Формирование структуры предложения у детей с зпр. Экологическое воспитание на уроках русского языка учебно-методическое пособие по русскому языку на тему

В рамках развивающего обучения необходимо уделять пристальное внимание развитию письменной речи учащихся. Этому способствуют уроки развития речи разных видов:

  1. Cоставление рассказа по картинке и записью предложений.
  2. Письменные ответы на вопросы к прочитанному тексту
  3. Составление рассказов по картинкам и соотнесение его с авторским текстом. Сравнение текстов.
  4. Продолжение текста.
  5. Составление рассказа по картинке и готовому плану.
  6. Составление рассказа по картинке на заданную тему.
  7. Работа с деформированным текстом по картинке.

Уже во 2 классе (1-4) дети учатся восстанавливать деформированные тексты с их продолжением.

Вашему вниманию предлагается пример такого урока.

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Развитие речи. Восстановление деформированного текста по картинкам и его продолжение.

Цели:

  1. Учить устанавливать последовательность частей в тексте и продолжать его с учетом развития действия.
  2. Учить употреблять красную строку при записи текста.
  3. Развивать коммуникативные навыки общения при работе в паре, группе.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к Родине.

Ход урока

1. Присоединение.

Я рада видеть Вас и наших гостей сегодня на уроке. Мы поговорим об очень важных вещах в жизни человека. Об его отношении к тому, что нас окружает.

2. Введение в тему. Работа в группе, паре.

На столах конверты, в них словосочетания. Попробуйте из них составить предложение. И объясните, что, по вашему мнению, это значит.

1 Вариант. Охранять Родину значит охранять природу.

2 Вариант. Охранять природу значит охранять Родину.

Какое предложение вы составили?

Что оно означает по вашему мнению?

А у кого другое предложение?

Ребята, все вы объяснили правильно. Эти слова о природе и Родине были сказаны замечательным писателем М.М.Пришвиным.

Вывешивается портрет и слова:

Эти слова были обращены к детям человеком, который любил природу, умел просто и увлекательно рассказать об этом.

3. Ресурсный круг.

Что, значит, любить природу?

Как проявляется любовь к природе у настоящего человека?

Обобщение: Важно не говорить о любви к природе, а поступками доказывать свое отношение. Делать добро.

Об одном из таких добрых дел мы сегодня с вами узнаем.

4. Работа с текстом и картинками. (Т.Г.Рамзаева Русский Язык 2 класс)

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Рассмотрите картинки.

О ком рассказали картинки

Подберите к каждой картинке предложения из текста

1. Прочитайте весь текст

2. Определите, какая часть относится к каждой картинке

3. Прочитайте предложения к 1,2,3 картинке

4. прочитайте весь текст

5. Озаглавьте его

Как можно продолжить рассказ?

Еще раз посмотрите на 3 картинку

Как стали жить птицы? Что для них делал Вася?

Посмотрите на лебедей. Они боятся людей? Они доверчивы.

Они с Васей.

Такая забота о птицах помогла вылечить больное крыло. Быстро ли наступило выздоровление?

Могли ли птицы остаться у людей?

(Да, но они )

(обращение к словам М.Пришвина)

Жалко Васе было расставаться с птицами?

Какие люди дядя Миша и Вася?

Какие качества есть у этих людей?

5. Самостоятельная работа.

Запишите 4 часть текста. Используйте опорные слова на доске.

6. Итог урока.

Прочитайте 4 часть текста.

А закончить наш урок мне хотелось бы такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.

И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

На память дарю лебедей детям и гостям. Дети приклеивают лебедей в тетрадь и раскрашивают их.

— Запишите свой заголовок.

4. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ.

— А теперь подумайте, что может быть нарисовано на последней картинке?

    Лебеди, которые снова плавают на озере. Какое время года будет изображено? (весна)

    Много лебедей плавает или два лебедя плавают, и опускается стая. А здесь какое время года будет изображено? (весна)

    Они со своей стаей улетают. Тогда какое время года будет? (осень)

— А если мы захотим объединить всё: то, что произошло весной и то, что произошло осенью, тогда нужно нарисовать 2 картинки, сначала картинку с весной, а потом – с осенью.

— Давайте повторим, как можно составить заключительную часть. В ней можно сказать, что произошло весной и закончить текст; можно сразу сказать о том, что произошло осенью и закончить текст; а можно сказать и то т другое, т.е. сначала сказать, что произошло весной, а потом, что произошло осенью.

