

Введение

Тема «Направления развития логистики» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, фактор логистики усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Фактор логистики является одним из важнейших при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Логистика играет большую роль в освоении территорий.

Основной целью моего реферата является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития логистического комплекса РФ и обоснование возможных направлений его будущего развития.

Состояние и развитие транспортной системы имеют для Российской Федерации исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических и других целей. В современных условиях транспорт является одним из определяющих функциональных факторов повышения темпов экономического роста.

В последнее десятилетие происходило ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с износом судов, не сопровождающимся обновлением их парка. Это грозит вытеснением с рынка отечественных перевозчиков, ростом безработицы среди специалистов этих областей.

Без комплексного и системного решения проблем развития транспортной инфраструктуры, невозможно добиться удвоения ВВП, осуществить качественный прорыв в экономике, повысить экономический потенциал регионов и конкурентоспособность отечественных производителей, обеспечить достойное качество жизни для российского населения.

Актуальность логистики в условиях экономики России

Актуальность обусловлена потенциальной возможностью повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем с помощью планирования. Многие разработки в России непосредственно включали в себя элементы логистической науки. Но эти разработки были недостаточно связаны между собой, не имели объединяющей основы, не осуществлялись в рамках целостной науки о материалопотоках. В условиях перехода к рыночным отношениям единые системы нормативов материально-технической базы теряют своё прежнее значение: каждый субъект хозяйствования самостоятельно оценивает конкретную ситуацию и принимает решения. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает сегодня тот, кто компетентен в области логистики, владеет её методами. Это связанно с тем, что логистика - согласованность действий при управлении материальными потоками, их рациональность, точный расчёт, способность отбросить из системы всё лишние.

Возникает вопрос: почему именно сейчас логистика стала столь актуальна? Это произошло из-за нескольких факторов: 1) экономического, 2) информационного, 3) технического.

1) Сейчас основной приоритет компании - поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения в целях увеличения прибыли фирмы и роста качества, оказания комплекса услуг потребителю. Поэтому в условиях развития рыночных отношений принцип расчёт + выгода + потребитель ведёт к росту важности логистики.

2) Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку предметом, средством и составляющей логистических процессов является информационные потоки.

3) Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, её субъекты и объекты развиваются на основе совместных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на товарных рынках.

Большое значение для актуальности логистики приобретает необходимость государственной поддержки процессов товародвижения. Это применимо и эффективно используется не только на уровне предприятий и организаций-участников процесса товародвижения, но и в масштабах деятельности региональных и федеральных органов управления.

Следовательно, внедрение логистических подходов в управление товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связанно с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предпринимателями и организациями сопряженных отраслей.

Основные факторы развития логистики

В РФ логистика развивалась медленнее, чем в других странах, потому что:

Тяжелая общеэкономическая ситуация;

Социальная напряженность во всех слоях общества не способствует продвижению в отечественный бизнес логистических идей;

Высокий уровень монополизма в важнейших отраслях;

Финансовый кризис, неплатежи;

Низкий уровень жизни населения;

Высокий уровень безработицы;

Негативная реструктуризация экономики;

Свертывание инвестиций.

Роль логистики в экономике РФ определяется взаимодействием 5 основных факторов:

1. экономический фактор (выдвигается поиск возможностей, сокращения производственных затрат и издержек обращения, как для увеличения прибыли предприятия, так и для полного удовлетворения интересов потребителя);

2. организационно-экономический фактор (развиваются процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности);

3. информационный фактор (развитие информационных связей является причиной и следствием развития рыночных отношений);

4. технический фактор (логистика, как система управления развивается на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и сфере управления);

5. специфический фактор (большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения).

Таким образом, становление и развитие логистики в России позволило выйти отечественной экономике на новый уровень.

Проблемы развития логистики в России

транспортный логистика экономика дорожный

Современный рыночный механизм предполагает, что предприятия должны ориентироваться на интересы потребителей, а не на собственные. Это стремление выражается в максимально возможном удовлетворении запросов потребителей. Сочетание высокого уровня качества товаров и услуг и других потребительских свойств означает для потребителя удовлетворение его потребностей. Однако одним из главных факторов является стоимость товаров и услуг, зависящая от уровня издержек, которые возникают при производстве продукции и ее дальнейшей реализации. Уменьшение этих издержек можно достигнуть, применяя различные логистические методы непосредственно во всем цикле движения товаров и услуг.

