Основные виды организации перевозок. Основные виды транспортировки

1. ОБЗОР ВИДОВ ТРАНСПОРТИРОВКИ.

1.1. Классификация.

Обычно классификация видов транспортировки проводится по используемым для ее организации средствам: транспортировка ручная (на спецсредствах, импровизированная); вьючная; механизированная (ж/д, воздушная, водная, автомобильная)

Естественно, что наиболее щадящими видами являются механизированные способы транспортировки. Так же очевидно, что ручная транспортировка на спецсредствах более предпочтительна, чем с использованием импровизированных средств. Вьючная транспортировка является более быстрой, чем ручная, но ее минус - в большей сложности организации.

1.2. Ручная транспортировка.

1.2.1. Импровизированная транспортировка.

Хотя этот вид транспортировки является одним из самых тяжелых по проведению и организации, но он используется всегда (либо как основной на данном этапе, либо как промежуточный (до спецсредств)). С другой стороны необходимо отметить, что наиболее часто этот вид транспортировки является и единственно возможным.

Для организации транспортировки пострадавшие (подготовленные к ней) делятся на следующие категории:

1) легко пострадавший (травмирован, но способен передвигаться самостоятельно, либо с минимальной поддержкой);

2) пострадавший средней тяжести (передвигаться самостоятельно не может, но находится в сознании, и тяжесть травмы позволяет транспортировать его в любом положении);

3) тяжелый пострадавший (пострадавший, которого можно переносить лишь в определенной позе).

Соответственно, в зависимости от тяжести пострадавшего выбираются разные способы и различные импровизированные средства для организации его транспортировки.

Самыми доступными предметами, используемыми для изготовления транспортировочных средств, являются:

Веревки;

Рюкзаки;

Ледорубы;

Лыжные палки;

Деревянные палки;

Одежда (куртки, штормовки и т.п.);

Спальные мешки.

Т.е. предметы, которые есть у любой группы, организующей транспортировку, либо могут быть найдены в ближайшей окрестности (деревянные палки).

На малые расстояния переноска может быть осуществлена и без привлечения вспомогательных средств (на руках).

Коротко перечислим наиболее часто применяемые способы ручной транспортировки:

а) переноска на себе:

На «закорках»;

На плечах, параллельно земле;

б) переноска на руках вдвоем (руки сцепляются квадратом, на который сажается пострадавший);

в) переноска на туре веревки (в одиночку или вдвоем);

г) переноска на рюкзаке (в рюкзаке);

д) переноска на плащах, куртках, мешках, одетых на палки;

е) на волокушах (из лыж, веток, спальников и т.п.);

ж) переноска на мягких (веревочных) носилках;

з) переноска на полужестких носилках;

и) переноска на носилках с жестким каркасом;

к) переноска на средствах, имитирующих жесткие носилки (дверь, стальной лист и т.п.).

1.2.2. Транспортировка на спецсредствах.

Существует великое множество спецсредств, предназначенных для ручной транспортировки пострадавшего. Как правило, все они представляют собой конструкцию типа носилок той или иной степени жесткости. Их отличительной особенностью является то, что они более удобны и предпочтительны для транспортировки пострадавших (поднимающийся ножной и/или головной концы, ролики, облегчающие погрузку в транспортное средство, малый вес и т.д.). Минус же состоит в том, что при всех плюсовых качествах очень накладным является включение таких носилок в снаряжение туристских групп. Таким образом, транспортировка на ручных спецсредствах используется, как правило, уже непосредственно перед погрузкой пострадавшего в транспортное средство.

Существует несколько общих правил по переноске пострадавшего на ручных средствах транспортировки:

Пораженных и больных на ровной местности несут ногам вперед, т.к. при таком положении идущие сзади видят лицо пострадавшего, а вещи идущих впереди (рюкзак, наплечная сумка, аптечка) не мешают голове пострадавшего;

По склонам, лестницам пострадавшего транспортируют вверх головой;

При переноске идут «не в ногу», что препятствует раскачиванию носилок;

Чтобы не повлечь дополнительных травм, важна своевременная смена и отдых участвующих в переноске пострадавшего;

Пострадавший при переноске должен быть надежно защищен от неблагоприятных погодных условий (солнце, дождь, снег, мороз);

Пострадавший обычно фиксируется (привязывается) к носилкам;

При переломе конечностей следят, чтобы при переноске вес тела не давил на поврежденное место.

Надо отметить, что при ручной транспортировке максимальной высотой препятствия, преодолеваемого без дополнительных средств, является высота вытянутых вверх рук. В этом случае делается следующее: впереди идущее ставят конец носилок на препятствие, поднимаются, помогают подать носилки вперед и установить их на препятствии, поднимаются идущие сзади.

