Американская станция скайлэб. Поэтому давайте познакомимся с этим контраргументом

Версии, мнения. Глава 25

Краткая история «Скайлэба»

Версии о «лунной» ракете решительно противоречит сообщение НАСА о запуске 14 мая 1973 года огромной орбитальной станции «Скайлэб» с массой 75 т (илл.1).

Илл.1. Устройство станции «Скайлэб»

(рисунок художника НАСА).

1 - рабочий отсек;

2 -воздушный шлюз для выходов астронавтов в открытый космос;

3 – стыковочный модуль c двумя узлами стыковки;

4 - солнечная обсерватория;

5 - корабль «Аполлон»

Поэтому давайте познакомимся с этим контраргументом . Начнём с краткой истории «Скайлэба» («Небесной лаборатории») .

1. « Скайлэб» создавался и запускался в спешном порядке. Как пишет С. Александров , «когда стало ясно, что лунная программа ограничится несколькими полётами, в спешном порядке создали станцию «Скайлэб»». Казалось бы, какая связь между двумя программами столь различного назначения? Почему надо в спешном порядке создавать околоземную станцию, если виден конец полётам на Луну? И, тем не менее, всего через пять месяцев после полёта последнего «Аполлона» (А-17) «Скайлэб» был запущен на околоземную орбиту.

2. Начиная программу «Скайлэб», НАСА, похоже, не собиралась её продолжать. Об этом говорит тот факт, что всего через 3 месяца после запуска «Скайлэба» и за полгода до возвращения из космоса последнего третьего экипажа НАСА приняла решение о консервации всех оставшихся «Сатурнов-5». А запустить последующие «Скайлэбы» могли только они. Это выглядит несколько странно, поскольку, начиная новый проект, разработчики, как правило, видят перспективы его продолжения в самых розовых тонах. И, наоборот, новый проект не начинают, если не видят перспектив его развития. В этом свете решение НАСА закрыть направление «Скайлэб», едва начав его, выглядит необычным.

«Скайлэб» был обитаем лишь десятую часть от общего времени его существования. Все 3 экипажа посещения пробыли на станции в общей сложности 171 день. После возвращения третьего экипажа (8 февраля 1974 года) станция 5 лет летала пустая. В июле 1979 года она вошла в плотные слои атмосферы и разрушилась.

3. Б олее трёх человек на станции никогда не находилось.

По данным НАСА «Скайлэб» на орбите посетили три «Аполлона» с экипажами по 3 человека. Соответствующие полёты получили названия «Скайлэб-2», «Скайлэб-3» и «Скайлэб-4». («Скайлэб-1» или просто «Скайлэб» - это запуск собственно станции, который производился в беспилотном режиме). «Скайлэб» согласно описанию имел два узла стыковки (илл.1), и к нему могли причалить сразу два «Аполлона». Но такого ни разу не происходило. Сначала улетал предыдущий экипаж, а уже после прибывал следующий. Н и разу количество астронавтов на «Скайлэбе» не увеличивалось за счёт второго прибывающего экипажа, как практиковалось на советских станциях «Салют» и «Мир», и ныне происходит на МКС. В итоге, несмотря на сообщаемый очень большой размер рабочего отсека станции, более трёх человек на ней никогда не находилось.

4. Несмотря на «опыт «Скайлэба»» НАСА не смогла создать полноценную орбитальную станцию и в этом решительно отстала от СССР (России). Поразив современников своими огромными размерами, «Скайлэб» исчез не повторившись в истории космонавтики. Даже современная МКС, «родившаяся» через 30 лет после «Скайлэба» и вобравшая в себя все достижения мировой космической техники за эти 30 лет, не может соперничать со «Скайлэбом» по весогабаритным показателям. Она составлена из блоков, масса которых не превышает 20т, то есть в три с лишним раза меньше массы «Скайлэба».

После «Скайлэба» НАСА пыталась создать новую орбитальную станцию «Фридом», но не смогла и после десяти лет бесплодных усилий прекратила эти работы, взяв курс на МКС и положившись на российский (советский) опыт. «Скайлэб» «хорошо поработал на орбите, но не имел перспектив развития» .

5. Все 9 астронавтов, посетивших станцию, были гражданами США. Ни один космонавт (астронавт) - не гражданин США на станции не работал, и подтвердить её реальное устройство не может. Так что, как и «полёты на Луну», и этот американский космический рекорд подтверждают только американские свидетели.

Все эти факты побуждают продолжить наше знакомство с этой станцией. Посмотрим снимки о том, как астронавты жили и работали в «Скайлэбе».

Такие снимки можно снять на Земле

Как объясняет НАСА , простор ный рабочий отсек 1 был оборудован в топливном баке ракетной ступени (илл.1). На илл.2 показана внутренность этого отсека. Здесь внимание автора привлекли космические скафандры, помеченные красными метками.

Илл.2. Выставка скафандров?

Обычно проектировщики стараются располагать однородные по типу и назначению предметы в одном месте: и удобней пользоваться, и места меньше занимают. А здесь – как будто какая-то выставка скафандров, сооружённая на скорую руку. Складывается впечатление, что нас пригласили заглянуть во внутренность настоящего топливного бака, временно декорированного под космическое обиталище. Даже, если это и субъективное впечатление автора, то одно можно сказать уверенно: снимок илл.2 не несёт в себе никаких признаков того, что он снят в космосе.

На илл.3 показан довольный астронавт Конрад. Он забрался в специальный мешок - контейнер, где будет принимать душ. Комментарий НАСА к этому снимку говорит, что дело происходит в «Скайлэбе», то есть в космосе.


Илл.3
. Тряпочка провисла под действием силы тяжести.

(Душ в "Скайлэбе")

Но ведь точно так же эта сцена выглядела бы и на Земле. Сомнение усиливает отмеченная красной меткой тряпочка, которая видна в правом верхнем углу снимка. Она обвисла строго по вертикали, как будто на неё действует сила веса. А как эта сила «пробралась» на орбитальную станцию, где должна царить невесомость?

На снимках илл.4а,б,в астронавты пытаются убедить нас, как им легко двигаться в невесомости.


Илл.4 . Астронавтам «Скайлэба» нужна опора. Подписи НАСА:

а) Гибсон проплывает через люк воздушного шлюза; б) Кар парит в носовой части; в) Лусма в роли акробата

« Гибсон проплывает через люк воздушного шлюза», - такова подпись НАСА к снимку илл.4а. Однако чтобы получился такой снимок, Гибсону достаточно здесь, на Земле встать в отверстии люка и воздеть руки. Снимок же сделан сверху.

«Кар парит в носовой части» под куполообразным «потолком» рабочего отсека (4б). Но обратите внимание на то, что Кар как бы приклеен к этому потолку. И представьте, что «потолок» на самом деле является полом, на котором астронавт лежит. Тогда снимок станет вполне «земным». Под спиной у астронавта есть какой-то предмет. Он выглядывает из-за его правого плеча. Используемый в качестве опоры, этот предмет обеспечивает небольшой зазор между телом астронавта и полом, чтобы астронавт казался висящим в воздухе. При этом астронавт, чтобы удержать свою необычную позу, касается руками и ногами видимых пред метов.

«Лусма в роли акробата» тоже изображает «свободное парение» (илл.4в). Но, опять уж очень подозрительно близко расположены его ноги к заветной опоре (краю люка), на которую он, похоже, опирается одной своей коленкой.

Особого внимания заслуживает остроумный по замыслу снимок илл.5а. Здесь по описанию НАСА астронавт Кар удерживает астронавта Пога на кончике пальца. Этот снимок, казалось бы, убедительно демонстрирует невесомость - не может на Земле один человек удерживать другого на кончике пальца, а тот другой при этом пребывать в положении «вверх ногами».

Но присмотритесь к этому снимку. Находясь в невесомости, люди могут пребывать в пространстве в произвольных положениях относительно друг друга (илл.6). А на снимке 5а астронавты по отношению друг другу расположились так, как будто бы их «строит» в одну линию некая сила.

