Особенности принятия государственных решений. Принципы принятия и исполнения государственных решений

Клышкань Александр Григорьевич

Сущность и содержание управленческих решений

Роли решения в процессе управления.

Планирование, анализ, учет и контроль – функции управления.

Управленческие решения принимаются субъектом управления, для достижения постановки цели организации.

Принятие решений осуществляется в организации непрерывно. В соответствии с непрерывностью процесса управления.

Управленческий цикл включает в себя 3 этапа:

1 Идентификация проблемы

2 Разработка и принятие управленческого решения.

3 Деятельность по реализации решения и реализация его исполнения.

Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому либо выводу или к необходимым действиям.

Управленческое решение – набор альтернатив выбираемых руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенций направленный на достижение целей организации.

Отличия управленческих решений от других.

По целям:

По последствиям:

По распределению труда:

По профессионализму:

Аспекты управленческих решений

Психологический – логико-мыслительный акт субъекта управления, на которые могут оказывать влияния внутреличностные и факторы.

Информационный – требования к информации необходимой для принятия решения:

Достоверность

Верифицируемость.

Требования к самому решению как к информации: Понятность исполнителем, Возможность организации обратной связи.

Юридический – Управленческое решение принимается лицом, имеющим на то полномочия.

Организационный – Управленческие решения это основа управления так как связывают в единый процесс базовые функции управления.

Требования к управленческим решениям.

Всесторонняя обоснованность . (Качество информации, на основе которого принимается решение, всесторонний анализ управляемого объекта или ситуации)

Своевременность .

Полнота содержания . (Упр. решение это не просто идея оно должно содержать: информацию о средствах, цели, способах, сроках реализации, исполнителях и методах контроля)

Полномочность

Согласованность с ранее принятыми решениями .

Не противоречивость самого решения (составные части решения не должны противоречить друг другу, нельзя допускать двойного толкования.)

Принятия решения как предмет научного исследования

Принятие решения в теории управления. (самостоятельно)

Специфика решения в системе государственного управления

Государство ориентировано на решение проблем с точки зрения: внешней и внутренней безопасность, жизнедеятельности граждан, производства общественных благ, компенсации изъянов рынка, неравенства распределения доходов, и т д.

Политических систем создают принципиально разную политическую среду для подготовки и принятия решения.

Стили поведений в отношений к управляемому объекту:

Популизм

Политика партийных приоритетов.

Волюнтаризм (произвольный характер постановки цели)

Корпоративизм

Бюрократизм

Плюрализм

Клиентаризм (позиционирование государства в качестве обслуживающей сервис структуры по отношению к обществу)

Институциональное государство представлено совокупностью разнообразных линейно-организациооных форм, использующих различные формы принятия решений, и демонстрирующих различную форму автономности и самостоятельности действий. (У исполнительных структур в качестве формы разработки и принятия решений выступают: программы, планы, указы, постановления и распоряжения; У представительных и законодательных – законы, резолюции, постановления;)

Государство это сложный объект управления в плане государственно-территориального устройства. Данное обстоятельство определяет требования к решению на всех уровнях.

Специфика государства в процессе принятия решений заключается в объединении двух форматов действий: власти и управления. Выделяют политические решения определяющие общий вектор решения. И государственно административные решения – представляющие собой деятельность органов управления по реализации политических решений.

Властно управленческий характер в деятельности государства предполагает определенные типы его целенаправленной активности:

Властвование

Регулирование

Управление

Контроль

Деятельность в форс-мажорных обстоятельствах.

Решения носят мега масштабный характер.

Классификация управленческих решений

По причинам: Ситуационные, по предписанию, программные, инициативные, сезонные.

По времени действия: Оперативные, тактические, стратегические.

По организации принятия решения: Индивидуальные, коллективные, коллегиальные.

По степени новизны: Традиционная и инновационная.

По степени регламентации: Нормативные, ориентирующие, рекомендующие.

По способу фиксации: Письменные, устные, электронные.

По функциональной направленности: Планирующие решения, организующие, координирующие, информирующие.

По системе оценки альтернатив: одна критериальная и многокритериальные.

По способу выработки управленческих решений: Интуитивная основанная на суждениях и рациональная (на операционном уровне).

Классификация решений в зависимости от стиля принятия решений осуществляется по следующим параметрам:

Соотношение усилий на этапах разработки альтернатив и их выбора. (инертные, осторожные, уравновешенные, рискованные, импульсивные.)

По степени участия подчиненных в процессе принятия решений. (теория Магрегора, теория Транембаума, теория Уильяма Шмидта)

По уровню организации управленческих решений. (Диктаторский, реализаторский, организаторский, координаторский, маргинальный.)

Формы разработки и реализации управленческих решений.

С точки зрения государственной системы документарного обеспечения, выделяют следующие виды документов, на основе которых принимаются управленческие решения и фиксируются этапы принятого решения.

1 Организационно-правовые - содержат положения строго обязательные для использования, реализуют нормы административного права и являются правовой основой деятельности учреждения. Эти документы проходят процедуру утверждения. Являются таковыми учредительные документы, положение об организации, положение о структурных подразделениях, регламент работы, структура и штатная численность, штатное расписание, инструкция, по определенным видам деятельности нуждающаяся в регламентации.

Устав – правовой акт определяющий структуру, функции и права организации.

Положение – нормативный акт устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенции, обязанности и организацию работы предприятия.

Инструкция – нормативно правовой акт издаваемый органом управления в целях установления правил регулирующих организационное, технические, технологические, финансовые, и т д. стороны деятельности организации.

Должностная инструкция – правовой акт издаваемый организацией в целях регламентации организационно правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и взаимоотношений с другими работниками и подразделениями обеспечивающими его эффективную работу

2 Распорядительные – основное назначение регулирование деятельности, позволяющее органу управления обеспечивать реализацию поставленным перед ним задач, получать максимальный эффект от деятельность организации входящих в его систему.

Делятся на: правовые акты, действующие на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ., правовые акты действующие в пределах отрасли.

С точки зрения распорядительные акты делятся на: издаваемые в условиях коллегиальности, в условиях единоличного принятия решения.

Виды: Указ - решение верховного органа власти имеющее силу закона. Решение - правовой акт принимаемый коллегиально в целях разрешения наиболее важных вопросов деятельности организации. Постановление – правовой акт издаваемый в целях разрешения наиболее важных и более задач, установленных норм и правил. Приказ – правовой акт издаваемый руководителем организации действующим на основании единоначалии для разрешения оперативных задач стоящих перед организацией. Распоряжение - правовой акт издаваемый руководителем в целях разрешения оперативных вопросов, как правило имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга лиц. Указание – правовой акт издаваемый руководителей организации преимущественно информационно методический по указанию исполнения указов и т д.

3 Справочно-информационные - Протокол - документ содержащий запись хода обсуждения и результата принятого решения. Докладная записка – документ адресованный руководителю организации и информирующий его о сложившейся организации имевшем место явлении или факте о выполненной работе. Может содержать предложение и выводы. Пояснительная записка – документ поясняющий содержание агрегированных разделов основного документа или объясняющий причины, какого либо явления или факта. Заявление – документ, адресованный должностному лицу и содержащий просьбу работника. Акт – документ составленный группой лиц для подтверждения установленных фактов, явления. Справка – документ, составляемый с целью описания фактов основной деятельности организации или подтверждение биографического или служебного характера. Договор – соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей. Сводка – документ содержащий обобщенные сведения по какому либо конкретному вопросу. Соглашение – решение формирующее инфраструктуру, для каких либо действиях. Доверенность - письменное полномочие, выдаваемое одним лицом другому для представления перед третьими лицами. Заключение – документ содержащий мнение, выводы организации, экспертной группы, коллегии по какому либо вопросу. Перечень – документ содержащий систематизированное перечисление, предметов, лиц, объектов, работ составленный в целях распространения на них определенных норм или требований. Список в целях регистрации или информирования. Телеграммы, факсограммы, электронные сообщения и т д.

Основные этапы процесса разработки и принятия управленческого решения.

Процесс принятия решения – представляет из себя, циклическую последовательность действия субъекта управления.

Первый этап – выявление и описание проблемной ситуации, и прогноз ее развития. Анализ состояния внешней\внутренней среды организации.

Второй этап – формулирование цели разработки управленческого решения.

Третий этап – оценка времени и ресурсов, необходимых для принятия управленческих решений.

Четвертый этап – разработка альтернативных этапов управленческих решений.

Пятый этап – Оценка альтернатив и прогнозирование ситуации, определяющие последствие реализации альтернатив.

Шестой этап – Выбор альтернатив, разработка и принятие решения.

Седьмой этап – Организация процесса реализации решения и управление реализации.

Восьмой этап – Контроль реализации решения

Девятый этап – Оценка эффективности.