При транспортировке на сложном рельефе используют альпинистскую технику и дополнительные средства для организации подъема, спуска, траверса, страховки и самостраховки и других работ по эвакуации пострадавшего. К этим средствам относятся: веревки, карабины, крючья, ледорубы и другие предметы, обеспечивающие безаварийное передвижение по сложному рельефу.

1.3. Транспортировка автотранспортом.

Данный вид транспортировки практически не имеет противопоказаний, если транспортировка проводится приспособленной для этого техникой. Причем под «приспособленной» понимается не только специальный медицинский транспорт, но и транспорт, удовлетворяющий элементарным требованиям к перевозке пострадавших.

Легко пострадавшие (см. классификацию в п. 1.2.1) могут перевозиться практически на любом транспорте, подойдут даже мотоциклы с коляской или просто мотоциклы.

Пострадавшие средней тяжести, скорее всего, уже не могут транспортироваться мотоциклетным транспортом (все зависит от конкретной травмы), а при транспортировке требуют крепления к транспортному средству.

Тяжело пострадавшие требуют автотранспорт, позволяющий перевозить их в лежачем положении. Причем в зависимости от вида травмы и необходимой помощи в дороге, эти требования могут располагаться в диапазоне от специально оборудованного реанимационного автомобиля до легковой машины, на заднем сиденье которой пострадавший будет находиться в лежачем состоянии, либо в полулежачем с подогнутыми ногами.

1.4. Транспортировка железнодорожным транспортом.

Как правило, используется при массовых авариях и катастрофах в специально подготовленных вагонах с мед. персоналом и медикаментозной базой.

Транспортировка ж/д транспортом, если она является транспортировкой к ближайшему медицинскому стационару не имеет противопоказаний. Ещё одним ее плюсом является то, что из-за достаточного размера ж/д вагонов транспортировку можно проводить параллельно оказанию помощи (транспортная иммобилизация, остановка кровотечений и т.д.).

1.5. Транспортировка авиационным транспортом.

Хотя данный вид транспортировки является наиболее эффективным видом эвакуации, он имеет ряд специфических особенностей, обусловленных воздействием на организм человека неблагоприятных факторов полета.

1.6. Водная транспортировка.

Так как большая часть походов проходит рядом с реками и в более менее населенных районах, то водная транспортировка часто является единственно возможным и быстрым способом доставки раненого в мед. учреждение прибрежного населенного пункта, либо - достижения транспортных магистралей (мостов, дорог, посадочных площадок авиатранспорта).

1.7. Выводы.

При всем многообразии видов транспортировки в наличии всегда будет иметься лишь малая часть из них.

При выборе способа эвакуации следует, кроме всего прочего, прогнозировать и возможные препятствия (при авиаперевозках - грозовой фронт, при наземной транспортировке - завалы, пожары, обвалоопасные участки и т.д.).

Всегда важен вопрос транспортной иммобилизации и подготовки больного к транспортировке.

Любая транспортировка неблагоприятно влияет на состояние пострадавшего.

Прелагаются варианты действий по транспортировке и помощи на первые сутки после получения травмы, ранения, заболевания. Естественно, что рассмотрены лишь некоторые случаи. Вопросы о том, как был поставлен тот или иной диагноз не рассматриваются, так как это выходит за рамки нашей темы.

Переломы рук.

Иммобилизация.

Усиленное питье, витамины.

Транспортировка своим ходом со страховкой на сложном рельефе.

Переломы ног.

Обезболивание (анальгин, баралгин).

Иммобилизация.

Усиленное питье, противошоковые мероприятия.

Транспортировка: при травме одной ноги на простом рельефе - с поддержкой, вспомогательной опорой (палкой); на сложном - изготовление простейших транспортировочных средств; при травме обеих ног - транспортировка сидя (если это позволяет травма и форма иммобилизации) или лежа.

Требования к носилкам минимальны (удобство пострадавшего).

Черепно-мозговые травмы:

Сотрясение головного мозга.

Симптоматическая медицинская помощь. Холод на область травмы. Транспортировка: если была длительная потеря сознания - на носилках сидя или лежа. Если транспортировка невозможна, то временный покой, лучше всего сон.

Ушиб головного мозга, сдавление головного мозга.

Срочная доставка в стационар. Транспортировка только в лежачем положении с постоянным контролем АД и дыхания. Иммобилизации не требуется. При открытых повреждениях - обработка раны и наложение повязки.

Переломы позвоночника или подозрение на перелом позвоночника.

