Текст рекламы фотографа с примерами. Оформляем биографию фотографа Качества личности и образование

Фотограф – это представитель творческой профессии, который занимается фотосъемкой людей и объектов в различных жанрах. Во все времена такая специальность будет оставаться востребованной: многочисленные свадьбы, дни рождения, корпоративные мероприятия, презентации товаров, открытия офисов не обходятся без услуг профессионального фотографа, который может сделать качественные снимки для личных или рекламных целей.

Требования к фотографу

Конечно, вы можете закончить соответствующий факультет фотографии в вузе, однако главное требование работодателя – наличие качественного полноценного портфолио, которое создается путем регулярной практической деятельности.

Вы можете специализироваться на одном жанре (свадебные, семейные фотосессии, съемка природы и так далее), а можете совмещать несколько жанров в своей деятельности.

Умение пользоваться фототехникой и знание основных моделей такой техники – еще одно обязательное требование. Вы должны в совершенстве владеть и компьютерными программами для последующей обработки фотографий, а также уметь работать со светом в помещении и другими нюансами.

Помимо требований непосредственно к профессиональным навыкам, у работодателей или клиентов имеются и требования к личностным особенностям специалиста. Хороший фотограф всегда сумеет расположить к себе клиента, подарить ему хорошее настроение и помочь расслабиться даже перед объективом камеры. От того, насколько «живыми» и естественными выйдут снимки, зависит репутация и профессионализм специалиста.

Именно поэтому коммуникабельность, терпение и доброжелательность – важные качества хорошего фотографа.

Обязанности фотографа

Перечень обязанностей этого специалиста достаточно узок, к ним относится следующее:

  1. фотосъемка в помещении и на природе;
  2. съемка взрослых людей и детей;
  3. проведение свадебных и других тематических фотосессий;
  4. проведение фотосессий в жанре ню (выбор жанров специалист осуществляет самостоятельно);
  5. последующая обработка фотографий в специальных программах;
  6. предварительные консультации, работа с клиентом, объяснение ему особенностей сотрудничества и правил проведения фотосессии;
  7. при необходимости – взаимодействие с визажистами и костюмерами;
  8. настройка и ежедневное обслуживание рабочей аппаратуры.

Точный перечень обязанностей определяется компанией, в которой вы будете работать.

Дополнительная информация о соискателе

Окончив соответствующие курсы и наработав качественное портофио, вы можете устроиться на работу в какую-либо организацию, а можете работать самостоятельно (создать собственный сайт или группу в социальной сети, искать клиентов и принимать заказы).

Заработная плата будет зависеть от руководства организации, в которой вы осуществляете трудовую деятельность, а также от количества заказов. Помните: при большом количестве заказов у фотографа остается достаточно мало свободного времени, поэтому вы должны грамотно распределить его и своевременно отправлять клиентам готовые обработанные фотографии, не нарушая сроки.

Фотограф – это работа со свободным графиком, однако приготовьтесь к ненормированному рабочему дню и к напряженной работе в предпраздничные дни (например, перед Новым годом или в период свадеб).

Стандартная фотосессия длится от одного до трех часов. Все это время вам предстоит перемещаться по выбранной площадке с тяжелой аппаратурой. Именно поэтому хороший специалист отличается выносливостью и полноценной физической подготовкой.

В процессе фотосессии важно поддерживать контакт со своими клиентами, давать им полезные советы и рекомендации.

Чтобы проявить воспоминания,
достаточно просто открыть фотоальбом…

С большим удовольствием стану вашим союзником, воплощая ваши сокровенные мечты и задумки в качественных интересных фотографиях.

Свадебные истории

Бронируйте дату вашего торжества заранее и получайте 30% скидку!

Прекрасное дополнение к вашим свадебным фотографиям


Намного приятнее хранить яркие воспоминания о свадебном торжестве в стильном футляре.


Деревянный фотобокс с размером фотографии 21х15см и крышкой на магнитах. Флэшка с лазерной гравировкой 16Гб/32Гб.

Свадебный фотограф в Новосибирске

Я очень рада, что вы посетили мой сайт!

