История железнодорожной колеи. Ширина колеи железной дороги Колея в европе

Железные дороги являются важным элементом инфраструктуры, поскольку поездами перевозится большой объём грузов и пассажиров во многих странах мира. У современного ж/д транспорта имеются преимущества перед воздушным, автомобильным и водным транспортом. Это относится не только к значительным объёмам перевозимых грузов, но и таким аспектам, как надёжность и безопасность.

Уровень аварийности в сфере ж/д перевозок гораздо ниже, чем в других отраслях транспортного сообщения. Мощные и функциональные локомотивы с каждым годом перевозят всё больше грузов. Отмечается и рост показателя пассажироперевозок. А это способствует росту доходности в сфере ж/д перевозок.

Изменения стандарта колеи

До того времени пока не были установлены стандарты ширины колеи ж/д дорог в разных странах мира, этот показатель претерпевал существенные изменения. Особенно это касалось таких стран, как Россия и Англия. Только практический опыт в сочетании с разработками инженеров помог расставить все точки, и в индустрии строительства железнодорожных путей прекратились разногласия. Это обеспечило определённую стабильность ж/д сферы и сокращению расходов, связанных с процессами модернизации.

В России и СНГ

В позапрошлом веке сформирован стандарт железнодорожного сообщения России. Это же касалось Монголии и Финляндии. Показатель размера у колеи составил 1524 мм, что способствовало транспортировке грузов большого веса. У той колеи, которая используется в Европе, ширина составила 1435 мм. Уже в первой половине 1970 года начат процесс перевода дорог Союза на иную колею (1520 мм), который завершился девяностых годах.

Это предприняли, чтобы увеличить надёжность пути в ходе использования грузовых составов, увеличить скоростные параметры их перемещения без проведения преобразований. Когда распался Союз, то данный стандарт стали использовать в ж/д инфраструктуре стран, которые были образованы на его месте. Это способствовало существенной экономии ресурсов, которые могли бы быть затрачены на изменение стандартов.

В ж/д хозяйстве Финляндии до нашего времени используют прежний стандарт, что свидетельствует о рачительности и экономности финнов, которые сочли нецелесообразным проводить в этом аспекте какие-либо изменения. Мизерная 4-мм разница не приводит к тому, чтобы переоборудовать составы, но этап перехода был обусловлен высоким износом локомотивов и вагонов.

Нужно подчеркнуть, что полностью установить взаимосвязь между имеющимся зазором и интенсивностью процесса изнашивания имеющихся пар не получилось. Эту ширину (1520 мм) применяют все метрополитены РФ и СНГ. На значительном количестве маршрутов (трамвайных) применяют колею аналогичной ширины, хотя имеются аналоги с узкой колеёй (1000 мм). Это характерно для ряда городов – таких, как Пятигорск и Калининград. Если говорить об Украине, то там колея подобного размера применяется в Житомире и ряде городов западной части страны. Если рассматривать Ростов, то там размер у колеи составляет 1435 мм. Важно подчеркнуть, что ширина у колеи на первой дороге России составляла 1829 мм.

Ширину колеи, размер которой составил 1524 мм, стали использовать в первый раз в России при возведении в 19 веке Николаевской ж/д. Есть данные, что это обусловлено деятельностью американских консультантов при возведении дороги. Не исключено, что такую колею использовать предложили Мельников и Крафт, которые были известными русскими инженерами. Они перед началом строительных работ посетили Америку и познакомились с достижениями местных инженеров. Удобство этой колеи состояло в её размере - 5 футов. Имеется информация, что на процесс выбора размера повлиял другой фактор – отличная от Европы российская колея препятствовала бы обеспечению войск в случае, если враг посмел бы вторгнуться на территорию России. Это имело место во время ВОВ, когда фашистские войска вынуждены были заменить колею под свои поезда.

В РФ общий стандарт размера колеи приняли сразу, а в Европе это случилось несколько позже. Вплоть до 80-х годов XX века популярностью в СССР пользовалась также колея, имеющая размер 750 мм. Её использовали на детских дорогах, лесовозных маршрутах, для нужд промышленности. Но в течение последнего десятилетия такая колея стала использоваться очень редко. Оживлённые узкоколейки переоборудовали под имеющийся стандарт, но значительную их часть просто закрыли. В основном это было обусловлено прекращением деятельности компаний, которые их обслуживали.

