Основные отрасли экономики южной кореи. Современная экономика южной кореи

В течение 1970-2018 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах вырос на 635.2 млрд. долл. (в 334.4 раз) до 637.1 млрд. долл.; изменение произошло на 1.1 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 19.0 млн., а также на 634.1 млрд. долл. благодаря росту импорта на душу населения на 12 392.7 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи был на уровне 13.2 млрд. долл. или 12.9%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах равен 10.0%. Доля в мире увеличилась на 2.1%. Доля в Азии повысилась на 3.6%. Минимум импорта был в 1970 году (1.9 млрд. долл.). Максимум импорта был в 2012 году (656.7 млрд. долл.).

На протяжении 1970-2018 гг. импорт на душу населения в Южной Корее вырос на 12 392.7 долларов (в 210.3 раз) до 12 451.9 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах был на уровне 258.2 долларов или 11.8%.

Изменение импорта Южной Кореи описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=14.1x-27 930.5 , где y - расчетное значение импорта Южной Кореи, x - год. Коэффициент корреляции = 0.905. Коэффициент детерминации = 0.82.

Импорт Южной Кореи, 1970-2012 (рост)

За 1970-2012 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах повысился на 654.8 млрд. долл. (в 344.7 раз) до 656.7 млрд. долл.; изменение произошло на 1.1 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 17.8 млн., а также на 653.7 млрд. долл. благодаря росту импорта на душу населения на 13 086.4 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи равен 15.6 млрд. долл. или 14.9%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 11.0%. Доля в мире увеличилась на 2.5%. Доля в Азии увеличилась на 4.7%.

За 1970-2012 гг. импорт на душу населения в Южной Корее вырос на 13 086.4 долларов (в 222.0 раз) до 13 145.7 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах составил 311.6 долларов или 13.7%.

Импорт Южной Кореи, 2012-2018 (падение)

На протяжении 2012-2018 гг. импорт Южной Кореи в текущих ценах снизился на 19.6 млрд. долл. (на 3%) до 637.1 млрд. долл.; изменение произошло на 15.9 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 1.2 млн., а также на -35.5 млрд. долл. из-за падения импорта на душу населения на 693.8 долларов. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи составил -3.3 млрд. долл. или -0.50%. Среднегодовой прирост импорта Южной Кореи в постоянных ценах был на уровне 3.3%. Доля в мире уменьшилась на 0.35%. Доля в Азии сократилась на 1.1%.

За 2012-2018 гг. импорт на душу населения в Южной Корее увеличился на 693.8 долларов (на 5.3%) до 12 451.9 долларов. Среднегодовой прирост импорта на душу населения в текущих ценах составил -115.6 долларов или -0.90%.

Импорт Южной Кореи, 1970

Импорт Южной Кореи в 1970 году был равен 1.9 млрд. долл., занимал 37е место в мире и был на уровне импорта Конго (2.0 млрд. долл.), импорта Аргентины (2.0 млрд. долл.), импорта Греции (2.0 млрд. долл.), импорта Португалии (2.0 млрд. долл.), импорта Ирландии (1.8 млрд. долл.). Импорт Южной Кореи был больше экспорта Южной Кореи на 0.88 млрд. долл., торговый профицит составил 9.5% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире составляла 0.49%.

В 1970 году был равен 59.2 долларов, занимал 134е место в мире и был на уровне импорта на душу населения в Центральной Африканской Республике (62.8 долларов), импорта на душу населения в Эквадоре (61.3 долларов), импорта на душу населения в Марокко (60.8 долларов), импорта на душу населения в Сирии (57.7 долларов), импорта на душу населения в Боливии (56.0 долларов), импорта на душу населения в Сьерра Леоне (55.5 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем импорт на душу населения в мире (104.3 долларов) на 45.1 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 1970 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (0.4 млрд. долл.) в 4.7 раз, но был меньше, чем импорт Японии (19.6 млрд. долл.) на 90.3%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Северной Корее (32.0 долларов) на 84.9%, но был меньше, чем импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов) на 68.2%.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 1970 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (55.8 млрд. долл.) на 96.6%, импорт Германии (35.8 млрд. долл.) на 94.7%, импорт Великобритании (27.4 млрд. долл.) на 93.1%, импорт Франции (22.9 млрд. долл.) на 91.7%, импорт Японии (19.6 млрд. долл.) на 90.3%. Импорт на душу населения в Южной Корее был меньше, чем импорт на душу населения в Великобритании (492.7 долларов) на 88%, импорт на душу населения в Германии (455.5 долларов) на 87%, импорт на душу населения во Франции (440.4 долларов) на 86.6%, импорт на душу населения в США (266.0 долларов) на 77.7%, импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов) на 68.2%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 1970 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Великобритании (492.7 долларов), импорт Южной Кореи был бы 15.9 млрд. долл., что в 8.3 раз больше фактического уровня. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Японии (186.5 долларов), лучшего соседа, импорт Южной Кореи был бы 6.0 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в мире (104.3 долларов), импорт Южной Кореи был бы 3.4 млрд. долл., что на 76.2% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 2012