Интерес к фотографии, если можно так выразиться, у меня в крови. Детские воспоминания возвращают меня к проявлению пленки дома в ванной вместе с родителями. Было клево!!! Тогда я еще ничего не понимала и делала просто все по алгоритму. Время от времени я просматриваю большущую стопку самодельных фотографий и понимаю, что родители фиксировали каждый момент моего детства. Поэтому хочу иметь много фотографий своей жизни, чтобы было что вспомнить.

Фотошколы я обходила стороной, так как по натуре я самоучка. Зато прочитала много полезных книг, в основном из Интернета. Сделала множество кадров, некоторые даже получались ничего себе так:) И все же я добилась своего — я фотографирую и фотографирую с удовольствием. Экспериментирую с источниками света и просто радую классными, качественными фотографиями свою семью и дорогих мне клиентов уже четвертый год.

и о моей любимой работе

Акцент в фотографии я делаю на семью : романтические фотосессии , и фотосессии. Очень трепетно отношусь к детской фотографии и .

В каждой профессии есть свои исключения, так и для меня есть некоторые моменты, на которых хочется уделить особое внимание, а именно:

  • я не снимаю фотосессии в стиле НЮ , просто не снимаю и все тут;
  • не составляю фотоколлажи , разве что если сам клиент слезно не попросит это сделать и то за отдельную плату;
  • я не дорисовываю блики, снежинки, звездочки и любые другие оптические эффекты , так как стараюсь получить их естественным образом в процессе съемки.

Стараюсь как можно быстрее обрабатывать отснятый материал, так как сама не люблю долго ждать и считаю, что это является одним из моих преимуществ! Я заранее обговариваю с клиентами сроки получения готовых фотографий с диском и всегда отдаю их быстрее. Для каждого клиента я индивидуально оформляю конверт или футляр для диска и отдаю в фирменном пакете или коробочке.

С большим удовольствием стану вашим союзником, воплощая ваши сокровенные мечты и задумки в качественных и интересных фотографиях.

С уважением, ваш свадебный фотограф Катерина Кучер.

Страница «Обо мне» или «Биография» может быть одной из самых посещаемых на вашем сайте. Поэтому важно убедиться в том, что она делает своё дело. В настоящей статье, где рассмотрю живой случай-пример, я покажу вам, как создать эффективный раздел «Обо мне». Это намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Представьте. Вы выбираете время и садитесь за оформление своей биографии для раздела «Обо мне». Но едва ли можете придумать, что написать, чтобы результат удовлетворил вас. Очевидно, задача несколько сложнее, чем её формулировка.

И, как ни странно, сделать так, чтобы ваша биография заработала - привлекла потенциальных клиентов - вовсе не щёлкнуть пальцами, как многие из нас предположили изначально!

Из-за опрометчивого предположения я сильно испортил раздел «Обо мне» для своего сайта.

Конечно, в тот момент я не знал, как сделать лучше. Я руководствовался неверным принципом наравне с большинством фотографов.

Насколько сложно написать свою биографию?

Если бы вы спросили меня, о чём я думал, мой ответ был бы примерно следующим:

Это же раздел «Обо мне»! Он должен быть ключом к тому, что я создаю, разве не так? Я имею виду, о чём ещё может вестись речь в биографии, кроме как обо мне?

Я должен был осознать, что начал путь в неверном направлении, ещё в тот момент, когда раздел с моей биографией не привёл мне посетителей. Другими словами, провалился с треском!

Люди читали раздел. Хотя, здесь мне следует перефразировать… люди просматривали его. Кто знает, вникали ли они в его содержание или нет? Если они вникали в его содержание, почему они не делали то, что я хотел бы, чтобы они делали?

Позже, спустя пару лет, один из моих наставников изрёк весьма верную идею:

В разделе «Обо мне» и «О нас» речь идёт не обо мне и не о нас !

Как это? Было такое ощущение, что меня разыграли. О том, что это не розыгрыш, знало лишь небольшое количество привилегированных интернет-маркетологов. Тем не менее, они в своём знании были на 100% правы.

Итак, как озвученная идея работает на практике? Как я могу показать вам способ оформления эффективной биографии в рамках одной короткой статьи?

Пишем биографию фотографа. Случай из жизни.

Одними из лучших примеров является случаи из жизни. Один из таких случаев демонстрирует текст «до» и «после» приведения к озвученной выше идее.