Логистическая деятельность имеет интегрированный характер и возникает с момента появления потребности в товаре или услуге и заканчивается моментом удовлетворения этой потребности.

Логистика - это совместная деятельность предприятий по объединению и контролю за процессами, которые направлены на достижение таких поставленных целей, как получение прибыли и удовлетворение потребностей потребителей.

Все функции и операции должны подвергаться планированию, управлению и координации в целом. Все процессы, которые протекают в пределах отдельных функций, должны согласовываться друг с другом и создавать, таким образом, резервы сокращения общих издержек. Основой работы логистики являются различные сферы деятельности: закупка сырья и материалов, производство продукции и ее сбыт, транспортировка, информационное обеспечение, а также различные системы управления - запасами, планирования, качества товаров и услуг и т. п.

Успешная деятельность компании зависит не только от результатов деятельности отдельной фирмы, но также и от ее партнеров - поставщиков, перевозчиков, экспедиторов, дилеров, дистрибьюторов и т. п.

Для обеспечения связи различных функций, задач и процессов необходим комплексный интегрированный подход на основе логистических принципов.

Обеспечение согласованности деятельности как предпринимательских структур, так и различных федеральных органов (отраслевых министерств, РТИ, ГТК и др.), а также образования и науки, позволит снизить уровень издержек в масштабе страны. Это служит интересам потребителей и является реальным шагом на пути повышения конкурентоспособности российских товаров и услуг.

В настоящий момент на пути развития логистики в России имеются следующие основные трудности:

Отсталая инфраструктура транспорта, в первую очередь в сфере автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также низкий их технико-технологический уровень;

Нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в торговле и промышленности, недостаточное количество организованных товарных рынков на уровне среднего и крупного опта);

Низкий уровень развития современных систем электронных коммуникаций, систем связи и телекоммуникаций, электронных сетей;

Недостаток практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, которые бы отвечали мировым стандартам; высокая степень морального и физического износа подвижного состава транспорта;

Слабый уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; низкий уровень автоматизации и механизации складских работ;

Недостаточное развитие промышленности в сфере производства современной упаковки и тары и т. п.

Для современной российской системы распределения характерно: замедленное продвижение товаров от производителей к потребителям, высокий уровень неудовлетворенного спроса, низкая надежность и недостаточный уровень качества обслуживания потребителей.

В процессе распространения концепции логистики особая роль принадлежит транспорту. Отечественные экспедиторские и транспортные предприятия, которые участвуют в международных перевозках грузов, первыми почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий транспортировки и переработки грузов: интермодальных, мультимодальных и терминальных систем, технологии перевозки JIT и «от двери до двери», современных телекоммуникационных систем сопровождения грузовых перевозок и т. д. Крупные российские государственные и частные транспортные и экспедиторские предприятия стали активно создавать свои терминальные сети, распределительные и логистические центры, системы информационно-компьютерной поддержки логистической деятельности.

Еще одной серьезной проблемой в области логистики является подготовка кадров. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров среднего и высшего уровня, персонала предприятий и т.д. Необходимо интенсивное обучение кадров по специальности «Логистика», повышение квалификации и переподготовка в этой области персонала высшего и среднего менеджмента.

Важнейшим фактором эффективного развития экономики является транспорт. Расширение рыночных экономических отношений усиливает данную роль транспорта, т.к. при его непосредственном участии создаются региональные товарные рынки. Более актуальной становится главная задача транспорта - доставка готовой продукции, перевозка людей, ускорение оборота материальных ценностей, т.к. это непосредственно затрагивает экономические интересы как производителей, так и потребителей.

Одно из крупнейших звеньев экономики России - дорожно-транспортный комплекс. В нем занято около 8% общей численности рабочих и служащих, около 14% основных производственных фондов. Несовершенство транспортной отрасли - одно из главных препятствия развития современной отечественной экономики. Новые экономические структуры не доверяют существующей транспортной отрасли, т.к. государственный транспорт объективно не может работать так, как это нужно новым клиентам.

