Является единственным поставщиком 44 фз. Государственная закупка у единственного поставщика

Рассмотрим определение закупки у единственного поставщика, случаи, правила и порядок осуществления процедуры закупки. Приведем образы шаблонов и примеров, которые понадобятся при работе со статьей 93 закона 44-ФЗ.

Большая часть государственных закупок осуществляется путем проведения торгов. Конкурентные процедуры (конкурсы, аукционы) подразумевают, что заказчик не может самостоятельно выбрать понравившегося исполнителя, он лишь предъявляет требования, которым будущий подрядчик должен соответствовать. Такой подход позволяет заручиться условиями для создания максимально честной конкуренции. Тем не менее, закупки у конкретного поставщика возможны – законодательство содержит такое понятие, как «закупки у единственного поставщика».

Данный вид закупок позволяет заказчику заключить контракт с конкретным исполнителем без проведения тендера, однако случаи, при которых это возможно, строго регулируются статьей 93 44-ФЗ, а также рядом дополнительных нормативно-правовых актов. Закупки у единственного поставщика в случаях, не предусмотренных статьей 93, незаконны и могут стать причиной серьезного штрафа для заказчика.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Закупки у единственного поставщика: что это означает

Каждый пункт статьи о закупке у единственного поставщика в нашей таблице подсказок - отдельное основание для закупки. По каждому пункту слева мы указали, что надо сделать, а справа - что необязательно. С живой таблицей подсказок вам не нужно листать длинный список, а можно открыть лишь те пункты, которые вас интересуют.

Из статьи

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика

Возможность работать с единственным поставщиком остается правом заказчика, однако это не значит, что все закупки можно осуществлять подобным образом. Условия, при которых возможно воспользоваться данным правом, оговорены в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. Всего в ч.1 представлено порядка 50 различных ситуаций, каждая из которых максимально конкретизирована. На практике же применяются лишь некоторые из них. При применении данных условий надо быть очень внимательными.

Основные условия, при которых заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком в рамках 44-ФЗ:

  • ✔ Закупки товаров, услуг или работы у субъектов естественных монополий . Если определенный товар производит только одна компания-монополист, то такие сделки осуществляются в рамках закупок у единственного поставщика. Субъекты естественных монополий обозначены в соответствующем законе (« » от 17.08.1995 № 147-ФЗ). К этой же группе относятся закупки услуг центрального депозитария. (п.1)
  • Закупки на незначительные суммы . Если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей, то заказчик может осуществлять такую закупку у единственного поставщика, а не проводить конкурентную процедуру. (п.4)
  • ✔ Заказ услуг, товаров или работ для нужд оборонной отрасли . Поскольку деятельность оборонной отрасли относится к категории государственной тайны, то и закупки в этой сфере проводятся на особых условиях. Кроме того, при закупках для оборонной отрасли следует учитывать реестр единственных поставщиков военной техники, который включает в себе список компаний, с которыми можно заключать контракты в рамках закупок у единственного поставщика. (п.7)
  • Закупки в сфере культуры и искусства . Сюда относятся как закупки музейных ценностей, так и закупки в области литературы и других видов искусства. Чаще всего на данных условиях работают различные музейные комплексы, фонды, театры и т.д. (п.10, 13 и другие).
  • Закупки услуг в области водоснабжения, теплоснабжения и газоснабжения . Обеспечение государственных нужд в основных ресурсах, как и обеспечение оборонной сферы, строго регулируется государством. (п.8)
  • ✔ Закупки товаров, услуг или работ в случаях, когда необходима срочная (экстренная) медицинская помощь после возникновения форс-мажорных обстоятельств (катастрофы природного и техногенного характера). (п.9)

В целом, законодательство дает широкий перечень ситуаций, в которых можно воспользоваться процедурой закупок у единственного поставщика. В большинстве случаев эти ситуации так или иначе связаны со сферами, имеющими большое значения для государства в целом: культура и искусство, информационная безопасность, оборонная сфера, медицина, деятельность по обеспечению основных нужд населения, деятельность, связанная с государственной тайной.

Кроме того, закон предусматривает возможность совершать закупки у единственного поставщика, если на то было дан письменный указ Правительства или уполномоченных органов.

Для того, чтобы точно определить, если ли в конкретном случае возможность воспользоваться условиями статьи 93 Закона 44-ФЗ, необходимо максимально точно ознакомиться с актуальной редакцией закона, а также пояснительными записками и выяснить, нет ли прямого запрета на такой вид закупок для выбранной отрасли.