Перевернув снимок 5а, можно увидеть , как он мог быть сделан на Земле (5б). Погу достаточно стоять «цыпочках» на трубе, а Кару - висеть на скрытой опоре (скажем, на перекладине). И, чтобы эта опора не была нам видна, фигура Кара показана только от пояса. Своим пальцем висящий Кар касается темени стоящего Пога. А той силой, которая строит астронавтов в линию, вполне может быть сила тяжести.

Илл.5. И здесь, похоже, тоже действует сила тяжести.

а) п одпись НАСА: « Кар демонстрирует «поднятие веса» в невесомости, удерживая астронавта Пога на кончике пальца»,

б) вот как можно снять такой снимок на Земле, в отсутствие невесомости

В целом, впечатление от снимков илл.2,3,4,5 такое, что на них нет невесомости, но есть желание её показать. Хотя, казалось бы, если в вашем распоряжении есть огромная космическая станция, то зачем тратить усилия на такие хитрости?

Такие клипы о невесомости можно снять в самолёте

На сайтах и в фильмах НАСА можно найти до двух десятков отдельных клипов или эпизодов, встроенных в фильмы, на которых астронавты «Скайлэба» действительно демонстрируют невесомость . На илл.6а показан кадр из одного такого клипа.


Илл.6. Астронавты и космонавты демонстрируют невесомость:

а) астронавты демонстрируют невесомость якобы в «Скайлэбе»; б) советский космонавт в самолёте-тренажёре в те же годы; в) схема достижения невесомости в самолёте-тренажёре

Просмотр клипов на тему невесомости в «Скайлэбе»показывает, все эпизоды о невесомости, якобы снятые в «Скайлэбе», очень кратковременны. Их средняя продолжительность - 10 секунд. А когда встречаются более длительные клипы, то они состоят из набора отдельных коротких сцен. Зачем же так спешили астронавты-кинооператоры, если в настоящей космической станции невесомость – «вещь» постоянная, и при её съёмках спешить некуда. Возникает предположение о том, что все эти короткие клипы сняты не в космосе, а в известном всем космонавтам самолёте - тренажёре (илл.6в). Для достижения в салоне кратковременного состояния невесомости такой самолёт разгоняется вверх и, продолжая двигаться по инерции, делает «горку», а затем начинает падать вниз . В короткие секунды прохождения «горки» в салоне самолёта наступает состояние, близкое к невесомости.Оно было бы идеальным, если бы внешний воздух не тормозил падение самолёта. Пилот самолёта старается с помощью работы двигателей возможно точнее скомпенсировать это торможение.После прохождения горки самолёт не может долго падать, иначе он не успеет выйти из пике. Характерная длительность невесомости в самолёте составляет около 30 секунд (при определённом риске она может быть немного увеличена).

Самолёты - тренажёры использовались с самых первых лет пилотируемой космонавтики. На илл.6в мы видим космонавта А.Николаева, парящего в невесомости в самолёте в те самые годы, о которых идёт речь в этой книге. Поэтому НАСА вполне могла снять на десяток - другой секунд кувыркание в невесомости внутри такого самолёта, а затем представить его, как акробатические упражнения якобы внутри космической станции (илл.6а).Воспроизвести интерьер станции в салоне самолёта - тренажёра технических трудностей не составляет. Размер его салона для этого вполне достаточен. Достаточно сказать, что в наши самолёты закладывались целые макеты кораблей «Союз», а космонавты парили вокруг них, тренируя выходы в открытый космос.

Сложнее для НАСА обстояло дело со съёмками в невесомости некоторых тонких физических опытов. Расскажем об одном из них. Известно, что в невесомости вода собирается в шары, свободно плавающие в окружающем воздухе. На илл.7 показаны несколько кадров из клипа, в котором космонавт МКС демонстрирует этот опыт . Сначала космонавт выдавил водяной шар из питьевого шприца, и он повис у него возле подбородка (илл.7а). Через 6 секунд космонавт подул на него, и шар разделился на два (илл.7б). Наконец космонавту шары надоели, и он проглотил сначала один, а затем и другой шар (илл.7в,г). Весь эпизод занял 13-14с, и всё это время шары преспокойно висели в воздухе перед носом астронавта, а космонавт, не спеша, игрался с ними. Эта их неподвижность была следствием идеальной невесомости на космической станции.


Илл.7. Вот это настоящая невесомость.

В международной космической станции шары из воды висят в воздухе как угодно долго, пока это не надоест космонавту

Иное дело в самолёте - тренажёре. Как ни регулируй он работу двигателей - самолёт будет падать или чуть медленнее, или чуть быстрее, чем было бы при свободном падении. Кувыркающиеся космонавты не обратят внимания на эти малые отклонения от состояния невесомости. А вот водяной шар при таких обстоятельствах не сможет неподвижно висеть. Он будет смещаться в ту или иную сторону в зависимости от того, кто кого перебарывает в данный момент: тяга ли двигателей чуть превысит торможение от воздуха или наоборот. И лишь в редкие мгновенья перехода от одного состояния к другому, шар будет замирать в воздухе салона. Отсюда ясно, что в самолёте-тренажёре опыт со свободно висящим водяным шаром, если и удастся, то на очень короткое время. Именно это и наблюдается в клипе со свободным водяным шаром, якобы снятым в «Скайлэбе» . В одном из них показан водяной шар, свободно парящий в воздухе (илл.8). Длится этот эпизод всего лишь 1,4с. Скажите один раз слово «Скайлэб» - вот и вся длительность этого парения.

Илл.8. Короткий миг радости:

астронавт «Скайлэба» сумел продемонстрировать висящий водяной шар в течение всего лишь 1,4с.

В итоге становится ясно, что все те кратковременные клипы про невесомость в «Скайлэбе», которые показывает НАСА, вполне могли были сняты в самолёте-тренажёре, внутри которого оборудована видимость помещения станции.

Почему в просторной станции работали только три человека?

Согласно обитаемый объём рабочего отсека «Скайлэба» составлял 270 куб.м (илл.9а). Художник НАСА нарисовал внутренность «Скайлэба» (илл.9а). Чтобы помочь читателю заметить человеческую фигуру в таком просторе, автор поставил на рисунке стрелку. «Такой большой объём позволял создать в «Скайлэбе» условия для жизни и работы экипажа, приближённые к земным. В задней части блока кают-компания, каюты для сна и отдыха» . Подобным условиям могут позавидовать и астронавты современной МКС: вон они в какой тесноте живут (илл.9б). Но почему в просторном «Скайлэбе» был так мал его экипаж - всего три человека ? Неужели не нашлось работы для большего числа астронавтов? Посмотрите, в 5 раз более тесном помещении модуля МКС (50 куб.м) расположились на отдых 7 человек (илл.9б). Конечно, не всегда на МКС такая толчея: она происходит при смене экипажей. Обычно там работает 3-4 человека. Смена экипажей по схеме «вахту сдал – вахту принял» позволяет передавать станцию в рабочем состоянии, так сказать, с рук на руки, без её консервации. Но к «Скайлэбу» два «Аполлона» одновременно ни разу не причаливали, хотя для этого, согласно описанию НАСА, имелся необходимый стыковочный модуль (илл.1). В итоге в якобы просторном «Скайлэбе» никогда, даже на короткое время более трёх человек не жили. Это можно объяснить тем, что на самом деле на «Скайлэбе» не было никакого рабочего отсека. А прилетавшие к «Скайлэбу» астронавты оставались жить в том, в чём прилетели - в тесной кабине корабля «Аполлон».

