Соц проектирование. Социальное конструирование и проектирование реальности в среде молодежи

Одной их эффективных технологий социального проектирования является методика "Я - гражданин России". В данной папке представлен методический материал, который поможет учителю помочь в организации проектной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Технология социального проектирования

Методики социального проектирования

Результаты социального проектирования

Социальный проект

Трудности, социальные проблемы сообщества

Тема проекта

Гипотеза

План действий

Собственное проектирование

Формирование групп

Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»

Этап практических действий

Оформление результатов

Внешняя презентация проекта

Групповое обсуждение

Приложение 1

Анализ проблемы

Фамилии членов группы_________________________________________________

Дата__________________________________________________________________

Проблема______________________________________________________________

Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности?_______________________________________________________

Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие органы власти ответственны за ее решение?___________________________

______________________________________________________________________

Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?___________________________________________________________________________________________________________________________________

Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова ее эффективность?______________________________________________
  2. Каковы ее недостатки?_________________________________________________

Каким образом ее можно совершенствовать?________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?_________________________________________________________

______________________________________________________________________

Где можно получить информацию по данной проблеме?______________________

______________________________________________________________________

Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Обращение к ответственному лицу

  1. Здравствуйте, меня зовут (фамилия, имя) _____________________________
  2. Я ученик (…класса, школы №….).
  3. Мы исследуем проблемы, которые существуют в нашем городе, районе, селе.
  4. Я ответственный за сбор информации по проблеме, которую мы затем будем обсуждать в классе.
  5. Могу ли я Вам задать несколько вопросов сейчас или лучше перезвонить в следующий раз?
  6. Проблема, которую изучает наш класс

_______________________________________________________________

(коротко опишите проблему)

  1. Как они решаются органами управления?
  2. Как граждане могут повлиять на их решение?
  3. Имеется ли у Вас какая-либо письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы выслать нам?
  4. С кем бы я еще мог поговорить по этой проблеме?

Приложение 3

Информация из писем и интервью

____________________________________________________________________

(Фамилия члена исследовательской группы)

Дата________________________________________________________________

Исследуемая проблема_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник информации:

Ф.И.О., должность____________________________________________________

Наименование организации_____________________________________________

Адрес_______________________________________________________________

Телефон, электронная почта____________________________________________

Представленные сведения по проблеме ___________________________________

_____________________________________________________________________

Приложение 4

Пример плана - графика социального проект

Приложение 5

Петиция

____________________________________________________________________

(название петиции)

Петиция от:__________________________________________________________

Адресована__________________________________________________________

Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к следующей проблеме с рекомендацией:_____________________________________________

Согласны следующие граждане города, района, села:

Приложение 6

Требования к оформлению проекта

  1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
  2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.
  3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
  4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
  5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
  6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
  7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
  8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Приложение 7

Лист оценки проектов акции « Я – гражданин России»

Команды

№1

№2

Критерии

Актуальность избранной проблемы

1. Аргументированность проблемы.

2. Значимость данной темы для участников проекта.

3. Созвучность проблемы интересам социума.

Сбор и анализ информации

1. Изучение нормативной базы.

2. Анализ СМИ.

3. Использование материалов социологических исследований.

4. Широта экспертных оценок.

Программа действий команды

1. Юридическая правомерность действий и положений.

3. Завершенность, полнота.

Программа действий команды

1. Юридическая правомерность действий и предложений.

2. Экономическое обоснование, реалистичность.

3. Завершенность полнота.

Практические шаги по реализации программ

1. Социальная переписка.

2.Личное участие школьников.

3. Разноуровневость взаимодействия с властными структурами.

4. Практические результаты.

Презентация

1. Компетентность, свободное владение материалом.

2. Глубина и четкость ответов на вопросы.

3. Эмоциональность выступления.

4. Использование материалов стенда.

Оценка портфолио

1. Отражение основных этапов работы.

2. Логика материалов.

3. Эстетическое оформление.

Оценка стенда

1. Соответствие материалов стенда разделам проекта.