Проблем – противоречие между возможностями их удовлетворения и расхождение между тем, что должно быть и тем, что реально имеется. После реализации решения направленной на устранение проблемы можно сделать условные выводы: 1 проблема устранена полностью; 2 проблема устранена частично без отрицательных последствий;3 проблема устранена частично, но возникли новые проблемы; 4 проблема не устранена и реализация решения вызвала новые проблемы.

В процессе выявления проблемы нужно отделять симптомы от причин.

. § 2. Теория и практика принятия внешнеполитических
решений
Проблема принятия внешнеполитических решений стала привлекать внимание с концах годов XX в. Исследование этой проблемы начинается в рамках модернистского направления, стремившегося использовать для анализа международных отношений теоретические и методологические подходы естественных и социально-гуманитарных наук. Особое место в ряду этих наук принадлежит политической психологии. Поскольку политика, в том числе и международная, представляет собой деятельность людей, весьма важно понимание мотивов, которыми они руководствуются.
В политической психологии сформировалось несколько подходов к изучению процесса принятия внешнеполитических решений.
Исторически первыми стали исследования на основе методологии психоанализа и идеях З. Фрейда и его последователей. Один из основоположников американской политической науки Г. Лассуэл
пытался через выявление патологических черт личности некоторых политических лидеров объяснить их поведение, причины принимавшихся ими решений по вопросам внутренней и внешней политики. В годы Второй мировой войны, когда, с одной стороны, существовала острая потребность знать, какие шаги предпримет руководство нацистской Германии, с другой - ощущался дефицит такой достоверной информации, американский психолог У. Лангер по заданию разведывательных служб провел специальное исследование личности А. Гитлера. На основе изучения биографии нацистского диктатора, его отношений с матерью и отцом с помощью фрейдистской методологии были сделаны выводы о возможных решениях, которые будут приниматься фюрером в тех или иных ситуациях. Как указывали критики данного направления, увлечение фрейдистской методологией приводило к излишней психологизации политических явлений и процессов, игнорированию факторов непсихо- логического характера, влияющих на принятие внешнеполитических решений. Поэтому со временем психоанализ в исследовании международной политики стали применять реже.
Представители другого направления американской политической психологии акцентировали внимание на личностных качествах политических лидеров, прежде всего президентов, и на условиях, в которых эти качества оказывают влияние на процесс принятия внешнеполитических решений. Они предполагали, что в определенных международно-политических ситуациях, особенно кризисных, личные качества государственных лидеров приобретают весьма важное значение. В рамках данного направления постепенно было выработано

общепризнанное и часто сегодня используемое в изучении процесса принятия внешнеполитических решений понятие
«операциональный код. В самом общем виде оно включает систему основных принципов, которыми руководствуются политические лидеры при определении внешнеполитической стратегии.
По мнению известных американских специалистов в этой области А. Джорджа и О. Холсти
, в состав операционального кода в первую очередь входят правила, позволяющие политическим лидерам преодолевать ограничения при принятии рациональных решений. К таким ограничениям относятся неполная информация о ситуации, в которой принимается решение недостаточно адекватная информация об отношениях между целями и средствами, что затрудняет предвидение последствий принятого решения значительные трудности в определении критерия выбора между предлагаемыми альтернативными решениями. В операциональный код входит и понимание того, что такое политика и каким целям она должна служить, общие представления о политических конфликтах и путях их разрешения, понимание закономерностей развития международных политических процессов, умение вырабатывать политическую стратегию и тактику, а также четкое отношение к потенциальным противниками партнерам. В операциональный код включают личностные качества политических лидеров, их психологические свойства, такие как готовность идти на риск, склонность к авантюризму или, наоборот, чрезмерная осторожность и нерешительность.
В системе убеждений по проблемам внешней политики, которые отождествляются с операциональным кодом , А. Джордж выделяет две группы первая группа убеждений условно называется философской, вторая - инструментальной. Философские убеждения включают в себя убеждения о фундаментальной природе внешней политики и международных конфликтов стереотипы восприятия противников представления об общих перспективах достижения каких-либо внешнеполитических целей и т.д. К инструментальным относятся убеждения политических лидеров о правильной стратегии и тактике, о способах наиболее эффективного достижения внешнеполитических целей.
В американской политической психологии были осуществлены исследования особенностей принятия внешнеполитических решений некоторыми президентами США последних десятилетий. Особое внимание привлекли фигуры недавно умершего Рональда Рейгана и его предшественника на президентском посту, ныне здравствующего
Джимми Картера. Оценивая личность Д. Картера, политологии психологи отмечали его высокий интеллект, феноменальную память, исключительную работоспособность. Однако столь высокие качества не помогли Картеру в полной мере справиться со своими президентскими обязанностями. При принятии ряда важных внешнеполитических решений он допустил серьезные, сточки зрения интересов США, ошибки. Политические психологи отмечали, что, находясь на президентском посту, Картер демонстрировал высокую самооценку и самоуверенность. Это приводило к возникновению у него иллюзий, в том числе ив сфере внешней политики. Кроме того, Картер отличался весьма жестким мышлением, придя к какому-либо выводу или оценке, он с большим трудом менял свое мнение, даже если его неправота становилась очевидной. Еще в момент вступления Дж. Картера в должность президента США специалисты делали прогнозы, что его личные качества и обуревающие его фантазии могут привести американскую внешнюю политику к серьезным трудностям. В итоге таки случилось. Конец президентского срока Картера был отмечен такими событиями, как кризис вокруг американских заложников в Ираке и возобновление конфронтации с Советским Союзом.
В отличие от Дж. Картера, Рональд Рейган не отличался высокой работоспособностью. До прихода в Белый дом он слабо разбирался в международной политике, его кругозор был крайне узок. Рейган даже гордился тем, что после Библии он не прочитал ни одной книги. Несмотря на это считается, что Рейган был одним из лучших президентов в истории США. В период его президентства американская экономика вышла из кризиса, Соединенные Штаты добились серьезных внешнеполитических успехов, определивших исход холодной войны. Очевидно, личные качества Рейгана оказались наиболее адекватными той ситуации, в которой ему пришлось действовать. Известный американский политический психолог
Маргарет Херманн отмечала, что Р. Рей- гану, в отличие от лидеров других государств, были присущи гипертрофированный национализм, сильная потребность во власти, высокая способность концентрироваться на поставленной задаче. Херманн считала, что для этого президента характерен так называемый синдром созидателя империи, поскольку стремление к власти и низкая самооценка сочетались у него со слабовыраженной потребностью в одобрении со стороны других людей и государств. М. Херманн и другие исследователи отмечали у Р. Рейгана склонность к стереотипизации, черно-белому, примитивному восприятию внешнего мира. Национализм, этноцентризм, антикоммунизм стали сущностными чертами его личности. Очевидно, успеху Рейгана способствовало и его стремление концентрировать власть в своих руках, принимать наиболее важные внутри- и внешнеполитические решения единолично.
Третье направление в политической психологии было связано с применением необихевиористской методологии для моделирования личности политических деятелей, принимающих внешнеполитические решения. Примером использования традиционной бихевиористской формулы стимул - реакция для объяснения процесса принятия