Транспортировка на плоской твердой основе, либо на штатных брезентовых носилках на животе. Под крестец и пятки подкладываются мягкие прокладки, чтобы избежать появления пролежней. При повреждении шейного отдела позвоночника необходимо провести иммобилизацию. После нее, при подозрении на неосложненный перелом шейного или грудного отдела позвоночника, по простому рельефу транспортировка может вестись своим ходом с подстраховкой.

Контроль мочеиспускания. Обезболивание. При резкой головной боли - иммобилизация шейного отдела позвоночника и использование мочегонных и спазмолитических препаратов. Ограничений на прием воды и пищи нет, исключается лишь повышенная солевая нагрузка.

Переломы таза.

Транспортировка на твердой основе с валиком под коленными суставами.

Введение анальгетиков, жидкостей. При наличии опыта - внутритазовая новокаиновая блокада.

При этом все мероприятия по снятию травматического шока проводятся до начала транспортировки.

Контроль мочеиспускания. При наличии повреждений мочевого пузыря - применение антибиотиков, холод на низ живота.

Сочетанные и множественные переломы.

Обезболивание, борьба с травматическим шоком.

Иммобилизация.

При первой возможности - транспортировка соответственно тяжести травмы.

Травмы глаз, ушей, носа полости рта (без ЧМТ).

Обработка раны.

Наложение повязки, обезболивание.

Транспортировка своим ходом с подстраховкой.

Ожоги.

Обезболивание, профилактика ожогового шока, возможна обработка места ожога новокаином. Наложение стерильной повязки (если есть - ожоговой повязки). Обильное питье; при больших по площади ожогах - введение жидкости.

Быстрая транспортировка: пока пострадавший может идти, надо максимально приблизиться к медицинскому учреждению. Так как, например, при ожогах ног на 2-3-ие сутки обожженный уже не сможет встать на них и придется организовывать более сложный, и, соответственно, более длительный вид транспортировки.

Острое отравление (отравляющее вещество попало в организм через рот).

Важно в срочном порядке оказать помощь, а потом, в зависимости от отравляющего вещества и состояния больного, решать вопрос транспортировки, в которой часто нет необходимости.

Помощь: промывание желудка, введение слабительного кроме случаев отравления кислотой (сернокислая магнезия, касторовое или вазелиновое масла), мочегонные (лазикс 1-4 таблетки), активированный уголь (15-20 г), обильное питье.

Грипп, АДВИ, бронхиты, ангина.

Транспортировка обычно не требуется. Желательно оборудовать лагерь и провести в нем необходимое лечение в течение нескольких дней, чтобы больной мог соблюдать постельный режим.

2.2. Выводы.

Если еще раз взглянуть на список приведенных выше заболеваний (далеко не полный), то становится ясно, что часть ЧП на маршруте можно избежать, не только тщательно выбирая групповое снаряжение и график движения, но и контролируя здоровье людей до выхода. По крайней мере, таким образом можно минимизировать, если не совсем отсечь, риск возникновения на маршруте приступов (обострений) хронических заболеваний (бронхиальная астма, эпилепсия и др.).

Также из разобранных случаев видно, что пострадавшему всегда сначала оказывается помощь, а уж потом решается вопрос транспортировки.

Если на маршруте существует повышенная вероятность какого-либо заболевания или травмы, то надо подбирать препараты конкретно под нее и заранее разработать (иметь в запасе) варианты транспортировки, связи с «большой землей», систему сигнализации и контрольные сроки.

3. ДАННЫЕ ИСПЫТАНИЙ СПАСАТЕЛЬНО-ТРАНСПОРТИРОВОЧНОГО СНАРЯЖЕНИЯ.

Центром «Готовность» были проведены полигонные испытания спасательно-транспортировочного снаряжения, медицинских укладок и средств по уходу за пострадавшим в полевых условиях.

Приведенные ниже результаты, полученные в ходе испытаний, дают представление о возникающих трудностях при транспортировке и могут служить рекомендациями по ее организации.

1. Использование двух пенополиэтиленовых ковриков как подкладки на носилки показало, что это лучше, чем применение одного, так как они меньше прогибаются под весом тела и веревочная сетка (на веревочных носилках) через них не чувствуется.

2. Пострадавший обязательно должен фиксироваться к носилкам, поскольку тряска, возникающая при транспортировке, и усталость спасателей могут привести к его падению с носилок и получению дополнительных повреждений.

3. Попытки сделать штатив для флакона с жидкостью из двух лыжных палок и срубленной палки показали, что:

При транспортировке (особенно на грудной обвязке при переноске вчетвером) создается большая тряска, которая приводит треногу в негодность, а две увязанные лыжные палки разбалтываются в точках крепления.

От тряски раствор во флаконе и в резервуаре капельницы взбалтывается, в результате чего в системе оказываются пузырьки воздуха.