Подвижной состав РЖД перемещаются по рельсам действующего стандарта по территории РФ и ряда иных стран. Подобная ширина является довольно удобной для перевозки пассажиров и многотонных грузов. Многолетний опыт использования колеи действующего параметра показал её преимущества перед аналогом, действующим в Еврозоне. Это имело отношение ко многим аспектам (технические качества, безопасность и т.п.).

Еврозона

Колея в государствах, относящихся к Евросоюзу, является совмещённым путём (колеи двух размеров). Чаще всего используется колея, ширина которой достигает 1435 мм. Её применяют в странах Северной Америки, Европы и Китае (кроме Финляндии, Ирландии и т.д.). Этот параметр колеи приняли до того, как построили первую дорогу для пассажиров от Ливерпуля до Манчестера. Такая колея стала самой узкой среди всех аналогов. Её приняли для минимизации расходов по переустройству мостов и других сооружений.

Через два десятилетия колею принял в качестве стандарта даже парламент Англии. Её нужно было использовать, когда строились дороги в новых районах. Great Western Railway, которая была одной из основных ж/д компаний Англии, применяла колею размером 2140 мм. Уже в 60-е годы 19 века длина дорог компании на данной колее составила 959 км. И за эталон размера колеи шла настоящая война, но затем линии, по указанию действующей власти, перешили под действующий норматив.

Есть мнение, что имеется некоторая связь между шириной колеи (стандартной) и аналогичным параметром, который существовал ещё во времена Древнего Рима. Как отмечают историки, этим стандартом широко пользовались римские мастера, изготавливающие повозки. Районы (приграничные), где применяют разные пути, оснащаются колеёй совмещённого типа. Это можно наблюдать, двигаясь от Калининграда до Бранево. А затем уже проложена колея, относящаяся к стандарту, использовавшемуся в Европе. На данном железнодорожном секторе регулярно ходит состав до Берлина.

Несмотря на то, что имеются некоторые трудности с переоснащением вагонов и локомотива при пересечении ими границы с соседними государствами (нужно снимать и вновь устанавливать оси на всех вагонах и т.д.), существующая величина ширины колеи РФ имеет большое значение для внутренних транспортировок по её территории. Особенно это касается перевозок грузов и пассажиров на дальние расстояния (в несколько тысяч километров). Поэтому в ближайшее время не следует ожидать кардинальных изменений стандарта ширины ж/д колеи.

Во многих странах Европы, в Китае и США размер железнодорожной коли составляет 4 фута и 8,5 дюймов, то есть 1435 мм. Такая ширина была принята инженером Джорджем Стефенсоном для постройки первой пассажирской железнодорожной линии из Ливерпуля в Манчестер. На тот момент такая ширина путей была самой узкой из всех существующих.


Стефенсон не случайно остановился на ширине 1435 мм - она соответствовала расстоянию между колесами римских колесниц, а впоследствии и дилижансов. Ну а первый английский паровоз, как известно, построили именно по ширине дилижанса.

Чуть позже по проекту инженера Бринеля была построена железная дорога шириной 2135 мм. Считалось, расстояние создаст условия для увеличения скорости паровоза. По всей Европе началась настоящая чехарда, связанная с колеями разной ширины, а паровозы стали ходить нерегулярно. В результате в 1846 году парламент Великобритании издал указ, обязующий всех владельцев железных дорог перешить колеи по размеру Стефенсона.

Российская колея

В России железнодорожная колея шире колеи Стефенсона ровно на 85 см и составляет 1520 мм. Правда, на таком размере остановились далеко не сразу. Самая первая Санкт-Петербург – Царское Село, открывшаяся в 1837 году, вообще имела колею шириной 1829 мм.

В 1843 году инженер Мельников спроектировал железную дорогу Санкт-Петербург – Москва и заложил в ней колею шириной 1524 мм. По его мнению такой размер был гораздо более оптимален для скорости и устойчивости подвижного состава, чем Стефенсона. Кроме того, он обеспечивал более удобное размещение механизма паровоза и увеличение объема котла и массы груза. Железнодорожная колея такого размера была распространена в последствие не только по всей России, но и в Финляндии с Монголией.


Существует также версия, что отличные от европейских размеры железнодорожной колеи были связаны с тем, чтобы затруднить противнику ввод войск в России в случае нападения на страну.