весна

? осень

— А теперь нужно составить заключительную часть. Эти слова помогут вам составить свой вариант заключительной части. Прочитайте эти слова (вслух):

выздоровел (поправился)

отпустили на волю

вернулись

встретили свою стаю

улетели

вместе с родной стаей

— Придумайте заключительную часть. Как ты составил? (несколько вариантов ответов):

    Весной лебеди вернулись на озеро.

    Весной лебедей отпустили на волю, и они вернулись на озеро. Здесь они встретили свою стаю.

    Весной на озере лебеди встретили свою стаю.

    Больной лебедь выздоровел. Осенью птицы улетели со своей (с родной) стаей.

5. ФИЗМИНУТКА

Лебеди летят

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой

Качают головой.

Гордо и прямо

Умеют держаться

И очень бесшумно

На место садятся.

6. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

— Подготовимся грамотно написать заключительную часть текста.

— Прочитайте слова. Какое задание нужно выполнить? (вставить гласные буквы)

— Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена в словах 1 столбика? Докажите (проверочное слово).

— Покажите, какая буква пропущена в оставшемся слове?

— У меня выделены буквы в словах, правописание которых вы не знаете. Прочитаем (хором), как они пишутся.

выздо ро ве л (по прави лся)

о тпустили на волю

ве рнули сь

в стрети ли свою стаю

улетели

вместе с родной стае й

7. ЗАПИСЬ ТЕКСТА.

Если позволяет время:

— Сейчас вы будете записывать текст в тетрадь и дописывать его продолжение. Сколько раз начнёте с красной строки? (4) Что вам поможет составить заключительную часть? (опорные слова) Приступайте к работе.

Если времени мало:

— Возьмите чистую полоску. Запишите на ней заключительную часть, которую вы составили. Опорные слова вам помогут.

    ПРОВЕРКА.

— Кто уже написал, прочитайте свой текст. Проверьте, всё ли понятно из вашей заключительной части.

— Сосчитайте, сколько предложений у вас получилось в заключительной части. Проверьте, поставлены ли, где нужно точки.

— Проверьте, правильно ли написали слова. Для этого сравните написание слов на экране с написанием у себя в тетради.

    ЧТЕНИЕ ЛУЧШИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ.

(вместе со всем текстом, только заключение, может прочитать учитель)

    ИТОГИ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

— Чему учились на уроке? (восстанавливать текст – повествование и составлять его заключительную часть)

— Что вызвало затруднение?

— Что понравилось?

— Спасибо за урок.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

_____________________________________

Саулюкас примчался к нам, с трудом переводя дух. Он о чем-то захлебываясь рассказывал. Я только понял, что кто-то прилетел и спустился на землю. Саулюкас умчался, а мы устремились вслед за ним.

Бее, кто был в лесничестве, пошли на берег. Саулюкас, наш усердный помощник, «сторож скворечников», как мы его называли, показывал рукой.

Прилетели такие, с огромными крыльями и упали в самую середину озера. Теперь они на той стороне…

И правда! На наше озеро опустились два лебедя! Вон белеют там у прошлогодних камышей!.. Такого еще не бывало! Мы постояли, посмотрели… Лебеди плывут вдоль берега, заплывают то за один, то за другой островок и появляются снова… Прекрасны эти птицы! Как две снежные сестры из далекого холодного края…

На следующее утро лебеди еще были на озере. Весна… Утки выбрали себе место для гнезд. А что, если лебеди захотят поселиться в нашем озере? Мы знали, что в Литве лебедей охраняют, что с каждым годом их становится все больше, что со знаменитого озера Жувинтас, где давно поселились лебеди, эти благородные белые птицы каждой весной разлетаются по другим озерам. Может быть, пришла очередь и нашему озеру принять лебедей?

В лесничестве только и говорили о лебедях. Все собрались и решили: если уж прилетели лебеди на наше озеро, нужно их встретить как можно лучше. Было решено не удить рыбу, не плавать на лодках, даже не гулять по берегу. Пусть освоятся наши белые гости. А сын лесничего, Саулюкас, который старше своего брата и других детей лесничества, будет не только «сторожем скворечников», но еще и «пастушком лебедей». Он будет следить и сообщать нам, что делают лебеди.

А лебеди и второй, и третий день все плавают по озеру. Саулюкас говорит, что они даже выходят на остров Р а гас и гуляют по его берегу…

Ясными были эти весенние дни. Каждая волна переливалась солнечными отблесками. Возле острова Рагаса белые лебеди казались еще белее. Они гордо плавали, распустив пышные, словно паруса из белого шелка, крылья, а весенний ветерок раздувал и ерошил сухой камыш.

