Виды, функции и структура общения. Общение, его структура, функции Общение как процесс структура и функции

  • 5. Становление зарубежной социальной психологии
  • 6. Развитие социальной психологии в нашей стране
  • 7. Методы социальной психологии. Классификации методов и их характеристики
  • 8. Общественные и межличностные отношения. Общение в системе отношений человека. Общение и деятельность.
  • 9. Виды и функции общения. Структура общения
  • 10. Уровни общения по а.Б. Добровичу. Типы межличностного общения по н.И. Шевандрину
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.
  • 12. Общение как обмен информацией. Особенности коммуникативного процесса
  • 13. Социально-психологические аспекты массовой коммуникации
  • 14. Речь как средство коммуникации. Вербальная коммуникация. Говорение и слушание
  • 15. Невербальная коммуникация, виды
  • 16. Общение как взаимодействие. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
  • 17. Подходы к проблеме взаимодействия. Теория взаимодействия э. Берна.
  • 18. Кооперативное и конкурентное взаимодействие.
  • 19. Конфликтное взаимодействие. Способы разрешения конфликта.
  • 20.Общение как взаимопознание и взаимопонимание людей. Понятие социальной перцепции.
  • 21. Механизмы восприятия и понимания людьми друг друга. Идентификация. Рефлексия. Эмпатия. Каузальная атрибуция.
  • 22. Эффекты и явления социальной перцепции. Впечатления (эффекты). Стериотипизация. Предубеждения. Установки. Аттракция.
  • 24. Психология больших социальных групп: структура, методы исследовании.
  • 25. Стихийные группы и массовые движения. Способы воздействия в стихийных группах.
  • 26. История изучения малой группы. Понятие малой группы, ее признаки.
  • 27. Классификация малых групп. Характеристики малой группы.
  • 28. Динамические процессы в малой группе. Фазы и уровни развития группы.
  • 29. Структура малой группы. Статус, групповая роль, позиция участника группы.
  • 30.Руководство и лидерство в малых группах. Стили лидерства.
  • 31. Психологическая теория коллектива.
  • 32. История исследования межгрупповых отношений. Феномены межгруппового взаимодействия.
  • 33.Этнопсихологические проблемы в социальной психологии.
  • 34. Личность как предмет исследования в социологии и психологии. Специфика социально-психологической проблематики личности.
  • 36. Понятие социальной установки личности. Установка и поведение. Изменение социальных установок.
  • 37. Направления прикладных исследований в социальной психологии.
  • 11. Понятие общения. Структура и функции общения.

    Общение - связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

    Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

    коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия); информационная (обмен информацией между людьми); когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии); эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью); конативная (управление и коррекция взаимных позиций); креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

    В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

    инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия); синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

    И дополнительные:

    экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

    Структура общения

    В психологической литературе при характеристике структуры общения выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

    Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

    Существует целая группа приемов привлечения внимания:

    прием “нейтральной фразы”. В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих. Прием “завлечения” - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться. Прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

    Первая группа приемов поддержания внимания - приемы “изоляции”. Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Третья группа приемов поддержания - приемы акцентировки

    Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.

    С точки зрения Э. Берна, вступая в контакт, люди находятся в одном из базовых состояний: ребенок, взрослый или родитель. Состояние ребенка - это актуализация установок и поведения, выработанного в детстве (эмоциональность, подвижность, игривость или подавленность и т. п.). Состояние взрослого обращено к реальной действительности (внимательность, максимальная направленность к партнеру). Родитель - это такое состояние ЭГО, чувства и установки которого относятся к роли родителя (критичность, снисходительность, надменность, обеспокоенность и т. п.). Успех общения зависит от того, соответствуют ли друг другу эго - состояния коммуникантов. Так, благоприятными для общения являются такие пары эго - состояний как “ребенок - ребенок”, “взрослый - взрослый”, “родитель - ребенок”. Для успеха в общении все другие сочетания эго - состояний должны быть приведены к вышеперечисленным.

    Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление. Не менее важный параметр при восприятии другого человека является то - нравится нам внешне этот человек или нет. Следующая схема связана с так называемым фактором “отношения к нам”. Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам лучше тех, кто к нам относится плохо. При формировании первого впечатления эти схемы восприятия людей называются эффектом ореола.