Снимок 9 . а) 1973 г. - как просторно в «Скайлэбе» (рисунок художника НАСА);

б ) 2003 г. - 30 лет спустя 7 человек сгрудились в тесной современной МКС

Согласно НАСА три экспедиции посещения на «Скайлэб» продолжались 28, 59 и 84 суток соответственно. Сколько они там были на самом деле, сказать трудно, учитывая многосторонний опыт НАСА по части имитаций. Нельзя исключать и более раннего фактического возвращения астронавтов миссий «Скайлэб-2,3,4» с орбиты с последующим спектаклем приводнения в объявленный НАСА срок, благо техника показных приводнений, была отработана, по-видимому, неплохо (гл.24).

Возможная схема имитации орбитальной станции

По официальной версии НАСА обитаемым блоком станции «Скайлэба» служил переоборудованный, пустой корпус ступени III (S - IVB ) «Сатурна-5». Вывод станции на орбиту осуществлялся только первыми двумя ступенями «Сатурна-5».Но всё, что мы узнали о «Скайлэбе», указывает на то, что он был не орбитальной станцией, а её имитацией. Как же она была осуществлена?

Прежде всего, отметим, что по нашей версии на илл.10а показан не «Сатурн-5», который не состоялся, а очередная «лунная» ракета, то есть наряженный «Сатурн-1Б», у которого одна рабочая ступень расположена в самом низу, а вторая рабочая ступень (та самая S - IVB ) венчает ракету. На «лунной» ракете ступень S - IVB полностью заправлена топливом, что исключает любые варианты с рабочим отсеком «Скайлэба». Его на стартующей ракете просто нет. По нашей версии «лунная» ракета настолько перегружена «маскарадом», что даже выход на околоземную орбиту просто отработавшей пустой ступени S - IVB представляется сомнительным. Поэтому, скорее всего, та «лунная» ракета, которую НАСА запустила 14 мая 1973 года под кодовым названием «Скайлэб-1», вообще ничего не вывела на орбиту, а её последняя ступень упала в Атлантический океан. Но сам старт не был напрасным: он изобразил запуск «Скайлэба», без чего дальнейшая была бы немыслима.

Но если очередная «лунная» ракета упала в океан, то, как же тогда оказалось на орбите то сооружение, которое мы видим на илл.10б? По мнению автора, его вполне могли запустить секретным порядком и в подходящий срок в отдельном запуске «нормального» «Сатурна-1Б». Напомним, что каждый второй космический старт, производимый в то время в США, был секретным (гл.18). Вторая ступень штатного «Сатурна-1Б» (S - IVB ) без проблем выходит на околоземную орбиту и может обозначать собою «Скайлэб». В качестве полезной нагрузки эта ступень несёт на себе то, что называется «модуль солнечного телескопа» и стыковочный узел (илл.1). После выхода на орбиту модуль телескопа откидывается на консолях, придавая всему комплексу довольно живописный вид.

Илл.10. Версия мистификации «орбитальной станции» «Скайлэб»:

а) стартует очередная «лунная» ракета;

б) «Скайлэб» на орбите

Завершённости этого вида, однако, мешал вид «голой» ракетной ступени с торчащим сзади соплом. Исправить этот недостаток было поручено а стронавтам, прибывшим вскоре к «Скайлэбу» на корабле «Аполлон» с миссией «Скайлэб-2». Им надлежало замаскировать отработавшую ракетную ступень так, чтобы она превратилась в нечто, на себя непохожее. Для обоснования необходимости выхода астронавтов в открытый космос, НАСА объявила, что во время запуска «Скайлэба» было сорвано солнцезащитное покрытие, оторвалась одна панель солнечной батареи и была повреждена другая , так что прибывающим астронавтам поручен соответствующий ремонт. На самом деле, по мнению автора, никаких этих происшествий не было, потому что с голой ступени S - IVB срывать нечего. Прибывшие же астронавты же, выйдя в космос, прикрепили к корпусу ракетной ступени муляж панели солнечной батареи «П», установили над ней якобы солнцезащитный, а на самом деле маскировочный экран «Э», и закрыли сопло ракетной ступени накладкой «Н», которую НАСА назвала радиатором охлаждения. После этого «Скайлэб» принял тот вид, который украсил архивы НАСА (илл.9б).

Возможен и несколько более простой вариант имитации, при котором отпадает необходимость в дополнительном запуске «Сатурна-1Б». Надо принять во внимание, что в запуске «Скайлэба» «лунная» ракета стартовала тринадцатый раз. И, скорее всего, специалисты НАСА, раз от разу совершенствовали своё детище. Нельзя исключать того, что к запуску «Скайлэба» «лунная» ракета уже могла выводить свою последнюю, пустую ступень (S - IVB ) на орбиту плюс ещё несколько тонн нагрузки (макеты названных модулей). В этом случае дополнительный запуск не нужен.

Имитация научных достижений прогрессу пользы не приносит

Как пишет С. Александров ,«Скайлэб» «хорошо поработал на орбите, но не имел перспектив развития …В начале 80-х годов, п одстёгиваемые успехами «Салютов», американцы приступили к проектированию станции «Фридом». Конца научно-исследовательским работам не было видно, и как отчитываться перед конгрессом за потраченные деньги его руководство совершенно не представляло» . И тогда США решили создать орбитальную станцию, опираясь на многолетний российский опыт .

Но муляж станции и не мог иметь перспектив развития. А советские орбитальные станции были реальными вехами на пути развития космонавтики, поэтому именно советский (российский) опыт пригодился при создании МКС. По этой же причине «Скайлэб», как имитация станции «посещался» только в самом начале своей «карьеры», а потом, как только необходимость в спектакле отпала, он был заброшен.

Нельзя пригласить в дом, которого нет

В 1975 году во время совестного полёта «Союз-Аполлон» советские космонавты увидели в деле «Аполлон», а американские - наш «Союз». С 1976 года иностранные космонавты стали работать на советских космических станциях .Позднее американцы активно приглашали иностранных астронавтов (космонавтов) в полёты на своих шаттлах. Но «Скайлэб» в космосе видели только американцы. Этот факт согласуется с версией об имитации станции, потому что н ельзя пригласить в дом, которого нет .

В НАСА, по - видимому, понимали, что от США ожидают приглашения иностранных астронавтов на «Скайлэб». И в 1975 году, когда «Скайлэб» уже летал пустой, со стороны НАСА прозвучали такие слова : «После завершения программ «Аполлон», «Скайлэб» и «Союз-Аполлон» останется две ракеты «Сатурн-5», одна станция «Скайлэб», три командных модуля «Аполлон». НАСА рассмотрела возможность использования этого оборудования для запуска второй станции «Скайлэб» типа той, что была запущена в мае 1973. «Сатурн-5» запустит «Скайлэб». Он будет служить в качестве космической станции для кораблей «Союз» и «Аполлон». С использованием существующего оборудования эти варианты будут стоить от 220 до 650 миллионов долларов. Но средства не были выделены. В августе 1973 года было решено законсервировать оборудование. В декабре 1976 года ракеты и космический корабль были переданы в музеи».

Итак, всё окончилось разговорами. Трудно поверить в то, что это произошло из-за нехватки средств. Во-первых, названная сумма невелика по меркам крупных проектов (не более 3% от стоимости программы «Аполлон»). Во-вторых, долевое участие СССР, а, возможно, и других стран уменьшило бы расходы НАСА. Поэтому, более вероятно, что международный «Скайлэб» обсуждался только «для отвода глаз».

«Скайлэб» - блестящий эпилог «Аполлона»

Зачем же понадобилась спешка с запуском и всё, что за ней последовало? Неужели только потому, что, как пишет С.Александров, лунная программа заканчивается, и надо что-то делать, куда-то спешить?