2. Широта спектра материалов.

3. Красочность, наглядность.

Итог:

Социальное проектирование - это научно-теоретическая и од-новременно предметная практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объ-ектов, их свойств и отношений на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования специальных заведомо нужных качеств и свойств, яв-ляющихся значимой социальной потребностью . Прогнозируемые, моделируемые и конструируемые качества и свойства социальных объектов дают возможность управлять социальными процессами и являются выражением того социально нового, что характеризует тенденции современного социального развития .

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем. Говоря о деятельности социального проектировщика как о разновидности социально-инженерной деятельности, следует иметь в виду особенности определения поля творческого освоения социальной действительности.

При проектировании социального будущего следует учитывать, что:

во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития;

во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи;

в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития;

в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другими, и одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать особенность детерминации общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или «косвенно приводят к изменением в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей, в свою очередь, влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняющая совокупность этих связей существенна.

Социально-конструктивное творчество - это процесс, совершающийся в идеальной форме в психике субъекта творчества . Поэтому субъект оперирует не материальными предметами, а идеальными формами, являющимися инобытием реальных предметов. Соответственно и непосредственный продукт творчества представляет собой идеальный объект, который получает выражение в определенной знаковой форме. Этот идеальный продукт есть первичный вид той реальности, которой предстоит материализоваться в формах социальной жизнедеятельности. Однако, будучи первичным во временном отношении по отношению к будущей целенаправленно создаваемой реальности, идеально сконструированный объект имеет корни в самой материальной действительности. Она детерминирует его появление на свет и предоставляет средства для последующей материализации.

Социальное проектирование в качестве особого типа социальноинженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания . В этом смысле оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации.

Социальное проектирование стало научной и практической проблемой не так давно. Еще в 70-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программно-целевых методах, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительства, дизайна среди прочих типов социальноинженерной деятельности выделило социальное проектирование, как разновидность социальных технологий.

Среди наиболее часто встречающихся дефиниций проектирования в отечественной и зарубежной литературе хотелось бы остановиться на следующих: проектирование - это конструирование вариантов оптимального с точки зрения целей будущего состояния объекта; проектирование - приспособление имеющихся средств для выполнения требуемой цели, координация составных частей или отдельных действий для получения необходимого результата; проектирование - это конструирование оптимального удовлетворения суммы истинных потребностей при определенном комплексе условий; проектирование - это моделирование предполагаемых действий до их осуществления, пока не появится полная уверенность в конечном результате; проектирование - это принятие решений в условиях неопределенности.

Обобщая указанные определения проектирования и учитывая специфику всех их, представляется, что социальное проектирование есть конструирование в социальной деятельности . Его можно определить как обоснованное конструирование, отвечающее заданным требованиям и намечаемое к построению организации социальных связей в различных сферах и на разных уровнях жизнедеятельности.

Существует точка зрения, что социальное проектирование формируется только сейчас, поскольку лишь в настоящее время произошло его осознание, и складываются его образы, учитывая различные подходы и методы, опираясь на социологическое знание. Другая точка зрения связана с тем, что социальное проектирование обосновывается посредством распространения идеологии некоторого типа на прогнозирование целенаправленно достигаемых социальных перспектив. Это с неизбежностью влечет определенные социальные деформации, обусловленные несовпадением желаемого и сущего, к социальному и политическому доктринерству, под которое подверстываются различные социальные проекты. Действительно, нередко в ходе проектной деятельности исходные социальные требования и ценности, предъявляемые к проектируемому объекту, или искажаются, или просто не реализуются. Например, социальное проектирование в 20-30-х гг., ставившее своей целью создание новой культуры и нового человека, реально позволило создать не новые социальные отношения или человека, а новые заводы, дома-коммуны, клубы, дворцы культуры; проекты микрорайонов или экспериментальных жилых домов в 60-70 гг. привели не к новым формам общения и социализации (как замышлялось), а всего лишь к новым планировкам и благоустройству, проекты региональных социокультурных преобразований на селе оказались утопичными и т. п.