    Важно в общении учитывать пути и механизмы построения взаимодействия. В психологии возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. Когда происходит каузальная атрибуция? Тогда, когда возникают трудности при совместной деятельности. Важным при понимании сущности общения является вопрос о средствах и механизмах воздействия участников общения друг на друга.

    Человек - социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения с людьми. Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. Взаимодействие - это действия индивидов, направленные друг к другу. Социальная связь - зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить:

    • субъекты связи (их может быть от двух до нескольких человек);
    • предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); я механизм регулирования взаимоотношений.

    Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком) и в виде взаимодействия (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель - вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая возобновляющийся характер.

    Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта человечества. Только в процессе общения ребенка со взрослыми, более опытными людьми, у него возникают и развиваются человеческие . Без общения с людьми у ребенка не формируется человеческая психика, сознание, и так называемые «маугли» (дети, попавшие к животным), остаются на уровне животных. Общение является необходимым условием для формирования человеческой психики и личности. Поведение, деятельность, отношение человека к миру и самому себе во многом определяются его общением с другими людьми.

    В общении выделяют три взаимосвязанных стороны . состоит в обмене информацией между людьми; но общение не сводится лишь к передаче информации, это более широкое понятие. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми; например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    Общение - процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

    В общении можно выделить цель, средства, содержание. Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение. Средства общения - способ передачи информации в процессе общения (речь, слова, невербальные средства: интонация, взгляд, мимика, жесты, позы и т. п.). Под содержанием общения понимается информация, которая передается от одного человека к Другому.

    В структуре общения выделяют следующие этапы :

    1. (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника, договориться о совместных действиях и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
    2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
    3. Ориентировка в личности собеседника.
    4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
    5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
    6. и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
    7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

    Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», « », «коммуникабельностью». Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

    Общение выполняет разнообразные функции :

    • личностно формирующую (общение является необходимым условием для человека: «с кем поведешься - от того и наберешься»);
    • коммуникативную (передача информации);
    • инструментальную (общение выступает как социальный механизм управления для осуществления каких-то действий людей, совместной деятельности, принятия решения и т. п.);
    • экспрессивную (позволяет партнерам по общению выразить и понять переживания, эмоции друг друга, отношения);
    • психотерапевтическую (общение, подтверждение внимания людей к человеку является необходимым фактором для сохранения психологического комфорта, положительного эмоционального самочувствия, физического здоровья человека: «Для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть незамечаемым другими людьми» (У. Джеймс);
    • интегративную (общение выступает как средство объединения людей);
    • социализирующую (через общение происходит усвоение норм культуры и ценностей определенного общества);
    • функцию самовыражения (общение позволяет продемонстрировать личностный, интеллектуальный потенциал человека, его индивидуальные особенности);

    Многообразие функций общения влечет за собой и разнообразие видов, стратегий общения.

    Стратегии общения:

    1. открытое - закрытое общение;
    2. монологическое - диалогическое;
    3. ролевое (исходя из ) - личностное (общение «по душам»).

    Открытое общение - желание и умение выразить четко свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение - нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытой коммуникации оправдано в случаях:

    1. если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»;
    2. в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно.

    Открытая коммуникация эффективна, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

    Выделяют следующие виды общения:
    1) «Контакт масок » - формальное закрытое общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные «маски» (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные , отношение к собеседнику. В городе «контакт масок» даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

    2) Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
    3) Формально-ролевое общение - когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    4) - когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника ради достижения деловых интересов, при этом интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    Кодекс делового общения:

    • принцип кооперативности - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;
    • принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
    • принцип качества информации - «не ври»;
    • принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;
    • «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
    • «умей слушать и понять нужную мысль»;
    • «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

    5) Светское общение . Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации.

    Кодекс светского общения:

    1. вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»;
    2. одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»;
    3. «будь доброжелателен, приветлив».

    Если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой - на принцип кооперативности, они могут попасть в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.