Из сказанного следует вывод, что флакон должен нести отдельно выделенный человек, мышцы которого амортизируют тряску, либо необходима специальная конструкция штатива с амортизационной пружиной.

4. Способ транспортировки на грудной обвязке может быть удобен лишь в том случае, если карабин с транспортировочной петлей или лямкой находится сбоку, либо под мышкой у спасателя. В противном случае возникает неравномерное распределение нагрузки, нефизиологическое сгибание позвоночника и перерастяжение мышц поясницы и спины в сторону носилок.

5. Способ транспортировки на плече наименее удобен, так как требует излишней траты сил и уменьшает обзор. Плюс ко всему, для удобства переноски требуются подушки для плеч.

6. Переноска на руках вдвоем может осуществляться только на небольшие расстояния. То же относится и к переноске вчетвером: идет очень сильная нагрузка на руки.

7. Переноска вшестером с дополнительной перекладиной под крестцом пострадавшего наиболее удобна.

Происходит равномерное распределение веса, возможна длительная транспортировка на большие расстояния.

8. В лесистой местности всегда есть возможность изготовить носилки из жердей с натянутой сеткой, поэтому обычно нет необходимости изобретать что-либо другое. На сетку из веревки, для удобства пострадавшего, кладется два коврика, а затем пострадавший, обработанный и укрытый, фиксируется к носилкам свободными концами основной веревки и репшнура.

9. Всегда в наличии должен иметься кусок полиэтилена или клеенки длиной 180-195 сантиметров для укрывания пострадавшего при транспортировке или как процедурный столик во время проведения обработки и медицинских манипуляций.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Железнодорожный транспорт обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения.

Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) и внутреннее (речное) судоходство. Главное преимущество водного транспорта - это способность перевозить очень крупные грузы. Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость.

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок.

Воздушный транспорт. Грузовая авиация - новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество - скорость доставки.

На выбор сочетания видов транспорта влияют:

  • - необходимость создания транспортных коридоров, т. е. такой части национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные по объему или интенсивности более или менее постоянные перевозки между отдельными регионами;
  • - целесообразность создания транспортных цепей, т. е. таких перевозок или их этапов, когда при использовании даже различных видов транспорта сами грузы остаются в неизменном виде, представляя собой стандартизованный контейнер;
  • - возможность технологической увязки и совместного планирования транспортировки с производством и выпуском готовой продукции и с процессом складирования;
  • - возможность в случае смешанных перевозок взаимной увязки и совместного планирования процессов транспортировки для различных видов транспорта .

Важную роль в выборе того или иного вида транспорта играют транспортные тарифы. Но немаловажное значение отводится тому, какие существуют способы транспортировки (виды перевозок).

Теория систем гласит, что всякая система состоит из подсистем. Принимается, что любая система может быть описана в терминах системных объектов, свойств и связей. Иерархия и число подсистем зависят только от внутренней сложности системы в целом.

Рисунок 1. Иерархическая структура перевозок.

На рисунке 1 представлена иерархическая пирамида (структура) технологии и организации перевозок. В вершине этой пирамиды находятся интермодальные перевозки. Это перевозки грузов несколькими видами транспорта, причем один из перевозчиков организует всю перевозку из пункта отправки до пункта назначения. Ниже - мультимодальные перевозки, оператор берет на себя ответственность за всю перевозку.

Далее - унимодальные перевозки, затем внутриобластные и городские перевозки специализированными предприятиями и, наконец, местные перевозки отдельных предпринимателей и собственным транспортом производственных и коммерческих структур. В зависимости от сложности заказа, от места доставки и характера груза клиент может выбрать для себя наиболее удобный способ перевозки.

Что касается транспортно - логистической отрасли в России необходимо рассмотреть основные экономические показатели характеризующие работу транспортного комплекса.

Таблица 1 - Показатели перевозки грузов в России по видам транспорта (млн.т)

Благодаря таблице мы можем увидеть, что большую долю рынка за эти годы занимал и занимает автомобильный транспорт, но и железнодорожный транспорт пользуется популярностью. Эти два вида транспорта и на сегодняшний день имеют лидирующие позиции. Преимущества этих видов транспорта перед другими это - высокая доступность и относительно низкие тарифы.

Определим основные преимущества и недостатки использования транспортных средств с точки зрения логистики в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительная таблица транспортных средств

Автомобильный транспорт

Преимущества

Недостатки

используется для перевозки на короткие расстояния

высокая стоимость перевозок

высокая маневренность

срочность разгрузки

доставка «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности

возможны хищения груза и угона автотранспорта

обеспечивает регулярность поставки

сравнительно малая грузоподъемность

возможны поставки малыми партиями

наименее жесткие требования к упаковке товара.