Согласование закупки у единственного поставщика после несостоявшегося открытого конкурса

Помимо случаев, когда закупки у единственного поставщика являются правом заказчика, существуют условия, при которых применение статьи 93 является обязанностью. В частности, сюда относятся закупки по результатам несостоявшегося открытого конкурса (аукциона).

Пункты 24 и 25 статьи 93 44-ФЗ содержат требование, согласно которому заказчик обязан заключить контракт в рамках закупок у единственного поставщика в том случае, если проведенный конкурс был признан несостоявшимся по причине подачи всего 1 заявки или признания 1 заявки соответствующей требованиям.

Заключение контракта с единственным поставщиком является обязанностью в случаях, когда:

  • на конкурсный отбор была подана единственная заявка;
  • только 1 поданная заявка по результатам проверки была признана соответствующей требованиям;
  • только 1 участник был признан соответствующим всем заявленным требованиям.

Таким образом, если в результате конкурсного отбора только 1 поданная заявка была признана действительной и проведение самой процедуры аукциона невозможно ввиду отсутствия конкурентов, вступает в силу действие статьи 93 Закона 44-ФЗ.

Механизм действий в данном случае прост. Если только 1 заявка была признана соответствующей требованиям, тогда участник, предоставивший данную заявку, становится победителем тендера автоматически. Конкурсный отбор считается несостоявшимся, а заказчик заключает контракт с победителем. В случае, когда не было подано ни одной заявки, заказчик может провести второй этап конкурсного отбора. Правила относительно закупок у единственного поставщика по единственной заявке справедливы и для второго этапа.

До 2015 года действовало правило, согласно которому заказчик, чей конкурсный отбор был признан несостоявшимся, обязан был получить предварительное разрешение от ФАС на заключение контракта с единственным поставщиком. Начиная с 2015 года, это требование отменено. Сегодня при соблюдении всех правил и условий проведения конкурсного отбора заказчик сразу может перейти к процедуре заключения контракта с единственным поставщиком, .

Как провести закупку у единственного поставщика по 44-ФЗ

Закупки у единственного поставщика пользуются большим спросом во многом благодаря тому, что сама процедура крайне проста. Заказчик должен сделать несколько простых действий.

① Размещение в Единой информационной системе (ЕИС) извещения о процедуре проведения закупок у единственного поставщика. Крайний срок – за пять дней до даты заключения контракта.

② Уведомление контрольного органа. Это должно быть сделано не позднее одного рабочего дня с даты заключения самого контракта.

Кроме того, заказчик должен приложить к документам копию заключения, в котором содержится обоснование закупок у единственного поставщика. Если такого обоснования не будет, то контролирующие органы вправе наложить санкции и отменить данную сделку, так как она является необоснованной и нарушает принцип честной открытой конкуренции.

В качестве обоснования может служить информация о признании проведенного конкурса несостоявшимся либо ссылка на условия, обозначенные в части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ. В некоторых случаях потребуется дополнительно указать невозможность или нецелесообразность проведения иных процедур определения поставщика, а также сослаться на стоимость или существенные условия контракта, которые предполагают использование процедуры закупок у единственного поставщика.

Важно

Необходимость обоснования закупок и размещения информации в единой информационной системе предусмотрена не для всех случаев закупок у единственного поставщика! Случаи, когда необходимо предоставить обоснование или разместить информацию, обозначены в ч. 2 и 3 статьи 93 44-ФЗ. Перед тем, как заключить контракт, внимательно ознакомьтесь с требованиями статьи.

Практика применения статьи 93 Закона о контрактной системе. Особые случаи и условия

Практика применения условий, обозначенных в статье 93 44-ФЗ, имеет ряд особых случаев, которые требуют дополнительного внимания.

Закупки в оборонной сфере

Все, что так или иначе касается оборонной сферы или государственной (военной) тайны, имеет строгие ограничения, контроль и осуществляется в особых условиях. Что касается государственных закупок у единственного поставщика для нужд обороны, то здесь закон накладывает на заказчиков дополнительные ограничения. Осуществлять подобные закупки у «кого угодно» нельзя, существует Единый Реестр Поставщиков для нужд ГОЗ (государственного оборонного заказа).