Импорт Южной Кореи в 2012 году составил 656.7 млрд. долл., занимал 7е место в мире. Импорт Южной Кореи был меньше экспорта Южной Кореи на 34.9 млрд. долл., торговый дефицит был равен 2.7% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире была равна 3.0%.

Импорт на душу населения в Южной Корее в 2012 году был равен 13 145.7 долларов, занимал 42е место в мире и был на уровне импорта на душу населения в Кувейте (13 470.2 долларов), импорта на душу населения на Багамах (13 291.0 долларов), импорта на душу населения на Теркс и Кайкос (13 141.5 долларов), импорта на душу населения в Великобритании (13 112.7 долларов), импорта на душу населения на Ангилье (13 082.6 долларов), импорта на душу населения на Сейшеллах (12 726.9 долларов), импорта на душу населения во Франции (12 440.9 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в мире (3 112.9 долларов) на 10 032.7 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 2012 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (1.8 млрд. долл.) в 370.4 раз, но был меньше, чем импорт Японии (998.2 млрд. долл.) на 34.2%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Японии (7 772.5 долларов) на 69.1%, импорт на душу населения в Северной Корее (71.7 долларов) в 183.4 раз.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 2012 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (2 759.9 млрд. долл.) на 76.2%, импорт Китая (1 943.2 млрд. долл.) на 66.2%, импорт Германии (1 418.2 млрд. долл.) на 53.7%, импорт Японии (998.2 млрд. долл.) на 34.2%, импорт Великобритании (842.5 млрд. долл.) на 22.1%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Великобритании (13 112.7 долларов) на 0.25%, импорт на душу населения в США (8 807.9 долларов) на 49.2%, импорт на душу населения в Японии (7 772.5 долларов) на 69.1%, импорт на душу населения в Китае (1 413.0 долларов) в 9.3 раз, но был меньше, чем импорт на душу населения в Германии (17 494.8 долларов) на 24.9%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 2012 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Германии (17 494.8 долларов), импорт Южной Кореи был бы 873.9 млрд. долл., что на 33.1% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 2018

Импорт Южной Кореи в 2018 году был равен 637.1 млрд. долл., занимал 10е место в мире и был на уровне импорта Нидерландов (670.3 млрд. долл.), импорта Индии (657.0 млрд. долл.), импорта Италии (603.7 млрд. долл.). Импорт Южной Кореи был меньше экспорта Южной Кореи на 79.2 млрд. долл., торговый дефицит составил 4.6% от ВВП Южной Кореи . Доля импорта Южной Кореи в мире была равна 2.6%.

Импорт на душу населения в Южной Корее в 2018 году был равен 12 451.9 долларов, занимал 51е место в мире и был на уровне импорта на душу населения во Франции (13 219.8 долларов), импорта на душу населения в Венгрии (13 128.1 долларов), импорта на душу населения в Брунее (13 116.1 долларов), импорта на душу населения на Багамах (12 842.0 долларов), импорта на душу населения на Ангилье (12 773.3 долларов), импорта на душу населения в Израиле (12 722.3 долларов), импорта на душу населения на Островах Кука (12 621.0 долларов), импорта на душу населения в Австралии (12 596.8 долларов), импорта на душу населения в Новой Зеландии (12 240.1 долларов), импорта на душу населения в Науру (11 791.8 долларов). Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в мире (3 201.3 долларов) на 9 250.6 долларов.

Сравнение импорта Южной Кореи и соседей в 2018 году. Импорт Южной Кореи был больше, чем импорт Северной Кореи (1.9 млрд. долл.) в 327.0 раз, но был меньше, чем импорт Японии (904.4 млрд. долл.) на 29.6%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в Японии (7 111.0 долларов) на 75.1%, импорт на душу населения в Северной Корее (76.4 долларов) в 162.9 раз.