Железнодорожный транспорт

Преимущества

Недостатки

перевозка больших партий грузов при любых погодных условиях

малая скорость передвижения

ограниченное количество перевозчиков

сравнительно быстрая доставка груза на большое расстояние

хищения и потери

перевозки регулярны

низкая возможность доставки к пунктам потребления (в ряде случаев должен дополняться автомобильным)

удобно организуются погрузочно-разгрузочные работы

сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок

Морской транспорт

Преимущества

Недостатки

низкие грузовые тарифы

низкая скорость

высокая провозная способность (фактически недостаток для МБ)

жесткие требования к упаковке и креплению грузов

малая частота отправок

зависимость от погодных и навигационных условий

Внутренний водный транспорт

Преимущества

Недостатки

низкие грузовые тарифы (самый дешевый транспорт при перевозках грузов весом более 100 т. на расстояние более 250 км.)

малая скорость доставки

ограниченная возможность доставки к пунктам потребления

малая частота отправок

низкая географическая доступность

Воздушный транспорт

Преимущества

Недостатки

наиболее высокая скорость доставки

высокие грузовые тарифы

возможность доставки в отдаленные районы

ограниченность размера партии

высокая сохранность грузов

зависимость от метеоусловий (приводит к непредсказуемости графиков поставки)

Трубопроводный транспорт

Преимущества

Недостатки

низкая себестоимость

узкая номенклатура подлежащих транспортировки грузов (жидкости, газы, эмульсии)

высокая пропускная способность

Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов, влияющих на принятие решения: время доставки; стоимость перевозки; надежность соблюдения графика доставки груза; частота отправлений; способность перевозить разные грузы; способность доставить груз в любую точку территории.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта.

На сегодняшний день грузоперевозки стали необходимой частью в нашей жизни. Их услугами пользуются обычные люди и огромные компании. Что представляет собой понятие грузоперевозки? Грузовые перевозки - действие, в ходе которого осуществляется перемещение различных грузов из одного пункта в другой, при помощи транспортного средства.

Существует множество способов переместить груз от отправителя к получателю

Существуют разные виды грузоперевозок, имеющих свои плюсы и минусы.

Основные разновидности грузовых перевозок

Грузоперевозки могут быть:

  • водные;
  • железнодорожные;
  • авиаперевозки;
  • автомобильные.

Водные доставки представляют собой перевозку грузов водными транспортными средствами, такими как пароходы, танкеры и сухогрузы. Благодаря морским судам можно выполнять транспортировку объектов в дальние страны и на другие континенты. Различают речные и морские грузоперевозки. Речные разделяют по критериям.

  1. По типу сообщений: внутренние — в черте одного мореплавания (навигации), прямые — в пределах больше двух судоходств речных, прямые водные — при задействовании речных и морских навигаций, смешанное — при совместной работе с другими видами транспортных средств.
  2. По размерам партии: судовые — однотипный груз, с идентичным названием, идущий в одно и то же место, гарантирующий полную загруженность взятого судна. Сборные – партии, вес которых больше 20 тонн, не гарантирующие заполнение всего судна, имеющие разные конечные пункты доставки, что способствует отсоединения некоторых объектов друг от друга. Мелкие – грузы, вес которых составляет меньше 20т и поставляются они по одой накладной.

Морские перевозки делят на сухогрузы и наливные. По типам плавания разделяют на маленькие и большие пароходства, а также доставки заграницу.

Водные грузоперевозки — удобный и не затратный способ перевезти груз на другой конец планеты. Танкеры и сухогрузы используют для поставки сырья, а вот для небольших объектов используются контейнеры, которые грузят непосредственно на корабль.

Эта разновидность транспортировки является одним из самых медленных, но и самых дешевых среди остальных видов перевозок. Несмотря на свою минимальную затратность, требует большого внимания и четкого выполнения требований заказчика и компании, которая предоставляет такие услуги.

Грузовые перевозки железнодорожным транспортным средством считаются безопасными и экономными. Они предоставляют возможность транспортировать грузы в больших объемах и габаритные объекты. Этот тип перевозок осуществляется основными видами:

  • перевозка в контейнерах (один из наиболее распространенных типов, предназначен для разных товаров народного использования, товаров производственного и технического характера, в больших количествах, но груз должен быть упакован, во избежание нанесения вреда или повреждений);
  • мелкая транспортировка (груз весом до 10 тонн и объемом чуть меньше трети емкости крытого вагона);
  • малотоннажная (вес груза 10-20 тонн, объем не больше половины 4-осного вагона);
  • групповая (груз занимает больше одного вагона и имеет одинаковую точку прибытия);
  • маршрутная (схожи с групповой, но товар может быть разделен на части, и иметь разные места назначения для разгрузки).