По утрам мы не начинали работу, не постояв на берегу озера и не полюбовавшись лебедями. И все мечтали только о том, чтобы они не покинули наше озеро. Даже гусей, которые любили плавать у берегов озера, мы заперли в хлев. Никто не мешал лебедям.

И они все плавали, раздувая свои шелковые крылья, и играли в весенние игры. Казалось, с неба на озеро спустились два облачка и их носит по волнам солнечным ветром.

Но вот наступил этот день. И снова Саулюкас первым сообщил нам новость. Один лебедь плавает вокруг острова Рагаса, а другой сидит, спрятавшись в камышах. Сквозь заросли сухого камыша он чуть белеет.

Мы побросали работу. И лесничий, и я, его помощник, и обходчики, которые собрались в лесничество обсудить дела, пошли на берег, противоположный острову Рагаса. И, хорошенько рассмотрев в бинокль, решили, что лебедиха уже высиживает в своем гнезде лебедят, а лебедь плавает вокруг острова и за всем наблюдает. Мы так заботились о спокойствии лебедей, что пропустили тот момент, когда они устроили себе гнездо. Лебедь плавал у камышей, подняв крылья и выгнув шею.

В нашем озере поселились лебеди! Кто бы не порадовался такой новости!

Опять все охраняли покой лебедей и ждали, когда вылупятся лебедята. Мы не боялись, что какой-нибудь крылатый или четвероногий разбойник нападет на лебедей и разорит их гнездо. Сила и храбрость самца должны были спасти их от опасности. Нам очень хотелось, чтобы наше озеро понравилось лебедям, чтобы они вернулись сюда и следующей весной.

Теперь мы жалели, что зимой нам не удалось поймать выдру. Мы знали, что она живет в речке, которая вытекает из озера. Сколько раз мы подстерегали ее, а выдра ускользала от нас. Ей везло. Правда, мы и не пытались во что бы то ни стало поймать этого прекрасного речного зверька. Хотя выдра иногда и ловила наших гусят и утят, но ведь не станешь же только из-за этого злиться и выходить из себя. Но теперь мы начали бояться за наших лебедят. Когда коварная выдра схватит плавающего маленького лебеденка, его не спасет никакая храбрость отца. Исчезнет под водой - и конец!

Как отвадить выдру?

Наконец вылупились наши лебедята. Серые и серебряные. Когда они выплывают в открытое озеро, можно всех сосчитать. Первой, рассекая белой грудью воду, плывет лебедиха, а за нею - стайка кругленьких, пушистых лебедят, семь головок, семь черных клювиков, четырнадцать лапок гребут по воде… Последним плывет лебедь. Он все время как будто пересчитывает своих детенышей, внимательно оглядываясь по сторонам, не грозит ли его пушистому семейству хоть какая-нибудь опасность.

Хитрая выдра опять напала на стаю домашних уток, а к лебедям даже не приближалась. Умная выдра! Может быть, мы не будем охотиться на нее?.. Хозяйки, хоть и злились, но тоже говорили, что лучше пусть она уток таскает, чем нападает на лебедей.

Лебедь вывел из гнезда свое семейство и присвоил себе половину озера. И царствовал там, никого не боясь. Он разрешал только камышовкам петь в камышах и диким уткам прогуливать своих утят. Всех остальных он прогонял.

Как только домашние утки, которые плескались у берега, нечаянно переплывали невидимый рубеж, тотчас же к ним, рассекая волны и воинственно подняв крылья, устремлялась могучая белая птица. Ужас охватывал уток, они разворачивались и, крякая охрипшими от страха голосами, со всех сил гребли из лебединых вод. Но лебедь не сразу прощал их. Гнал до самого берега. Вспугнутые утки рассеивались. Тогда лебедь гнал их поодиночке, пока в озере не оставалось ни одной утки. Он даже выходил на берег и преследовал уток до самого птичника. И утки и лебеди на берегу одинаково неповоротливы. Бегут утки, переваливаясь с боку на бок на кривых ногах. А вслед за ними гонится лебедь, медленно, неуклюже, шлепая по земле широкими лапами. Смешно смотреть. Возле птичника лебедь так взмахивал своими могучими крыльями, что у бедных уток даже перья топорщились. После этого озерный король спокойно и торжественно возвращался в свои владения.

Когда на берегу озера кто-нибудь проказничал, лебедю это тоже не нравилось. Однажды я видел, как со скотного двора выбежала свинья, которая влезла в воду и начала грызть камыши. А лебедь тут как тут! Свинья скрутила хвост в колечко, захлопала ушами и своими маленькими глазками уставилась на лебедя. Лебедь подплыл к ней и так ударил крыльями, что она с хрюканьем выскочила из воды. Лебедь тоже выбежал на берег и, распластав крылья, погнался за свиньей, но где ему?