Кстати, случай произошёл спонтанно. Я наткнулся на просьбу о помощи фотографа Джессики Бродрик (Jessica Broddrick), посмотрите её сайт , в одном из многочисленных Facebook-объединений фотографов, в которых я состою. Джессика попросила:

Помогите с редактированием раздела «Обо мне» на моём сайте… Он ужасен и скучен. Мне хочется, чтобы он стал более увлекательным и интересным.

У меня было свободное время в промежутке между консультациями в рамках сервиса Prime Focus , который я создал в помощь фотографам для продвижения их бизнеса. Я потратил несколько минут, чтобы посмотреть раздел «Обо мне» на сайте Джессики и подумать, как этот раздел можно улучшить.

Оригинальный текст, придуманный Джессикой:

Меня зовут Джессика Бродрик. Я - жена, мама, фотограф, специалист в оказании помощи будущим матерям, тренер таких специалистов. Живу в Оранжвэйле штата Калифорния (Orangevale, CA). Я окончила курс фотографии в колледже. С тех пор фотография стала моим страстным увлечением. Будучи мамой, я знаю, что прекрасные мгновения мимолётны. Когда малыш впервые толкается в животике, когда вы впервые смотрите в глаза новорождённого, впервые замечаете его улыбку. Когда малыш впервые переворачивается, садится, ползёт, делает первые шаги, произносит первые слова, идёт первый раз в школу. И многие другие мгновения. Их вы никогда не забудете. Однако, иногда их сложно вспомнить в деталях.

Вот почему фотография ценна. Однажды ваши дети вырастут, и не смогут вспомнить всё, что вы им рассказывали об их детстве. Вы захотите показать своим внукам, захотите, чтобы ваши внуки показали своим внукам, фотографии профессионального качества, которые отражали бы все эмоции в эти мгновения. В таком случае я могу стать вашим фотографом. Я не хочу просто «делать снимки». Я хочу запечатлеть красоту мгновения вашей жизни, в котором пребывает ваш ребёнок или ваша семья. Потому что завтра никто из нас не будет прежним. Завтра начнётся новый этап, другая история. Я хочу, чтобы вы улыбнулись, задумались, увидели с какой любовью вы смотрите друг на друга. Увидели себя таких, какие вы есть, сквозь объектив моего фотоаппарата. Чтобы вы могли разделить эти мгновения со всем миром.

С 2005 года я замужем за моим лучшим другом, Джастином. У нас две красивые, очаровательные, своенравные маленькие девчонки, которых мы назвали Изабель и Эмили. С ними не соскучишься ни на минуту. Но я не могу пожелать себе ничего лучше, чем смотреть, как они растут и развиваются.

Прочитав тексте, я подумал, что Джессика сделала многие вещи правильно. Например, показала, что она вкладывает эмоции в создание изображений, привела хороший пример, раскрывающий значение и ценность фотографии в жизни людей. Достойный раздел «Обо мне». И уж, конечно, не ужасный и не скучный.

Можно ли улучшить оригинальный текст?

Да. Всегда есть пространство для улучшений во всём, что мы создаём. Не существует таких разделов «Обо мне», которые можно было бы назвать совершенными.

Если коротко, то необходимо немного увеличить «о тебе» в этом тексте и слегка уменьшить «обо мне».

Я придумал свой вариант, после анализа исходного текста, составленного Джессикой. По факту, мой вариант мало отличается от варианта Джессики. В новом тексте я показал содержание под другим углом, увеличил роль потенциального клиента-читателя.

Моя версия

Привет, я - Джессика. Жена, мама, фотограф, специалист в оказании помощи будущим матерям, тренер таких специалистов из Оранжвэйля, штат Калифорния (Orangevale, CA). Курсы фотографии в колледже превратили фотографию в моё страстное увлечение!

Если вы, как и я - мама, то хорошо знаете, что все прекрасные мгновения мимолётны:

  • когда малыш впервые толкается в животике;
  • когда впервые смотрите в глаза новорождённого;
  • когда впервые замечаете улыбку своего ребёнка;
  • когда малыш впервые переворачивается, садится, ползёт;
  • когда он делает первые шаги, произносит первые слова, идёт первый раз в школу;
  • и многие другие мгновения…

Вы никогда не забудете такие мгновения, но иногда их сложно вспомнить в деталях.