Авторы видят причину этой спешки в другом. Они пишут, что и после завершения полётов "Аполлонов" у части советских специалистов всё-таки оставались сомнения в реальности высадок американцев на Луне. Такие сомнения поощряли продолжение лунной гонки со стороны СССР, а это грозило разоблачением мистификации. Уже только пилотируемый облёт Луны (без посадки) мог бы показать, что на Луне нет никаких платформ от американских лунных модулей. Даже посылка автоматического спутника для обследования лунной поверхности была бы опасна по той же причине. Поэтому необходимо было подтолкнуть СССР свернуть свою лунную программу по всем направлениям. Этой цели и служил срочный запуск якобы тяжёлого «Скайлэба» . Он «добил» последние сомнения относительно существования у США настоящей лунной ракеты. Ч ерез три месяца после успеха «Скайлэба» СССР закрыл работы по программе пилотируемых полётов к Луне и на Луну, а несколько позже прекратил и посылку туда автоматических аппаратов.

***

"Скайлэб", по существу явился эпилогом программы "Аполлон", эпилогом блестящим и по смелости замысла, и по искусству исполнения. И, может быть, не случайно то, что одним из директоров программы «Скайлэб» был полковник Фрэнк Борман , командир «Аполлона - 8», столько сделавший для успеха всей лунной мистификации (илл.11). Он был актёром №1 в акте №1 («Аполлон-8») этого спектакля, он прекрасно провёл политическую разведку перед полётом «Аполлона-11» (гл. 20), он готовил и блестящий эпилог для всей программы «Аполлон».

Илл.11. Старый знакомый.

1 . НАСА http :// www . astronautix . com / craft / skylab . htm - подробная информация по «Скайлэбу», о сдаче ракет в музей см.

2 Энц. «Космонавтика». Под научн. ред. акад. Б.Е. Чертока. М.: Аванта+, 2004, с. 126, 193. 336-337, 341-344

3. см. [ив27], [ив28], [ив29], [ив30], [ив31], [ив32] разд.28 Всего в сериале «Американская космическая одиссея» в фильмах « Skylab : The First 40 days » , « Skylab : The 2 nd manned misson », « Four rooms e а rth view » есть до двух десятков таких эпизодов .

14 мая 1973 года на орбиту была запущена единственная американская станция «Скайлэб». На ее борту установлен рекорд продолжительности космической миссии, продержавшийся до 1977 года. Также станция прославилась тем, что ее экипаж объявил первую забастовку в космосе.

1. Плод космической гонки

К началу 70-х годов американцы начали сокращать отставание от СССР в области освоения космоса. Астронавты из США летали на пилотируемых космических кораблях наравне с нашими космонавтами. И программы пребывания на орбите были примерно равнозначными, предполагавшими работу в открытом космосе и проведение медико-биологических экспериментов. Однако по части запуска на орбиту космических станций для долговременной работы на них сменяемых экипажей Советский Союз сохранял лидерство. Наш «Салют-1» был выведен на орбиту в 1971 году. Американцы отстали на два года.

При этом «Салют» имел двойное назначение, ориентируясь как для мирные исследования, так и на решение военных задач. Американский «Скайлэб» был чисто гражданской исследовательской лабораторией.

При сопоставлении советской и американской программ орбитальных станций следует учесть, что всего «Салютов» мы запустили семь. Потом была и еще одна наша станция — «Мир», которая установила рекорд по «долгожительству» на орбите. США же располагали лишь одной станцией, на которой отработали три миссии астронавтов.

2. Космический «Хилтон»

"Скайлэб" («Небесная лаборатория») тем не менее выглядел на фоне «Салютов» гигантом. Что во многом было предопределено тем, что на орбиту ее вывела сверхмощная ракета «Сатурн-5». Если в наших станциях объем герметизированного пространства составлял 82 куб.м., то в американской — 352,4 куб.м. Вес их станции был равен 77 тоннам, длина — 25 метров. Если же учитывать «спарку» — «Скайлэб» вместе с пристыкованным к нему кораблем «Аполлон», то длина комплекса достигала 36 метров.

При создании «Скайлэб» в связи с ограниченным финансировании конструкторы пошли по пути максимально возможной экономии при сохранении высочайших требований к надежности узлов и систем корабля. В связи с чем станция была построена на базе верхней ступени ракеты-носителя «Сатурн-1Б».

В объеме пустого водородного бака, имевшего внутренний диаметр 6,6 метров, установили два отсека — лабораторный и бытовой. Пустой кислородный бак служил для сбора отходов, которые на станции скапливалось в больших количествах. В значительной степени из-за того, что не была предусмотрена система регенерации воды. И использованная, например, в душе сливалась «на помойку».

В жилых отсеках станции поддерживалась искусственная атмосфера с содержанием 26% кислорода и 74% азота и давлением 0,35 атм. Температура регулировалась в пределах от 21 до 32 градусов Цельсия. Все необходимое для деятельности направлявшихся на станцию экипажей находилось на ее борту во время ее запуска: 907 кг продуктов и 2722 кг воды.

3. Аварийный старт

Запуск на станцию первой экспедиции в составе троих астронавтов был запланирован на 15 мая. Однако план пришлось существенно скорректировать. При запуске «Скайлэб» оторвался теплоизолирующий экран, который также был предназначен для защиты от метеоритов. Экран увлек за собой в открытый космос одну из шести панелей солнечных батарей и повредил механизм раскрытия еще одной панели. Раскрылись лишь четыре панели солнечных батарей, чего было недостаточно для нормального обеспечения электроэнергией. А вскоре сработала защита, и бортовая электросеть вовсе обеспечилась. Начали нарастать катастрофические явления. Температура внутри «Скайлэб» приблизилась к 40 градусам.

Для того, чтобы привести станцию в рабочее состояние было решено экстренно изготовить «защитный зонтик», крепящийся к корпусу «Скайлэб» на четырех спицах. И провести экстренные ремонтно-восстановительные работы. Именно ими и занимался запущенный 25 мая 1973 года первый экипаж почти все 28 суток пребывания на борту. Он совершил несколько выходов в открытый космос.

4. Нормальная работа

Вторая и третья экспедиции на станции уже занимались нормальной работой. В каждую из них входили по три астронавта — командир, пилот и врач. Наличие врача объясняется тем, что основной упор был сделан на проведение медико-биологических исследований. Помимо наблюдения за реакцией собственных организмов на те или иные нагрузки и поддерживающие мероприятия астронавты изучали поведение в невесомости пауков и рыб. В связи с чем в исследовательской аппаратуре значительная роль была отведена приборам, контролирующим жизненные функции. Даже в момент посещения астронавтами туалета проводился экспресс-анализ их выделений.

Также значительная часть работы на станции была посвящена астрофизическим исследованиям. Наиболее результативными из них стали наблюдения за Солнцем при помощи телескопа, работающего в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазоне. Специфика телескопа состояла в том, что кассеты с пленкой располагались вне объема станции, в связи с чем экипажам приходилось многократно выходить в открытый космос для перезарядки кассет.

Второй и третий экипажи установили два рекорда продолжительности пребывания на орбите. Вторая миссия продолжалась 59 суток. Третья — 84 суток.

Третья миссия была знаменита еще и тем, что астронавты впервые в истории встретили Новый год на орбите. Их полет продолжался с 16 ноября 1973 года по 8 февраля 1974 года. На их долю выпала столь насыщенная программа экспериментов, что они практически не имели времени на отдых. Когда экипаж потребовал скорректировать программу с целью ее облегчения, Центр управления полетами ответил отказом. И тогда астронавты — Джеральд Карр, Уильям Поуг и Эдвард Гибсон — провели односуточную забастовку, отключив радио и предавшись отдыху, гарантированному законом о труде. Однако к окончанию полета вся ранее запланированная программа оказалась выполненной.

5. Незапланированный конец

После возвращения на Землю третьего экипажа станцию законсервировали. Ее дальнейшее использование предполагалось возобновить, когда начнут полеты «шаттлы» — корабли многоразового использования. При их помощи НАСА намеревалось укрупнить «Скайлэб» за счет присоединения к нему еще нескольких орбитальных модулей и довести количество членов исследовательского экипажа до шести. То есть создать некий аналог нашей станции «Мир» за несколько лет до того, как на орбиту была выведена эта советская станция.