Реестр единственных поставщиков для нужд оборонного заказа содержит наименования компаний, у которых можно закупать товары, работы и услуги. Данный реестр формируется Правительством РФ, его содержание строго контролируется.

Данный реестр является уникальным для области закупок у единственного поставщика. Для других отраслей (даже тех, что упомянуты в пунктах части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ) никаких официальных реестров не существует.

Малые закупки

Для небольших контрактов проводить полноценный конкурс иногда не имеет смысла, в том числе с финансовой точки зрения, именно поэтому законом в ч. 1 статьи 93 предусмотрена возможность проводить малые закупки у единственного поставщика. К малым закупкам относятся контракты размером до 100 тысяч рублей.

Закон 44-ФЗ содержит и другое требование для малых закупок у единственного поставщика: общий годовой объем малых закупок не должен превышать 2 миллиона рублей (или составлять более 5% общего совокупного годового объема закупок заказчика). Кроме того, общий объем малых закупок за весь период работы с госконтрактами не должен превышать 50 миллионов рублей. Исключение из этого правила составляют лишь закупки для сельских поселений.

Малые закупки на условиях 44-ФЗ пользуются большой популярностью, так как их не нужно подробно отображать в плане-графике закупок, нет необходимости размещать сведения о них в единой информационной системе. Ограничения, связанные с малыми закупками, введены для того, чтобы исключить злоупотребление данными возможностями.

Практика применения статьи 93 показывает, что малые закупки у единственного поставщика – это один из наиболее эффективных вариантов закупок для небольших государственных и муниципальных компаний, которые не работают с большими объемами и не имеют возможности содержать отдельный обширный штат сотрудников для работы с тендерами.

Форс-мажор

Форс-мажор – это особые ситуации, в которых заказчик может воспользоваться правом заключения контракта с единственным поставщиком. На практике получается, что многие пытаются использовать обстоятельства непреодолимой силы (именно так определяется форс-мажор) для заключения договора с интересующим поставщиком. Однако стоит помнить, что далеко не все обстоятельства можно понимать, как непреодолимые.

Непреодолимыми считаются обстоятельства, о которых не было известно заранее, которые невозможно предсказать и которые непосредственно влияют на условия исполнения обязательств по контракту. Подробнее с понятием можно ознакомиться в статье 401 Гражданского Кодекса. Чаще всего к такого рода обстоятельствам относятся различные катастрофы и чрезвычайные ситуации. При заключении контракта на основании форс-мажора необходимо предоставить доказательства целесообразности использования данного пункта статьи 93.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Закон содержит требование уведомить контролирующий орган о заключении контракта с единственным поставщиком в срок не позднее 1 рабочего дня после даты подписания договора. Это необходимо для того, чтобы контролирующий орган (ФАС в данном случае) мог провести проверку и выявить, были ли допущены нарушения при использовании норм, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.

После заключения контракта заказчик направляет соответствующее уведомление в ФАС или орган местного самоуправления (в особых случаях – в другой уполномоченный орган). К данному уведомлению обязательно прикрепить копию самого заключенного контракта, а также предоставить обоснование закупок у единственного поставщика. После получения документов, контролирующий орган начинает проверку. Строгой регламентируемой процедуры проверки не существует, однако, как правило, она содержит ряд основных этапов.

Этапы проверки уведомления о заключении контракта с единственным поставщиком:

  • Специалист тщательно проверяет поступивший пакет документов на соответствие всем нормам закона 44-ФЗ и статьи 93;
  • По результатам проведенной проверки подготавливается доклад;
  • В том случае, если в действиях заказчика нарушений обнаружено не было, то контролирующий орган не предпринимает никаких действия – заказчик продолжает работы по контракту;
  • В том случае, когда в действиях заказчика были обнаружены нарушения, контролирующий орган вправе организовать внеплановую проверку. О проведении данной проверки заказчик будет уведомлен в обязательном порядке;
  • По результатам проведенной проверки будет принято решение относительно дальнейшей судьбы данного контракта.

В большинстве случаев, если заказчик действует строго согласно закону и не злоупотребляет своим правом закупать товары у единственного поставщика, контролирующий орган не будет препятствовать таким закупкам.

Одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то фактически он заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключить контракт - наиболее простой и удобный для заказчика, а также не требует значительных затрат времени.

О том, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, см. отдельную рекомендацию .