Я знаю, что вы здесь с какой-то целью - потому что вы верите (как и я), что фотография ценна. Она может придать глубину и значимость жизни. Не только сегодня, но и годы спустя.

Однажды, ваши дети вырастут, и не смогут вспомнить всё то, что вы рассказывали им об их детстве.

Когда это произойдёт, вы захотите достать фотографии, которые искренне передают удовольствие и любовь, пропитавшую прошлое. Фотографии, которые вы сможете показать свои внукам, а последние - своим внукам.

Вы не хотели бы, чтобы такие фотографии запечатлел человек, который просто «делает снимки». Вы хотите увидеть настоящее во всей его славе, запечатлеть всю красоту ваших детей и семьи в текущем мгновении. Потому что завтра всё будет иначе.

Будущее принесёт перемены, начнётся новый этап, другая история. И «настоящее» станет «прошлым», как «сегодня» превратится во «вчера», «прошедшую неделю», «прошедший месяц», «прошедший год».

Одна из важнейших вещей, которую я могу для вас сделать - пробудить в вас смех, улыбку, помочь вам увидеть, как любовь «красной нитью» пронизывает все дни, проведённые вашей семьёй совместно.

Немного Обо Мне

С 2005 года я замужем за моим лучшим другом, Джастином. У нас две красивые, очаровательные, своенравные маленькие девчонки, которых мы назвали Изабель и Эмили. С ними не соскучишься ни на минуту. Но я не могу пожелать себе ничего лучше, чем смотреть, как они растут и развиваются.

Чувствуете ли вы разницу?

Обратите внимание, я употребил слово «чувствуете», а не «видите».

Разница между тем, чтобы чувствовать и видеть, огромна. Цель моей версии - воздействовать на возможность потенциального клиента переживать эмоции.

Задача текста - создать впечатление у читательницы, что она - идеальный клиент Джессики. Пробудить эмоциональный отклик, и «высечь» ту самую искру, «поджигающую» возможные деловые отношения.

В качестве дополнения

Несмотря на то, что текст в своей новой версии работает, пара особых моментов могут улучшить его:

  • Лицевой портрет улыбающегося и дружелюбного фотографа вместе с текстом позволит усилить эмоциональный контакт с посетителем.
  • Лаконичное побуждение к действию в конце текста повысит эффективность раздела. Например, что должен читатель сделать после того, как ознакомился с текстом? Как ему следует относиться к прочитанному? Поверьте, читатели не зададут себе самостоятельно эти вопросы. Первыми попросите их задуматься, прямо и кратко оформив просьбу.

Хорошей идеей будет исключить из текста рассуждения на отвлечённые темы и «заячьи норы».

Это не всегда просто (в основном из-за ограничений, накладываемых на «шаблонные» сайты). Рассматривайте каждую ссылку, кнопку на странице как потенциальную точку отвлечения - «заячью нору» - через которую потенциальный клиент может «ускользнут» от того действия, к которому вы подводите его с помощью содержания раздела «Обо мне».

Что вы можете сделать ещё?

По аналогии с приведённым примером просмотрите раздел «Обо мне» на вашем сайте. Модифицируйте его так, чтобы текст рассказывал больше о потенциальном клиенте из вашей целевой аудитории, а о вас - меньше.

Всё, что нужно для этого - слегка сместить свою точку зрения. Другими словами, побыть в шкуре своего клиента.

На тему, поднятую в настоящей статье, я написал серию статей «Семь важных элементов раздела “Обо мне”» , из которой вы можете почерпнуть полезное для работы над оформлением своей биографии.

Если вам потребуется помощь в этом занятии, или любом другом, связанном с продвижением своих услуг в Интернет, предлагаю вам стать участником сервиса Prime Focus . В его рамках мы постоянно обсуждаем подобные занятия в формате малых групп и индивидуальных коуч-сессий.

На мой вопрос: «Как вы меня нашли?». Мои клиенты часто дают подробный, пошаговый ответ: «Нашли через Гугл, нам очень понравились ваши фотографии, мы просмотрели многие из них, затем мы прочитали вашу историю и отзывы, и решили вам написать». Логично, что клиенты при поиске фотографа в первую очередь смотрят его портфолио, а во вторую — очень часто его историю. Возможно, кого-то из вас это удивит! Но любой . Всегда приятно, а иногда и полезно узнать, что собой представляет ваш союзник, компаньон, будущий партнер или работник. Страница «О Фотографе» (биография фотографа вкратце) на вашем сайте предоставляет клиенту возможность узнать вас как человека и творческую личность. Это ваш шанс рассказать о том, как вы стали фотографом, какие яркие моменты жизни повлияли на вашу профессиональную жизнь; о том, что вас вдохновляет, как вы видите мир искусства, что находится за кадром при создании ваших фотографий.