внешнеполитического решения могут быть некоторые работы такого авторитетного специалиста в области теории международных отношений, как Джеймс Розенау. В процессе принятия внешнеполитического решения он выделяет три фазы. Первая фаза связана с реакцией лидера на внешнеполитические вызовы и появлением у него стимула к воздействию на международную ситуацию. Вторая фаза - это фаза реализации решения. Третья фаза включает ответную реакцию объектов, подвергшихся воздействию на предшествующей фазе. Третья фаза, по мнению Розенау, показывает наличие обратных связей при принятии и осуществлении внешнеполитических решений.
Сторонники еще одного направления акцентировали внимание на создании типологии личностей политических лидеров, принимающих внешнеполитические решения. Примером таких исследований можно называть работы С. Уолкера. Он предложил собственную типологию политических лидеров , принимающих решения в условиях международных кризисов. Основу этой типологии представляют мотивы, которыми руководствуются политические деятели потребность во власти потребность в достижении цели потребность в одобрении. Соотношение этих потребностей определяет тип внешнеполитических убеждений и, соответственно, варианты политического поведения в условиях международного кризиса.
Для политических лидеров, обладающих сильной потребностью в одобрении предпринятых ими действий и одновременно низкой потребностью во власти ив достижении цели, типичны следующие убеждения конфликт в международных отношениях - временное явление, источник конфликта - сама человеческая природа, а именно отсутствие необходимых знаний, понимания, сопереживания, правильного взаимодействия. Если бы знания и навыки общения присутствовали, то конфликтов вообще можно было бы избежать. Конфликты представляют собой игру с нулевой суммой, их роль в общественном развитии в целом отрицательная, и поэтому по возможности нужно обходиться без конфликтов.
Для политических лидеров, обладающих высокими потребностями во власти ив достижении цели и низкой потребностью в одобрении их действий, характерны следующие убеждения конфликт - явление временное, поскольку между демократическими, миролюбивыми государствами всегда должен сохраняться мир основной источник конфликта агрессивная политика государств с антидемократическими, диктаторскими режимами, поэтому условием сохранения мира является устрашение, реформирование или даже полное устранение подобных государств. Конфликт - это игра с нулевой суммой, причем роль конфликтов зачастую функциональна. Самую большую опасность представляет война, начинающаяся в результате допущенных просчетов или проведения политики умиротворения потенциального агрессора. Политическим лидерам данного типа в условиях кризиса свойственно стремление оказывать силовое давление на другие государства, делать ставку на военные методы. Нетрудно заметить, что в последние годы в администрации США возобладал подобный подход к принятию внешнеполитических решений и осуществлению действий на международной арене.
Политические психологи исследуют также когнитивные факторы, детерминирующие принятие внешнеполитических решений. С одной стороны, активно используется уже упоминавшийся впервой главе метод когнитивного картирования, с другой - изучаются когнитивные стратегии принятия решений. Американские политические психологи И. Джейнис и Л. Манн выделяют пять таких стратегий.
«Стратегия удовлетворительности заключается в том, что лидер, принимающий решение, как правило, останавливается на первом подходящем варианте, который он считает достаточно хорошим, не стремясь получить дополнительную информацию и не рассматривая альтернативы. Для него достаточного того, чтобы положение улучшилось хотя бы немного и любым способом. Эта стратегия основывается на простом правиле Делай тоже самое, что ив прошлый раз, если тогда был достигнут положительный результат, и поступай противоположным образом, если в прошлый раз результат был отрицательным».
«Стратегия элиминации по параметрам означает заведомое исключение при принятии решений тех параметров, которые изначально не устраивают самого лидера. Для стратегии нарастания характерно отсутствие какой-либо заранее определенной цели. Толчком к принятию решения и совершения в соответствии с этим решением внешнеполитического действия становится ухудшение международной ситуации. Как только ситуация улучшается, стимул к действию пропадает. Оптимизирующая стратегия характеризуется увеличением числа рассматриваемых альтернатив, при этом политический лидер стремится в соответствии со своей точкой зрения максимально изменить международную обстановку.
Взамен стратегии смешанного сканирования, сконструированной известным политологом А. Этциони, И. Джейнис и Л. Манн предложили разработанную ими стратегию принятия внешнеполитических решений. Эта стратегия включает в себя семь этапов. На первом этапе лицо, принимающее решение, рассматривает всевозможные альтернативные действия на втором этапе учитывает все цели, которые необходимо достичь на третьем этапе тщательно взвешивает отрицательные и положительные последствия любого из решений на четвертом этапе активно ищет новую информацию для более полной и точной оценки возможных инициативна пятом - включает в анализ эту новую

информацию, а также мнение экспертов, в том числе и противоречащее тому способу действий, который считался наилучшими даже использовался на практике нашестом этапе лидер вновь возвращается к изучению положительных и отрицательных последствий альтернативных решений, включая и первоначально неприемлемые и наконец , на седьмом этапе разрабатываются все детали реализации выбранного варианта действия, учитываются запасные варианты на случай возникновения непредвиденных обстоятельств. Как полагали И. Джейнис и Л. Манн, исключение хотя бы одного из этапов может привести к серьезным сбоям в процессе принятия решения.
Специалисты, исследующие процесс принятия внешнеполитического решения, учитывают не только когнитивные, но и перцептивные факторы. Это особенно актуально в связи с возможными ошибками, обусловленными искажениями в восприятии информации. Американский политический психолог Р. Джервис стремился выявить причины и последствия неадекватного восприятия, перцептивных ошибок в процессе принятия внешнеполитических решений, особенности формирования у всех участников внешнеполитического процесса политических убеждений и образов внешнего мира, а также процедуру формулирования политическими лидерами выводов на основе имеющейся информации. Он уделял большое внимание процессу формирования и изменения внешнеполитических изменений и образов по мере поступления новой информации.
Американский исследователь Л. Фальковский пытался прогнозировать гибкость поведения президентов, под которой он понимал их способность менять свое политическое поведение под влиянием новой информации. Фальковский проводил сравнительный анализ поведения и принятия решений несколькими американскими президентами в условиях международных кризисов. Индикатором гибкости каждого из президентов была их способность реагировать на приток новой информации. Неудачное для Соединенных Штатов развитие кризиса означало резкий приток негативной информации для руководства этой страны, следовательно, реакция на эту информацию зависела от степени гибкости лидеров. Если их поведение не менялось, это означало наличие так называемых перцептивных фильтров, пропускающих только такую информацию, которая укрепляет уже сформировавшуюся позицию лидера, и препятствующих усвоению неудобной информации, свидетельствующей о реальном положении дел.
В современных условиях процесс принятия внешнеполитических решений не связан с деятельностью отдельных, пусть даже высокопоставленных лиц. Г. Лассуэл указывал, что этот процесс проходит несколько фаз. Первая фаза - получение информации, вторая - выработка на основе анализа полученной информации рекомендаций, на

третьей фазе формулируются конкретные предписания, которые на четвертой фазе вступают в силу. После этого следует пятая фаза - фаза реализации решений, на шестой фазе осуществляется оценка последствий реализованных действий, седьмая фаза - заключительная фаза цикла, на которой подводятся итоги, что может стать исходным пунктом для принятия новых решений и, следовательно, начала нового цикла.
Конечно, решающее слово и вся полнота ответственности принадлежит политическому лидеру, но он неспособен самостоятельно ознакомиться совсем объемом информации, а тем более тщательно ее проанализировать и детально проработать варианты возможных решений и действий. Таким образом, принятие внешнеполитических решений представляет собой коллективный процесс. В нем принимают то или иное участие от нескольких человек до сотен или даже тысяч людей. Чаще всего речь идет все же о малых группах - наиболее близких сотрудниках политических лидеров, составляющих их непосредственное окружение. Поэтому специалисты исследуют процесс принятия внешнеполитических решений ив малых группах. Увеличение числа лиц, участвующих в принятии решения, с одной стороны, дает положительный эффект, повышая компетенцию при оценке и анализе информации, а также выработке вариантов решения, с другой - принятие решения в группе имеет и свои минусы.
Американский политический психолог И. Джейнис, на основе практики принятия внешнеполитических решений в США, показал, что для группового мышления характерно снижение качества интеллектуальной деятельности по отношению к потенциалу участников группы, усиление шаблонности подходов и выводов. Анализируя провалы в американской внешней политике, И. Джейнис выделил основные дефекты , свойственные решениям, принимаемым сплоченными группами внутригосударственного аппарата сужение числа возможных альтернатив некритическое отношение к курсу, одобрявшемуся большинством членов группы игнорирование информации экспертов, которая позволила бы верно оценить позитивные и негативные последствия отвергнутых вариантов решений и действий пустая трата времени на обсуждение вопросов, по которым изначально сложилась общая точка зрения игнорирование фактов и мнений, противоречащих позиции членов группы.
И. Джейнис отмечал, что при групповом способе принятия внешнеполитических решений возникает коллективная недооценка реально существующих рисков. Недостаточная бдительность и ничем необоснованная готовность идти на риск являются, по его мнению, своеобразной формой группового психологического расстройства, против которого группа не имеет иммунитета. Ученый пришел к выводу,