Однако «Скайлэб» начал терять высоту. Чтобы спасти его, приподняв орбиту, необходимо было направить на станцию разгонный двигатель — станция такового не имела. Но это была чрезвычайно сложная и рискованная операция, от которой в итоге отказались. В связи с чем «Скайлэбу» был подписан смертный приговор.

Летом 1979 года в результате возрастания солнечной активности произошло некоторое увеличение плотности атмосферы на орбите станции. Торможение возросло. И 11 июля 1979 года она вошла в плотные слои атмосферы. Сход «Скайлэб» с орбиты был неконтролируемым. Его обломки рассеялись в Индийском океане и над малонаселенными районами Австралии.

Преждевременный конец послужил почвой для самых невероятных предположений о «реальном положении вещей». Обладающие наиболее буйной фантазией бульварные издания оповестили человечество о том, что станцию захватили инопланетяне, в связи с чем их пришлось утопить.

Секреты американской космонавтики Железняков Александр Борисович

Глава 44 Орбитальная станция «Скайлэб»

Орбитальная станция «Скайлэб»

Американская орбитальная станция «Скайлэб» (SkyLab – сокращение от Небесная лаборатория) была создана в 1960-х годах на волне всеобщего энтузиазма, связанного с пилотируемыми космическими полетами, особенно с лунными экспедициями «Аполлонов». Специалистам НАСА будущее представлялось эрой расцвета космических исследований. Предполагалось, что освоение космоса станет одной из основных задач в области науки и техники, и что для этого будут выделяться большие финансовые средства. Именно поэтому были начаты серьезные конструкторские проработки больших космических станций, которые, как ожидалось, позволят создать обитаемую научную базу на Луне, а при использовании ядерной энергетической установки даже осуществить полеты человека на Марс.

Но два важных события охладили пыл энтузиастов. Одним из них стала война во Вьетнаме, пожиравшая ежедневно тысячи жизней и миллиарды долларов, и нанесшая серьезный удар по экономике США. А вторым – завершение программы «Аполлон». Как это ни парадоксально звучит, но экономия средств от закрытия лунного проекта не привела к перенацеливанию их на другие разработки. Орбитальная станция «Скайлэб» и космический транспортный корабль многоразового использования «Спейс Шаттл» – вот все, что осталось от первоначально намеченной обширной программы работ в области космических исследований.

Предполагалось, что полет станции «Скайлэб» даст США необходимый опыт эксплуатации большой орбитальной лаборатории. Причем благодаря использованию оставшегося от лунной программы оборудования, этот опыт будет приобретен ценой минимальных финансовых затрат. Так задумывалось. Так не получилось.

Эмблема программы «Скайлэб»

Но программа «Скайлэб» никогда не появилась бы на свет, если бы не запуски орбитальных станций в Советском Союзе. Победив в лунной гонке, американцы стали заметно отставать в создании орбитальных систем. Чтобы восстановить равновесие и в этой области, и было решено в кратчайшие сроки подготовить и запустить обитаемую космическую станцию.

Орбитальный блок станции «Скайлэб» был создан на базе ракеты «Сатурн-4Б» – третьей ступени ракеты-носителя «Сатурн-5». Ее водородный бак был переоборудован в просторное двухэтажное помещение для экипажа из трех человек.

В нижней части станции находился бытовой отсек с помещениями для отдыха, приготовления и приема пищи, сна и личной гигиены. Выше располагался лабораторный отсек, где астронавты работали. Полный внутренний объем орбитальной космической станции «Скайлэб» вместе с пристыкованным к ней модифицированным основным блоком космического корабля «Аполлон» – около 330 кубических метров. Это в три раза больше, чем аналогичные разработки того времени в Советском Союзе.

Вода, пища и одежда в количестве, достаточном для работы трех экипажей по три астронавта, были запасены в специальных контейнерах еще перед стартом. Вода находилась в резервуарах, размещенных в верхней части станции, пища хранилась в шкафах для пищевых продуктов, холодильниках и в морозильных камерах, также размещенных в верхней части станции и в помещениях для отдыха, приготовления и приема пищи.

Орбитальная станция «Скайлэб» на орбите

Снаружи на корпусе станции были смонтированы панели солнечных батарей, которые во время выведения станции на орбиту в сложенном состоянии были прижаты к ее корпусу. С внешней стороны станция была окружена тонким алюминиевым экраном цилиндрической формы, который после выведения на орбиту с помощью специальных рычагов отодвигался от поверхности станции и, находясь от нее на некотором расстоянии, служил для защиты корпуса от ударов микрометеоритов и от воздействия интенсивного солнечного излучения.

В головной части орбитального блока станции были размещены отсек оборудования, шлюзовая камера и причальная конструкция, которая позволяла космическим кораблям «Аполлон» пристыковываться к станции и производить смену экипажей.

Запуск «Скайлэба» состоялся 14 мая 1973 года. В начале полета казалось, что все идет нормально, и лишь после выведения станции на орбиту была обнаружена серьезная неисправность на ее борту. Оказалось, что в течение первых 63 секунд полета скоростным напором воздуха оторвало часть противо-метеоритного экрана и одну из двух панелей солнечных батарей. В результате вырабатываемая батареями электрическая мощность оказалась существенно меньше расчетной, что не позволяло нормально функционировать бортовым системам и научному оборудованию. Кроме того, возникла угроза перегрева станции под действием мощных потоков солнечного излучения.

В какой-то момент в НАСА даже промелькнула крамольная идея: «А не бросить ли всю эту затею со станцией?». Но потом в аэрокосмическом ведомстве все-таки решили, что еще не все потеряно, и стали срочно готовить запчасти для ремонта, который должны были провести члены первого экипажа станции.

Первый экипаж (командир Чарльз Конрад (Charles Conrad), второй пилот Пол Вейц (Paul Weitz), врач-астронавт Джозеф Кервин (Joseph Kerwin)) отправился на борт станции не через пять дней, как это сначала планировалось, а через одиннадцать, 25 мая. Спустя семь с половиной часов после старта они подлетели к «Скайлэбу», совершили инспекционный облет вокруг него и подтвердили, что одна панель солнечной батареи полностью отсутствует, а вторую заклинило куском сорванного противо-метеоритного экрана. Надев скафандры для выхода в открытый космос, астронавты попытались раскрыть заклинившую панель солнечной батареи, для чего командир экипажа Конрад начал проводить маневры отстыкованного от орбитальной станции корабля «Аполлон» на минимально возможном расстоянии от ее поверхности. В это время Вейц, которого подстраховывал Кервин, высунулся из люка, держа в руках специальные закрепленные на длинной ручке ножницы. Несмотря на все героические усилия экипажа, раскрыть заклинившуюся панель им не удалось – она не двигалась.

Бросив это бесполезное занятие, астронавты стали готовиться к переходу на борт станции. На Земле прогнозировали, что экипаж ждет еще одна опасность. Рост температуры внутри станции мог привести к выделению токсичных газов из обшивки. А это, если не позаботиться заранее, могло привести к отравлению и даже гибели астронавтов, поэтому в «Скайлэб» Конрад, Вейц и Кервин переходили, надев респираторы. К счастью, опасения оказались напрасными.

Несмотря на трудности, эксплуатация «Скайлэба» в пилотируемом режиме была начата. Астронавты не только отремонтировали станцию, но и полностью выполнили свою программу работ. Первый экипаж пробыл в космосе 28 дней – рекордный по тем временам срок.