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений методологии проектирования и методологии социальных наук . Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один недостаток - низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой - потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет свой категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования - это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т. п.

Основными элементами проектной деятельности, ее важнейшими теоретическими категориями являются конструирование, система, субъект проектирования, объект, социальная технология (как совокупность операций), методы социального проектирования, условия проектирования, механизмы социального проектирования и др.

Говоря о социальном конструировании следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т. п. Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта. Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности , а может носить и игровой характер.

От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и деконструирование, или декомпозицию, искусственного предмета. Реконструирование часто относится как к интеллектуальной деятельности, так и к практической. Этот термин используется в нескольких смыслах: 1) коренное переустройство пли перестройка какого-либо искусственного объекта; 2) восстановление первоначального облика какого-либо объекта по его остаткам, следам, письменным источникам. В этом смысле реконструирование можно применять как по отношению к искусственным объектам, например реконструирование памятника архитектуры, так и по отношению к естественным объектам (восстановление облика первобытного человека). Первый смысл предполагает практическую деятельность. Второй - с обязательностью предполагает создание идеальных моделей, а в отдельных случаях также и практическую деятельность. Понятие реконструирование дополняет понятие конструирование. Реконструирование в области социального познания используется, например, для выявления особенностей социальных отношений в том или ином виде общности. Реконструирование в таком понимании напоминает познавательный процесс, так как в познании мы тоже как бы идеально воспроизводим объект. Реконструирование - это восстановление в идеальной форме объекта по неполной информации.

Деконструирование - построение идеальной модели, в которой определяются процедуры демонтажа искусственного объекта, его разборка на части или вообще разрушение, или нарушение нормального функционирования. Данная идеальная модель носит нормативный характер.

С точки зрения содержания, особенностей протекания, конструирование, реконструирование и деконструирование - это разновидности творческой активности мышления со стороны его прагматической функции. Конструирование используется при формировании целей и определении плана деятельности, разработке технологий, определении параметров будущих результатов действий и др. Проектирование - одна из разновидностей конструирования.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие «система» , актуальное в разных сферах науки, например . В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Одно из них: система - это целостность, иерархически организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации . Если функции представляют собой целеустремленные человеческие действия, а управление ими направлено на достижение социально значимых действий, то их множество, организованное в целостность, представляет собой систему, существующую в обществе.

В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой - относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Наконец, такой курс готовит студента не только к будущей профессии, но и к жизни (в самом широком смысле слова) в современном обществе.

Данное учебное пособие представляет собой третье, переработанное и дополненное издание книги, впервые вышедшей в 1998 г. под названием «Социальное проектирование и прогнозирование». В новом издании сохранена ориентация на раскрытие технологии социально-проектной деятельности; в учебном пособии представлены главным образом те аспекты теории, знание которых помогает усвоить навыки реального социального проектирования. Социальное проектирование в этом учебном пособии не сводится к узко понимаемым задачам социальной работы. Напротив, мы стремимся показать, что социально-проектный подход позволяет объединить пути решения целого комплекса задач социокультурного характера, что и должно лежать в основе достижения целей социальной работы.

Глава 1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

§ 1. Понятие социального проектирования

Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Таково самое общее определение деятельности, которую мы будем изучать.

Сущность социального проектирования. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом) представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего нас мира. Мы, разумеется, живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

Однако в любом возрасте и при любом уровне практических знаний, образованности, начитанности и т.п. мы воспринимаем свой обыденный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся неполных данных мы конструируем его в своем сознании, и эта конструкция позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность.

Механизмы социального конструирования реальности лежат в основе социального проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или менее уверены, что проблема состоит в том-то и том-то, уверены, что для ее разрешения нужно сделать то-то и то-то и что это в наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но - среди прочих - приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания утверждать, что социальный проект – инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень малой степени произвольно, оно осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей.

Контекст общих понятий. Понятие социального проектирования может быть поставлено в различный понятийный контекст. По избранному контексту, т.е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, можно безошибочно установить направленность той или иной концепции социального проектирования, ее основные черты.