По мнению специалистов, на данном этапе государственного строительства новой России любые усовершенствования в сфере производства, распределения, реализации и потребления, в финансово-кредитной системе и др. к реальным успехам не приведут, если с опережением не будет совершенствоваться транспортная отрасль экономики Российской Федерации.

Заключение

Роль транспорта в экономике России огромна. Логистика оказывает всестороннее воздействие на экономическое развитие страны. Там, где правильно понимают роль логистики, государство успешно развивается в экономическом, политическом и социальном отношениях. И наоборот, недооценка значения транспортной системы неизбежно приводит к замедлению развития государства. Логистическая система должна постоянно развиваться адекватно растущим потребностям. Уникальность логистики состоит в том, что, выступая в роли сферы материального производства, она одновременно выполняет вспомогательную функцию обслуживающей инфраструктуры. Часто роль логистики недооценивают, умалчивая ее важнейшую роль в области экономики.

Логистический фактор обязательно учитывается при размещении производства в то или ином регионе, он является одним из важнейших.

Народное хозяйство страны ежегодно несет потери из-за диспропорции в техническом вооружении различных видов транспорта, а особенно между уровнем развития постоянных сооружений и парком подвижного состава, например, пропускной способностью линий и густотой движения транспортных единиц; протяженностью автомобильных дорог и количеством тяготеющих к ним автомобилей.

Логистическое хозяйство, как и все отрасли экономики нашей страны требуют привлечение инвестиций, но эта проблема по-прежнему не решается из-за того, что зарубежные инвесторы боятся вкладывать деньги в российскую экономику из-за ее непредсказуемости. Проблемы из-за отсутствия инвестиций возникают в техническом оснащении транспорта особенно отечественного производителя, продукция которых отстает от западных аналогов на много лет из-за отсутствия разработок и воплощения этих проектов в жизнь.

Наличие инвестиций предполагает хорошее техническое оснащение транспорта. Для России эта проблема наиболее актуальна, так как большее количество транспортных средств, да и оборудования в целом достались нам от СССР. Это оборудование уже отслужило свой срок и требует замены. Состояние транспорта зависит от уровня научно-технического прогресса. Государство должно принимать меры для развития транспорта. Нужно применять щадящие налоги к российским перевозчикам, поддерживать наши дороги в хорошем состоянии, технически оснащать транспортную отрасль, привлекать зарубежных инвесторов для вложения денег в российскую экономику в целом и в частности в развитие транспорта. От того, как государство будет относиться ко всем проблемам транспорта, будет зависеть состояние нашей экономики.

Так же не секрет, что финансовый кризис затронул все сферы бизнеса в той или иной мере. В связи с падением объемов у крупных заказчиков, спрос на услуги логистических компаний естественно сократился. В борьбе за клиента обостряется конкуренция, и выживают только те, кто предоставляет более качественные услуги. И те, кто по окончании кризиса останутся в логистике, подтвердят свою репутацию профессионалов и выйдут на новый уровень. Но самое худшее, что может произойти во время кризиса - это вымывание профессионалов из отрасли перевозок. Автоперевозчик не может до бесконечности сбрасывать цену, у него есть планка, ниже которой профессионал просто не повезет груз. Он не сможет себе позволить работать в убыток и уйдет из отрасли. А его место тут же займет гастарбайтер, и, заплатив ему меньшую сумму, грузоотправитель в лучшем случае сорвет сроки поставки, в худшем потеряет весь груз.

Список использованной литературы

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005

2. Гончаров П.П. Основы логистики: Учебное пособие. / П.П. Гончаров - М.: Инфра-М, 2009

3. Карнаухов С.Б. Логистические системы в экономике России. - М.: 2008

4. Саркисов С.В. Управление логистикой. - М.: ИНФРА-М, 2007

5. Сергеев В.И. Современные тенденции в сфере логистики и управления цепями поставок в России // Логистика и управление цепями поставок. - 2012. - №2. - C. 21-31

6. Ташбаев Ы. Россия в цепях поставок Современная ситуация, тенденции и перспективы развития логистики и управления цепочками поставок // Автоперевозчик. - 2013. - №4. - C. 17-22

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные понятия логистики как науки. Сущность и функции логистики. Проблемы развития логистики. Уровни развития логистики. Теория распределительной логистики. Понятие распределительной логистики. Задачи распределительной логистики. Логистика и маркетинг.