Второй экипаж (командир Алан Бин (Alan Bean), второй пилот Джек Лусма (Jack Lousma), научный работник-астронавт Оуэн Гэрриот (Garriott Owen)) стартовал 28 июля 1973 года. Казалось, что, идя по проторенному коллегами пути, второму экипажу будет легче. Однако после прибытия на станцию выяснилось, что астронавтов там ждет крупная неприятность. В двух из четырех связок вспомогательных двигателей основного блока корабля «Аполлон» была обнаружена утечка горючего, что могло помешать благополучному возвращению астронавтов на Землю. В связи с этим непредвиденным обстоятельством НАСА немедленно стало разрабатывать план отправки на станцию «Скайлэб» экспедиции спасения, на случай, если таковая потребуется. Два астронавта могли на модифицированном основном блоке корабля «Аполлон» отправиться на станцию и забрать оттуда трех астронавтов. К счастью, проводить намеченную на 5 сентября спасательную операцию, в которой должны были участвовать астронавты Вэнс Бранд и Дон Линд, не пришлось – выяснилось, что утечка топлива не столь опасна, как это показалось вначале.

Тем временем работа на борту «Скайлэба» шла своим чередом. Астронавты продолжили начатые Конрадом, Вейцом и Кервином эксперименты по биологии, космической медицине, физике Солнца, астрофизике и наблюдению Земли. 7 августа был совершен выход в открытый космос, во время которого поверх установленного первой экспедицией теплозащитного экрана типа «зонт» был раскрыт новый экран типа «полог». Он должен был обеспечить лучшую изоляцию корпуса станции от солнечного излучения. Астронавты также заменили кассету с пленкой в комплекте астрономических приборов.

Американские астронавты на борту станции ««Скайлэб»

Позднее двум астронавтам вновь пришлось выходить в открытый космос для подключения кабеля, соединяющего блок взятых ими с собой запасных гироскопов с цифровой вычислительной машиной. Эта операция позволила исправить серьезное повреждение, которое было обнаружено в системе ориентации станции. Все эти неполадки не помешали астронавтам полностью выполнить намеченную программу полета. 25 сентября, после 59 суток пребывания в космосе, экипаж второй экспедиции благополучно вернулся на Землю.

Третья, заключительная экспедиция на «Скайлэб» (командир Джеральд Карр (Gerald Carr), второй пилот Уильям Поуг (William Porue) и научный работник-астронавт Эдвард Гибсон (Edward Gibson)) отправилась в космос 16 ноября. Так как планировалось побить рекорд пребывания в космосе, много места в полетном задании было отведено проведению медицинских исследований. Астронавты выполнили массу физических упражнений на имевшемся на станции велоэргометре, занимались бегом на месте. Несмотря на то, что третий экипаж станции провел на ее борту гораздо больше времени, чем предыдущие экипажи (84 дня), после возвращения на Землю Карр, Поуг и Гибсон находились в лучшем физическом состоянии, чем их предшественники, и гораздо быстрее адаптировались к условиям земного тяготения.

Во время этой экспедиции члены экипажа космической станции наблюдали и фотографировали комету Когоутека при ее движении вокруг Солнца. Они сообщили, что свечение кометы, подобно свечению пламени, содержит желтый и оранжевый цвета, но преобладает желтый цвет.

Рабочее помещение станции «Скайлэб»

Другим важным событием было наблюдение за солнечной вспышкой, которую обнаружил один из астронавтов, долгие часы изучавший солнечную корону с помощью комплекта астрономических приборов. Это был первый случай регистрации выброса протуберанца в солнечной короне с самого момента его зарождения при помощи мощных вынесенных в космос оптических приборов. Члены третьего экипажа «Скайлэба» стали первыми землянами, встретившими в космосе наступление нового, 1974-го, года. Это сейчас подобное событие происходит регулярно. А тогда «новогоднему застолью» на орбите было уделено немало внимания.

На этом эксплуатация «Скайлэба» в пилотируемом режиме завершилась, хотя ресурс станции был далеко не исчерпан. Были планы возвращения астронавтов на борт, правда, весьма отдаленные. Полагали, что станция продолжит движение по круговой орбите вокруг Земли до начала 1980 года или дольше. К тому времени должны были начаться полеты кораблей многоразового использования. С помощью одного из шаттлов планировали доставить к «Скайлэбу» небольшое автоматическое устройство – робота-телеоператора, представляющего собой дистанционно управляемый разгонный блок. Экипаж шаттла должен был состыковать робота со станцией и поднять орбиту станции. Или наоборот, управляемо свести ее с орбиты.

Сделать это не успели. Повышение солнечной активности в 1978–1979 годах «столкнуло» «Скайлэб» с орбиты. 11 июля 1979 года станция вошла в земную атмосферу и в ней разрушилась. Несгоревшие обломки упали, по большей части, в Индийский океан, но некоторые фрагменты долетели до Австралии. Довольно много обломков было подобрано на дальней оконечности «зеленого континента», а один большой обломок цилиндрической формы длиной 1,8 метра и диаметром около 0,9 метра и весом в полтонны был найден на ферме около города Роллина. К счастью, падение этого обломка не причинило никакого ущерба ни людям, ни строениям.

Так закончилась история «Скайлэба». После этого американцы два десятилетия не занимались созданием орбитальных станций. И лишь новые политические реалии вернули их к этим работам. Но об этом в одной из следующих глав. А пока хочу вспомнить еще одну страницу из «пост-аполлоновской эпохи».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Письма 1820-1835 годов автора Гоголь Николай Васильевич

М. П. ПОГОДИНУ <1832> Июля 8. Подольск, 1-я станция от Москвы Вот что называется выполнять свои обещания: я обещал к вам писать по крайней мере из Тулы, а пишу из Подольска. Я ехал в самый дождь и самою гадкою дорогою и приехал в Подольск и переночевал и теперь свидетель

Из книги Артек автора Степная А Ф

М. И. ГОГОЛЬ 1832. Октября 10. <Станция под Курском.> Я пишу к вам из станции под Курском, нарочно для того, чтобы вы не соскучились, не получая долго от нас известия. Лиза, Анна и я, слава богу, здоровы, как нельзя лучше, и даже можно прибавить - веселы, несмотря на то, что экипаж

Из книги Чернобыль, Припять, далее нигде… автора Шигапов Артур

Детская техническая станция Детские технические кружки и научно-технические развлечения занимают большое место в жизни артековцев. Юные техники находят здесь возможность поработать в хорошо оборудованных кабинетах Детской технической станции под квалифицированным

автора Паскевич Сергей

Брошенная станция Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая, и говоря: «Горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло

Из книги Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930–1945 автора Дорнбергер Вальтер

Станция Янов Железнодорожная станция Янов - известная локация в «Сталкере». В реальности этот железнодорожный узел построен рядом с небольшим селом Янов, первые упоминания о котором в истории чернобыльщины датируются XVIII веком. В1925 году, когда была проложена

Из книги Чернобыль. Реальный мир автора Паскевич Сергей

Глава 3 Первый шаг: экспериментальная станция «Куммерсдорф-Запад» Экспериментальная станция «Запад» была расположена между двумя артиллерийскими полигонами Куммерсдорфа, примерно в 2,7 километра к югу от Берлина, на прогалине в редком сосновом лесу провинции

Из книги Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в космос автора

Станция Янов Железнодорожная станция Янов – известная локация в «Сталкере». В реальности этот железнодорожный узел построен рядом с небольшим селом Янов, первые упоминания о котором в истории чернобыльщины датируются XVIII веком. В 1925 году, когда была проложена

Из книги Тюдоры. «Золотой век» автора Тененбаум Борис

Глава 27 Экспериментальная космическая станция А теперь вновь о полетах космических кораблей типа «Союз». Речь пойдет о событиях января 1969 года, когда впервые в мире на околоземной орбите была создана экспериментальная космическая станция – прообраз ставших ныне

Из книги Чернобыль. Реальный мир автора Паскевич Сергей

Глава 30 «Салюты», «Скайлэб», «Алмазы» и «Мир» Разработка орбитальных станций началась в СССР и в США вскоре после того, как на орбиту отправились первые искусственные спутники Земли. В какой-то степени это было навеяно фантастической литературой, где громадные поселения

Из книги Хроники разрушенного берега автора Кречмар Михаил Арсеньевич

Глава 35 Кем был Шекспир? Глава дополнительная и имеющая характер некоего расследования I Фрэнсис Бэкон был человеком поразительного интеллекта, и сфера его интересов была чрезвычайно широкой. По образованию он был юристом, с течением времени стал лордом-канцлером, то