В нашем случае контекст общих понятий для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

Инновация. Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация – не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами – и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха – но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.

Социальная субъектность. Люди (по отдельности, в группе, в составе организации, а обобщенно – как сообщество, общность, общество) выступают субъектом исторического процесса, т.е. своей деятельностью способны влиять на ход событий. Этот очевидный, ежедневно наблюдаемый факт мы теоретически осмысливаем через понятие «социальная субъектность».

Под социальной субъектностью понимается способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности.

Аналогом рассматриваемого понятия выступает юридическое понятие правосубъектность, которое обозначает способность лиц быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность разделяется на правоспособность (т.е. способность обладания правами и несения обязанностей) и дееспособность (т.е. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей). Подобно этому социальная субъектность может быть рассмотрена в единстве двух сторон: 1) наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности.

Признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого как частицу общественного организма составляет морально-философское основание социального проектирования.

Жизненные концепции. Социальная субъектность преобразуется в формы жизнедеятельности в соответствии с общественными условиями и несет на себе отпечаток принятых в обществе моделей поведения. Социальное поведение людей чрезвычайно разнообразно, если смотреть на него как на серию событий. Но за этим разнообразием стоит довольно ограниченное число жизненных концепций – наиболее общих линий социального поведения, отношения к жизни.

Возможны различные классификации жизненных концепций. Для наших целей мы объединим различные линии социального поведения в три жизненные концепции людей (как индивидов, так и сообществ).

Первая жизненная концепция: двигаться по воле жизненных волн. Эта концепция нашла свое теоретическое обоснование в скептицизме – идущем из далекой древности философском учении.

Отец скептицизма древнегреческий философ Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.) сформулировал исходный тезис этой жизненной концепции в словах: «Ничто не есть в большей степени одно, чем другое» 1 . Смысл этой формулы таков: человек имеет дело с формами вещей, но ему не известны свойства вещей; потому-то следует воздерживаться от решений и проявлять апатию (невозмутимость). Атараксия (бездеятельность) – наилучшая позиция для человека, который в реальности должен следовать правдоподобию, традициям и природе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

22 ноября 2017 Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности Семинар КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

2 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ: ИТОГ ОБУЧЕНИЯ: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.) Совокупность результатов: личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.) метапредметных (универсальные учебные действия) предметных (система основных знаний)

3 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Активную учебно -познавательную деятельность обучающихся Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования Деятельностный акцент ФГОС обеспечивает

4 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск СРЕДА В «Современной педагогической энциклопедии» среда понимается как «...совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, в котором различают среду физическую и среду социальную. Среда физическая – совокупность физических условий существования и деятельности человека. Среда социальная – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности»

5 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Известный русский и советский педагог- экспериментатор С.Т. Шацкий положил в основу своей концепции идею организации «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде. Учитель в процессе передачи знаний учащимся формирует у них гражданскую позицию, социальный оптимизм, чувство перспективы, развивает творческий потенциал личности.

6 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности; создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в урочной и избранной сфере внеурочной деятельности; развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей; развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся; расширение рамок общения школьников с социумом; проведение коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении. Для реализации творческого потенциала обучающихся необходимо:

7 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Использование нетрадиционных форм проведения уроков (уроки в музее, уроки с привлечением родителей, уроки –экскурсии, интегрированные уроки и т.д.) Предоставление максимально широкого спектра внеурочных занятий по всем направлениям Вовлечение родителей во все возможные виды деятельности Создание условий для желания учиться, дальнейшей способности к саморазвитию помимо системы основных знаний и реализации творческого потенциала обучающихся в МКОУ СОШ №1 п. Воротынск:

8 слайд

Описание слайда:

Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» п. Воротынск Уроки в музее «Как строят дом?» урок технологии 8 класс Учитель М.В. Ломакина(высшая квалификационная категория)

9 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жестокие реалии и романтическое восприятие мира в военной прозе» Урок литературы 11 класс учитель А.В. Дубовова (1 квалификационная категория)