    6) Духовное , межличностное общение друзей - когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
    7) направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника. Манипулятор стремится достичь своих целей в ущерб целям собеседника, при этом умело скрывая это,- используя знание психологических особенностей характера и личности собеседника, «отвлекающих уловок и приемов».
    8) Императивный вид общения - человек не скрывает приоритетности своих целей перед целями партнера, стремится установить контроль за внешним поведением партнера, используя приказы, указания, требования, поощрения, наказания, предписания. Императивный вид общения оправдан в экстремальных ситуациях, если действия партнера содержат угрозу для его жизни или жизни окружающих.
    9) Диалогическое гуманистическое общение предполагает полное взаимопринятие партнерами по общению друг друга, их равноправие, общение на равных, положительный эмоциональный тонус их взаимоотношений, возможность в самораскрытии, саморазвитии партнеров.


    Общение - процесс и результат установления и развития контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

    Функции общения:

    1) информационная (коммуникативная);

    2) связующая (сплочения, контактная, интерактивная);

    3) эмоционального выражения (самовыражения, эмоциональная);

    4) самопознания (самоосознания, самоопределения.

    В процессе общения формируются опыт, знания, практические умения и навыки, характер, взгляды, моральные и этические взгляды, духовные потребности, убеждения.

    Выделяют следующие виды общения:

    1) Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, - то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

    2) Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    3) Духовное, межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

    4) Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    5) Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

    6) Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    В общении выделяют три взаимосвязанных стороны:

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

    Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

    Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

    Средства общения.

    Традиционно в психологии выделяют вербальные (речевые) и невербальные средства общения.

    К вербальным средствам общения относят язык. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для говорящих на данном языке, что и делает общение возможным при помощи языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, субъективный смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

    К невербальным средствам общения относятся.

    Интонация – эмоциональная выразительность, передаваемая при помощи голоса. Она способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

    Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы. Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способное предоставить истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова.

    Жесты как средство общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, так экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

    Проксемика - расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, степени доверия к собеседнику.

    Приемы эффективного общения

    1. Приём «имя собственное» - основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общаетесь. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, Ваше расположение к партнеру.

    2.Приём «зеркало отношений» - состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующих, что «я - Ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у партнера, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию.

    3. Приём «золотые слова» - заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым, происходит как бы «заочное» удовлетворение его потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает взаиморасположенность.

    4. Приём «терпеливый слушатель» - вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем партнера. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение.

    1. Классификация общения

    Общение как социально-психологический феномен - это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет различные формы проявления. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды.

    По своим формам и видам общение чрезвычайно разнообразно. Классификации общения создаются по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.).

    Классификация общения по направленности : гуманистическое и манипулятивное .

    Гуманистическое общение характеризуется доверием, взаимностью, открытостью, отказом от решения собственных проблем за счёт партнёра. Это общение ориентировано на ценности свободы и достоинства, по сути своей это творческое общение, основой которого является совместный диалог, основанный на признании неприкосновенности достоинства партнёра. В гуманистическом общении мотивация и цели не должны противоречить средствам и результату.

    Манипулятивное общение определяется как «общение, при котором к партнёру относятся как к средству достижения своих целей». В такого рода общении человек не признаётся как самоценность, хотя ценными могут признаваться те качества, которые могут быть полезны для достижения чьих - либо корыстных целей. В манипулятивном общении человек, как правило, не уважает достоинства партнёра по общению.

    Классификация общения по числу общающихся : межличностное, личностно-групповое и межгрупповое .

    Межличностное общение - общение между двумя-тремя субъектами.

    Личностно-груповое общение - общение между одним человеком и группой.

    Межгрупповое общение - общение между группами.

    Классификация общения по содержанию : деловое и личностное.

    Деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность и служит средством повышения качества этой деятельности.

    Личностное общение - это обмен неофициальной информацией, сосредоточенное в основном вокруг психологических проблем человека внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т.п.

    Классификация общения по контакту с собеседником : непосредственное и опосредованное.

    Непосредственное (прямое) общение - это общением«лицом к лицу», когда люди находятся рядом и общаются без каких-либо промежуточных звеньев, например, при встречи.

    Опосредованное (косвенное) общение - это общение, когда люди отдалены друг от друга временем или расстоянием и общаются через посредника, например, обмен письмами.

    Каждый вид общения имеет свои достоинства и недостатки. Так, в непосредственной беседе существует больше каналов обратной связи. Это означает, что каждый из общающихся способен увидеть и проанализировать, как противоположная сторона воспринимает информацию. Зато опосредованное общение очень упрощает жизнь людям робким и нерешительным.