    дипломная работа , добавлен 16.10.2005

    Понятие логистики, ее сущность и особенности, история возникновения и развития, место и значение в современной организации. Понятие и характерные черты саморегулирующихся систем. Основные направления программы реализации логистики на предприятии.

    шпаргалка , добавлен 23.02.2009

    Характеристика особенностей стадий логистики. Исторические периоды развития концепции логистики. Сущность неформальных методов управления, используемых в логистике. Понятие "материальный поток" и его определение. Правила распределительной логистики.

    контрольная работа , добавлен 08.02.2012

    Понятие и задачи информационной логистики, основные функции информационного процесса. Примеры логистических операций в магазине. Виды первостепенных информационных потоков, которые управляют логистическими операциями. Роль логистики в современном мире.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2010

    Исторические этапы становления логистики как науки. Концепция логистики: возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибуции товаров, рост транспортных тарифов, распространение концепции маркетинга. Материальный поток как объект логистики.

    контрольная работа , добавлен 16.04.2015

    Понятие и принципы логистики, ее содержание и история развития. Требования к системам планирования, компоненты их потребности в материалах. Международные автомобильные перевозки, основные этапы и закономерности транспортно-экспедиционного обслуживания.

    курс лекций , добавлен 11.04.2014

    Теоретические основы логистического управления пассажирским транспортом. Сущность и основные задачи транспортной логистики. Характеристика пассажирского транспорта города Екатеринбурга. Разработка мероприятий по совершенствованию автобусных перевозок.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Ознакомление с сущностью логистики; определение ее интегрирующей, организующей и управляющей функций. Рассмотрение основных схем управления материальными потоками. Описание роли логистики в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

    реферат , добавлен 01.05.2012

    Состояние развития транспорта в современной России, оценка его соответствия нарастающей глобализации рынка. Источники информации о материальных потоках внешнеэкономической деятельности, основные принципы логистики в данном направлении бизнес-среды.

    статья , добавлен 11.09.2010

    Изучение сущности логистики - стратегического управления (менеджмента) закупкой, снабжением, перевозками, хранением материалов, деталей и готового инвентаря. Анализ функциональных областей логистики. Задачи, структура логистической информационной системы.

Тенденции развития современной логистики: развитие аутсорсинга, интеграция цепей поставок, стратегическое партнерство и виртуализация логистических систем.

В последние годы в странах с рыночной экономикой развитие логистики характеризуется передачей функций контроля над распреде­лением готовой продукции от производственных фирм к специализиро­ванным фирмам, т.е. внешним агентам. Эта тенденция проявилась сначала в Западной Европе и Японии и позже в США. Ожидается, что развитие данной тенденции приведет к значительным изменениям в организации работы по перемещению продукции.

Логистика по контракту, или с применением третьего участника, предполагает привлечение самостоятельной оптовой фирмы для выполнения ею всех или части функций компании по распределе­нию продукции, включая транспортировку, хранение, управление запасами, обслуживание заказчика и создание информационных систем логистики. В этом - одно из проявлений непрерывного процесса углубления общественного разделения труда. Включение в систему логистики специализированных фирм обусловлено, во-первых, тем, что они располагают таким опытом работы в сфере реализации услуг, который отсутствует в производственной фирме; вo-вторых, стремлением последней сократить свои накладные расходы и сконцентрироваться на основных производственных прибыльных функциях.

Тенденции развития логистики направлены на решение следующих задач:

1.Снижение рисков безопасности цепей поставок. Компаниям необходимо интегрироваться для решения этой проблемы.

2.Устойчивость цепей поставок. При отлаженных цепях поставок результаты логистической деятельности будут стабильные.

Важно обеспечить создание ценности товаров для потребителей. Главная цель лoгиcтики – удовлетворение потребностей потребителей. Компании должны фокусировать внимание на реализующих структурах с целью получения информации от потребителей об удовлетворении их потребностей.