что в группе всегда существует опасность подмены независимого критического мышления групповым мышлением, чреватым ошибками и угрозой принятия иррациональных решений и действий во внешней политике. Данный вывод подтверждается исследованиями американских психологов Э. Семмела и Д. Майникса. Они экспериментальным путем доказали, что группы чаще склоняются к более опасным по своим последствиям решениям, чем индивидуальные решения большинства членов группы. Следует отметить, что не всегда эффект группового мышления негативно влияет на принятие решений. Но для того чтобы избежать такого негативного влияния, необходимо добиваться правильной организации взаимодействия участников малых групп и вырабатывать оптимальные процедуры взаимодействия.
Этот аспект проблемы исследовал еще один известный политический психолог Ч. Херманн. Он предложил свою типологию малых групп, участвующих в принятии внешнеполитических решений. В основе этой типологии лежат следующие критерии численность группы распределение власти функциональные роли членов группы. Херманн выделил следующие возможные типы малых групп в соответствии сих внутренней структурой группа-штаб во главе с лидером группа с автономным лидером группа с лидером-делегатом; автономная группа группа делегатов автономная ассамблея ассамблея делегатов консультативная автономная ассамблея консультативная ассамблея делегатов. Понятие делегат относится к члену группы, представляющему интересы каких-либо структур, находящихся за пределами данной группы, и поэтому ограниченному в выражении личной точки зрения. Автономные члены группы свободны в выборе своих позиций. Ч. Херманн отмечает, что группы различаются по количеству времени, необходимому для принятия решения, по методам выработки общих позиций, по готовности к новациям или к консерватизму.
В американских условиях, где президенту принадлежит решающая роль в принятии внешнеполитических решений, особое значение имеет способ взаимодействия главы государства со своими помощниками. На основе сравнительного анализа деятельности нескольких президентских администраций в сфере международной политики А. Джордж выделил несколько теоретических моделей принятия внешнеполитических решений, в которых зафиксированы способы взаимодействия президентов США с подчиненными.
«Формальная модель представляет собой упорядоченный способ осуществления внешней политики, предусматривающий строго определенные процедуры и иерархическую систему коммуникаций. Свободное высказывание различных точек зрения не поощряется. Такая модель характерна для Г. Трумэна, Д. Эйзенхауэра, Р. Никсона и всех последующих за ним американских президентов. Однако внутри формальной модели можно найти различия в вариантах ее реализации той или иной администрацией. В администрации Г. Трумэна сам президент непосредственно общался с министрами и ближайшими советниками и на основе предлагаемых альтернатив самостоятельно делал выбор в пользу одной из них. Другие президенты возлагали обязанности начальника штаба на кого-либо из ближайшего окружения, и ему передавались существенные полномочия по подготовке внешнеполитических решений.
В соревновательной модели поощряется высказывание самых различных мнений, возможны свободные коммуникации как по горизонтали, таки по вертикали. Такая модель была присуща президенту Ф. Рузвельту. Он специально поощрял соревнование между своими помощниками, был готов входить в непосредственные контакты с подчиненными для получения интересующей его информации и советов.
«Коллегиальная модель функционировала при Дж. Кеннеди, который находился в центре созданной им коммуникационной системы, состоявшей из непосредственных помощников и советников президента. Их задача заключалась не в том, чтобы фильтровать поступающую информацию, а в том, чтобы анализировать ее с учетом указаний президента и различных точек зрения. Президент готов взаимодействовать со всеми участниками процесса подготовки внешнеполитического решения, принимая во внимание самые нетрадиционные подходы и высказывания.
Очевидно, что каждая из моделей данной типологии имеет свои достоинства и недостатки. Формальная модель ставит бюрократические препоны для попадания наверх наиболее оригинальных и смелых предложений. Соревновательная и Коллегиальная модели могут дезорганизовать работу государственного аппарата, к тому же они предъявляют высокие требования к личным качествам политических лидеров. Хотя по ряду причин большинство исследований по проблемам принятия внешнеполитических решений основаны на американском материале, сделанные выводы могут найти применение и для анализа процесса формирования и осуществления внешней политики в других странах 3. Дипломатия и дипломатическая служба
Внешняя политика самым тесным образом связана с дипломатией. Эта связь является настолько тесной, что иногда между ними вольно или невольно ставят знак равенства. Но различия между этими понятиями существуют. Дипломатия - это не сама внешняя политика , а совокупность методов и способов ее осуществления. Существует несколько широко известных определений дипломатии. Английский ученый и дипломат Г. Никольсон отмечал, что слово дипломатия используется для обозначения совершенно различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики. В других случаях оно обозначает переговоры. Это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел. Наконец, это несчастное слово обозначает особую способность, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле приведении международных переговоров, а в плохом смысле - в коварстве в подобных делах. Сам Г. Никольсон считал дипломатию методом осуществления международных отношений путем переговоров. Французский дипломат Гарден, живший впервой половине XIX в, выражал мнение, что дипломатия в широком смысле этого термина есть наука о внешних сношениях или иностранных делах, в более точном смысле - это наука или искусство переговоров»
4
Но сводить дипломатию только к осуществлению внешней политики путем переговоров было бы неверно, поскольку у нее есть еще одна важная функция - представительская. Дипломатические отношения представляют собой форму, внутри которой реализуются политические, экономические и иные отношения между государствами. Дипломатический протокол позволяет при любой, самой напряженной политической ситуации поддерживать контакты между официальными властями даже враждующих между собой государств. Обобщая различные подходы к пониманию сущности дипломатии, можно дать следующее ее определение дипломатия - это официальная деятельность по представительству интересов государства и осуществлению его внешней политики мирными средствами, преимущественно путем переговоров.
В последнее десятилетие наряду с традиционной, официальной дипломатией получила распространение неофициальная дипломатия. Так принято называть деятельность людей, не занимающих никаких постов в государственных структурах, но способных оказывать содействие в решении тех или иных внешнеполитических задач. Примером такой дипломатии может быть исполнение функций третьей стороны по урегулированию конфликтов авторитетными общественными и политическими деятелями, выступающими в качестве частных лиц. Выделяют и такие виды дипломатии, как двухсторонняя, многосторонняя дипломатия на высоком и высшем уровне. Двухсторонняя дипломатия, наиболее распространенная в прошлом и часто встречающаяся сегодня, характеризуется взаимодействием представителей только двух государств. Примером такого вида дипломатии являются двухсторонние переговоры или контакты между посольством и министерством иностранных дел страны его пребывания. Если в дипломатических отношениях принимают участие представители более двух государств, то это уже многосторонняя дипломатия, например, работа международных конференций и деятельность международных организаций. Если выполнение дипломатических функций берут на себя непрофессиональные (карьерные) дипломаты, а главы государств, главы правительств или другие государственные руководители высокого ранга, тогда речь идет о дипломатии на высоком и высшем уровне. Для Российской Федерации примером дипломатии на высоком уровне являются зарубежные визиты и переговоры с представителями иностранных государств премьер-министра. Если визиты осуществляет президент - это дипломатия на высшем уровне. Саммиты Большой восьмерки, когда лидеры наиболее развитых государств мира обсуждают актуальные проблемы мировой политики и экономики, также можно назвать примером дипломатии на высшем уровне.
Принято выделять отдельные виды дипломатии, соответствующие различным направлениям внешней политики государств и сферам международных отношений. Переговоры между военными представителями государств на двухстороннем уровне, а также в рамках военных коалиций или военно-политических организаций называют военной дипломатией. Термин экономическая дипломатия означает переговоры по экономическим вопросам или участие в деятельности экономических организаций МВФ, ВТО, МБРР, ЮНКТАД и т.д. По схожим критериям выделяют авиационную, морскую, космическую и другие виды дипломатии.
С понятием дипломатии тесным образом связано понятие дипломатической службы. Дипломатическая служба - это работа дипломатических кадров в центральном аппарате и заграницей по выполнению дипломатическими средствами задач внешней политики государства. Дипломатическая служба является функциональной обязанностью определенных государственных органов и должностных лиц. Для того чтобы заниматься дипломатической работой, человек должен обладать определенными знаниями, личностными качествами и навыками. В состав дипломатических государственных органов входят, во-первых, центральные органы внешних сношений, находящиеся на территории государства, и, во-вторых, зарубежные органы внешних сношений , расположенные за пределами данного государства, в других странах.
В России центральным органом внешних сношений традиционно является Министерство иностранных дел, история которого насчитывает уже более двухсот лет. В структуру современного МИД РФ входит его руководящий состав - министр, его заместители и другие ответственные лица, составляющие коллегию МИДа также территориальные департаменты, ответственные за поддержание отношений с отдельными странами и регионами мира. Кроме того, существуют департаменты и управления функционального характера, обеспечивающие достижение задач дипломатической службы в целом, подразделения административно-хозяйственного характера, вспомогательные подразделения

Основные задачи Министерства иностранных дел Российской Федерации в современных условиях разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений президенту реализация внешнеполитического курса РФ координация международных связей субъектов РФ обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями координация и контроль за деятельностью органов исполнительной власти для обеспечения единства политической линии РФ при взаимодействии с иностранными государствами и международными организациями.
Из этих задач вытекают и основные функции министерства, среди которых можно выделить такие разработка проектов международных договоров Российской Федерации ведение переговоров с представителями иностранных государств и международных организаций реализация дипломатическими средствами усилий Российской Федерации по обеспечению всеобщего мира и безопасности содействие распространению за рубежом правдивой информации о внутренней и внешней политике Российской Федерации и т.д.
Зарубежные органы внешних сношений делятся на постоянные и временные. К временным относятся делегации, выезжающие заграницу для переговоров или участия в международных конференциях. Постоянными зарубежными органами внешних сношений являются дипломатические и консульские представительства, торговые представительства, представительства государств при международных организациях. Основные виды дипломатических представительств - посольства и миссии. Разница между ними заключается в том, что посольство возглавляет дипломат наивысшего ранга - Чрезвычайный и полномочный посола миссии возглавляют дипломаты более низкого ранга - либо чрезвычайные и полномочные посланники, либо поверенные в делах. Чрезвычайный и полномочный посол аккредитуется при главе государства либо при лице или органе его заменяющем. Чрезвычайный и полномочный посланник аккредитуется при главе правительства, а поверенный в делах - при министре иностранных дел. В современной практике дипломатических отношений встречается только один вид дипломатических представительств - посольства, хотя международное право допускает и существование миссий.
Процедура назначения посла такова. Перед тем как совершить назначение, власти соответствующего государства запрашивают у властей страны пребывания посольства согласия (агреман) на кандидатуру конкретного человека. Делается это для того, чтобы личные качества и