Сравнение импорта Южной Кореи и лидеров в 2018 году. Импорт Южной Кореи был меньше, чем импорт США (3 148.5 млрд. долл.) на 79.8%, импорт Китая (2 543.8 млрд. долл.) на 75%, импорт Германии (1 629.4 млрд. долл.) на 60.9%, импорт Великобритании (907.1 млрд. долл.) на 29.8%, импорт Японии (904.4 млрд. долл.) на 29.6%. Импорт на душу населения в Южной Корее был больше, чем импорт на душу населения в США (9 635.1 долларов) на 29.2%, импорт на душу населения в Японии (7 111.0 долларов) на 75.1%, импорт на душу населения в Китае (1 797.7 долларов) в 6.9 раз, но был меньше, чем импорт на душу населения в Германии (19 799.4 долларов) на 37.1%, импорт на душу населения в Великобритании (13 625.7 долларов) на 8.6%.

Потенциал импорта Южной Кореи в 2018 году. При показателе импорта на душу населения на таком же уровне, как импорт на душу населения в Германии (19 799.4 долларов), импорт Южной Кореи был бы 1 013.0 млрд. долл., что на 59% больше фактического уровня.

Импорт Южной Кореи, 1970-2018
год импорт, млрд. долл. импорт на душу населения, долларов импорт, млрд. долл. рост импорта, % доля импорта в ВВП, % доля Южной Кореи, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Азии в Восточной Азии
1970 1.9 59.2 1.9 20.6 0.49 3.4 6.4
1971 2.3 69.5 2.3 20.1 22.5 0.53 3.7 7.0
1972 2.3 69.6 2.3 0.086 21.0 0.46 3.2 5.9
1973 3.8 112.5 3.1 34.0 27.0 0.56 3.4 6.0
1974 6.5 186.9 3.7 19.5 32.6 0.68 3.7 6.6
1975 6.8 192.7 3.8 4.1 30.6 0.67 3.5 7.1
1976 8.5 235.6 4.8 24.4 27.7 0.74 3.8 7.8
1977 10.7 293.2 5.8 22.0 27.3 0.82 4.1 8.8
1978 15.1 409.5 7.6 30.3 28.6 1.00 5.0 10.2
1979 20.6 549.3 8.6 13.6 30.2 1.1 5.3 10.1
1980 24.2 635.0 8.3 -3.4 36.2 1.0 4.9 9.6
1981 27.0 699.2 8.7 4.5 36.3 1.2 4.9 10.0
1982 25.6 654.0 8.8 1.5 32.1 1.2 4.8 10.3
1983 26.2 659.0 9.4 6.8 29.3 1.2 4.7 10.6
1984 27.6 684.9 9.8 4.4 27.9 1.2 4.9 10.0
1985 26.0 637.2 9.6 -1.9 25.3 1.1 5.0 9.3
1986 32.7 792.4 12.8 33.1 27.6 1.3 6.2 11.2
1987 41.5 995.1 15.1 18.1 27.7 1.4 6.7 11.6
1988 52.0 1 235.4 17.1 13.1 25.7 1.5 6.7 11.1
1989 62.7 1 474.7 19.8 15.7 25.1 1.7 7.3 11.9
1990 72.5 1 689.6 22.4 13.5 25.3 1.6 7.3 12.7
1991 85.6 1 973.3 26.9 20.0 25.6 1.9 7.8 13.8
1992 87.2 1 987.6 28.2 4.8 24.3 1.7 7.3 12.9
1993 90.7 2 046.5 30.1 6.8 22.9 1.9 7.1 12.4
1994 112.4 2 506.7 37.0 22.8 24.0 2.1 7.9 13.4
1995 149.6 3 301.6 45.3 22.5 26.2 2.4 8.6 14.7
1996 169.0 3 694.4 52.1 15.0 27.5 2.6 9.1 15.6
1997 165.6 3 583.9 53.4 2.5 29.0 2.4 8.7 15.0
1998 110.9 2 379.3 40.6 -24.0 28.9 1.6 6.8 11.7
1999 135.5 2 880.5 50.7 24.9 27.2 1.9 7.7 13.2
2000 185.3 3 909.8 61.8 21.8 32.2 2.3 8.7 14.6
2001 166.7 3 493.5 59.6 -3.5 30.4 2.2 8.3 14.0
2002 179.3 3 734.3 68.5 14.9 28.6 2.2 8.3 14.2
2003 209.2 4 335.5 75.7 10.5 29.8 2.2 8.3 14.0
2004 263.8 5 439.9 84.9 12.1 33.3 2.3 8.4 14.4
2005 308.9 6 342.0 91.4 7.8 33.0 2.4 8.5 14.8
2006 368.9 7 544.5 102.8 12.5 35.0 2.5 8.7 15.3
2007 427.8 8 719.3 114.5 11.4 36.5 2.5 8.7 15.6
2008 501.4 10 187.2 118.3 3.3 47.9 2.6 8.5 15.6
2009 386.5 7 827.7 110.1 -6.9 40.9 2.5 7.9 14.6
2010 506.8 10 227.0 129.4 17.5 44.3 2.7 8.1 14.7
2011 654.5 13 157.9 148.2 14.5 52.2 3.0 8.5 15.1
2012 656.7 13 145.7 152.0 2.6 51.4 3.0 8.1 14.5
2013 639.6 12 748.9 154.5 1.6 46.7 2.8 7.7 13.6
2014 635.0 12 603.5 156.4 1.3 42.8 2.7 7.5 13.0
2015 529.8 10 471.0 159.7 2.1 36.1 2.5 7.0 12.3
2016 502.1 9 885.4 168.0 5.2 33.5 2.5 6.8 12.2
2017 587.6 11 526.2 182.9 8.9 36.2 2.6 7.1 12.8
2018 637.1 12 451.9 184.3 0.77 37.0 2.6 7.0 12.4