Из книги Все, что я знаю о Париже автора Агалакова Жанна Леонидовна

Станция Янов Железнодорожная станция Янов - известная локация в «Сталкере». В реальности этот железнодорожный узел построен рядом с небольшим селом Янов, первые упоминания о котором в истории чернобыльщины датируются XVIII веком. В 1925 году, когда была проложена

Из книги Секреты американской космонавтики автора Железняков Александр Борисович

Станция связи. Четвёртый НУП По каким-то своим, малопонятным сухопутному человеку резонам катер отвернул от острова и двинул вдоль невысокого слабогористого берега к северо-востоку от Города. Очертания сопок здесь были мягкие, округлые, мягкими же были и цвета береговых

Из книги Джон Леннон. Все тайны «Битлз» автора Макарьев Артур Валерьянович

Станция тропосферной связи Изломанные серые причудливые обрывы, будто бы вызванные из небытия режиссёром-фантастом, понижались к востоку, напоминая опускающих в море хвосты гигантских, многосотметровых, ящеров с зазубренными спинами. На ближайшем хвосте, который на

Из книги автора

Самая необычная станция метро Метро в Париже совсем не похоже на московское: минимум декора, максимум практичности – на подземке вы доберетесь куда угодно. Однако одна станция достойна специального посещения. 11-я линия Парижского метрополитена, станция Искусств и

Из книги автора

Глава 32 Орбитальная станция MOL Прежде чем продолжить рассказ о полетах к Луне, хочу коснуться другого аспекта пилотируемой космонавтики 1960-х годов. А именно вопроса создания орбитальных станций. В те годы они рассматривались, в основном, как боевые системы космического

Из книги автора

Москва, январь, 1967 год. Станция метро «Проспект Маркса» Сдав последние экзамены зимней сессии, студент факультета международных экономических отношений МГИМО Сергей Костров, пребывая в хорошем расположении духа, уже собрался выходить из метро и пройтись пешком домой


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Американскую орбитальную станцию «Скайлэб» вывели на орбиту 14 мая 1973 года. По планам специалистов NASA, она должна была эксплуатироваться чуть ли не сто лет. Однако эту станцию американцы затопили уже в 1979 году. И причина ее ликвидации до сих пор остается неразгаданной загадкой. «Скайлэб» оказалась одной из самых дорогих программ Соединенных Штатов в истории освоения космоса. Стоимость проекта составила около трех миллиардов долларов по ценам того времени. Поистине астрономическую сумму.


Спроектировал и создал станцию знаменитый конструктор Вернер фон Браун. Орбитальный блок ее был создан на базе ракеты S-4В, представляющей собой третью ступень ракеты-носителя «Сатурн-5». Водородный бак ракеты переоборудовали в двухэтажное помещение для экипажа из трех человек. На нижнем этаже располагались бытовые помещения, а на верхнем разместили исследовательскую лабораторию. Вместе с пристыкованным к ней основным блоком корабля «Аполлон», объем станции составлял 330 кубических метров.


На станции заранее были созданы запасы воды, пищи и одежды для астронавтов трех запланированных экспедиций. Вес полезной нагрузки станции равнялся 103 тоннам.

Неприятности начались сразу после вывода станции на околоземную орбиту высотой около 435 километров. В первые 63 секунды полета скоростным напором сорвало часть противометеоритного экрана, а также одну из двух панелей солнечных батарей. Вторую батарею заклинило куском сорванного противометеоритного экрана. Так, во всяком случае, объявили инженеры NASA.


Комплект астрономических приборов отошел от станции и раскрыл свои солнечные батареи, но их мощности не хватало. Из-за срыва противометеоритного экрана, который выполнял и роль щита тепловой защиты, внутри станции начала повышаться температура.


Первой экспедиции, отправившейся на станцию 25 мая 1973 года, большую часть времени пришлось посвятить ремонтным работам. Члены экипажа трижды выходили в открытый космос. Проработав на станции до 22 июня, астронавты отстыковались от станции, облетели ее, и вернулись на Землю, пробыв в космосе 28 суток.


Вторая экспедиция отправилась на «Скайлэб» 28 июля и провела на орбите 59 суток.
Третья экспедиция стартовала 16 ноября 1973 года и была самой продолжительной, пробыв в космосе 84 дня. И она была последней на борту дорогостоящей станции.


А затем стало твориться что-то странное. Поднятая на высокую орбиту, станция стала быстро приближаться к Земле. И в 1979 году «Скайлэб» была затоплена. NASA прилагало все усилия, чтобы ее обломки попали в Индийский океан. Несмотря на это, около тысячи мелких фрагментов металлическим дождем просыпались на густонаселенный район штата Западная Австралия. К счастью, обошлось без жертв.
Причина, по которой американцы затопили станцию, не выяснена до сих пор. Специалисты и журналисты со временем стали проводить независимые расследования.


Самый сенсационный материал журналистских расследований был опубликован в газете «Пророчества и сенсации», № 336, август 1998 года. В статье утверждалось, что станция «Скайлэб» была захвачена пришельцами. Поэтому ее преднамеренно затопили вместе с находившимися на борту двумя инопланетянами, которые не смогли покинуть сошедшую с орбиты станцию.
Специалисты, просмотрев опубликованные снимки «Скайлэб», также обратили внимание, что в передней части станции располагается силовая ферма весом около 11,4 тонны, благодаря существованию которой обтекатель станции представлялся лишним элементом. Возникал вопрос: зачем выводить на орбиту лишний груз почти в 12 тонн, если каждый килограмм выводимого веса получается буквально золотым по затратам?


Досконально изучив конструкцию станции, многие специалисты пришли к выводу, что она специально создавалась для состыковки с аппаратами внеземных конструкций, а, проще говоря, с неопознанными летающими объектами.
Именно благодаря обтекателю к шлюзовой камере мог крепиться инопланетный аппарат, размеры которого могли в 35-40 раз превышать размеры самой станции. А она имела длину в 24,6 метра и диаметр 6,6 метра. Задача фермы обтекателя заключалась в том, чтобы выдержать нагрузку при стыковке 80-тонной станции с кораблем массой более 2 тысяч тонн. Так это, или нет, остается загадкой. Но боковой стыковочный узел был изначально заложен в конструкцию станции. И объяснить его назначение специалисты NASA не смогли. А, скорее всего, не захотели.


Некоторые ученые высказывают мнение, что не было никаких повреждений при выводе «Скайлэб» на орбиту. А выходившие три раза в открытый космос астронавты первой экспедиции готовили станцию к стыковке с НЛО гигантских размеров.
Скорее всего, «Скайлэб» не был захвачен агрессивно настроенными инопланетянами, а основной целью вывода станции в космос на высокую орбиту было установление долгосрочного контакта с представителями инопланетной цивилизации. Но что-то пошло не так. Возможно, именно по этому станция намеренно была затоплена. Но, так ли это на самом деле, мы, как всегда, не знаем. Ракета-носитель Стартовая площадка Сход с орбиты NSSDC ID SCN Технические характеристики Масса Размеры

длина: 24,6 м
максимальный диаметр: 6,6 м

Элементы орбиты Наклонение Период обращения Апоцентр Перицентр Витков за день Логотип миссии

Скайлэб на Викискладе

Длина - 24,6 м, максимальный диаметр - 6,6 м, масса - 77 т, внутренний объём - 352,4 м³. Высота орбиты - 434-437 км (перигей-апогей), наклонение - 50°.

Массо-габаритные параметры (в том числе полезный объём) станции «Скайлэб» превышали в разы характеристики советских орбитальных станций серий ДОС-«Салют» и ОПС-«Алмаз» . Также американская станция стала первой, где экипажи работали многократно, и первой, где имелось два стыковочных узла (хотя второй использован не был).