Больше всех страдали бедные гуси. Правда, гуси, будучи гораздо умней уток, сразу поняли, где проходит лебединая граница, которую нельзя нарушать.

Однажды после горячего рабочего дня мы отпустили двух своих лошадей напиться в озере. Лошадки, фыркая, пошли на водопой. И случилось то, чего никто не ожидал.

Из камышей выплыл лебедь. Он стремительно сделал в воде два боевых поворота и бросился на пьющих лошадей. Сначала лошади испугались и отскочили, но чего им бояться? Эка невидаль - гусак? Каурый спокойно зашел дальше и продолжал пить. Лебедь ничего ему не сделал. А Белого он даже к воде не подпустил. Конь пошел по берегу дальше, а лебедь поплыл рядом, не отставая ни на шаг. Когда Белый наклонился, чтобы напиться, лебедь выпрямился и изо всех сил ударил его крыльями по голове. Пришлось отвести Белого подальше и напоить.

Я понял, что лебедям не нравятся ни белые птицы, ни белые животные. Потому и гусям больше от них доставалось, чем уткам. Лебедь думал, что только одни лебеди имеют право быть белыми.

А мы, жители лесничества и лебединое семейство, чем дальше, тем лучше ладили между собой. Но больше всех лебеди подружились с Саулюкасом. Они даже брали с его рук лакомства. Раньше мы называли Саулюкаса «пастушком лебедей», а сейчас лебедей называем «лебедями Саулюкаса».

При виде чужого человека лебеди сразу настораживались. Но своих узнавали. Всех до одного. Наверное, даже различали по голосам.

Теперь уже осень. Начали падать первые листья. Скоро ветер будет крутить их, как желтых бабочек, и они будут падать в волны, не перелетев озеро.

Скоро кончатся солнечные осенние дни. Потемнеет исхлестанное ливнями озеро. Вода всегда смотрит в небо, и, если небо затягивается облаками, озеро тоже становится хмурым. Только белые лебеди останутся такими же белыми, как и в то первое весеннее утро.

Выросла вся семерка лебедят. На их простой серой одежде появились первые белые перья. Но только осенью следующего года они превратятся в настоящих белых лебедей.

Я знаю, придет день, когда мороз построит на озере стеклянные ледяные мосты. И наши девять лебедей, зашумев крыльями, поднимутся в воздух. Они сделают круг и улетят. Они будут махать нам крыльями, а мы им руками… Саулюкас, маленький Андрюс, Еленуте, Ируте, лесничий и я будем провожать лебедей. Даже забывшие все обиды гуси загогочут им вслед, желая счастливого пути.

Мы с Саулюкасом твердо верим, что весной лебеди вернутся. Разве они найдут другое такое озеро, как наше? Неужели они найдут другое лесничество, где люди так ждали бы лебедей?..

Конечно, они вернутся. Лебеди любят свою родину, как люди.

Cлайд 1

Cлайд 2

Упражнения на основе образца; II. Конструктивные; III. Творческие. Упражнения с предложениями могут быть разделены на 3 группы:

Cлайд 3

Основные приемы работы над предложениями: чтение образцов взрослым: Интонационная работа над предложением помогает, во – первых, лучше понять его содержание; во – вторых, усвоить и запомнить образцы, которым ребенок должен подражать; в–третьих, помогает ребенку лучше понять строй предложения, его внутренние связи, выделить его составные части, что в общем положительно сказывается на грамотности, а в дальнейшем на умении расставлять знаки препинания. Хорошая дикция, ясные живые интонации вырабатывают у детей языковое чувство (чутьё). I. упражнения на основе образца;

Cлайд 4

вопрос взрослого: - «Что дети собирали в лесу?». - «Дети собирали в лесу малину». -«Что дети делали в лесу?» - «Дети собирали в лесу малину». (Ошибки: «дети делали – они собирали в лесу малину»).

Cлайд 5

составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему: Например: «Кошка лакает молоко». «Собака грызет кость». «Лошадь жует сено».

Cлайд 6

Из слов в начальной форме: Волк, бежать, в, лес. Мама, идти, на, работа. Папа, делать, машина. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Из слов в начальной форме, перепутанных между cобой: Бежать, лес, волк, в. Работа, на, идти, мама. Машина, папа, делать. Волк бежит в лес. Мама идёт на работу. Папа делает машину. Когда все слова даны в нужной форме: Видели, дети, белочку, рыженькую, лесу, в. Дети видели в лесу рыженькую белочку. В лесу дети видели рыженькую белочку. II. Конструктивные упражнения

Cлайд 7

«Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло.» Деформировать рекомендуется текст, незнакомый детям, его восстановление требует большей самостоятельности: Осенью два лебедя остались жить на озере. У одного из них болело крыло. Озеро стало замерзать. Лебеди могли погибнуть. Дядя Миша и его сын Вася принесли лебедей домой. Птицы стали жить у них во дворе.