Переход компаний от взаимодействия В2В к В2С ввиду бурного развития интернет торговли и авиаперевозок.

Наблюдается тенденция преобразования системы бизнес связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких альянсов, или так называемых сетей. Альянсы снижают затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем.

Наблюдается тенденция роста объемов производства.

Наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству обслуживания. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания.

7.Определения понятия «Логистика» и связь логистики с другими учебными дисциплинами

Логистика - наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения

Логистика -учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

Логистика имеет определенные области совместного влияния и взаимодействия со многими экономическими, математическими и другими дисциплинами (Мат моделирование, статистика, менеджмент, маркетинг, контроллинг,бух и упр учет, эк теория, эконономика фирм, транспорта.. .). В то же время, она не идентифицируется ни с одной из них и шире, чем любая общая зона ее взаимодействия с каждой из смежных наук.

Из эк теории в логистике используются общие закономерности развития эк объектов и процессов.На теории менеджмента основано создание систем управления логистическими комплексами. Маркетинг задает цели товародвижения на этапе распределения продукции предприятий, определяет требования к товародвижению для лучшего удовлетворения пожеланий клиентов в условиях функционирования рынка покупателей. Знания экономики предприятия позволяют профессионально оценить составляющие калькуляции продукции, построить рациональное соотношение затрат на всех фазах логистической цепи. Из "Управление, организация, планирование производства " в логистике используются понятия производственного цикла изготовления продукции, планирования производственного процесса, оптимальной организации производства в пространстве и во времени. Методы математического программирования (исследование операций) позволяют оптимизировать решение многих логистических задач.

С финансовыми науками (бух учетом, финансово-эк анализ, контроллинг) логистика взаимодействует по финансовым потокам и связанными с ними информационными потоками (сфера контроллинга). Математические и статические науки –методологическая и методическая основа логистики, ее аппарат.

Логистика дает наибольший эффект, когда ее рассматривают как принципиально новую философию управления предприятиями и организациями. Она предписывает относиться к поставщикам и потребителям, как к партнерам, интересы которых предприятие разделяет, основные фонды и кадры - это стабильные элементы процесса производства. А наиболее подвижный элемент - поток материалов и сопровождающий его поток информации, которые оперативно и регулярно проходят горизонтально, сквозь границы многих отделов предприятия.

Логистика: конспект лекций Шепелева Анжелика Юрьевна

1.3. Факторы и тенденции развития логистики

Рассмотрим, чем вызвана необходимость и обусловлена возможность широкого применения логистики в современной экономике.

Необходимость применения логистики объясняется множеством причин, среди которых выделим две основные.

Первая причина – развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 1960-х гг. в странах с развитой рыночной экономикой производители и потребители продукции не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками. Системы распределения, как правило, не планировались. Производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Выпущенные товары так или иначе попадали в конечное потребление. Система управления процессами товародвижения была слабой. Реальных связей между различными взаимосвязанными функциями логистики не было. Такое невнимание к сфере управления материальными потоками объяснялось тем, что основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения совершенствования производства.

Однако к началу 1960-х гг. резервы повышения этого потенциала непосредственно в производстве были существенно исчерпаны. Это вызвало необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ. Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя таких дополнительных капитальных вложений, как, например, освоение выпуска нового товара, тем не менее оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства. В логистически организованных материалопроводящих цепях себестоимость товара, доставляемого конечному потребителю, оказалась ниже себестоимости того же товара, прошедшего по традиционному пути. Появляющаяся разница обеспечивает участникам конкурентные преимущества, зависящие не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

Кроме того, использующие логистику поставщики могут гарантировать поставку точно в срок нужного количества товара необходимого качества и представляют для потребителя гораздо большую ценность, чем поставщики, которые подобных гарантий надежности не обеспечивают.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов обеспечивается за счет:

Резкого снижения себестоимости товара;

Повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т. п.).

Вторая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, – энергетический кризис 1970-х гг.

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать методы повышения экономичности перевозок. Причем эффективно решить эту задачу лишь за счет рационализации работы транспорта невозможно. Здесь необходимы согласованные действия всех участников совокупного логистического процесса.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса (НТП). В результате НТП создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики имеет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечило мощное развитие информационных систем как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне экономики отраслей, охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя.