    2. Структура общения и его функции

    Под структурой объекта в науке понимается порядок устойчивых связей элементов объекта исследования, обеспечивающих его целостность как явления при внешних и внутренних изменениях.

    Структура общения - это совокупность основных элементов, из которых складывается процесс общения.

    Поскольку понятие “общение” является сложным, трудным является определение структуры общения. Известны различные подходы к проблеме структуры общения.

    В психологической литературе Г.М.Андреева в структуре общения выделяет три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной .

    Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

    Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

    Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

    Логическим основанием для моделирования структуры общения как процесса (передача информации, познания друг друга и обмен действиями) является характеристикавыделение его относительно автономных компонентов: субъекты общения, цель, содержание и средства общения .

    Субъектами общения являются живые существа, люди.

    Цель общения - отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». По целям общение делится на биологическое и социальное .

    Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

    Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития межличностных отношений, личностного роста индивида.

    У животных цели общения не выходят за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных и многих других потребностей.

    • 1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).
    • 2. Когнитивное (обмен знаниями).
    • 3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).
    • 4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами).
    • 5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

    Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств.

    Различают вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства общения.

    Вербальные средства общения - речевые. Главным средством общения является язык. Язык -- это система знаков, служащая средством человеческого общения. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке. Все знаки подразделяются следующим образом:

    • · интенциональные -- специально производимые для передачи информации
    • · неинтенциональные -- непреднамеренно выдающие эту информацию.

    В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения (акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека).

    Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора.

    Невербальные средства общения - неречевые средства. Инструментом общения является тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею. Неречевые средства могут быть сведены к кинетическим (движения тела), пространственным (организация межличностного общения) и временным характеристикам взаимодействия.

    А.Пиз в своей книге "Язык телодвижений" приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) - на 38 %, а за счет невербальных средств - на 55 %.

    Неречевые средства выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения.

    В этом контексте важно подчеркнуть роль социальной ситуации общения, в которой реализуется общение, прежде всего о присутствии других людей во время общения, которые изменяют этот процесс. В частности люди коммуникабельные быстро ориентируются в любой ситуации, получают удовольствие и чувствуют подъем от «работы на публику», а те, которые имеют трудности в налаживании контактов, теряются, действуют импульсивно, теряют контроль над своим поведением и тем, что говорят.

    Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

    Общение полифункционально, что отражается во множестве существующих классификаций его функций. Значительная часть исследователей выделяет функции общения, связанные с обменом информацией, взаимодействием и восприятием людьми друг друга. Чаще всего выделяют в общении три функции : информационно-коммуникативную , регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную .

    Информационно-коммуникативная функция заключается в любом обмене информацией и охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Ее реализация имеет несколько уровней: на первом уровне осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений; третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

    Регуляционно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, т.е. происходит процесс взаимного налаживания действий.

    Аффективно-коммуникативная функция характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде.

    Помимо перечисленных функций, общение выполняет еще одну важную функцию - функцию социализации , которая заключается в том, что в процессе общения ребенок усваивает социальный опыт, у него формируются навыки взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами.

    Контрольные вопросы:

    • 1. Какие выделяют виды общения?
    • 2. Охарактеризуйте структуру общения.
    • 3. Каковы основные функции общения?

    Сам термин «общение» не имеет точного аналога в традиционной социальной психологии. Иногда его употребляют как синоним «коммуникация», хотя он и не вполне эквивалентен этому английскому термину. В общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. И не только эмоциональное (межличностное, но и обезличностные (общественные)). А поэтому такое толкование общения требует определённого «построения» систему его связей.

    Вне общения не может быть человеческого общества. Общение выступает как основа цементирования индивидов и способ развития самих индивидов. Учитывая это, Антуан Де Сент-Экзюпери нарисовал психологический образ общения, как единственную роскошь, которая есть у человека.

    Общение – это, безусловно, спутник человеческой истории.

    Формы общения исторически менялись, они обусловлены различными факторами, и в различных науках – социологии, языкознании, этнографии изучается его специфика в зависимости от предмета науки. Но в главном, что объединяет эти подходы то, что они связывают общение с деятельностью.