10 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки в музее «Жизнь на селе в старину. Обереги» окружающий мир, 3 класс, учитель Коренькова В.Н(высшая квалификационная категория)

11 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Уроки с привлечением родителей литература, 5 класс, учитель Дубовова А.В.(первая квалификационная категория)

12 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Юный журналист, Я и мой выбор, Живое право (основное направление социальное) Интеграция внеурочной деятельности:

13 слайд

Описание слайда:

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности МКОУ СОШ №1 п. Воротынск Школьный театр, русский язык как неродной, Живое слово, музыкальная мозаика (основное направление общекультурное) Интеграция внеурочной деятельности:

14 слайд

Социальное проектирование как отрасль социологической науки начала формироваться в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов приводило к серьезным социальным деформациям. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

По мнению Ж.Т. Тощенко, его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллошем, Ф. Ханикой и другими исследователями . В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровиц- кого, О.И. Генисаретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Теоретические основы проектирования были проанализированы в работах Н.А. Айтова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование - это автономная созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений 1 .

Основным понятием социального проектирования выступает проект. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - замысел и его воплощение в виде описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В проекте разрабатываются проектируемый объект, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде.

Социальный проект - это система «проектных» целей и задач улучшения социальных систем, социальных институтов и процессов, содержащая соответствующие документы - программы, планы, расчеты, сметы и др.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса . Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Социальное проектирование подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием. Оно тесно связано с социальным конструированием (И.И. Ляхов, 1970) (поскольку конструктивная деятельность есть поле творческого освоения социальной действительности) и с социальной инженерией (Р. Паунд, 1922), представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий. Многоаспектность проектирования социальных объектов предъявляет требования к параметрам, составляющим основу социального проектирования (рис. 10.1).

Любое проектирование в широком смысле, как и любое построение моделей будущего, связано с созданием проектной картины мира, а как принятие решений является элементом деятельности

Рис. 10.1.

по созданию социальных институтов, отношений, норм поведения, социально значимых сторон любой деятельности человека, поскольку в таком созидании проектируется удовлетворение социальных, человеческих потребностей. А поскольку оно является и ответом на потребности общественного развития, и инструментом этого развития, обусловлено им и осуществляется людьми и индивидуально, и коллективно, то оно по своему происхождению, проявлениям, особенностям, по своей сущности целиком социально. В более узком смысле социальное проектирование может быть звеном деятельности, направленной именно на сохранение, развитие или смену общественных отношений и ситуаций, т.е. можно говорить о социальном проектировании как особом виде деятельности .

Говоря о проектировании, необходимо выделить объекты и субъекты социального проектирования (рис. 10.2).

К объектам можно отнести элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.); элементы и подсистемы социальной структуры общества - трудовые кол-


Рис. 10.2.

лективы, регионы, социальные группы и т.п.; человека как общественного индивида, субъекта конкретно-исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.; а также различные виды общественных отношений и элементы и подсистемы образа жизни - жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п. Субъектами являются отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и др.

Социальное проектирование реализуется в следующих формах:

  • ? создание новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
  • ? внедрение принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
  • ? реконструкция, принципиальная перестройка существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектировать - это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих принципов, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. Это:

  • ? принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации;
  • ? принцип привлечения большого количества творческих, профессионально подготовленных людей;
  • ? принцип тщательного анализа идей; так, социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента. В этом случае нужно понять, чем вызвано несоответствие решения и поставленных задач, какими объективными обстоятельствами это было обусловлено или другими факторами.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектировщика, от его профессиональных умений, его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей.

Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Айтов, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В.А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику (рис. 10.3).


Рис. 10.3.

На практике необходимо осуществлять системный, комплексный подход, в котором бы проблематика социальной реальности в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов.

  • Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 321.
  • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ДСП и М, 2013,с. 98.
  • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  • Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред.Я.А. Маргуляна. СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики,2010. С. 65.