Главные причины, по которым начиная с середины 1960-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:

Превращение рынка продавца в рынок покупателя;

Обеспечение конкурентных преимуществ логистически организованных материалопроводящих систем за счет снижения себестоимости продукции и улучшения качества поставок;

Энергетический кризис;

НТП и в первую очередь компьютеризация управления.

Необходимым условием для развития отечественной логистики является ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций и НТП в сферах производства и обращения.

В современной экономике выделяют три этапа совершенствования логистики.

Первый этап – 1960-е гг. характеризуются использованием логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения. В этот период начинается осознание двух ключевых положений:

1) существующие как бы отдельно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Оптимизация физического распределения материалов проводилась и прежде. Например: управление частотой и размерами доставляемых партий, системой размещения товаров и функционирования складов; планирование транспортных маршрутов, графиков и т. п. Традиционно эти задачи решались обособленно, что в принципе не могло обеспечить системного эффекта. Специфика логистического подхода заключается в совместном решении задач по управлению материальными потоками, например совместное решение задач организации работы складского хозяйства и связанного с ним транспорта.

На первом этапе развития логистики транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают тесные взаимные связи. Они начинают работать на один экономический результат по единому графику и единой согласованной технологии. Тара, в которой отгружается груз, выбирается с учетом применяемого транспорта; в свою очередь характеристики перевозимого груза определяют выбор транспорта. Совместно решаются и другие задачи по организации транспортно-складского процесса.

Следует отметить, что совместное решение отдельных задач по управлению материальными потоками намного сложнее их обособленного решения. Здесь зачастую требуются другие методы, а также иная подготовка специалистов.

Второй этап в развитии логистики приходится на 1980-е гг. В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С точки зрения развития логистики 1980-е гг. характеризуются следующим:

Быстрый рост стоимости физического распределения;

Рост профессионализма менеджеров, осуществляющих управление логистическими процессами;

Долгосрочное планирование в области логистики;

Широкое использование компьютеров для сбора информации и контроля над логистическими процессами;

Централизация физического распределения;

Резкое сокращение запасов в материалопроводящих цепях;

Четкое определение действительных издержек распределения;

Определение и осуществление мер по уменьшению стоимости продвижения материального потока до конечного потребителя.

Здесь к взаимодействию складирования и транспортирования начинает подключаться планирование производства. Это позволило сократить запасы, повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременного выполнения заказов, улучшить использование оборудования.

Третий этап относится к настоящему времени и характеризуется следующим:

Появляются фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике;

Современные коммуникационные технологии, обеспечивающие быстрое прохождение материальных и информационных потоков, позволяют осуществлять мониторинг всех фаз движения продукта – от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя;

Развиваются отрасли, занятые оказанием услуг в сфере логистики;

Концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, начинает признаваться большинством участников цепей снабжения, производства и распределения;

Совокупность материалопроводящих субъектов приобретает целостный характер.

автора Автор неизвестен

31. Топливно-энергетический комплекс, тенденции развития Отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обычно основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

32. Агропромышленный комплекс и тенденции его развития Агропромышленный комплекс (АПК) – это достаточно общее понятие, под которым подразумевается сложившаяся в общественном производстве единая система сельскохозяйственных и промышленных предприятий и отраслей,

Из книги Мировая экономика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

36. Перспективные тенденции развития транспорта В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономикой ожидается дальнейшее развитие НТП на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит существенные изменения.Протяженность малодеятельных и нерентабельных

Из книги Малый автосервис: Практическое пособие автора Волгин Владислав Васильевич

Тенденции развития российского рынка запчастей Оптовики На российском рынке сформировались крупные дистрибьюторские компании, торгующие запасными частями к импортной технике. Крупнейшие оптовики (укажем для удобства интернет-адреса: http://forum-auto.ru/, http://www.adrussia.ru/, http://

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

2. Факторы и уровни развития логистики Развитие логистики определили следующие факторы:1) усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения;2) создание гибких производственных систем.Значительное

Из книги Платежные системы и организация расчетов в коммерческом банке: учебное пособие автора Белоусова Вероника Юрьевна