репутация будущего посла не стали бы причиной осложнений в межгосударственных отношениях. После получения агремана происходит назначение. Осуществляется оно главой государства или заменяющим его государственным органом. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией 1993 г. назначения послов производятся указами президента. Вновь назначенный посол получает специальный документ верительную грамоту (от слова верить, которая подтверждает его полномочия. По прибытии в страну пребывания посол вручает верительную грамоту главе государства или замещающему его лицу, после чего начинается его официальная миссия.
Посол физически не может постоянно находиться в стране пребывания, поэтому на периоды его отсутствия из высокопоставленных дипломатов посольства может быть назначен временный поверенный в делах. Такое назначение чаще имеет исключительно технический, рутинный характерно иногда ему придается серьезное политическое значение. Например, при ухудшении межгосударственных отношений демонстративный отзыв посла и назначение вместо него временного поверенного в делах является демонстративной мерой, предпринимаемой для давления на другую сторону, для того чтобы добиться от нее каких-либо уступок.
Основные функции и задачи посольств представительство собственного государства в стране пребывания обеспечение национальных интересов и осуществление внешнеполитического курса государства в стране пребывания сбор информации о положении дел в стране пребывания, о деятельности на его территории представителей других иностранных государств и межгосударственных организаций, о межгосударственных отношениях, складывающихся в регионе принимающего государства содействие развитию всестороннего сотрудничества между государственными органами, частными физическими и юридическими лицами собственного государства и аналогичными органами и лицами страны пребывания.
Эти задачи и функции реализует персонал посольства, который подразделяется натри категории дипломатический, административно- технический и обслуживающий. Дипломатический персонал состоит из лиц, занимающих должности послов, посланников, советников, торговых представителей, специальных (военных, военно-морских, военно-воздушных) атташе, первых, вторых, третьих секретарей, атташе. Все они, за редким исключением, являются профессиональными , карьерными дипломатами и имеют специальные звания, наподобие воинских, - дипломатические ранги. В Российской Федерации еще с советских времен установлены следующие дипломатические ранги чрезвычайный и полномочный посол чрезвычайный и полномочный посланник го иго классов первый секретарь го иго классов третий секретарь атташе. Административно-технический персонал

состоит из лиц, не являющихся дипломатами, но выполняющих квалифицированную работу, обеспечивающую деятельность посольства, например, это переводчики, референты и т.д. Обслуживающий персонал это водители, дворники, сантехники, садовники и т.д.
Функционирование дипломатических представительств, включая посольства, деятельность их персонала регламентируются нормами Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Прежде всего данная конвенция определяет иммунитеты и привилегии, которыми они пользуются.
Иммунитеты - это изъятия представительства и его сотрудников из юрисдикции и принудительных действий со стороны государства пребывания. Объем и характер иммунитетов и привилегий определен Венской конвенцией 1961 г. и для дипломатических представительств сводится к неприкосновенности помещений представительства, к иммунитетам имущества и средств передвижения (от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий, к освобождению от всех государственных налогов, сборов и пошлин, к неприкосновенности архивов и документов представительства в любое время и независимо от их местонахождения, к праву на беспрепятственное сношение со своим центром. Дипломатическая почта - корреспонденция между дипломатическим представительством и центральными органами внешних сношений не подлежит вскрытию или задержанию. Дипломатические курьеры (сотрудники внешнеполитических ведомств, доставляющие или сопровождающие дипломатическую почту) - неприкосновенны и подлежат особой защите со стороны государства пребывания.
Для сотрудников дипломатического представительства действуют следующие личные иммунитеты и привилегии неприкосновенность личности и жилища полный иммунитет от уголовной юрисдикции страны пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий фискальный иммунитет таможенные привилегии освобождение отличных повинностей. Допускаются три изъятия можно предъявить судебный иск по поводу недвижимого имущества, которым дипломат или член его семьи владеет лично, иск по наследственному делу, в котором эти лица выступают в качестве наследников, а также иск по поводу профессиональной или коммерческой деятельности, которой они занимаются в целях личной выгоды. Для административно-технического персонала дипломатических представительств предусмотрен меньший объем иммунитетов и привилегий и еще меньший для обслуживающего персонала.
Дипломатические представительства, а также их сотрудники не только пользуются указанными правами, но и несут определенные обязанности в отношении страны пребывания. В обязанности представительств входит использование служебных помещений только для официальных целей, ведение всех официальных сношений через ведомство иностранных дели другие ведомства. А сотрудники представительств обязаны уважать законы страны пребывания, не вмешиваться в ее внутренние дела, не заниматься профессиональной и коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.

Максим Власов

Психология принятия решений

Обсуждать надо часто, решать - однажды.
Публилий Сир

Нам всем приходится постоянно принимать в своей жизни различные решения, важность и сложность которых мы далеко не всегда осознаем, поскольку не можем предугадать всех возможных последствий этих решений. Поэтому нередко наши решения оказываются ошибочными и приводят нас не к желаемому результату, а к неприятным последствиям. Однако если подойти к процессу принятия решений более серьезно, с, так сказать, научной точки зрения, то качество и правильность принимаемых человеком решений существенно возрастет. Психология принятия решений, о которой пойдет речь в этой статье, позволяет нам понять – как мы принимаем решения, что нами движет в тот момент, когда мы делаем выбор в пользу одной из альтернатив, во время принятия того или иного решения. Это очень важно понимать, чтобы видеть, на чем основываются наши решения и к чему они нас могут привести. Так что я уверен, что эта статья окажется полезной для абсолютного большинства людей, так как мы все без исключения постоянно принимаем в своей жизни те или иные решения и хотим, чтобы они были правильными.

Так как же мы с вами принимаем решения? Что нами в этот момент движет, какие потребности и желания нами руководят? Давайте разбираться. Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимания, дорогие друзья – это вера человека в правильность своего решения. Часто в основе принятия того или иного решения, помимо мотивации, желаний, целей и потребностей, лежит полная уверенность человека в правильности своих суждений и расчетов. Если человек убежден, а говоря точнее – если он верит в то, что из пункта А, благодаря определенным действия он попадет в пункт Б, то невзирая ни на какие сомнения и тем более возражения других людей, которые могут быть вполне обоснованными, он будет действовать именно так, как считает нужным. При этом расчеты его могут быть в корне неверными, но поскольку он смотрит на них под определенным углом, под углом собственной правоты – он не станет допускать возможности того, что может ошибаться. Иными словами, очень часто люди принимают решения – веря в истинность своих убеждений и в правильность основанных на них расчетов. И чем сильнее эта вера, тем сложнее ее поколебать, чтобы вынудить человека обратить внимание на множество других моментов его решения, которые он в силу узости своего взгляда на него не замечает. Сам он, разумеется, не мысля достаточно широко, не может сменить точку зрения на свое решение, так как не имеет представления о том, что она может быть иной и к тому же более правильной. Знаете, что в таком случае управляет человеком в момент принятия им того или иного решения? Им управляет эго. Именно оно вынуждает его верить в собственную правоту и не обращать внимания ни на какие сомнения и тем более мнения и возражения других людей. Наше эго, друзья, мешает нам мыслить объективно. Оно нам, безусловно, необходимо, так как позволяет нам быть личностью, способной отстаивать в этом непростом мире свои интересы, оно способствует нашему выживанию и помогает нам добиваться успеха в жизни. Но когда мы не контролируем свое эго – оно ослепляет нас.