Ваша история – это то невидимое эмоциональное звено, которое в совокупности с портфолио и другими способно убедить клиента в том, что именно вы – его правильный выбор, именно вы – его фотограф.

В начале своего профессионального пути я очень скептично относилась к таким «невидимым» . Спустя несколько лет, благодаря личному опыту, знаниям, полученным из специальной проф. литературы, лекциям других успешных фотографов и , я поняла, что процесс продажи начинается задолго до получения запроса-звонка от потенциального клиента. И этот процесс также важен, как и само общение по телефону или/и переписка.

Текст на моей странице «Обо мне» на первом сайте выглядел следующим образом: «Добро пожаловать на мой сайт! Я профессиональный свадебный, семейный и портретный фотограф Елена Федорова. Оказываю услуги по фотосъемке в Санкт-Петербурге и пригороде ». Видимо, тогда я думала, что краткость — сестра таланта. Вторая версия моей «Истории фотографа» была более содержательной, но она пестрила фактами, голыми достоверными данными. Например: в 2005г. – окончила Университет Культуры и Искусств, в 2006 г. – приобрела первую фотокамеру и т.д.

Однако достоверные данные – это сухая статистика: четко и по делу, но без эмоций. А именно они очень важны при продаже искусства. А мы с вами продаем фотосессии, как итог — . Версия, которая опубликована сейчас на моем сайте (версия RU , версия ENG ), мне нравится, и более того, согласно отзывам нравится моим клиентам. Статистика Google Analytics показывает, что страница About 3 в списке популярности на моем сайте. «Моя история» выполняет свою функцию, и это, безусловно, меня радует. Больше 8 часов на ее написание и столько же на ее оформление — результат достигнут! И это главное!

Рекомендации по созданию вашей истории «О Фотографе» или что написать фотографу на странице «Обо мне»:

  1. Эмоции + факты.

Факты необходимы в любой истории, только в данном случае акцент лучше делать на эмоции. Расскажите, что вас привело к профессии фотографа; о чем вы думали, находясь в поиске любимого дела. Призвания? Было ли это рискованным приключением, и если да, то почему? Возможно, произошло какое-то важное событие, которое привело вас к фотографированию. Расскажите об этом.

  1. Не бойтесь открыть свою историю.

Когда я писала свою историю , мне было немного боязно говорить напрямую публике о своих страхах. Это требует мужества, которое рождается только в борьбе со своими страхами. Я получила много приятных сообщений в ответ на данную статью. Так что Дерзайте! И положительный результат обязательно будет.

  1. Ваша профессиональная фотография.

Украсьте свою историю вашими профессиональными портретами. Хороший портретный снимок расскажет больше, чем 1000 слов.

  1. Цитаты.

У вас есть любимые цитаты? Добавьте их в свою историю, органично оформив в статье. Очень важно, чтобы в вашей истории было что-то общее со словами в цитатах. Как правило, определённые цитаты нравятся больше других и находят положительный отклик в вашем сознании.

Наша , что, если мы находим что-то общее с определенным человеком, мы начинаем ему доверять. Поэтому в Истории нужно рассказывать больше персонального, разбавляя профессиональным и эмоциональным. Несмотря на то, что клиенты во время поиска фотографа оперируют словом профессионал, человеческий эмоциональный фактор при выборе проф. услуг имеет огромное значение. Человек все воспринимает посредством эмоций, поэтому добавляйте больше фактов, способных вызвать положительные эмоции.

Как писать о своих фотографиях. Йорг Колберг


Фотографы часто спрашивают меня, как улучшить навыки письма о своих работах. Это довольно непростая тема для обсуждения, особенно без наглядной демонстрации на специфических примерах. Но я решил, что все равно попробую ответить на этот вопрос в надежде, что заинтересованные люди что-нибудь почерпнут из данной статьи.