В советские годы ширину колеи уменьшили на 4 мм, и все железные дороги были переведены на колею в 1520 мм, что осталось и по сей день, в том числе и в странах бывшего СНГ. Это было связано с целью повысить скорость движения железнодорожных составов, не проводя их модернизацию, а также чтобы увеличить стабильность при эксплуатации товарных поездов. В Финляндии ширина колеи осталась прежней – 1524 мм, да и в России некоторые линии метрополитена и трамваи по сей день имеют колею такой ширины.

Доброго времени суток! Уважаемые читатели, что Вам известно о железной дороге? Все ли подробности Вы знаете? Возможно, многие нюансы были упущены в Вашем «бюро находок»? Предлагаю всем вместе погрузиться в дальнее плавание по изучению, дополнению и развитию Ваших знаний, дабы наверстать упущенное, узнать много нового, захватывающего и интересного о железнодорожном мире. Так сказать от А до Я.

Каждый из нас был на перроне поезда, попадал в одно купе с шумной компанией, которая всю ночь пела песни, смеялась и не давала уснуть до рассвета. Был во влиянии этих самых чувств поездки – легкость, свобода и неразгаданность. Заводил друзей, которым, как и тебе по пути. Задавался вопросом, куда и откуда едут эти железнодорожные машины, как себя чувствует машинист, когда приходит на станцию, либо наоборот, только тронулся с места…

Колея железной дороги в России является неотъемлемой частью всего железнодорожного мира, от этого зависит не только своевременность и безопасность поездки, также правильная работа самого поезда. Колея представляет собой две, параллельно размещены, рельсовые нити, которые находятся друг от друга на определенном расстоянии. Это и есть ширина пути – расстояние между двумя параллельными нитями. Простыми словами это то, самое расстояние между колеями.

Размеры железнодорожных линий

Железнодорожная линия в России и Европе совершенно разная (Европейская железнодорожная линия шириной в 1435 миллиметров, в то время как в России 1520 миллиметров), этому сопутствует масса различных причин – стратегических и исторических. На сегодняшний день лишь 60% дорог Европы имеют европейскую колею. Как таковых преимуществ ширины в 1520 единиц перед шириной в 1435 единиц нет, ведь разница не так уж и велика, каких-то 85 миллиметров, либо 8 половинной сантиметров, единственным отличием есть устойчивость, так как в ширине в 1520 миллиметров, устойчивость более надежна. Допуски разрешены +6 -4 мм.

Размер колесных пар связан с шириной пути, ведь они должны соответствовать и подходить друг другу. Интересно, почему так важна ширина колеи в работе железнодорожной машины? Чем шире колея, тем больше массу может перевезти грузовой либо пассажирский поезд. Как бы странно не звучало, но даже минимальная разница в изменении ширины линии может сказываться на пассажирских и грузовых перевозках, ведь чем меньше ширина, тем меньше массу с собой увезет поезд.

На данный момент ширина железнодорожной линии в России является 1520 миллиметров, и является второй суммарной длинной по проложенным путям в мире, кстати, она практически не меняется на протяжении нескольких веков. Не только в России ширина колеи имеет такую длину, также в странах бывшего СССР, Финляндии и Монголии.

Ширина в 1524 мм VS ширина в 1520 мм

Ширина в 1524 единицы либо в 1520, как по мне, то конечно разница в каких-то 4 мм, практически не заметна, и не несет в себе ужасающие последствия. Не требуется переоборудование состава, и изменение мелких нюансов. Но, во время переходного этапа, были вызваны серьезные проблемы с износом колесных пар. Колесные пары – одна из основ ходовой части железнодорожного транспорта. Ширина в 1524 единицы, стала актуальной, во время построения Николаевской железной дороги, в период 19 века, но была изменена на ширину в 1520 мм, в 70-х годах, 20 века.

Известно, что ширина колеи применяется не только на территории железной дороги, также в метрополитенах и в большинстве трамвайных систем. Все это, на секундочку, составляет 11% железных дорог. Насколько известно, данная величина ширины пути является не только стандартной, но и наиболее оптимальной: увеличение стабильности путей при использовании поездов и локомотивов, также уменьшение износа рельсов и колесных пар, повышение скорости железнодорожного зверя. По-моему, довольно неплохие факторы.