Следующее, что влияет на качество принимаемых нами решений – это время, которое может быть сильно ограничено. В некоторых случаях острая необходимость в принятии быстрого решения, вынуждает человека принимать это самое решение, будучи не до конца уверенным в его правильности, потому что ситуация, в которой оно принимается, не оставляет времени на его обдумывание. Это, пожалуй, самое неприятное, что может случиться в нашей жизни, когда мы сознательно делаем то, чего не хотим делать, но что мы вынуждены делать. И вы, наверное, ни раз оказывались в такой ситуации, когда вам нужно было принять решение, а времени на его обдумывание совсем не было. Помните, что вы в этот момент чувствовали? Беспокойство, нервозность, страх – верно? Вот, в основе принятия срочных решений лежит именно страх. Это страх, как перед теми последствиями, которые могут наступить, если вы примите то или иное решение, так и перед теми последствиями, с которыми вам придется иметь дело, если вы его не примите. И порой очень непросто определиться с тем, к какому страху лучше всего прислушаться – к тому, который призывает действовать, или к тому, который призывает не спешить. Стоит также сказать, что страх перед принятием решения может быть вызван и другими факторами, как внешними, так и внутренними. Поэтому далеко не всегда ограниченность по времени приводит к тому, что человеком во время принятия решения движет страх. Тем не менее, смысл все тот же – если человеком движет страх, а страх – это эмоция, а эмоции – отключают разум, то велика вероятность того, что он примет неправильное решение, не сумев грамотно оценить все его плюсы и минусы. Поэтому так важно иметь сильный, уравновешенный характер и благодаря ему сохранять спокойствие даже в самых экстремальных ситуациях, чтобы руководствоваться своим разумом, а не эмоциями, при принятии тех или иных решений.

И все же, я считаю, что возникший во время принятия решения страх, чем бы он не был вызван, хоть нехваткой времени, хоть чем-то еще – это не самое страшное, что может произойти с человеком. Все-таки, куда страшнее, или лучше сказать, хуже – ошибаться вслепую, когда даже нет возможности подготовиться к тем неприятным последствиям, к которым тебя может привести твое неправильное решение, если оно действительно окажется неправильным. То есть, когда человек ослепленный своим эго принимает неправильное решение, даже не догадываясь о том, что оно может быть неправильным – это намного хуже, чем если бы он движимый страхом принял решение и при этом допустил вероятность того, что оно может оказаться неверным и привести его к негативным последствиям, а значит, и думал бы о том, как к этим вероятным негативным последствиям подготовиться. Из этого следует вывод – если обстоятельства не вынуждают вас спешить с принятием решения – не спешите! Перед принятием любого, особенно важного для вас, прямо-таки, судьбоносного решения – найдите время подумать, посомневаться, поискать другие точки зрения на тот вопрос, по которому вы собираетесь принять решение, чтобы, во-первых, не принимать решение на эмоциях, а во-вторых, не уповать на веру в собственную безоговорочную правоту, а руководствоваться разумом, делая выбор в пользу одного решения и в ущерб другим возможным решениям. Непростая задача, понимаю, но ее необходимо постоянно решать, чтобы принимать максимально правильные решения.

Теперь давайте поговорим о том, на чем еще помимо эго базируется уверенность человека в своей правоте, когда он принимает то или иное решение? По моим наблюдениям, в своей основе уверенность человека в собственной правоте основывается также на его невежестве, из-за которого он просто не допускает вероятности того, что есть другие варианты решения той или иной задачи, проблемы, что есть другие точки зрения на тот или иной вопрос и соответственно другие решения этого вопроса. При этом эго человека питается его невежеством. Оно как бы говорит ему – если ты не знаешь других вариантов решения стоящей перед тобой задачи, проблемы, то значит, их и не существует. То есть, эго мешает человеку признать собственное невежество, оно не позволяет ему допустить вероятности того, что он чего-то не знает и поэтому может ошибаться. Следовательно – перед принятием того или иного решения, даже если вы уверены в собственной правоте и не хотите допускать вероятности того, что вы можете ошибаться, из-за того, что чего-то не знаете – хотя бы ради любопытства допустите, просто допустите вероятность того, что существуют другие, пусть неправильные, неважно, но другие точки зрения на тот вопрос, на ту проблему, ситуацию, по которой вы собираетесь принять решение. Сначала допустите вероятность существования этих точек зрения, без всякого допущения того, что они лучше вашей нынешней точки зрения, чтобы ваше эго не сопротивлялось, а затем постарайтесь их найти, изучив дополнительную информацию по своему вопросу, проблеме, ситуации, чтобы взглянуть на свое решение через эти точки зрения. То есть, уповайте на любопытство, заставляя себя более тщательно изучать ту или иную ситуацию, вопрос, проблему, по которой вы собираетесь принять решение. Кто знает, вдруг вы найдете еще более интересное, не обязательно лучшее, а просто более интересное решение, которое окажется для вас чуть более выгодным. Это ведь допустимо, верно? Речь не идет о том, что вы не правы, речь идет о более интересном, более выгодном варианте решения того или иного вопросы, проблемы. Только и всего. Как видите, эго ваше в данном случае не страдает.

Следующее, на что я хотел бы обратить ваше внимание, дорогие читатели, говоря о психологии принятия решений – это избыток информации. Когда мы знаем мало – это не очень хорошо. Как мы с вами уже выяснили, недостаток информации по тому или иному вопросу сужает наше представление о нем. А значит, при принятии решения по этому вопросу, мы не можем учесть, уж если не всех, то во всяком случае максимально известное нам количество возможных последствий, к которым наше решение может нас привести, и не можем сравнить свое решение с другими решениями, которые теоретически могут оказаться более лучшими. Но дело в том, что мы сегодня живем в такое время, когда проблема недостатка информации давно вытеснена проблемой ее избытка. Ведь когда информации слишком много, и она противоречивая, то нам очень легко запутаться в ней. Избыток информации сбивает нас с толку и не позволяет окончательно определиться с правильностью нашего решения. И чем у человека пытливее ум, тем больше в нем сомнений относительно того, что он знает достаточно, чтобы принять правильное решение. Понимаете, в чем проблема? Поэтому иногда, для принятия правильного решения, человеку необходимы не знания, а решимость. То есть, необходимо быть смелым, чтобы рисковать, идя навстречу неизвестности. Ведь быть уверенными на все сто процентов в правильности своего решения мы не можем. Мы просто не в состоянии учесть всех существующих нюансов того вопроса, по которому мы принимаем решение, а также всех тех факторов, которые на наше решение повлияют, как бы мы не старались пролить свет на все имеющиеся в нем темные области, собирая все больше и больше информации. Ибо так устроен мир, что он для нас всегда будет загадкой, так как он слишком сложен, чтобы мы могли знать о нем абсолютно все. Так что теория неопределенности вынуждает нас рисковать. Поэтому нужно уметь игнорировать те моменты, из-за которых мы откладываем принятие решения/решений на потом, чтобы начать в некоторой степени действовать вслепую. Другими словами – нужно уметь преодолевать страх перед неопределенностью, чтобы не позволять ему мешать нам принимать решения.

Теперь давайте поговорим о различных наших недостатках, а для кого-то и достоинствах, таких как: повышенная эмоциональность, негативные черты характера [лень, глупость, высокомерие и прочие], а также невежество, жадность, агрессивность, самоуверенность и многих других человеческих качествах, которые хоть и необходимы нам для определенных жизненных ситуаций, в том числе и для принятия правильных решений в этих ситуациях, но в некоторых случаях они могут оказаться весьма вредными для нас и наших решений. Эти недостатки, достоинства, нам необходимо в себе замечать, чтобы понимать, какие из них и в какой степени влияют на наши решения. То есть, вы должны знать, какой вы человек с объективной точки зрения. Следовательно, вам нужно учитывать влияние именно ваших личностных качеств [достоинств и недостатков] на ваши решения, посредством, во-первых, изучения своего прошлого опыта и в частности своих прошлых решений, а во-вторых, с помощью прогнозирования возможных, подчеркиваю, возможных негативных последствий, к которым вас могут привести принятые вами под влиянием тех или иных ваших достоинств и недостатков решения. Скажем, если вы агрессивный человек, то вы должны понимать, какие решения вы обычно принимаете, находясь в возбужденном состоянии, и к чему они вас приводили раньше и теоретически могут привести в будущем. Или, если вы знаете, что обычно вам лень рассматривать все возможные решения, которые вы можете принять в той или иной ситуации, а также, вам лень учитывать все возможные последствия этих решений, то обязательно учитывайте эту свою склонность к принятию простых и очевидных решений, чтобы, либо делать исключение для отдельных ситуаций, которые требуют серьезного подхода, а значит и более продуманных решений, или будьте готовы к тем последствиям, к которым ваши прямолинейные решения могут вас привести. Есть еще вариант – вы можете исправить свои недостатки, чтобы в будущем они не влияли негативным образом на ваши решения. Тут уже вы сами решаете – работать вам над собой или нет.