Внимание! Если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности. За такое правонарушение установлена ответственность должностного лица заказчика в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

В процедуре закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно выделить несколько стадий:

Этап 1. Подготовка к закупке

Все закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика необходимо включить в план-график . При этом некоторые из них нужно указать общими суммами по видам расходов. Это относится к закупкам:

  • услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений в отдельных случаях ;
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения .

При этом казенные учреждения должны указывать разбивку также по коду вида расходов (детализированному до подгруппы и элемента). Об этом сказано в подпунктах 2 и 4 пункта 5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

Этап 2. Поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.

Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).

Этап 3. Направление предложения о заключении контракта

Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контра кт любым удобным способом (в письменной или устной форме).

Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.

Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки

После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки .

Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.

Этап 5. Направление поставщику проекта контракта для согласования

Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.

Контракт должен содержать все существенные условия.

При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:

  • у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ , если такая обязанность установлена соответствующим нормативно-правовым актом;
  • учреждением, исполняющим наказания, товаров для трудоустройства осужденных ;
  • услуг по участию в мероприятии для нужд нескольких заказчиков ;
  • услуг авторского контроля, технического и авторского надзора ;
  • в случае признания закрытой или конкурентной закупки несостоявшейс я;
  • оборудования, программного обеспечения образовательными организациями - инновационными площадками ;
  • жилья экономкласса у организаций, заключивших дог овор на освоение территории в целях строительства такого жилья ;
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения на территории России ;
  • работ (услуг) по инженерным изысканиям, проектированию объектов, необходимых для обработки и утилизации отходов .

Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

Об этом сказано в частях 1-3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке

Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.

Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.

Этап 7. Подписание контракта

Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. С этого момента он считается заключенным.

Этап 8 (факультативный). Составление отчета о невозможности применять другие способы закупки

В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице .

Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.

Его можно составить в произвольной форме .

В отчете нужно указать:

  • конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта;
  • причину, по которой закупку нельзя было провести одним из конкурентных способов.

К таким причинам относятся, например:

  • срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);
  • риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за того, что со стороны поставщиков нет заинтересованности в заключении контракта. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;
  • отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.

Доля закупок у единственного поставщика неизменно занимает второе место и составляет четверть от всех форм закупок. Средняя цена контракта в 2017 году составила 1,57 млн руб , что на 22,85% больше аналогичного показателя 2016 г.

Количество размещенных извещений о проведении закупки у единственного поcтавщика соcтавило 416 522 шт , что практически равно показателю предыдущего года.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от заказчика:

    Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;

    Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;

    Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

    заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;

    заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

    Деятельность субъектов естественных монополий

    Указ или распоряжение Президента или Правительства

    Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся

    Мобилизация

    Закупка до 100 тыс. руб.

    Закупки государственного или муниципального учреждения культуры

    Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита

    Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты

    Организация мероприятия

    Поставка культурных ценностей

    Народные художественные промыслы

    Преподавательские или экскурсоводческие услуги

    Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти

    Вооружение и военная техника

    В случае аварии, ЧС

    Товары и услуги от предприятия УИС

    Обеспечение визитов глав иностранных государств

    Обеспечение деятельности объектов государственной охраны

    Управление многоквартирным домом

    Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение

    Ремонт нежилых помещений

    Направление работника в командировку

    Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии

    Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком

    Закупки ЦИК

    Оборудование для инновационных площадок

    Банковская гарантия для бюджетного учреждения

    Средства разведывательной деятельности для внешней разведки

    Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ

    Сбор и обработка первичных статистических данных

    Информация баз данных

    Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью

    Воинские перевозки

    Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

    Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ

    Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах

    Орган исполнительной власти лечится за границей

    Осуществление государственной охраны

    Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Дробление и закупка у единственного поставщика

Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.

Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.

Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.

Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС .

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Пошагово разберемся что нужно для заключения контракта с единственным поставщиков по ФЗ 44, когда необходимо публиковать извещение, когда необходим отчет - обоснование. Обязательные правила, которые необходимо учитывать при закупки у единственного поставщика, как заказчику так и поставщику или исполнителю.
Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком только по основаниям предусмотренным в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Прежде чем подписать контракт, независимо от выбранного пункта статьи 93 ФЗ 44, закупки необходимо включить в план закупок и план график.

В каких случаях заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком?

Заключение контракта с единственным поставщиком это право, а не обязанность заказчика, но есть исключение. Согласно частей 1 и 5 статьи 24 и части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, в случаи, если не состоялась открытая конкурентная закупка и есть одна заявка, которая отвечает требованиям документации, заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком. Позицию подтверждают Минфин в письме от 12.09.2017 № 24-02-08/58934 и Минэкономразвития в письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021


Как провести закупку у единственного поставщика?