Существует интересный факт, что ширина пути в 1524 единиц была создана, по причине того, что ее было легко запомнить, и выражалась круглым числом, 1524 мм – 5 футов. По историческим данным, эти самые 5 футов сыграли довольно важную роль в период Второй мировой войны, ведь стандарты линий России отличались от стандартов и внутренних различий европейских железнодорожных колей. То есть противнику было бы затруднительно переправить свои войска и военный груз, так как пришлось бы менять собственную ширину путей.

Есть еще один тип железнодорожных путей. Узкоколейная железная дорога, либо узкая железная дорога. Она примечательна тем, что имеет ширину, всего лишь 600 – 1200 мм. Встречаются колеи с еще меньшей шириной, к примеру, Декалиевская колея, которая шириной 500 миллиметров!

Огромным плюсом узкоколейных железных дорог является то, что они не такие затратные в создании, и не так сложны в использовании как железные дороги со стандартной шириной колеи. Если стандартные колеи подходят лишь для грузовых и пассажирских перевозок, то узкоколейные направлены для работы и обслуживания шахт, лесосека, торфоразработок, рудников.

И конечно как же не задеть тему детских железных дорог. Это не только весело и увлекательно, это очень занимательно и познавательно не только для Вашей крохи, но и для родителей. Только представьте, какой труд исполняют работники детской железной дороги, ради удовлетворения наших желаний и прихоть, что бы при выходе из этого места мы смотрели в след тем воспоминаниям и обещали себе вернуться сюда снова! Ширина колеи детской дороги составляет 750 миллиметров, и да, она относиться к категории узкоколейных.

Не многие знают, что самой первой дорогой в России была Царскосельская, которая имела самую большую ширину линии – 1829 единиц.

На сегодняшний день, железная дорога есть неотъемлемой частью в случае путешествия, командировки либо простого переезда с одного места на другое.

К примеру, подадим элементарное сравнение, представим машину без одного, четвертого колеса, разве она тронется с места? Буду капитаном Очевидность, она даже не устоит на месте и просто-напросто рухнет на землю, не простояв и секунды. Также и железная дорога, без чего-то одного, будь это колесные пары, либо какие-то внутренние механизмы, в конце — концов, она не сможет существовать, а просто будет занимать определенную территорию, припадать пылью, и ловить взгляды жалости и призрения у прохожих мимо людей.

Надеюсь, что моя статья была не только интересной, но и в какой-то степени познавательной и увлекательной, возможно, Вы узнали много нового для себя, возможно, сделали какие-то определенные выводы, открытия, черпнули новые знания в сфере железнодорожной жизни изнутри. Думаю, что бытием железной дороги интересуются и Ваши друзья, либо коллеги, а может кто-то из родных?! Поэтому было бы неплохо, если бы Вы поделились статьей в социальных сетях, пусть все узнают и поучатся.

Конечно же, подписывайтесь и подписывайте друзей на обновление блога.

« Когда так много позади, всего в особенности горя, поддержки чьей-нибудь не жди, сядь в поезд, высадись у моря…» — Иосиф Бродский

Широка наша Россия-матушка! Необъятны её просторы. Поэтому железнодорожная сеть, как кровеносные сосуды, по которым перемещаются люди и грузы, охватывает всё пространство с востока до запада, с севера на юг. Если двинуться в путь на поезде от Калининграда на восток, до самого Охотского моря, потребуется целых одиннадцать дней пути.

В приятной полудрёме, плавно покачиваясь на стыках рельсов, мало кто задумывается о ширине вагонных колёс. А между тем, за этим вопросом скрывается много интересных исторических фактов. Ведь первоначально размер колеи соответствовал ширине английского дилижанса, который, в свою очередь, взял своё начало от римских колесниц. Первая железная дорога из Ливерпуля в Манчестер была проложена Джорджем Стефенсоном. Ширина её колеи составляла 1435 миллиметров.

Позднее Бринелем была сделана попытка увеличения колеи до 2135 миллиметров для увеличения грузоперевозок. В Британии появилась сеть железных дорог разной ширины . Это привело к такому неудобству перемещения, что в 1846 году указом английского парламента была строго регламентирована ширина железнодорожной колеи.

Такой норматив действует в странах Европы, Северной Америки и Китае.

Ширина железнодорожной колеи в России

Под шириной колеи подразумевают расстояние между внутренними сторонами-гребнями головок колёс.