Современная промышленность Южной Кореи развита достаточно хорошо несмотря на то, что некоторые ее отрасли сравнительно молоды. Несмотря на множество негативных ситуаций в мировой экономике в течении последних лет, от которых экономика Кореи также пострадала очень заметно, в настоящее время ситуацию удалось стабилизировать.

Сегодня экономика страны строится на производстве товаров народного потребления, которые экспортируются на мировые рыки. Существенную поддержку оказывает и сектор тяжелой промышленности. Сегодня можно выделить три основополагающих отрасли, составляющих основу экономики Южной Кореи.

  • Автомобилестроение.
  • Электроника.
  • Судостроение.

Автомобилестроение

Современное автомобилестроение в Корее можно назвать динамично развивающейся отраслью. От всего объема добавленной стоимости на долю автопрома приходится 9,4 %. В доле экспорта РК продукция автоконцернов составляет 8,3 %, а на предприятиях, производящих автомобили занято практически 7,4 % трудоспособного населения страны.

Несмотря на то, что автомобилестроение в Корее активно развивается всего с 60-х годов прошлого века, сегодня корейские компании занимают пятое место на мировом автомобильном рынке. Среди ведущих корейских автоконцернов нужно выделить следующие:

  1. Hyundai Motor.
  2. Kia Motors.
  3. GM Daewoo Auto & Technology.
  4. SsangYong Motor Company.
  5. Renault Samsung Motors.

В настоящее время модельный ряд каждого производителя постоянно расширяется, а само автомобилестроение остается для страны важной составляющей экономической стабильности.

Электронная промышленность

Тенденции к переходу на цифровые технологии, наблюдающиеся во всем мире, лишь укрепили позиции электронной промышленности Южной Кореи. Здесь производится не только весь спектр бытовой потребительской электроники, но и оборудование телекоммуникации, отлично развита полупроводниковая промышленность.

Если говорить о рынке бытовой электроники, где ведущими компаниями являются LG, Samsung и Daewoo Electronics, то средний объем ежегодного производства составляет более 17 млрд долларов – основная часть техники экспортируется.

Телекоммуникация

Вполне естественно, что электроника Кореи не ставит во главу угла лишь утюги и пылесосы. Рынок телекоммуникационного оборудования развит в Корее гораздо лучше рынка бытовой электроники. Достаточно сравнить объем среднего годового производства – для телекоммуникации цифра доходит практически до 28 млрд долларов. Такая ситуация складывается из-за высокого спроса на подобную продукцию на внутреннем рынке.

Полупроводниковая промышленность

Интегральные схемы, диоды и транзисторы составляют основу всей современной цифровой техники. Для электроники Кореи это производство представляет особый интерес в экономическом плане. Доля экспорта за разные годы доходила до 10 %. Особую роль после мирового кризиса 1997 года для экономики этой страны сыграло хорошо налаженное производство чипов памяти – до 90 % от общего объёма производства. После кризисных лет другие страны не смогли восстановить должного масштаба выпуска чипов памяти, и Корея сегодня является основным мировым производителем чипов, поставляя их во все развитые страны мира.