1. Внесение закупки в план закупок и в план-график

Единое правила для всех закупок по ФЗ 44: нельзя проводить закупки, которые не внесли в план закупок и в план-график. Данное правило распространяется в том числе и на закупки у единственного поставщика, согласно части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4021.
Если заключен контракт, которого нет в плане-графике, работник контрактной службы или контрактный управляющий заплатит штраф 30 000 руб. Наказание предусмотрено частью 1.6 статьи 7.30 КоАП.
Выделяют особые закупки, для которых предусмотрено упрощенное планирование: в плане-графике пишут не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов (подпункт «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика из постановления Правительства от 05.06.2015 № 553 и в подпункте «а» пункта 2 Требований к форме плана-графика, которые Правительство утвердило постановлением от 05.06.2015 № 554).
К таким особым закупкам относиться, информация о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 и пунктами 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44 в отношении каждого из следующих объектов закупок:

  • лекарственные препараты, закупаемые в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Федерального закона;
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (пункт 4 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. рублей (пункт 5 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги, связанные с направлением работника в служебную командировку (пункт 26 части 1 статьи 93 ФЗ 44), а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
  • преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами;
  • услуги экскурсовода (гида), оказываемые физическими лицами;
  • услуги по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуги по охране, услуги по вывозу бытовых отходов в случае, если такие услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
  • работы, связанные со сбором и обработкой первичных статистических данных при проведении на территории Российской Федерации федерального статистического наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, выполняемые физическими лицами (пункт 42 части 1 статьи 93 ФЗ 44);
  • услуги по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования (пункт 44 части 1 статьи 93 ФЗ 44);

Срок внесения изменения в план закупок и план - график

Здесь тоже есть свои особенности для закупок у единственного поставщика. С июля 2018 года, отменен срок 10 календарных дней для закупок у единственного поставщика и установлен, новый. С 01 июля 2018 года изменять план-график по закупкам у единственного поставщика, минимум за один календарный день до того, как опубликуете извещение о закупке. При этом публикуйте извещение не ранее дня, когда разместите измененный план-график в ЕИС.
В Законе № 44-ФЗ не указано, в какой срок вносить изменения в план-график, если публиковать извещение о закупке у единственного поставщика не нужно. В этом случае лучше воспользоваться общим правилом внести изменения за 10 календарных дней до того, как заключите контракт, а не за один календарный день. Исключение - закупки по пунктам 9 и 28 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, когда изменения вносят за один день до заключения контракта, согласно пунктов 9 и 10 Правил из постановления № 553, пунктов 11 и 12 Требований из постановления № 554.

2. Расчет цены контракта с единственным поставщиком

Для расчета цены контракта используйте один или несколько методов:

  • метод анализа рынка;
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Заказчик вправе применять другие методы расчета цены контракта с едпоставщиком, если перечисленные методы использовать невозможно. В этом случае в обоснование цены включите обоснование невозможности применять основные методы, согласно в частях 1 и 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ и в письме Минэкономразвития от 13.10.2014 № ОГ-Д28-7883.
Е сли неверно выберете метод расчета НМЦК, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. по части 1 статьи 7.29.3 КоАП.

3. Составление контракта

При составлении контракта укажите существенные условия согласно Закону № 44-ФЗ. Но при закупке у единственного поставщика предусмотрены следующие исключения:

  • ответственность заказчика и контрагента;
  • график исполнения контракта, даже если контракт заключаете на срок более чем три года и цена составляет более 100 млн руб.;
  • порядок и срок оплаты товара, работы или услуги, порядок и срок приемки;
  • условие, что уменьшите цену контракта с физическим или юридическим лицом на размер налогов и других обязательных платежей в бюджеты.