С середины девятнадцатого века ширина колеи в Российской империи составляла пять английских футов или 1524 миллиметра. Такие же стандарты были приняты в Финляндии, а позднее и в Монголии. В двадцатом столетии потребовалось увеличить стабильность грузовых перевозок с увеличением их скорости и начиная с 1970 года за двадцать лет принятый размер был уменьшен на четыре миллиметра и в наше дни составляет 1520 миллиметров.

В нашей стране на некоторых трамвайных линиях и линиях метро остались пути с колеёй в 1524 миллиметра.

Это нововведение практически не мешает движению поездов по Финляндии. Вагонное колесо имеет два выступа, внутренний называется реборда и предохраняет колесо от выхода за пределы колеи. Изменение размера на 4 миллиметра принесло первоначально много хлопот из-за истирания колёс. Но проведённые исследования не подтвердили связь между изменением зазора и истиранием колёсной пары.

Как переобувают поезда

На всём пути следования по России вы без хлопот продолжаете свой путь. Но за рубежом приняты другие стандарты путей. Для дальнейшей поездки поезд приходится переобувать, меняя колёсные пары или пересаживать пассажиров в другие вагоны.

В поездах дальнего следования и грузовых, если перемещение груза нерентабельно или опасно, переустанавливают вагонные тележки для беспрепятственного прохождения дальнейшего пути.

Впервые смена вагонных тележек была проделана в Австралии. Вагон поднимается специальным подъёмником, вагонные тележки одной ширины выкатываются, на их место устанавливаются колёсные пары другой ширины. Весь процесс довольно трудоёмкий и требует материальных затрат при видимой экономии времени. В конце двадцатого века на этом далёком континенте существовало пять пунктов для замены колёсных тележек. В одном из них, самом крупном, в день переобували 66 вагонов. Эту работу выполняли восемнадцать человек.

Почему в России железнодорожная колея шире чем в Европе

В Российской империи первая построенная Царскосельская железная дорога имела колею 1829 миллиметров.

В 1843 году инженером Мельниковым была спроектирована железная дорога из Санкт-Петербурга в Москву, её назвали Николаевской дорогой. Ширина колеи составляла пять английских футов. Что было удобно для измерения. Преимущества по сравнению с проектом Джефферсона заключались:

  • в увеличении устойчивости и скорости подвижного состава;
  • в увеличении количества грузов;
  • в удобном размещении механизмов паровоза и котла.

Правила технической эксплуатации железных дорог РФ

Правила РЖД разработаны для устройства и эксплуатации инфраструктуры железнодорожной сети и обеспечивают бесперебойное движение поездов.

Принятые нормативы ширины колеи зависят от радиуса железнодорожного пути, чем круче поворот, тем колея шире:

  • на ровных участках и на поворотах с радиусом от 350 метров и больше, норматив составляет 1520 миллиметров;
  • при радиусе поворота от 300 метров до 349 метров норматив увеличивается до 1530 миллиметров;
  • Если поворот круче 299 метров, то увеличение составит 1535 миллиметров.

Так как идеальных размеров добиться невозможно, существуют допуски, при которых не потребуется ремонта путей сообщения. По сужению отклонение не должно превышать -4 миллиметра, по расширению не более +8 миллиметров. Но на участках, где установлено ограничение скорости поездов до 50 километров в час, допуск на расширение увеличивается до +10 миллиметров.

Устранение отклонений размеров от нормативов возложено на владельцев путей сообщения или владельцев инфраструктур.

Ширина колее менее 1512 миллиметров и более 1548 миллиметров не допускается.

Что это за профессия "стрелочник"? Об этом вы узнаете из видео.

Есть ещё один важный параметр путей сообщения. Железнодорожная колея состоит из двух рельсовых путей, параллельных друг другу. Они опираются на основание, образованное из блоков, брусьев и шпал. Раньше шпалы делали из дерева, предпочитая сосну. Теперь все чаще дерево заменяют железобетоном. Наклон внутренней стороны рельса к поверхности шпалы называется подуклоном. Величина также строго регламентированная.