Еще я хочу вам сказать, что какими бы продуманными не были ваши решения, они все равно могут оказаться неверными. То есть, вы всегда можете ошибиться, приняв то или иное решение, как бы вы его не продумывали и не просчитывали. И вы к этому должны быть готовы всегда, морально прежде всего. Крайне важно, чтобы ваши ошибки, которых в этой жизни не избежать – не вызвали у вас страх перед принятием решений в будущем. Поэтому, повторю – морально всегда будьте готовы к тому, что вы ошибетесь и поэтому старайтесь всегда иметь запасной план действий, а лучше несколько планов, на тот случай, если ваше решение все-таки окажется неверным. Можно, конечно, действовать по ситуации, ибо всего не учтешь, иной раз нужно мыслить и действовать гибко и быстро, чтобы исправить ситуацию или обойти непредусмотренные препятствия по ходу движения. Но все же с психологической точки зрения, быть готовым к другим решениям, к другим действиям, очень важно, ибо так человек настраивает себя на активное решение проблем, а не на их пассивное созерцание. Ведь неприятные неожиданности, хуже ожидаемых неприятностей. Поэтому если какое-то ваше решение оказалось неверным, помните – это нормально, это допустимо. Так что не падайте духом и ищите другие способы решения стоящей перед вами задачи, проблемы. Не нужно отказываться от действий и уходить в стороны, если что-то не получается с первого, да хоть даже со сто первого раза. Психология принятия решений опирается в том числе и на настойчивость. Чем более вы настойчивы, тем выше ваши шансы на то, чтобы принять правильное решение, пусть и не с первого раза.

И наконец, давайте с вами посмотрим на то, как мы принимаем решения, когда очень сильно чего-то хотим. Мы ведь все знаем о том, как сильно наши желания побуждают нас к принятию, порой абсолютно необдуманных решений, следствием которых является не ожидаемая радость, а полное разочарование. Когда человек очень сильно чего-то хочет, он опять-таки, находясь в возбужденном состоянии испытывает эмоции, которые, как мы с вами уже знаем – отключают его рассудок, они расслабляют человека, и он перестает критически воспринимать действительность. В таком состоянии им очень легко манипулировать, держа перед его носом конфетку, которую он страстно жаждет заполучить. Обратите внимание на то, как вы принимаете решения в таких ситуациях – как во сне, словно вы загипнотизированы, верно? Вы чего-то так сильно хотите, что в вашем воображении, обычно не без помощи других людей, вырисовывается очень яркая, очень красочная, очень приятная картина будущего, в котором вы незамедлительно хотите оказаться. И вы говорите себе – я поступлю так, потому что это правильно? А правильно это потому, что вам так хочется. И вы принимаете решение, даже не задумываясь о том, насколько верным оно является. Вам просто хочется верить в то, что оно правильное.

Но, друзья, в таких ситуациях, прежде чем идти навстречу своему миражу, объясните себе – почему ваше решение, основанное на ваших желаниях, является правильным? По сравнению с чем оно правильное? Какие у вас имеются доказательства того, что оно правильное? И есть ли другие решения, которые могут помочь вам ваше желание удовлетворить? Очевидно, что есть. А раз так, то вы должны их учитывать. Ведь идя на поводу у своих желаний, каждый из нас должен понимать, что чем сильнее наше желание – тем быстрее нам хочется его осуществить, а чем быстрее мы хотим его осуществить, тем мы менее разборчивы в способах его осуществления. Следовательно, мы можем совершить массу ошибок, выбирая самые легкие и быстрые пути осуществления своего желания. Эмоции и красивые образы могут начисто лишить нас рассудка, без которого в этой жизни правильные решения принять практически невозможно. А ведь путь к чему-то очень хорошему легким быть не может. Иначе бы все люди уже давно имели все то, что хотят иметь, и даже больше.

Поэтому, чтобы спуститься с небес на землю, не поленитесь задать себе, пусть и не очень приятные, но все же весьма полезные и необходимые для включения вами своего разума вопросы, касающиеся того способа, с помощью которого вы хотите удовлетворить то или иное свое желание. Чем больше таких вопросов вы себе зададите, тем легче вам будет справиться со своими эмоциями, которые отключают мышление, а значит и решение вы сможете принять более взвешенное и обдуманное. Следовательно, высока вероятность того, что это решение окажется верным. А вам ведь, именно такое решение и нужно, не так ли?

Сегодня мы поговорим про процесс принятия решений, так как эта информация будет полезна всем начинающим инвесторам. Во время работы на финансовом рынке современным инвесторам приходится принимать огромное количество решений, от правильности и своевременности которых напрямую зависит их финансовое состояние.

Принятие верных решений является довольно ответственным и сложным процессом. Это вызвано тем, что даже при выборе одного из двух доступных вариантов мы одновременно что-нибудь приобретаем и в тоже время теряем. Допустим, перед вами стоит выбор, приобрести новое авто или вложить имеющиеся накопления в инвестиционный инструмент, который вам в текущий момент времени кажется очень перспективным.

Независимо от того, какой именно вариант вы выберите, вам придется ощутить определенный дискомфорт. Если вы решите отдать предпочтение капиталовложениям и выбранный вами принесет вам в среднесрочной перспективе серьезный доход, в краткосрочной перспективе вы будете испытывать дискомфорт, так как не станете обладателем нового авто. При обратном варианте развития событий вы будете пользоваться новым авто, но при этом не сможете рассчитывать на высокий доход в среднесрочной перспективе.

Особенно сложными решения являются в том случае, если вам необходимо выбрать один из двух инвестиционных инструментов, которые обладают одинаковым уровнем привлекательности для вас.

Процесс принятия решений. Особенности

Для того чтобы у вас возникало значительно меньше трудностей в процессе принятия решений, вам необходимо соблюдать довольно простой алгоритм действий, который был предложен профессиональными психологами. Стандартный процесс принятия решений состоит из следующих этапов:

  1. В самом начале вам необходимо постараться четко определить, какие перспективы открываются у вас при выборе того или иного доступного варианта. Если обратиться к приведенному выше примеру, то вы можете стать обладателем нового авто или источника пассивного дохода.
  2. Далее вам необходимо рассмотреть все варианты развития событий после принятия того или иного решения. Допустим, выбранный вами инвестиционный инструмент может быть убыточным, а содержание приобретенного авто может обходиться вам слишком дорого.
  3. На следующем этапе вам необходимо максимально тщательно взвесить все за и против, а затем принять решение, выбрав один из доступных вариантов.
  4. Затем необходимо приложить все необходимые усилия для того, чтобы воплотить принятое решение в жизнь.
  5. На завершающем этапе необходимо выполнить оценку того, как принятое вами решение повлияло на вашу жизнь. Если решение оказывает негативное воздействие на вашу жизнь, то его можно изменить.


Причины сложности принятия решений

Каждый из нас периодически задумывался над тем, что принимать некоторые решения довольно сложно. На самом деле на сложность принятия отдельных решение влияет огромное количество факторов, среди которых:


Несмотря на то, что процесс принятия решений является довольно сложным, для успешной работы на финансовом рынке вам придется оперативно выбирать максимально подходящие из нескольких доступных вариантов.