История создания

Первые проекты орбитальных станций стали появляться в СССР и в США с конца 50-х годов. Одним из самых распространенных вариантов была переделка верхней ступени ракеты-носителя в полноценный орбитальный модуль. В частности в 1963 году ВВС США предложили разрабатывавшийся некоторое время, но так и не реализованный проект военной разведывательной станции MOL (Manned Orbiting Laboratory) на базе верхней ступени ракеты «Аджена». Примерно в то же время фон Брауном была представлена концепция «Практического применения программы „Аполлон“», где среди прочего предполагалось использовать верхнюю ступень ракеты Сатурн 1B в качестве жилого объёма орбитальной станции. Фактически станция выступала в двух ипостасях - сначала выводила себя на орбиту как ракетная ступень, затем освободившийся бак жидкого водорода дооснащался и ступень превращалась в орбитальный модуль. Предусматривалось наличие стыковочного узла, солнечных батарей и другого оборудования. Проект под рабочим названием «Orbital Workshop» нашел поддержку руководства НАСА и начал реализовываться.

Серьёзное урезание космического бюджета в начале 70-х годов заставило НАСА пересмотреть свои программы. Значительному количественному сокращению подверглась и программа орбитальных станций. С другой стороны, после отмены лунных экспедиций Аполлон -18,-19,-20 в распоряжении НАСА остался запас сверхтяжёлых ракет Сатурн-5 , которая легко могла вывести полностью оснащенную орбитальную станцию, а значит половинчатый вариант с дооборудованием водородного бака становился неактуальным. Окончательный вариант получил имя «Skylab» - «Небесная лаборатория».

Конструкция

Схематическое изображение Скайлэба в разрезе, дающее представление о размерах станции. Слева - пристыкованный транспортный корабль Аполлон

Запуск станции Скайлэб ракетой-носителем Сатурн-5

Вид в полёте спереди на шлюзовую камеру с основным стыковочным узлом и отсек ATM

Схема внутреннего объёма в разрезе

Упавший фрагмент

Посвящённая Skylab марка США 1974 г.

Скайлэб была построена на основе корпуса верхней ступени ракеты Сатурн-1Б . Корпус был покрыт теплоизоляцией, внутреннее пространство баков было приспособлено для жизни и научных исследований.

В верхней части корпуса были установлены отсек оборудования, шлюзовая камера с основным осевым и резервным боковым стыковочным узлами длиной 5.28 м и диаметром 3.0 м, к которой прикреплен массивный отсек астрофизических научных приборов ATM (Apollo Telescope Mount). После выхода на орбиту ATM поворачивался на 90°, открывая доступ к осевому стыковочному узлу.

Пустой водородный бак ступени образует орбитальный блок станции внутренним диаметром 6.6 м, разгороженный решетчатыми перегородками на лабораторный (ЛО) и бытовой (БО) отсеки и высотой 6 м и 2 м. Кислородный бак служит для сбора отходов. ЛО служит для проведения научных экспериментов, БО - для отдыха, приготовления и приема пищи, сна и личной гигиены. Все необходимое для деятельности трех экипажей находится на Skylab во время её запуска: 907 кг продуктов и 2722 кг воды.

Система электроснабжения станции состоит из шести панелей солнечных батарей (СБ) : основных, развертывающихся на корпусе в виде двух больших крыльев, и четырёх раскрывающихся крестообразно на блоке АТМ.

Внешняя длина комплекса Skylab с пристыкованным к ней транспортным кораблем Аполлон - 36 м, масса - 91.1 т. В жилых отсеках общим объёмом 352.4 м³ поддерживается искусственная кислородно-азотная атмосфера (74 % кислорода и 26 % азота) давлением 0.35 атм и температурой 21-32 °C.

SkyLab имела огромный внутренний объём, предоставляя практически неограниченную свободу передвижений, например легко можно было прыгать от стенки к стенке во время занятий гимнастикой. Астронавты находили бытовые условия обитания на станции весьма комфортными: в частности, там был установлен душ. Каждый астронавт располагал небольшим отдельным отсеком-каютой - нишей с закрывающейся шторкой, где было спальное место и ящик для личных вещей.

Запуск Скайлэб

Американская ОС Skylab была запущена в 17:30 UTC 14 мая 1973 г. ракетой «Сатурн-5» , а спустя сутки ракетой Сатурн-1Б на станцию должна была отправиться первая экспедиция в составе командира - Чарлза Конрада , пилота CM - Пола Уайтца и врача Джозефа Кервина .

Skylab вышла на почти круговую орбиту высотой 435 км, раскрылись солнечные батареи на ATM, однако одна СБ на корпусе станции не раскрылась, а другая оторвалась. Как показало расследование, при выведении со станции сорвало теплоизолирующий экран, который вырвал одну СБ и заклинил другую. Вскоре на станции стала катастрофически нарастать температура, достигнув внутри 38 °C, а на внешней стороне - 80 °C. Скайлэб осталась без электроснабжения и без терморегулирования, и эксплуатация её была практически невозможна. Для разрешения ситуации было решено доставить на станцию замену экрану - своеобразный «зонтик», полотнище, натянутое на 4 раздвигающиеся спицы. «Зонтик» был в кратчайшие сроки изготовлен и уже 25 мая отправился на станцию вместе с первой экспедицией.

Экспедиции на Скайлэб

В общей сложности на станции побывали, как и планировалось, три экспедиции. Основной задачей экспедиций было изучение адаптации человека к условиям невесомости и проведение научных экспериментов. Поскольку сам запуск станции имел обозначение SL-1 (Скайлэб-1), три пилотируемых полёта имели номера 2, 3 и 4.

Несмотря на многочисленные трудности, экспедициями на «Скайлэб» было проведено огромное количество биологических, технических и астрофизических экспериментов. Наиболее важными были телескопические наблюдения Солнца в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах, было заснято множество вспышек, открыты корональные дыры.

Полная стоимость программы «Скайлэб» составила порядка 3 млрд долларов США в ценах того времени.

Дальнейшая работа станции

Больше экспедиций на станцию не было. Предлагался 20-дневный полёт SL-5 Скайлэб-5 для научных экспериментов и некоторого поднятия орбиты станции. Обсуждались способы сохранить Скайлэб до начала полётов многоразовых кораблей Спейс Шаттл , после чего эксплуатировать не менее 5 лет. Программа Скайлэб-Шаттл предусматривала один полёт для существенного поднятия орбиты с помощью доставляемого шаттлом двигательного модуля, два полёта экспедиций восстановления с доставкой нового стыковочного узла в первом, а затем регулярные многомесячные экспедиции с доведением экипажа на станции до шести-восьми человек, пристыковкой нового большого шлюзового модуля, других модулей (в том числе несвободнолетящих шаттловских лабораторий Спейслэб) и ферм, а также, возможно, дооснащаемого оборудованием отработавшего внешнего бака системы Шаттл ещё большей размерности. Однако, окончательное решение и финансирование так и не было принято.

Тем временем возросшая солнечная активность привела к некоторому увеличению плотности атмосферы на высоте орбиты «Скайлэб», снижение станции ускорилось. Подъем станции на более высокую орбиту был невозможен, так как у неё не было собственного двигателя (подъем орбиты осуществлялся только двигателями пристыкованных КК «Аполлон», в которых на станцию прибывали экипажи). Центр управления полётом сориентировал станцию на вход в атмосферу в 16:37 по Гринвичу 11 июля 1979. Районом затопления станции предполагалась точка в 1300 км южнее Кейптауна , ЮАР . Однако ошибка в расчетах в пределах 4 % и тот факт, что станция разрушалась медленнее, чем предполагалось, привели к смещению точки падения несгоревших обломков: часть из них упала в западной Австралии южнее города Перт . Некоторые обломки были обнаружены между городами Эсперанс и Роулинна и сейчас экспонируются в музеях.

Ссылки

См. также

  • Список космических аппаратов с рентгеновскими и гамма-детекторами на борту