Судостроение

Такая отрасль промышленности, как судостроение, в Корее включает в себя не только лишь постройку судов. Сюда же входит их проектирование, ремонт и конверсия. При этом здесь работают с любыми типами судов. Активно развиваясь, эта отрасль стимулирует развитие множества смежных отраслей, включая химическую и металлургическую промышленность. Первая верфь в стране появилась еще в 1973 году, с тех пор появилось еще две. Сегодня судостроением в Корее занимаются три ведущих компании:

  • Hyundai Heavy Industries;
  • Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering;
  • Samsung Heavy Industries.

С конца 80-х годов судостроение в Корее начало свой бурный рост, что привело к тому, что в течении последнего десятилетия доля этой небольшой страны на мировом судостроительном рынке в производстве дорогостоящих судов составила 59,3 %. О приближении к статусу мирового монополиста на данном рынке говорит тот факт, что в 2005 году страна получила 339 заказов на постройку, что составляет 38 % от мирового объема производства судов.

Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля.

В 60-80-х годах темпы внешней торговли в 1,5-4,0 раза превосходили темпы прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, 4%, в 70-е - 39,8, в 80-е - 14,5, в 1990-1994 гг. - 10%. Быстрый рост внешней торговли явился результатом воздействия различных факторов и условий, в том числе внешнеторговой политики, на процесс формирования и расширения экспортного потенциала страны. Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный контроль во внешнеэкономических связях. До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки. Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Исключение составляли материалы, производство которых в какой-то степени получило развитие.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты, как цифровые телевизоры, DVD, MP3 – плееры. Крупнейшие компании в отрасли – LG, Samsung, а так же Hynix. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идет на экспорт.

Телекоммуникационное оборудование, производящееся южнокорейскими компаниями – это, прежде всего, сотовые телефоны, хотя остальные сегменты тоже хорошо развиты. Это связано как с большим объемом внутреннего рынка (в 2007 году – более 43 млрд долл.), так и высоким спросом на южнокорейскую продукцию за рубежом.

Рисунок 1. Доля Южной Кореи в мировом производстве полупроводников

Быстрому экономическому росту способствовало быстрое наращивание объемов внешней торговли (см. таблицу 3)

Направление

Южная Корея – Китай

Китай – Южная Корея

Южная Корея – Япония

Япония – Южная Корея

Как видно из данной таблицы, Южная Корея очень быстро наращивает торговый оборот с соседями. При этом, особенно заметен прогресс в отношениях с Китаем. За период с 2004 по 2008 гг. экспорт в КНР вырос более чем в 1,6 раза, а импорт – в 2,2 раза. Динами роста торговли с Японией ниже, однако тоже значительна. Так, рост экспорта в Японию в 200-2008 гг. составил более 20%, а импорта – более 30%.

Структура внешнеторгового оборота по экспорту представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные экспортные партнеры Южной Кореи в 2008 году

Как видно из данного рисунка, на долю основных четырех внешнеторговых партнеров Южной Кореи приходится почти 50 % всего оборота. Примечательно, что доля Японии ниже, чем доля США, что обусловлено тем, что данные страны используют похожие бизнес – модели по работе на рынке США.

Рисунок 3. Основные партнеры Южной Кореи по импорту в 2008 году

На долю пяти крупнейших стран – партнеров по импорту, приходится 55% всей торговли. При этом, доля двух стран –Саудовской Аравии и ОАЭ, основными статьями которых являются энергоносители, составляет всего 10%.

Таблица 4.

Товарная структура экспорта (млн. Вон)

Автомобильная промышленность

Судостроение

Компьютеры

Полупроводники

Телекоммуникационное оборудование

Машиностроение

Металлургия

Нефтехимическая продукция

Текстиль

Промышленность

Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что в настоящее время южнокорейский экспорт во многом зависит от мирового спроса на полупроводники и телекоммуникационное оборудование. Начиная с 2000 спрос в данных секторах неуклонно растет, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 2004 по 2007 годы экспорт товаров данной категории увеличился почти в два раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Таблица 5.

Динамика внешнеторгового оборота Южной Кореи, млрд.долл.

Показатели

Отношение, %

Внешнеторговый оборот

Экспорт в ВВП страны еще очень велик, и занимает по итогам 2008 года 39 %, что говорит об ограничении внутреннего спроса на товары в пользу экспорта.

Особенное значение для Южной Кореи имеет импорт технологий. Примером здесь может служить энергетическая отрасль, в частности – ядерная энергия.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).