Cлайд 8

Деление текста (на слух 3-5 предложений). «У мамы была дочка Маша она помогала маме по хозяйству мама варила суп а Маша ей помогала чистила картошку морковку ай да помощница» «У мамы была дочка Маша. Она помогала маме по хозяйству. Мама варила суп, а Маша ей помогала. Чистила картошку, морковку. Ай, да помощница!»

Cлайд 9

Распространение простого предложения с помощью вопросов: Птицы вернулись. – Какие птицы? - Перелетные птицы вернулись. – Откуда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран. – Куда вернулись? – Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои родные гнезда.

Cлайд 10

Соединение двух или трех простых предложений в одно: Мальчики выкопали картошку. Девочки собрали помидоры и огурцы. Мальчики выкопали картошку, а девочки собрали огурцы и помидоры. Дополнение слов в предложение: Лодка доплыла…(до) берега, пляжа, острова, моста. Дети играют …(в) кубики, машинки, куклы, прятки.

Cлайд 11

Редактирование предложений или их групп, содержащих речевые ошибки, недочеты: Мальчик дала девочке гриба. Медведь спит под берлогой.

Cлайд 12

По теме, заданной взрослым «Одежда» У меня новая одежда. Мама постирала мою одежду. Папа пришёл с работы в грязной одежде. Одежда продается в магазине. Одежду шьют на фабрике. По предмету или предметной картинке III. Творческие упражнения

Cлайд 13

По опорным словам или картинкам В машине везут бегемота. Бегемот не влез в машину. Камаз едет за бегемотом. Бегемот похож на большой Камаз. Бегемот меньше, чем Камаз.

Cлайд 14

По заданному обороту речи, фразеологизму, крылатому выражению: «Золотые руки» У моей мамы золотые руки. Мне сказали, что у меня золотые руки. Золотые руки у людей, которые всё умеют делать.

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Модели предложений I этап. «Существительное +глагол» – «Мама гладит». «Папа читает».

Cлайд 18

«Развитие скорости чтения» - Методика. Чтение согласных. Мальчики. Поле зрения. Слоговая таблица. Развитие скорости чтения. Режим щадящего чтения. Зрительный диктант. Занятия чтением. Процесс формирования навыка чтения. Эксперименты. Артикуляционная гимнастика. Использование таблицы Шульте. Навык чтения. Типичные ошибки. Правильное обучение навыкам чтения.

«Творчество на литературе» - Условия для развития творчества. Развитие творческих способностей. Сочинения. Жизненные навыки. Творческое мышление. Социализация. Приобщение к литературе. Школьники учатся пересказу. Да, там костёр, люди – страшно, но вперёд. Приём интеграции уроков.

«Скорость чтения» - В 4, 5 классах – снижается до 30-40 %. Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения. Если в 3 классе ученики плохо читают, то в 4 классе успеваемость падает. В 4 классе – растёт. Расширение поля зрения. Через слово. (можно «цепочкой») Линейки по полям. Значит, единственный вариант – тройка.

«Продуктивное чтение» - Развитие гибкого чтения. Современные образовательные средства. Проверочные работы. Работа с текстом до чтения. Изучающее чтение. Виды уроков. Сказка. Тренинги по развитию читательских умений. Тетрадь по литературному чтению. Букварь. Сравни отрывок из записи. Современные методы развития памяти. Виктор Драгунский.

«Антиципация в литературе» - Обучение технологии. Результаты применения технологии. Фотоохотой занимался пёс Шарик из Простоквашино. Технология обучения детей приёму антиципации. Проверка себя по тексту. Антиципация применяется во время чтецких разминок. Поиск скрытых вопросов и ответы на них. Шёл охотник на охоту, увидал в кустах кого-то.

«Развитие техники чтения» - Прочитай. Быстро составляй и читай слова. Будка. Читай, изменяя слова. Буквенный дождик. Прочитай слоги. Найди «секрет» чтения. Читай слова. Пушка. Прочитай и найди слова. Слова. Составляй и читай слова. Каждой согласной свое место. Ошибка художника. Определи последний согласный. Добавляй парные согласные.

Всего в теме 23 презентации