Существует анекдот, что при строительстве первой железной дороги сам император Николай Первый с помощью линейки наметил путь на карте, но в районе населённого пункта Бологого, его палец попал под карандаш. Указ императора - закон, поэтому был сделан обходной путь со станцией Оксочи. Но, скорее всего, это байка. В этом районе природное изменение рельефа не позволило бы паровозу вытянуть состав без дополнительной тяги. Давно уже мощность тепловозов позволяет тянуть составы и на более крутых виражах, отпала необходимость в обходном пути. И путь от Санкт-Петербурга до Москвы стал прямым, как и хотел император…

Другая легенда объясняет почему ширина колеи железных дорог России отличается от нормативов почти 60 процентов стран. Увеличение от принятых европейских стандартов составляет 89 миллиметров.

Это стратегически важное решение было принято Николаем Первым для создания преграды на пути неприятеля при вторжении на необъятные пределы России. Что и подтвердилось во время военных действий.

Больше делать размер колеи, чем у американцев, было экономически нецелесообразно, меньше европейского - привело бы к снижению устойчивости, а вместе с ней и к потере скорости. А принятая величина соответствовала размерам российской телеги.

Вот такие интересные факты скрываются за повседневными нашими перемещениями по железной дороге.

Видео

Из этого видео вы узнаете, как устанавливалась ширина железнодорожной колеи.

Ширина железнодорожной колеи в различных странах мира отличается. В первую очередь, это связано с тем, что на заре строительства железных дорог стандарта ширины колеи не было - инженеры каждой новой дороги руководствовались своими представлениями об оптимальных размерах. В местностях со сложным рельефом или с плотной городской застройкой предпочтение отдавалось узкоколейкам. Там, где такие проблемы не стояли, возводили более широкие железные дороги - они считались более надёжными. В Европе, когда железнодорожные лини разных компаний стали соединяться в единую сеть, обнаружилось, что транспортировать товары с дороги одной колеи на дороги другой колеи проблематично. Приходилось перекладывать груз из одних вагонов в другие - а это было достаточно затратно. Тогда и решили выбрать единый стандарт колеи.

Что за стандарт?

Самой протяжённой в Европе и во всём мире считается железная дорога с колеёй 4 фута 8,5 дюймов (1, 435 мм). Эта дорога и была выбрана в качестве стандарта в Европе - сегодня она используется почти во всех европейских странах (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии), а также в Северной Америке, Китае, Австралии и других государствах. Впервые такая колея была применена на первой железной дороге, на которой использовались исключительно паровые машины, - Ливерпуль - Манчестер, построенной инженером Джорджем Стефенсоном в 1830 году. Точных свидетельств, почему Стефенсон остановился именно на такой ширине колеи, не осталось. По легенде, выбор был сделан из-за ширины оси между колёсами экипажей, которые в то время ездили по дорогам Англии. Якобы инженеры на первых порах использовали детали гужевых повозок для строительства паровозов.

А что в России?

В России стандарт колеи свой - 1520 или 1524 мм. Это вторая железная дорога по суммарной длине проложенных путей в мире - её называют Русской колеёй.

Ширина колеи 1524 мм была установлена в качестве стандарта сначала в Российской империи, а затем и в СССР с середины XIX века. Впервые она была применена в ходе постройки Николаевской железной дороги, соединившей Москву и Санкт-Петербург. При этом самая первая железная дорога России - Царскосельская - имела более широкую колею 1829 мм.

Считается, что ширина колеи Николаевской дороги была выбрана потому, что на строительстве работали консультанты из США - они предложили ширину колеи, популярную тогда в южных штатах США. По другой версии, эта ширина была выбрана из удобства - она выражается круглым числом - 5 футов или 60 дюймов. Также распространена версия, что инженеры Николаевской железной дороги остановились на колее, которая, по их мнению, обеспечивала более устойчивый и быстрый ход состава, чем колея Стефенсона.

Сейчас колея 1524 мм используется в Финляндии и частично в Эстонии. А вот страны СНГ и Россия перешли, начиная с 1970-х годов, на железные дороги с колеёй 1520 мм. Изменение стандарта было сделано для того, чтобы повысить скорость грузовых поездов, не модернизируя их. При этом разница ширины колеи в четыре миллиметра не потребовала смены колёс состава. Сейчас такая колея применяется на дорогах России, других бывших стран СССР, Монголии и частично Финляндии.


Как поезда преодолевают переход на другую колею?

Переход с Русской колеи на Стефенсоновскую и обратно осуществляется путём смены колёс. Также есть дороги, в которых действует инструмент для изменения ширины колеи - он может как сузить дорогу, так и расширить. На некоторых приграничных территориях, где используется различная колея, проложены пути с совмещённой колеёй.