Прежде чем углубиться в детали, я бы хотел подчеркнуть, что уже писал кое-что на эту тему. Нынешняя статья, как и предыдущая, неизбежно основывается на моих личных предпочтениях как человека много читающего, много пишущего (в большинстве о фотографии), смотрящего множество фотографий и обучающего фотографии . Нельзя сказать, что существует идеальный рецепт для описания своих собственных работ. Но вы наверняка уже уловили некоторые склонности и предпочтения в моем собственном стиле.

Итак, как написать о своих фотографиях? Для начала вам нужно уметь долго и усердно рассматривать изображения. И постарайтесь начать писать до того, как закончен весь проект. Не нужно сначала делать все снимки, а потом писать о них. Посмотрите на то, что вы уже сделали: и на снимки, и на их описания, и подумайте, что уже хорошо получилось. Не пытайтесь подогнать снимки под текст, только если вы не работаете над чем-то совершенно концептуальным.

Если то, что вы написали, не отражает изображенное на снимке, то все плохо. Ваши уже отснятые фотографии должны наполнять смыслом как ваши будущие снимки, так и ваш текст.

Из того, что записи не совпадают с изображенным на фотографиях, следует один вывод: у вас неверное понимание собственного проекта. Это вовсе не беда. В действительности, это делает вас открытым для новых возможностей, что является бесценным даром. Фотопроекты часто разворачиваются во что-то непредвиденное. Будьте открытым таким возможностям — так вы сделаете больше фотографий (которые, возможно, окажутся лучше), и в этом вы сможете найти основу для ваших текстов.

В то же время, хорошенько посмотрите на написанное и попытайтесь разобраться, почему оно не прочитывается в снимках. Смысл не в том, чтобы привнести это в фотографии, но понять, куда движется процесс. Ваши записи могут отражать, например, точки сопротивления и сомнения. Замечая их в записях, вы можете удивиться: «Стоп, это я написал? Почему я сомневаюсь в данном вопросе? О чем это говорит?»

Чем глубже понимание Вашей работы, тем легче не только делать снимки и писать о них, но и отбирать их.

Я твердо верю, что для хорошей выборки снимков необходимо глубоко вникать в фотографии. Это понимание может быть по большому счету подсознательным. Хорошие фоторедакторы потому хороши, что могут мгновенно выцепить главную идею снимков, и потом скомпоновать их так, что окончательная последовательность кажется гораздо более связной, чем изначальный набор. Каким образом редакторы это делают не очень ясно. Мне нравится отбирать фотографии, мне кажется это простым и четким процессом, но мне трудно говорить о нем в обобщенном виде. Вы должны быть очень открытым и восприимчивым во время работы.

Отчасти поэтому фотографы обычно испытывают трудности с выстраиванием серий и отбрасыванием ненужного: быть максимально открытым и честным с собой очень, очень сложно, даже если у тебя самые искренние намерения. Тут помогает развитие более глубокого ощущения фотографий через их описание. Если вы способны правдоподобно написать о ваших работах, то вы сможете и сделать удачную выборку.

Тексты о фотографиях всегда начинаются с того, что изображено на снимках.

Снова повторюсь: если то, что вы написали не присутствует на фотографиях, вы движетесь в неверном направлении, даже если написанное звучит красиво.

Одновременно с этим, не забывайте, что зритель не слепой. Поэтому не нужно вдаваться в детальные описания предметов на снимках.

Также запомните, что, вероятно, ваш зритель не тупой. Не разжевывайте ему смысл ваших фотографий.

Одной из проблем большинства фотографов является убеждение, что они обязаны сваять какой-то нечитаемый набор длинных слов. Понятия не имею, откуда им приходит в голову эта мысль. Может, из уже существующих высказываний фотографов, которые часто используют фотогалереи или издатели фото книг с целью рекламы их товара? Возможно. Может, от огромного количества фотокураторов, использующих жаргон, чтобы приукрасить собственную работу? Тоже возможно. В действительности же никто не заставляет вас писать всякую ерунду. Никто не ждет, что вы будете пытаться произвести впечатление на людей, приукрашивая слабо написанный текст псевдоинтеллектуальным жаргоном и отсылками к французским философам. На самом деле, если владелец галереи говорит, что хочет именно такого, задумайтесь над более подходящей площадкой.