Каким образом отсталая и бедная Корея смогла совершить экономический рывок, не имеющий равных во всей мировой истории? Если попытаться кратко описать избранную корейским правительством стратегию, то основой ее была ориентация на экспорт. Фактически за последние 35-40 лет Корея превратилась в своеобразную "страну-фабрику", которая ввозит из-за границы сырье и полуфабрикаты, превращает их в готовые изделия и отправляет эти изделия за границу. Другого выбора у лишенной запасов природных ископаемых Кореи, по сути, и не было. Однако ясно, что следствием такого стратегического решения стала крайняя зависимость Кореи от экспорта. Ситуация на мировых рынках, колебания курсов валют, изменения в таможенном законодательстве самым непосредственным образом затрагивают любого корейца, а экспортно-импортные сводки внимательно читаются всеми, кто так или иначе связан с корейской экономикой.

Стремительный рост корейской внешней торговли начался в середине 1960-х годов, то есть тогда, когда страна перешла к экспортной стратегии экономического развития. На протяжении четверти века (1964-2000 гг.) Южная Корея занимала первое место в мире по темпам роста своего экспорта, который в среднем увеличивался на 22,4% ежегодно (в особо удачные годы экспорт удваивался). В 2001 г. сравнительно небольшая Корея как по объему своей внешней торговли в целом, так и по объему экспорта находилась на 13-м месте в мире. Ее экспорт составил 150,6 млрд. дол, а вся внешняя торговля (экспорт и импорт вместе) - 291,5 млрд. дол. Для сравнения: по объему своей внешней торговли Россия в прошлом году занимала в мире 17-е место, ее экспорт составил 103,1 млрд. дол., а внешняя торговля в целом - 162,1 млрд. дол., то есть почти в два раза меньше южнокорейской. Это означает, что огромная Россия по масштабам своей внешней торговли находилась на одном уровне с Малайзией и Швецией, но существенно отставала не только от Тайваня, но даже от: города-государства Сингапура.

Крупнейшим внешнеторговым партнером Южной Кореи вот уже много лет являются США, объем торговли с которыми в 2001 г. составил 53,4 млрд. дол. (18,3% всего корейского внешнеторгового товарооборота). На втором месте находится Япония (43,1 млрд. дол. или 14,8% товарооборота), за ней следуют Китай (10,8%), Гонконг (3,7%) и Тайвань (3,5%). На шестом месте - Саудовская Аравия, торговля с которой весьма несбалансированна: корейский экспорт из этой страны составил 8 млрд. дол., а импорт - всего лишь 1,3 млрд. дол. Причина такого дисбаланса понятна: для Кореи Саудовская Аравия является одним из важнейших поставщиков нефти. 7-10 места в десятке главных корейских торговых партнеров занимают ФРГ, Индонезия, Австралия и Сингапур.

Торговый оборот с Россией в 2001 г. составил только 2,9 млрд. дол., так что среди южнокорейских торговых партнеров наша страна занимает скромное 29-е место. При этом российско-корейская торговля также несбалансированна: в 2001 г. корейский импорт из России составил 1929 млн. дол, а экспорт в Россию - 938 млн. дол. (здесь используются данные корейской статистики, так как Госкомстат РФ в своих публикациях называет заметно меньшие цифры). Дисбаланс вызван тем, что в торговле с Кореей, как и в торговле РФ в целом, преобладает сырьевое направление. Главные статьи корейского экспорта в Россию - продукты нефтехимии (20% всего экспорта), продукты питания, текстиль, автомобили и электроника. Россия продает в Корею минеральное сырье (примерно 30% всего импорта из России), металлоизделия (в основном - металлом для корейских металлургических комбинатов) и морепродукты. Впрочем, к этим цифрам следует подходить осторожно, так как они отражают только "официальную" торговлю - да и ту не в полной мере. В российско-корейской торговле, как известно, немалую роль играют "челноки", особенно заметные на Дальнем Востоке. Деятельность этих мелких и средних предпринимателей, равно как и полулегальный ввоз подержанных корейских автомобилей, официальной статистикой отражается только отчасти. Относится это, кстати, и к корейской торговле с Китаем, реальный объем которой также больше официально заявленного.

Главными статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники, электроника и грузовые морские суда. Все эти изделия в основном производятся на внешний рынок. За границу, в частности, уходит примерно половина всех произведенных в Корее автомобилей (в 2001 г. - 1,5 млн. из 2,95 млн.) и практически все крупные корабли, построенные на корейских верфях. В 2001 г. на первом месте находились полупроводники (9,5% всего экспорта). За ними следовали автомобили (8,8%), компьютеры (7,4%), средства сотовой связи (6,6%), и корабли (6,4% корейского экспорта).

Импортирует Корея в основном сырье и (что не очень афишируется) технологии. В Корее полностью отсутствуют свои энергоносители, так что вся нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти! В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ - примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды, а также древесина и иные виды сырья.