Кроме этого, заказчик не обязан использовать типовые контракты.
Перечисленные выше исключения действуют только при закупках по пунктам 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44-46 и 51-53 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
При закупках у единственного поставщика по другим основаниям включайте все существенные условия, согласно части 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ.
Обязательно необходимо включать в контракт расчет и обоснование цены. Исключение - закупки, при которых не готовите обоснование невозможности проводить конкурентную закупку, а именно на случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренные пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 - 21, 24 - 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 - 48, 50 - 54 части 1.
При таких сделках расчет и обоснование цены включать в контракт не обязательно. Однако если включить, нарушения закона не будет - часть 4 статьи 93 Закона № 44-ФЗ и решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.08.2016 № А36-2054/2016.
Рассчитывать и обосновывать цену заказчик обязан, когда формирует план-график, поэтому расчет и обоснование необходимо подготовить, даже если нет обязаности включать сведения в контракт. (пункт 1 части 3 статьи 18 Закона № 44-ФЗ и пиьсма Минэкономразвития от 11.02.2017 № Д28и-142 и от 26.04.2017 № Д28и-1859)

4. Подготовка отчета - обоснования

Чтобы закупить товары, работы, услуги у единственного поставщика, заказчик обязан обосновать в отчете:

  • невозможность или нецелесообразность других способов закупки;
  • цену контракта;
  • другие существенные условия контракта.

Отчет-обоснование формируйте не при всех сделках с едпоставщиком.

Отчет-обоснование нужен

Пункты 3, 6, 9, 10-14, 17-18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Отчет-обоснование не нужен

Пункты 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-54 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ

Правила установлены в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

5. Согласование закупки с контрольным органом

Когда не состоялась конкурентная закупка и заключаете контракт с единственным поставщиком, согласуйте сделку с контрольным органом. Контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закрытой закупки согласуйте в любом случае. Согласовывать сделку с единственным поставщиком по результатам открытой закупки нужно также всегда, кроме трех исключений:

  • автономное учреждение проводит закупку по части 4 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • юрлицо проводит закупку по части 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ;
  • не состоялся запрос котировок.

Контракты с единственными поставщиками по результатам электронных закупок согласовывать не нужно. (пункт 24-25.3 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)

6. Опубликование извещения

При закупке у единственного поставщика опубликуйте в ЕИС извещение. Обязанность предусмотрена только при сделках по пунктам 1-3, 6-8, 11-14, 16-19 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. При закупках по другим основаниям извещение публиковать не нужно.
Обязательные сведения указываются в извещении:

Информация о заказчике

Наименование, местонахождение, почтовый адрес.
Номер телефона и e-mail.
Ответственный сотрудник

Условия контракта

Наименование и описание объекта закупки.
Количество и место поставки товара (при закупке товара).
Место, где контрагент выполнит работы или окажет услуги (при закупке работ или услуг).
Сроки, в которые контрагент обязан поставить товар или завершить работу, либо график услуг.
Цена контракта.
Источник финансирования

Ограничения

Ограничения при закупке только среди СМП и СОНО

Обеспечение контракта

Размер обеспечения исполнения контракта.
Порядок, в котором контрагент предоставит обеспечение.
Требования к обеспечению.
Включите сведения в извещение, если предусмотрели обеспечение контракта

Банковское сопровождение

Напишите сведения о банковском сопровождении контракта либо укажите, что банковское сопровождение не предусмотрено

Разместите извещение в ЕИС необходимо минимум за пять календарных дней до даты, когда заключите контракт. При закупке с гостайной публиковать извещение не нужно. Требование публиковать вместе с извещением проект контракта с единственным поставщиком в Законе № 44-ФЗ не установлено. (пункт 1, 2, 4, 8 статьи 42 и в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ)
Если нарушите срок публикации извещения на один рабочий день, работник контрактной службы заплатит штраф 3000 руб., организация - 10 000 руб. При нарушении более одного рабочего дня штраф для должностного лица - 15 000 руб., для организации - 50 000 руб. Если нарушите порядок публикации извещения, штраф также составит 15 000 и 50 000 руб. Наказание предусмотрено частями 1.2-1.4 статьи 7.30 КоАП. Кроме того, контролеры могут оштрафовать за нарушение сроков заключения контракта.

7. Заключение контракта

Заключайте контракт с едпоставщиком в сроки по плану-графику. При этом соблюдайте ограничения, которые указаны в таблице.