Что же тогда делать? Как приступить к письму? Как я уже говорил, не стоит начинать писать в самом конце, силясь добавить что-то в уже готовый проект. Начните делать записи в середине работы. Каждый фотограф должен много писать и читать. Фиксирование мыслей на бумаге или на компьютере гораздо более свободный процесс, чем вы себе представляете. Скорее всего, вы потом используете только малую часть всего написанного, но вы будете удивлены, что может выйти из вашего подсознания – того же подсознания, которое ответственно за столь многое в ваших снимках.

Главный мой совет для всех фотографов – всегда пишите простым, понятным языком, вашим языком. Что просматривается в снимках, должно просматриваться в тексте. Поэтому, вы должны осознавать, как и на каком уровне работают ваши фотографии, чтобы впоследствии вы могли записать это на бумаге. В любом случае, чтобы достичь успеха, нужно много практиковаться. Делайте это снова и снова, и не бойтесь совершать ошибки.

Пусть стиль вашего письма развивается вместе с проектом. Пусть текст подпитывается изображениями и, наоборот, питает их. Здесь должен быть баланс. Если сомневаетесь, то все же главное – это снимки.

Прелесть неудачного начала, фальстарта в том, что это все равно начало. Оно направит вас в другое русло. Если чувствуете несостыковки в проекте, все равно есть шанс научиться чему-то. Разберитесь, почему что-то неправильно – это поможет лучше понять ваши фотографии (и вместе с ними ваш текст).

Стиль письма должен соответствовать стилю изображений. Это довольно очевидно, но удивительно, сколько людей не придают этому необходимое значение. Если вы сделали очень поэтичную серию фотографий, то почему бы не написать о ней в такой же манере?

Взаимодействие изображений и слов – довольно коварная штука. Я заметил, что люди позволяют прочитанному тексту влиять на прочтение фотографий. Говоря иначе, они читают высказывания о снимках, и если на фотографиях не видят написанного, то начинают жаловаться на фотографии. Это говорит о двух вещах. Во-первых, почему-то люди верят больше словам, чем изображениям. Во-вторых, люди легко улавливают несоответствие между прочитанным и увиденным.

Таким образом, описание фотографий сводится к уменьшению количества таких несоответствий. Люди мгновенно заметят несостыковки. Вы можете попытаться скрыть их цитатами разных художников и историков искусства, но зритель не такой глупый – он тут же поймет, что вы хотите безнаказанно скрыть свою некомпетентность.

Конечно, кто-то может сначала посмотреть на фотографии, а потом прочесть текст. Это дает вашим снимкам шанс поработать самим. Но, тем не менее, существующее несоответствие все равно будет замечено.

Как тогда написать о ваших работах? Давайте предположим, что вы записали какие-то фразы или мысли, которые пришли в голову во время съемки. Если вы это сделали, то наверняка заметили, что писать не так уж и сложно. Чем ближе вы к пониманию изображений на фотографическом и письменном уровне, тем ближе вы к написанию подходящего текста.

Допустим, вы ничего не написали о своих фотографиях по каким-то причинам. Правила пока таковы: никакого художественного словоблудия, никаких объяснений и описаний. Следующее правило: не пишите ничего информационно-познавательного. Для этого есть открытые источники и Википедия. Такой текст может дать зрителям нейтральную тему для приятного обсуждения, но это не то, что вам нужно. Не прячьтесь за фактами.

Это не значит, что текст должен быть скандальным, вовсе нет. Хотя он может быть таким. И если он таким получился, то так тому и быть. Вам решать, включать ли в текст противоречия, но вы должны четко осознавать от чего отталкиваетесь. Что вас волнует как художника? О чем хотите, чтобы задумались зрители?

Задайте себе вопрос: «почему меня, зрителя, должны волновать эти снимки?»

Ваша ответственность как фотографа состоит в том, чтобы заставить людей задуматься о ваших работах. Другими словами, не ждите особого внимания от людей и не упрекайте их в том, что они не переживают о чем-то так, как Вы. Вместо этого, заставьте их переживать! Конечно, ваши работы не сразу получат должное внимание, но сопроводительный текст может им в этом помочь.