5.1. Виды систем и тенденции их развития За последнюю четверть века наблюдался интенсивный процесс формирования и эволюции расчетных систем, предназначенных для осуществления крупных и критичных по времени денежных переводов. Они получили название систем для платежей

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Тенденции развития экономической преступности Анализ современного состояния и тенденций развития экономической преступности в условиях сохранения или роста негативных явлений в экономике страны (гиперинфляция, массовые банкротства неконкурентоспособных

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 1. Общая характеристика логистики и факторы ее развития “Предлагаемый материал учебного пособия разбит на 11 тем и посвящен логистике – науке об управлении потоковыми процессами в рыночной экономике. Последовательность изложения материала позволяет получить

Из книги Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок автора Никифоров Валентин

1.1. Проблемы развития логистики в России

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

9.3. Основные тенденции развития мировой экономики в 50-70-е гг В экономической литературе 50-е гг. обычно называют «серебряными», а 60-е – «золотыми», что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие

Из книги HR в борьбе за конкурентное преимущество автора Брокбэнк Уэйн

Основные тенденции развития технологий Скорость. Высказанное в 1965 году в книге «Закон Мура» предположение об удвоении скорости микропроцессора через каждые полтора года справедливо и по сей день. За прошедшие 40 лет скорость микропроцессора выросла на 4500000 %.

автора Абрамс Ронда

Состояние «здоровья» и тенденции развития отрасли Ваш бизнес существует отнюдь не в вакууме; как правило, компания работает в тех же самых условиях, которые оказывают влияние на отрасль в целом. Если по всей стране отмечается снижение потребительских расходов, весьма

Из книги Бизнес-план на 100%. Стратегия и тактика эффективного бизнеса автора Абрамс Ронда

Размер рынка и тенденции его развития После того как вы определили характеристики целевого рынка, необходимо оценить его размеры и тенденции развития в ближайшем

Из книги Озарение. Как выйти за границы привычного и увидеть в переменах новые возможности для бизнеса автора Буррус Даниэль

Тенденции развития технологий В начале главы мы сравнили волну технологического развития с цунами. Как же выглядит эта волна, насколько она велика и как быстро приближается?Для начала, раз уж мы говорим о «технологических преобразованиях», давайте разберемся, что

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Этапы становления, развития и глобализации логистики. Интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и готовой продукцией. Понятие и функции распределительной логистики, ее современные тенденции развития.

    контрольная работа , добавлен 13.01.2013

    Удовлетворение потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью как основная цель логистики закупок. Анализ механизма функционирования закупочной логистики. Основные принципы взаимоотношений с поставщиками.

    реферат , добавлен 28.10.2013

    Понятие, цели и задачи закупочной логистики на современном предприятии, принципы построения отношений с поставщиками. Условия использования концепции логистики на заготовительном этапе. Эффективность принятия материально-технического обеспечения.

    контрольная работа , добавлен 15.01.2010

    Цель, задачи и особенности фармацевтической логистики и ее классификация: сбытовая, транспортная, складская и закупочная. Прикладные аспекты выбора поставщиков как основа закупочной логистики. Составление анкеты для экспертной оценки дистрибьюторов.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2014

    Анализ системы материально-технического обеспечения филиала УМ-11 ОАО "Гомельпромстрой". Оценка состояния закупочной логистики и организации поставок в филиале. Разработка мероприятий по совершенствованию механизма закупочной логистики на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2016

    Роль закупок товаров в коммерческой деятельности. Фактор ценообразования в закупочной логистике. Анализ элементов закупочной логистики ОАО "Ливгидромаш". Совершенствование работы службы закупок и логистики, внедрение новых логистических элементов.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2011

    Происхождение термина "логистика", ее использование в военном деле и математической логике. Тенденции развития современной логистики: развитие аутсорсинга, интеграция цепей поставок, стратегическое партнерство и виртуализация логистических систем.

    презентация , добавлен 30.08.2013

    Определение логистики, история термина. Описание стартового набора услуг по категориям участников. Современные логистические технологии и перспективы их использования. Механизм функционирования закупочной логистики. Система электронного снабжения.