Случай

Срок для заключения контракта

Не ранее пяти календарных дней с даты публикации извещения

Не состоялась электронная закупка

Не ранее чем через 10 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговые протоколы электронных конкурсов или аукциона. При запросе котировок и запросе предложений срок - семь календарных дней

Получили согласование ФАС на сделку с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закрытой закупки или открытой бумажной закупки

Не позднее 20 календарных дней с даты, когда получили согласование

Открытая бумажная закупка не состоялась и сделку с едпоставщиком не нужно согласовывать (кроме запроса котировок)

Не позднее 20 календарных дней с даты публикации протокола о несостоявшейся конкурентной закупке

Не состоялся запрос котировок

Не ранее семи календарных дней с даты, когда разместили в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок, и не позднее 20 календарных дней с даты, когда подписали этот протокол

Сроки перечислены в части 10 статьи 83.2, пунктах 24-25.3 части 1, части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если заключите контракт с нарушением сроков, ответственный сотрудник заплатит штраф 50 000 руб. по части 3 статьи 7.32 КоАП.

8. Уведомление ФАС

Если заключили контракт с единственным поставщиком по пунктам 6, 9, 34 или 50 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, сообщите об этом контрольному органу в сфере закупок. Для этого направьте уведомление в одну из организаций:

  • ФАС - при закупках для федеральных нужд;
  • контрольный орган в сфере гособоронзаказа - при закупках в рамках ГОЗ;
  • орган исполнительной власти субъекта РФ, который контролирует закупки, - при закупках для региональных нужд;
  • орган местного самоуправления, который контролирует закупки, - при закупке для муниципальных нужд.

К уведомлению приложите копию контракта и обоснование его заключения. Направьте документы в контрольный орган не позднее одного рабочего дня с момента заключения контракта. Такие правила установлены в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если не вовремя направите документы контролерам, работника контрактной службы оштрафуют на 15 000 руб., а организацию - на 100 00 руб. по части 1 статьи 19.7.2 КоАП.

Здесь упор делается на документацию и требования законодательства.

  • Готовится обращение, по которому производится согласование заключения договора с единым поставщиком.
  • Проводится разработка проекта договора с последующим изучением, проверкой и утверждением.
  • Выполняется расчет, а также обоснование стоимости соглашения. По ФЗ 44 в случае проведения закупки у единого поставщика (исполнителя, подрядной структуры) в договоре должны содержаться данные о расчете, а также информация, касающаяся обоснования стоимости контракта. Такое требование обязательно кроме тех случаев, когда в документальном оформлении нет необходимости.
  • Готовится отчет, в котором приводится обоснование заключения договора с единым поставщиком. В процессе составления должно поясняться, почему конкурентный способ выбора компании-поставщика является нецелесообразным.

Закупка у единственного поставщика по 44-фз и 223-фз

  • Подписание контракта с исполнителем/поставщиком - органом исполнительной власти/учреждением, чьи полномочия определены нормативно-правовым актом, (федеральным или субъекта РФ - законом, постановлением и др.). Примером такой закупки является охрана зданий госорганов и ведомств, которую могут осуществлять соответствующие ведомственные военизированные охранные формирования.
  • Когда предметом контракта являются водо –, газо- теплоснабжение, подключение к техническим сетям (ч. 8 ст. 93);
  • Направление в служебную командировку, проведение фестивалей, культурных мероприятий (ч. 26).

Иногда подписание контракта без торгов превращается из права заказчика в его обязанность.

Стадии проведения закупки у единственного поставщика

Если закупки производятся в пределах оборонного заказа, то регулирующую функцию берет на себя Рособоронзаказ. Что касается закупок для местных нужд или нужд субъектов РФ, то здесь контролирующим органом выступает одно из подразделений местного образования или субъект федерации соответственно.

  • Привлечение независимых специалистов, которые подключаются в процессе выполнения работ, приемке товаров или предоставления услуг. В части четвертой статьи 94 по ФЗ 44 у заказчика есть право привлекать экспертные компании или частных экспертов для проведения экспертизы в отношении услуг, работы или товара.


    Это актуально в случае, когда закупка производится у одного исполнителя (заказчика, подрядной организации).

Закупка у единственного поставщика по 44-фз: что нужно учитывать

Действительно, нерационально тратить не менее месяца на составление, публикацию, рассмотрение и оценку заявок, сопровождаемые соответствующими протоколами в Единой информационной системе (ранее - сайт госзакупок www.zakupki.gov.ru) для того, чтобы закупить, к примеру, моющих средств или бумаги для ксерокса на пару тысяч рублей, когда оформить контракт с проверенным контрагентом и приступить к его исполнению можно всего за один-два дня. Упрощенный порядок оформления контракта в рассматриваемом случае не отменяет, однако, для заказчика обязанности руководствоваться нормами 44-ФЗ для обоснования закупки, определения цены контракта, при необходимости – публикации извещения, отчетов и проч. Исчерпывающий перечень случаев, позволяющих заключить контракт без торгов содержит первая часть ст.
93 44-ФЗ.