Авиаперевозки — быстрый, но дорогой метод

Авиаперевозки производят транспортировку груза при помощи самолетов. Это самый быстрый способ транспортировки, скорость доставки может занимать от часа до нескольких часов, причем расстояние за это время будет составлять несколько тысяч километров. Благодаря скорости, авиаперевозки считаются самыми дорогостоящими в сравнении с другими.

Существует 3 основных типа авиаперевозок: внутригородские, междугородние и международные.

Авиаперевозки также классифицируют.

  1. Генеральные — простые перевозки, которые перевозят штучный груз в определенное место и заказчик является хозяином транспортируемого товара.
  2. Попутные — которые используют свободный транспорт, идущий в необходимом направлении.
  3. Сборные — имеют большую популярность и невысокую стоимость в сравнении с другими. Особенностью является то, что товары базируются на складе до накопления требуемого объема.

Автомобильные перевозки одни из популярных и востребованных . Этот вид доставки доступный для любого, как для обычного человека, так и для крупной компании. Доставки на автомобиле обеспечивает быструю скорость доставки, приемлемую цену, минимальную возможность повреждений и отсутствие дополнительных погрузочных и разгрузочных работ.

Классификация грузоперевозок автомобильным транспортом осуществляется по следующим территориальным признакам:

  • международные — осуществляется доставка в другие государства;
  • межрегиональные — транспортировка объекта в разные города и районы, расстояние составляет более 50 км;
  • пригородные — перевозки на дистанции не более 50 км за чертой города;
  • городские — транспортировка грузов в черте одного города;
  • технологические — перемещение груза по территории фабрики, комплекса и др;
  • межрайонные — доставка в черте административного, или экономического районов, в соседних районах в пределах страны.

Различают основные виды перевозок автомобилем в зависимости от габаритов груза.

  • Негабаритные. Объект, размеры которого превышают допустимые требования для перемещения одним транспортным средством, является негабаритным, необходимы разрешения служб коммунальных предприятий и оформление специальных документов для перемещения его по городу;
  • Сборные. Перемещения, при которых автотранспорт заполняется малогабаритными товарами от разных заказчиков, имеющих один пункт назначения. Этот вид является наиболее экономным;
  • Массовые. Транспортировка однородного груза в больших объемах.

По отраслевым признакам выделяют:

  • торговые;
  • промышленные;
  • перевозки строительных материалов;
  • доставку почтовых отправлений;
  • транспортировку грузов сельскохозяйственного назначения;
  • перевозки имущества населения.

Помимо перечисленных классификаций выделяют и признаки: сезонные, постоянные и временные. Сезонные транспортировки осуществляются в конкретный сезон - доставка овощей в момент их созревания и сбора урожая. Постоянные выполняются регулярно, независимо от сезона — грузы на производства. Временные перевозки производятся по мере необходимости.

Изучив понятие и виды перевозок, возникает вопрос, каковы черты.

Автомобильные гурзоперевозки могут быть габаритными и негабаритными

Преимущества и недостатки грузовых перевозок

Автомобильные перевозки предоставляют возможность доставить объект без перегрузов, с большой скоростью и возможностью транспортировки груза любого количества и практически в любое место. Основные недостатки заключаются в ограничении размеров объекта, зависимости от времени года и, если требуется транспортировка на большие расстояния - цена значительно поднимается.

Железнодорожная доставка обеспечивает высокую сохранность груза и мобильность транспортировки. Однако, требуют длительного оформления документов, четкого исполнения требований. Такую доставку можно совершить только в те районы, где проложена железная дорога.

Авиационные перевозки дают возможность доставить товар в короткие сроки на большие расстояния. Самолетом можно транспортировать груз, который быстро портится. Из недостатков к этому виду относят высокую стоимость на услуги и ограничения по габаритам грузов.

Водные грузоперевозки доставляют довольно габаритные грузы, имеют недорогую стоимость. Но этот вид доставки можно использовать только в местах с хорошо развитой морской инфраструктурой.

Морские грузоперевозки недороги, но доступны только в местах с развитой инфраструктурой

Дополнительные разновидности перевозок

Унимодальные — вид транспортировки, который осуществляется одним видом транспортного средства. Учитывается тип объекта, его размеры, сроки перевозки и затраты.

Смешанные — грузовые перевозки, которые выполняются несколькими видами транспортных средств.

Комбинированные — перевозка груза более, чем двумя видами транспорта

Интермодальные — доставка груза в числе нескольких видов транспортных средств, организация доставки товара в конечную точку прибытия возлагается на одного из перевозчиков. Ответственность в этом случае делится в зависимости от видов транспорта.