С точки зрения внешней торговли, 2001 год был не самым удачным для Кореи - в отличие от очень успешного 2000 г. В прошлом году существенно снизились цены на некоторые продукты корейского экспорта - в первую очередь, на сталь и полупроводники. Немалую роль тут сыграли события 11 сентября, которые негативно повлияли на экономику США - главного торгового партнера Кореи, а также трудности, которые во второй половине года переживали крупнейшие развитые экономики. Поэтому корейский экспорт в 2001 увеличился по сравнению с 2000 г. всего лишь на 0,7% - самый скромный результат с 1989 г. Немало проблем Корее создали и высокие цены на нефть, которые держатся уже довольно долго (к немалому удовольствию России). В то же время внешнеторговый баланс, несмотря на все трудности, остался положительным, то есть экспорт превышал импорт: в 2001 г. Корея продала товаров на 8.4 млрд.дол. больше, чем купила.

Однако эти проблемы - тактические и временные: цены, в конце концов, колеблются всегда, и за нынешним спадом неизбежно придет подъем. Увы, тактическими проблемами дело не исчерпывается: все большую стратегическую угрозу корейским внешнеторговым компаниям представляет Китай. Связано это со структурой корейского экспорта, в котором традиционно большую роль играли трудоемкие отрасли средней сложности - кораблестроение, автомобильная промышленность, металлургия. В этих областях главным преимуществом Кореи раньше было наличие недорогой и очень дисциплинированной рабочей силы, а также высокий уровень образования. В последнее время ситуация радикально изменилась. Корейские рабочие теперь согласны трудится только за такие зарплаты, которые не слишком отличаются от испанских или греческих, в то время как в Китае рабочим платят по-прежнему немного. В начале 2002 г. средняя зарплата рабочих на конвейере составляла в Корее 7,75 долларов в час, а в Китае она была в восемь раз ниже - всего лишь 0,92 доллара в час. Этот разрыв позволяет китайским фирмам постепенно вытеснять корейских конкурентов из трудоемких отраслей. Уже сейчас китайское давление ощущ""ается в судостроении и металлургии, не за горами появление и неплохих китайских автомобилей.

Корейские фирмы пока видят два выхода из этой потенциально опасной ситуации. Первый выход - это наращивание высокотехнологических производств, в первую очередь - в области электроники, информатики и телекоммуникаций. В этих областях китайские производители пока не составляют серьезной конкуренции, но зато корейским компаниям приходится решать другую сложную задачу: входить на сложившийся рынок, уже давно занятый западными и японскими фирмами. Второй выход - это постепенный перенос технологически простых, но трудоемких производств за пределы Кореи, в страны с дешевой рабочей силой. Не случайно, что все больше корейских компаний создают свои заводы в Малайзии, Вьетнаме и, конечно же, в самом Китае.

В любом случае ясно, что отказаться от ориентации на экспорт Корея в обозримом будущем не сможет. Экспорт - главное условие процветания страны, основа всей ее экономики.

Южная Корея, или Республика Корея (официальное название) – это государство Восточной Азии со свободной рыночной экономикой. Народное хозяйство этой страны постоянно развивалось в течение последних десятилетий. Южная Корея относится к числу так называемых «Восточноазиатских тигров» – государств Восточной Азии (Гонконг, Республика Корея, Сингапур и Тайвань), которым удалось совершить экономический рывок и догнать по уровню развития промышленные страны Запада.

Несмотря на плохие стартовые условия для такого скачка, Республике Корея удалось добиться высоких темпов экономического роста, чему способствовала в том числе экономическая политика правительства страны, проводившаяся с 1960-х годов. Хотя кризис 1990-х годов, разразившийся в азиатском регионе, выявил слабые места южнокорейской экономики , ей поразительно быстро удалось оправиться от его последствий. В настоящее время республика принадлежит к числу крупнейших экономических держав мира и входит в Большую двадцатку (англ.: G20). Основу экономики страны составляют промышленность высоких технологий и автомобилестроение. А ведь ещё в 1960-е годы Южная Корея являлась одной из беднейших стран мира. К концу почти 35-летнего периода, включая японское колониальное господство (с 1920 по 1945 гг.) и Корейскую войну (с 1950 по 1953 гг.), на севере некогда единой Кореи образовался промышленный центр, в то время как на юге страны сформировалось народное хозяйство выраженной сельскохозяйственной направленности. Однако при энергичном управлении со стороны правительства и за счет осуществленной им стратегии индустриализации, ориентированной на экспорт, Южная Корея менее чем за одно поколение превратилась в динамично развивающееся промышленное государство.