    Для того чтобы общение было эффективным, необходимо, чтобы коммуникативная сторона общения опиралась на единую систему символов в передаче информации. В интерактивной стороне общения могут присутствовать различные направления – кооперация, конкуренция, согласие, приспособление, ассоциация, но все они должны вести процесс общения к взаимопониманию.

    Перцептивная сторона – «это зеркало общения», которое отражает реально процесс взаимодействия людей.

    Вышеназванные стороны общения являются основными функциями общения. Хотя психологи выделяют и другие.

    Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении выделяются и реализуются социальные отношения людей.

    В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия между людьми, распределить функции или повлиять на настроение, поведение; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

    К средствам общения относятся:

    1. Язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребления едины для всех говорящих на данном языке. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой, личностный «субъективный» смысл – поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.


    2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

    3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

    4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми или экспрессивными (служить для большей выразительности речи).

    Стратегии, тактики, виды общения .

    Стратегии общения:

    1. открытое-закрытое общение;

    2. монологическое-диалогическое;

    3. ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»).

    Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение, информацию. использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях: 1) если есть значительная разница в степени предметной компетентности и бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности «низкой стороны»; 2) в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость, но не тождественность позиций.

    Выделяют следующие виды общения:

    1. «Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрытьь истинные эмоции. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задерживали» друг друга без надобности, «отгородиться» от собеседника.

    2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает – «оттолкнут».

    3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

    4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

    5. Духовное, межличностное общество друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймёт вас по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, отношение.

    6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приёмы (лесть, запугивающие, обман и т.п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.

    7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Кодекс светского общения: 1) вежливость, такт – «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие – «избегай возражений»; 3) симпатии – «будь приветлив».

    Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знаниями правил общения. Техника общения – совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений выслушать.

    ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

    Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.

    В структуру речевого общения входит язык.

    1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность произношения звуков, правильность построения фразы и её доходчивость, выразительность и смысл интонации.

    2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

    Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Невербальные средства общения изучают следующие науки:

    1. Кинестика изучает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций; мимика – изучает движение мышц лица, жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

    2. Такесика изучает прикосновения в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживание, отталкивание и т.д.

    3. Проксемика исследует расположение в пространстве при общении: выделяет следующие зоны дистанции в человеческом контакте;

    Интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечёт определённые физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр.;

    Личная или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально зрительный контакт между партнёрами, поддерживающими разговор;

    Социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают;

    Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.

    Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

    Мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесённые слова. Она может усиливать, дополнять или опровергать смысл фраз. Замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжёт), если его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.

    По своей специфики взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнёрства; светский – когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный – когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица.

    Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

    Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, страх, любовь и т.д.

    Причём, легче всего распознаются положительные эмоции. Научно доказано, что основную познавательную нагрузку несут брови и губы. Левая сторона лица гораздо чаще выдаёт эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица.

    Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на 5 групп:

    1. Жесты – иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели (указывающий перст), пиктографы, т.е. образные картины изображения (вот такого размера и конфигураций); кинетографы – движение телом; жесты – «биты» (жесты – «отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

    2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

    3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

    4. Жесты-адаптаторы – это специфические привычки человека, связанные с движением рук. Это могут быть: а) почёсывания, подёргивание отдельных частей тела; б) касания, пошлёпывания партнёра; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица).

    5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определённые эмоции.

    Существуют и микрожесты: движение глаз, покраснение щёк, подёргивание губ и пр.

    При общении часто возникают следующие виды жестов:

    Жесты оценки – почёсывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание;

    Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

    Жесты нервозности и неуверенности – переплетённые пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;

    Жесты самоконтроля – руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую;

    Жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

    Жесты отрицания – сложение руки на груди; отклонённый назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

    Жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику;

    Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

    Жесты неискренности – жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», как более утончённая форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чём-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегущий взгляд» и др.;

    Умение понимать популярные жесты (собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться и понимать людей, поможет при налаживании контактов и общении.

    В процедуре общения выделяют следующие этапы:

    1. потребность в общении побуждает человека вступить в контакт с другими людьми;

    2. ориентировка в целях общения, в ситуации общения;

    3. ориентировка в личности собеседника;

    4. планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что скажет;

    5. бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести;

    6. восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи;

    7. корректировка направления, стиля, методов общения.

    Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удаётся добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически-психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».