Мультимодальные — подразумевают собой наличие одного ответственного лица, независимо от того, какое количество видов транспортных средств задействовано.

Для того, чтобы значительно сэкономить время, деньги и использовать максимальную производительность в нынешнее время разрабатываются даже специальные маршруты. Ознакомимся с тремя основными.

  1. Маятниковый. Суть этого маршрута состоит в том, чтобы доставка осуществлялась в пункт назначения и обратно, наличие груза было обеспечено в обе стороны.
  2. Кольцевой. Маршрут осуществляется по замкнутому кольцу, состоящий из нескольких пунктов: в одни нужно доставить груз, а у остальных забрать.
  3. Сборный, или разборочный. Путь состоит из определенных пунктов, где нужно забирать груз, по мере получения товаров осуществляется полная загрузка транспортного средства, а затем таким же постепенным образом происходит и разгрузка.

Исследовав все разновидности грузовых перевозок можно сказать, что каждые из них имеют свои положительные и негативные стороны . Человек имеет право выбрать тот вариант доставки, который будет удобен и приемлем. Стоит обращать внимание на компанию, которая предоставляет услуги. Не гонитесь за сладкими ценами, смотрите на качество и репутацию фирмы, дабы груз остался в целости и сохранности.

На автомобильном транспорте различают две формы организации перевозок - децентрализованные и централизованные. При децентрализованных перевозках грузополучатели заказывают подвижной состав в автотранспортных предприятиях самостоятельно, организуя вывоз груза для своих предприятий без согласования очередности перевозок с грузоотправителями (поставщиками грузов). Получатели грузов самостоятельно выполняют погрузочно-разгрузочные работы, имея для этого определенный штат грузчиков, экспедиторов и агентов по снабжению. Преимущества децентрализованных перевозок заключаются в том, что повышается своевременность и надежность необходимых перевозок, недостатки - в снижении использования подвижного состава в связи с тем, что организацией перевозочного процесса занимаются грузополучатели, а не автотранспортное предприятие, увеличивается число грузчиков и экспедиторов, увеличивается непроизводительные затраты, повышается себестоимость перевозок и др.

Основными признаками централизованных перевозок грузов является следующее: Перевозка и доставка грузов осуществляется с полным транспортно-эксцедиционным обслуживанием; поставщики выполняют, как правило, весь объем перевозок по закрепленной клиентуре; заключение договора на перевозку груза по отправительскому принципу; строгое распределение обязанностей между клиентурой и автотранспортным предприятием; осуществление всех расчетов за перевозки со стороной, заключившей договор. При централизованных перевозках грузов обязанности сторон распределяются следующим образом: погрузка грузов на заводах, складах и базах осуществляется поставщиком, транспортирование грузов и их экспедирование - транспортным предприятием, выгрузка грузов - грузополучателем.

Преимущества централизованных перевозок грузов: улучшается использование подвижного состава автомобильного транспорта за счет сокращения простоев в пунктах погрузки и выгрузки грузов, увеличения продолжительности работы, увеличения коэффициента использования пробега и грузоподъемности; улучшается экспедирование грузов и упрощается документация на отпуск и получение грузов и оплату за автоперевозки; расчеты с автотранспортным предприятием производит поставщик грузов, которому разрешается включать стоимость транспортирования, погрузки и экспедирования в счета за отпускаемую продукцию; сокращается число обслуживающего персонала, необходимого для организации перевозок в результате уменьшения числа экспедиторов, так как экспедирование грузов осуществляют водители, за исключением перевозок особо ценных грузов; создаются условия для укрупнения отправок грузов и применения автопоездов, комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ и специализированного подвижного состава; появляется возможность постоянного улучшения перевозочного процесса.



Отношения, возникающие при перевозке грузов железнодорожным транспортом между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями, регулируются Уставом железнодорожного транспорта РФ.

При систематическом осуществлении перевозок грузов грузоотправители могут заключать с перевозчиками долгосрочные договоры об организации перевозок. В них определяются предполагаемые объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с договорами об организации перевозок перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, а грузоотправители -- предъявлять, их для перевозок. Такой договор заключается в письменной форме.

Перевозка грузов осуществляется в соответствии с заявкой установленной формы, которую грузоотправитель предоставляет перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозки. Если пунктами назначения являются порты - не менее чем за 15 дней. В заявке указываются количество вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие необходимые сведения, а также срок действия заявки, который не может превышать 45 дней.