Своим новым подъемом после азиатского кризиса 1997-1998 годов, а также крайне мягкими последствиями мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 годов Республика Корея обязана проводимой её правительством последовательной политике реформ. Страна является членом Большой двадцатки и с 1996 года входит в ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. С общим валовым внутренним продуктом в размере 1,129 млрд. долларов США (по результатам 2012 г.) Южная Корея занимает 15-е место в мире. Доход на душу населения в 2012 году составил 22 708 долларов США. В конце 2013 года страна поднялась на 7-е место в мире по объему валютных резервов, который достиг рекордной суммы в 346,5 млрд. долларов США.

В 2013 году уровень инфляции потребительских цен составил 1,3 % (в 2012 г.: 2,2 %). С мая 2013 года базовая процентная ставка Центрального банка Южной Кореи установлена на уровне 2,5 %. Общая сумма государственного долга по состоянию на конец июня 2013 года составила 36,5 % ВВП, то есть осталась на сравнительно низком уровне. В 2013 году страна добилась экономического роста на 2,8 %. В 2014 году ожидается рост экономики Южной Кореи приблизительно на 3,9 %. Уровень безработицы в 2013 году составил 3,1 %. При этом самым высоким (8,0 %) этот показатель оказался среди молодежи (в возрасте от 15 до 29 лет).

В последние годы наряду с общей приверженностью к многосторонним переговорам в области мировой торговли южнокорейское правительство неизменно следует в русле политики, направленной на заключение соглашений о свободной торговле. В настоящее время такие соглашения действуют с Сингапуром, Европейской ассоциацией свободной торговли, Чили, странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Индией, Перу и Турцией.

1 июля 2011 года в силу вступило Предварительное соглашение о свободной торговле между Республикой Корея и ЕС, а 15 марта 2012 года – Соглашение о свободной торговле с США, подписанное ещё в июне 2007 года. Кроме того, 21 февраля 2013 года было подписано Соглашение о свободной торговле с Колумбией, а в конце 2013 года завершились соответствующие переговоры с Австралией. Помимо этого продолжаются переговоры с Вьетнамом, Канадой, Мексикой, Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, Новой Зеландией, Индонезией, Японией и КНР, а также переговоры по трехстороннему соглашению между Южной Кореей, Японией и КНР.

Общий объем внешнеторгового оборота (импорта и экспорта) составил в 2013 году 1 075 млрд. долларов США, то есть увеличился на 0,7 % по сравнению с предыдущим годом. Крупнейшими торговыми партнерами страны являются Китай (без Гонконга), ЕС, США и Япония.

Объем экспорта в 2013 году вырос на 2,1 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основными статьями экспорта являлись нефтепродукты, легковые автомобили, химическая продукция, электроника, морские суда и их компоненты. В 2013 году экспорт электротехнических изделий увеличился на 9,8 %, а экспорт нефтепродуктов сократился на 6,0 %. Объем импорта снизился в 2013 году на 0,8 % по сравнению с предыдущим годом. При этом основными статьями импорта Южной Кореи были нефть, природный газ, полупроводники, легковые автомобили, а также схемотехника/ техника управления.

В 2013 году объем фактически осуществленных прямых иностранных инвестиций сократился на 9,4 % по сравнению с предыдущим годом и составил 9,7 млрд. долларов США. Общее количество иностранных компаний, действующих на территории Республики Корея, достигло приблизительно 7 500. В 2013 году крупнейшими инвесторами в экономику страны были ЕС (около 3,53 млрд. долларов США), Япония (около 2,87 млрд. долларов США), США (1,53 млрд. долларов США) и Нидерланды (около 0,76 млрд. долларов США).

Южная Корея (в отличие от Северной) обладает очень ограниченными месторождениями сырья и в связи с этим в значительной мере зависит от импорта промышленного сырья и почти полностью – от импорта ископаемого сырья. Для улучшения самообеспечения страна делает усиленный упор не только на использование возобновляемых видов энергии, а также атомной энергии, но и на освоение источников сырья за рубежом.

В период с января по октябрь 2013 года 96,0 % энергии, потребленной в Республике Корея, было произведено из импортных энергоносителей. В тот же период в стране сложилась следующая структура потребления энергии: 38,2 % – энергия нефти, 29,5 % – энергия каменного угля, 18,2 % – энергия природного газа, 10,6 % – ядерная энергия, 0,7 % – гидравлическая энергия и 2,8 % – другие возобновляемые виды энергии.