Не забывайте, что ваша работа не заключается в том, чтобы быть маркетологом. Если предположить, что снимки вас волнуют, то очевидно, вы захотите, чтобы они вызывали подобную реакцию других людей. Донесите до людей свои переживания, но без фальши. Не говорите маркетинговым языком – вы не мыло продаете.

Решающим фактором является ваше увлечение собственными работами. Если вам наплевать на свои снимки – почему они должны волновать меня?

Учитывая то, что вы увлечены своими фотографиями, избегайте некоторых слов и фраз, как чумы. Например – «интересный». Никогда не говорите, что взялись за идею проекта, потому что она показалась вам интересной. Людям много что кажется интересным, но совсем немногим фотопроектам уделяется должное внимание. Одно дело – быть заинтересованным, другое – так гореть идеей, что работать над ней в течение многих лет. Откуда же берется этот огонь в душе?

Ради всего святого, не говорите, что вы что-то исследуете или изучаете в своих снимках! Вы не ученый (если, конечно, не являетесь таковым, но тогда бы вы публиковали свои работы в научном журнале). Конечно, в ученых нет ничего плохого. Я и сам им был много лет. Но когда дело заходит о ваших фотографиях, об искусстве – последнее, что вы делаете, так это исследуете что-то. Вы не беспристрастный наблюдатель, следующий общепринятым правилам, который прилагает все усилия для получения максимально объективных результатов.

Ваши снимки не «о чем-то». Ладно, все фотографии показывают что-то. Но текст – последнее, где вы хотите подчеркнуть это. В конце концов, в каждой работе есть какая-то основная идея. Что является основой в вашем проекте? Не объясняйте, но помните, что она является отличной опорой для текста.

В действительности, далеко не все будут взволнованы вашими работами, кому-то они даже не понравятся. Такова жизнь, не беспокойтесь об этом. Когда пишете о фотографиях, не пытайтесь понравиться каждому. Вместо этого попытайтесь написать так, чтобы понравилось вам. Если это удастся, то понравится и тем людям, которые оценят ваши работы.

Другими словами, вы должны доверять своему чутью и верить, что и фотографии и текст дойдут до нужного зрителя.

Хорошим началом для написания текста будет попытка писать не о самих фотографиях, но «около» них. Как я отметил раньше, ваш зритель не слеп — не говорите ему, что он уже видит. Также не указывайте на то, что хотите, чтобы он увидел. Если кто-то это видит, а кто-то нет – ну и что? Неужели вы хотите ограничить круг того, что человек может почерпнуть из ваших работ?

Писать о снимках – значит передавать мысли, схожие с фотографиями, хотя и другим способом. Возможно, вы добавите какие-то вещи, которые невозможно выразить в изображениях. Писать о своих работах – значит добавить частичку себя. Вы позволите зрителям посмотреть на вас и вашу работу под другим углом.

Если посмотрите на то, как известные фотографы представляют свои снимки, то увидите, что они не говорят о них, они говорят «около» них. На самом деле, многие фотографы с неохотой говорят о своих фотографиях, потому что это убивает все волшебство снимков. Вам нужно быть в какой-то мере фокусником, который постоянно отвлекает, переводит внимание зрителя с фотографий на смежные темы. Многие фотографы делают это с трудом, так как фотография сама по себе довольно образна. Но в этом как раз можно найти элемент художественной деятельности.

И напоследок, всегда старайтесь получить искреннее мнение от нескольких человек, как по поводу фотографий, так и текстов. Думаю, не нужно объяснять, что лучше стараться избегать обращений к любимым или членам семьи, если только вы на 100% не уверены в том, что они будут честны. Также избегайте консультаций у любого человека, который не может быть критичным по какой-либо причине. Кроме того, не пытайтесь делать редактуру группой людей. Ничего хорошего не выйдет. Получите честные отзывы людей, чьему мнению вы доверяете, а потом используйте их в вашей работе.

Нет идеального совета, как делать снимки, и нет единственного способа писать о своих фотографиях. Но в этой статье есть много подсказок, которые помогут вам приступить к написанию текста. Это вовсе не так сложно, как кажется издалека. Пока вы пишете простым языком, остаетесь верным себе и сопротивляетесь разным соблазнам, таким как разъяснение, описание, арт-жаргон и бессмысленные обобщения, у вас все будет получаться.

Йорг Колберг (Jörg Colberg)