Единственный поставщик. разъяснения по 44 фз.

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора. Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг). Этап 3. Направление предложения о заключении контракта Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контракт любым удобным способом (в письменной или устной форме).
Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта. Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки. Закон не требует его составления.

Закупка у единственного поставщика (еп)

Законодатели решили упростить процесс для участников контрактной системы, поэтому перечень был увеличен до 43 пунктов. Но это не значит, что заказчик обязательно сделает выбор в пользу закупки у ЕП. Он должен помнить о требованиях закона и четко соблюдать регламент, внимательно изучать действующие формулировки и стараться вникать в их особенности.


Со своей стороны поставщики должны изучать документы, подаваемые со стороны заказчика, еще до оформления соглашения, и также вникать в особенности сотрудничества. Важно отследить ситуацию, когда оформление контракта может оказаться неправомерным, а само соглашение придется расторгать через суд.

Закупка у единственного поставщика по 44-фз

Об этом сказано в частях 1–3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст.
96

Инфо

Закона № 44-ФЗ). Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Внимание

Это работа выполняется еще до того, как контракт будет размещен и заключен.По ФЗ 44 (части третьей) при осуществлении закупки у ЕП (исполнителя, подрядчика) для оформления контракта заказчик должен документально обосновать нецелесообразность (невозможность) применения других вариантов закупки. Кроме этого, должна приводиться стоимость и прочие условия контракта. При этом положения, которые рассмотрены в часть третьей, не распространяются на ряд случаев закупки у ЕП, предусмотренных в целом ряде пунктов — 1,2,5,7,8 и прочих.

  1. Проводится подготовка и размещение в ЕИС информации (извещения) о проведении закупки у ЕП.

Такая работа должна выполняться не позже, чем за пять рабочих суток до дня подписания договора.

Поэтапно закупки у единственного поставщика по 44 ap

Преимущества и недостатки Работа с единым поставщиком имеет свои особенности, плюсы и минусы. С особенностями мы разобрались выше. Что касается преимуществ, то здесь стоит выделить следующие моменты:

  • Возможность оформления договора с исполнителем (поставщиком), который хорошо известен заказчику, и которому тот доверяет;
  • Минимальный риск нарушения процедур оформления договора, к примеру, из-за появления технических сбоев в работе системы;
  • Небольшие временные и трудовые затраты на проведение всех процедур;
  • Минимальная продолжительность процедуры закупки в сравнении с конкурентными способами вычисления поставщика.

Недостатки:

  • Невозможность сэкономить бюджетные деньги;
  • Отсутствие гарантии качественного выполнения контракта;
  • Высокие риски появления претензий, выставляемых со стороны контролирующих структур.

Поэтапно закупки у единственного поставщика по 44 фз

Важно помнить, что необоснованное решение выбрать способ закупки в виде заключения контракта без торгов чревато наказанием: штрафом от 30 до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ) для ответственного должностного лица. Когда проводятся На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 48: они достаточно разнородны - от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности. Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • Приобретение ТРУ у субъектов естественных монополий (п.


    1 ч.1 ст. 93), к примеру, общедоступных телефонной связи или почтовых услуг.

  • Приобретение любых необходимых заказчикам ТРУ на сумму до 100 (400) тысяч рублей по одному контракту (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93). Установленный предельный потолок по данным основаниям: до 2 млн. руб.

Menu ГлавнаяНовости- Новости госзакупок- Мероприятия- Новости ЕИС- Вестник Института госзакупок- Аукционный вестник- Авторские статьи- Юмор в госзаказе44-ФЗ- Нормативно-правовые акты- Письма и разъяснения- Руководства и документация- Шаблоны документов- Судебная практика- Решения контролирующих органов223-ФЗ- Письма и разъяснения- Нормативно-правовые актыВидео- Вебинары- СеминарыВопросыЗаказчику- Получить консультацию- Пройти обучение- Сопровождение закупок- Помощь экспертов- Автоматизировать работуУчастнику- Получить ЭЦП для тендеров- Получить банковскую гарантию- Получить СРО, лицензию- Получить консультацию- Сопровождение в тендерахПолезное- Учебные центры- Сервисы и справочники- Специализированные организации- Торговые площадки- Общественные организации- Эксперты У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.