Процесс принятия решений представляет собой эпицентр государственного управления, наглядно демонстрирующий не только назначение, но и специфику данного типа урегулирования общественных отношений. Принимаемые на данном уровне решения, учитывающие как прошлые обязательства государства, так и предвосхищающие возможные следствия реализуемых целей, как бы соединяют прошлое, настоящее и будущее в развитии государственности, обеспечивая тем самым непрерывность исторической эволюции страны и сохраняя преемственность между поколениями ее граждан. Как известно, процесс принятия не только государственных, но и решений как таковых исследуется в науке с точек зрения нормативной и поведенческой теорий. Первая из них трактует его как процесс рационального выбора управленческих целей в сложных ситуациях. Причем он вполне может быть детализирован и операционализирован с целью нахождения оптимальных решений. Для решения этой задачи предлагается использовать различные математические модели, исследование операций и другие рационально-логические средства. Другой подход рассматривает этот процесс как форму специфического взаимодействия людей, которую невозможно объяснить и описать сугубо рациональными и количественными методами. Прежде всего, это связано с особенностями человеческого поведения, которое, как известно, может мотивироваться различного рода аффектами и иррациональными причинами. Да и потом с точки зрения приверженцев этого подхода, цели, которые люди ставят перед собой, слишком сложны, чтобы можно было свести их к количественным показателям. А возможных альтернатив решения проблемы значительно больше, чем известны субъекту или которые можно включить в рассмотрение. Таким образом, главный акцент здесь делается на разнообразное - в том числе и качественное - описание многообразных факторов, влияющих на принятие решений в конкретной ситуации и соответствующего поведения субъекта. Как представляется, с практической точки зрения, целесообразно применять комплексный подход, использующий не только методику качественного описания ситуации, но и средства количественного анализа (особенно применительно к изучению отдельных, прежде всего структурированных фаз и состояний процесса принятия решений). Только так можно наиболее полно охарактеризовать как универсальные, так к специфические черты процесса формирования и реализации государственных целей. Ведь обладая рядом существенных черт, роднящих его с аналогичными процессами менеджмента в частном секторе, принятие государственных решений, тем не менее, обладает весьма специфическими характеристиками. Коротко говоря, эти свойства, прежде всего, раскрывают механизм принятия решений как центральную составляющую обширного процесса формирования политики государства. А это, в свою очередь, подразумевает учет влияния различных участвующих в нем субъектов, задействованных ценностей, применяемых технологий и процедур осуществления обще-социальных целей и т.д. При этом нельзя забывать, что государственные органы решают самые разнородные задачи: от выработки политического курса до реагирования на обращение частного лица (например, за разрешением на строительство дачи) . Таким образом, в принятии государственных решений сходятся сразу несколько логик и мотиваций выдвижения (и реализации) целей. Причем, с одной стороны, они складываются, под специфическим влиянием целого спектра норм и воззрений, стимулирующих, но одновременно и ограничивающих постановку и способы решения социальных проблем: характерных для данного общества социо - культурных традиций, ценностей правящего режима, норм действующего законодательства, стереотипов административной среды и т.д. С другой стороны, - под существенным воздействием тройственной структуры государственных органов (центр-регион-местность), а также интересов отдельных отраслей, ведомств, организаций, групп давления и даже отдельных лиц, задействованных в принятии соответствующих решений. Наиболее
существенное влияние на процесс выработки и реализации решений оказывает природа и строение самого государства. Соответствуя наиболее существенным формам организации человеческого сообщества, государство выступает одновременно и как субъект политического руководства обществом, и в качестве органа макроэкономического регулирования и управления социумом, и в форме специфической административной структуры Таким образом, государственная политика формируется одновременно как бы на трех уровнях: политическом, макроэкономическом и административном. При этом каждый из них обладает своими особенностями, касающимися и участвующих в этих процессах субъектов, и применяемых способов урегулирования ситуации, и характера реагирования на конфликты, и критериев успеха и неудач в осуществлении решений, и других черт, носящих не только технологический (относящийся, например, к использованию тех или иных процедур и проч.), но и сущностный характер (выражающий различия в видении субъектами существа проблемы и их заинтересованности в том или ином ее решении) .

39. Базовые модели и способы принятия государственных решений.

Для принятия оптимального решения в государственной политике существует два основных способа выбора альтернативного варианта и определения согласованного решения: консенсус и голосование. Первый из них - способ консенсуса (от латинского "consensus omnium" - согласие всех) весьма эффективен в тех случаях, когда интересы участников принятия решения частично совпадают и лишь незначительно расходятся, поэтому решение принимается как компромисс между различными альтернативами, поддержанный всеми сторонами. Именно принцип "согласия всех" используется для принятия ключевых решений в Совете Безопасности ООН. Но в то же время еще более распространенной является практика применения в государственной политике способа голосования для принятия стратегических решений. Этот способ выбора решений не ограничивается лишь формальной процедурой и техникой голосования, но включает в себя выяснение сильных и слабых сторон разных вариантов решения, уточнение позиций ЛИР, а также определение удельного веса и пропорций между большинством, меньшинством и промежуточными силами, участвующими в процессе голосования.

Процесс принятия государственных решений распадается на отдельные этапы и функциональные фазы. Существуют различные точки зрения на определение границ и числа основных этапов принятия управленческих решений. В обобщенном плане можно было бы выделить следующие основные этапы в целостном процессе принятия государственных решений:

1. Определение приоритетных проблем и формирование политической "повестки дня". На этом начальном этапе собирается, селектируется и анализируется предварительная информация, необходимая для принятия политического решения. Изучаются интересы, запросы и требования отдельных индивидов, социальных групп и общественных объединений, отбираются приоритетные проблемы, требующие своего решения и создается общественно-политическая "повестка дня" для ожидаемых от правительства или других государственных органов действий.

2. Разработка и рассмотрение альтернативных вариантов политического решения общественных проблем. Выработка инвариантов решения связана как с объективной потребностью в оптимизации выбора наилучшего решения из нескольких альтернатив, так и с субъективными устремлениями и давлением на процесс принятия решения различных социальных сил, часто конкурирующих между собой и пытающихся "продавить" свой проект того или иного политического решения.

3. Окончательный выбор, формулирование и легитимизация государственного решения. Это, по сути дела, и есть основной этап в процессе принятия решения, технологически осуществляемый субъектами государственного управления в демократических странах при помощи выясненных выше способов голосования или получения консенсуса. Здесь решение приобретает общеобязательную форму для всех граждан, попадающих в сферу его компетенции.

4. Реализация и проведение в политическую практику принятых государственных решений. Управленческое решение практически внедряется и претворяется в жизнь на данном этапе. Государственная администрация в зависимости от политического режима данной страны использует комбинацию способов (принуждение и убеждение) и отдельных социотехнических средств (манипулирование, маневрирование и так далее) для осуществления принятых стратегических решений.

5. Контроль за ходом осуществления решения и "обратная связь" с его результатами. Это завершающий весь цикл принятия решения этап. Отсутствие контроля и "обратной связи" приводит к тому, что государственное решение либо искажается, либо просто перестает выполняться, либо даже приносит обратные исходному его замыслу результаты. Сам же смысл контроля за реализацией тех или иных государственных решений заключается в постоянном сопоставлении практических мероприятий, технологических операций с исходной моделью политического решения, планами и программами. Контролю подлежит как выполнение законодательных решений, определяющих различные нормы и процедуры поддержания институционального порядка в обществе (борьба с коррупцией, другими формами преступности), так и решения органов исполнительной власти, занятых оперативным распределением финансовых и других материальных ресурсов согласно общим пропорциям, заложенным в государственном бюджете. На последних этапах происходит продвижение от выработки рефлексивной модели общеобязательного решения к его практическому внедрению.

Практика реализации государственных решений тесно связана с двумя, уже обозначенными аспектами публичной политики: регулированием общественных ресурсов и институциональными способами, инструментальными средствами руководства людьми, то есть с функционированием политического режима страны.

40. Основные фазы и процедуры цикла принятия государственных решений

Первый этап – этап выявления проблемы – очень важен, так как чем раньше выявлена та или иная проблема, тем меньше средств надо тратить на ее решение. При этом следует учитывать, что проблемы бывают как достаточно очевидные, так и скрытые. Иногда власть их видит, иногда – только граждане, а иногда – только эксперты. Очень важно увидеть проблему еще в зародыше, но как доказать другим, что она актуальна? И здесь мы выходим на проблему приоритета проблем – настолько ли важна ваша проблема, чтобы тратить казенные деньги на поиск ее решения?

Второй этап – поиск решения уже выявленной проблемы. На этом этапе происходят такие важные действия, как анализ проблемы, рассматриваются (если они были) опыт предыдущих попыток ее решения и причины неудач, разрабатываются те или иные варианты решений, готовятся те или иные проекты нормативных актов. Именно здесь происходит собственно процесс поиска решения, в котором участвуют такие действующие лица, как «генератор идей», «эрудит», «скептик», «системщик» и т.д.

Третий этап – обсуждение проектов решения внутри властных структур, их лоббирование, а также, в ряде случаев – их общественное обсуждение. Именно на этом этапе «сужается коридор возможных решений» в результате заключений различного типа экспертиз, именно здесь происходит процесс лоббирования, продвижения того или иного варианта проекта решения, убеждения в правоте предложенного решения тех лиц или органы, которые собственно и уполномочены принимать решения. На этом этапе также возможны и коррупционные процессы различного типа.

Четвертый этап – это и есть это принятие решения, за которое отвечают лица или органы, на то уполномоченные.

Пятый этап – этап собственно исполнения принятых решений, этап непосредственной деятельности по разрешению тех или иных проблем. Здесь прежде всего действуют структуры и органы исполнительной власти различного уровня, но некоторые проблемы, особенно социального характера, вопросы образования и т.д. решаются также с активным участием коммерческих структур и некоммерческих неправительственных организаций.

Наконец, шестой этап – контроль за исполнением принятых решений. Для успеха любого дела очень важна реализация функции контроля, обратной связи по отклонениям. Действительно, реальные процессы всегда несколько отличаются от задуманных, поэтому, чем раньше выявить отклонение, тем легче выправить ситуацию. Наконец, когда старая проблема решена, как правило, выявляются новые проблемы, и цикл повторяется вновь.

Как отмечается в недавней монографии К.В.Маркова , контрольная деятельность является, наряду с организационной, составляющей частью управленческой деятельности, управления как в целом государством, так и отдельным объектом (районом, предприятием, учреждением и т.д.). Несомненно, основной, опережающей и составной частью является организационное направление, но контрольная функция помогает получить информацию, анализировать, оценивать ее и определять необходимые формы и средства реагирования на недостатки и нарушения.