Перевозчик возвращает грузоотправителю заявку с отметкой о ее принятии не позднее, чем за три дня до заявленного срока начала перевозки. Выполнение заявки регистрируется в учетной карточке, которая подписывается перевозчиком и грузоотправителем. Предъявляя груз для перевозки, грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза, заполненную надлежащим образом транспортную железнодорожную накладную. Она передается перевозчику для дальнейшего заполнения им на станции отправления, в пути следования и на станции назначения. Транспортная железнодорожная накладная включает в себя четыре листа:

· оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

· дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров для перевозчика и всех участников процесса перевозки);

· корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

· квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

Оригинал накладной и выдаваемая на ее основании квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Перевозки грузов железнодорожным транспортом могут осуществляться:

Повагонной отправкой - груз, требующий предоставления отдельного вагона, перевозимый по одной транспортной железнодорожной накладной;

Контейнерной отправкой - признается предъявляемый к перевозке по одной накладной груз, для транспортировки которого требуется предоставление одного контейнера;

Мелкой отправкой - считается груз, предъявляемый по одной накладной, для перевозки которого не требуется предоставление отдельного вагона или контейнера. При этом общая масса груза должна быть не менее 20 кг, а его количество не превышать по объему половины вместимости крытого вагона, контейнера или половины площади пола четырехколёсной платформы, полувагона;

Групповой отправкой - считается перевозка груза по одной накладной, для которого требуется предоставить более одного вагона;

Маршрутной отправкой - предъявление груза, для перевозки которого требуется предоставление вагонов в количестве, соответствующем нормам, установленным для маршрутов по массе или длине;

Сборной повагонной отправкой - груз разных наименований в адрес одного грузополучателя, предъявляемый по одной накладной.

В настоящее время для международного судоходства характерны такие основные формы организации транспортировки груза:

1. Трамповое рейсовое судоходство – суда, взятые во фрахт, работают на разнообразных направлениях в зависимости от имеющейся загрузки, конъюнктуры фрахтового рынка. Обычнотрамповые теплоходы перевозят массовые грузы.
2. Линейное судоходство. Здесь суда работают на строго оговоренных регулярных линиях согласно расписания. Обычно они транспортируют генеральные грузы.
3. Перевозки тоннажем торгово-промышленных монополий. Зачастую такие теплоходы транспортируют массовые грузы (к примеру, руду, нефть, продукцию химической промышленности).

акже в последнее время все большую популярность приобретают перевозки, связанные с внедрением перемещения грузов в контейнерах, флетах, с интегрированием многих видов транспорта.

Основной же формой организации транспортировки продукции морем на сегодняшний день является регулярное линейное сообщение, к основным чертам которого можно отнести следующие:
надежное обслуживание грузоотправителей, которое происходит на регулярной основе с необходимой частотой движения теплоходов,
работа тоннажа организовывается по заранее составленному расписанию судозаходов в порты погрузки и выгрузки, что позволяет владельцу материальных ценностей концентрировать в портах отправления товар к определенной дате,
единые тарифы на транспортировку и их относительная стабильность.

Такой вид судоходства предполагает заранее известные районы плавания, установленные порты погрузки и назначения. Также фиксируется длина рейса, стоянок и временной интервал междусудозаходами. Режим движения теплоходов устанавливается расписанием.

Обычно на линейном тоннаже транспортируют дорогостоящие генгрузы, которые оправляются небольшими, если сравнивать с трамповым судоходством, партиями.

Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки.

Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта , например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла. Признаками смешанной перевозки является наличие нескольких транспортных документов, единой тарифной ставки фрахта, схема последовательного взаимодействия участников транспортного процесса. При прямой смешанной перевозке грузовладелец заключает договор с первым перевозчиком, действующим как от своего имени, так и от имени следующего перевозчика, представляющего другой вид транспорта. Таким образом, грузовладелец фактически находится в договорных отношениях с обоими, причем каждый производит расчеты с грузовладельцем и несет материальную ответственность за сохранность груза только на «своем» участке маршрута.

Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта . Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов: отправка крупных партий груза производится с завода – изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли – автомобильным.

смешанные, комбинированные, интермодальные перевозки и прямое смешанное сообщение синонимами, т.е. «транспортирование грузов, осуществляемое двумя и более перевозчиками различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному документу с перевалкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладельца». Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ термины «комбинированные перевозки» и «прямые смешанные перевозки» используются как синонимы (ст.788 ГК РФ).

Необходимо отметить, что до сих пор нет согласованной терминологии по видам транспортировки (способам перевозки), причем это касается не только России, но и международной практики. Это свидетельствует о необходимости продолжить стандартизацию терминологии смешанных перевозок и формирование законодательной базы. В частности, в настоящее время разрабатывается Закон РФ «О смешанных перевозках». Приведем некоторые определения, касающиеся способов перевозки:

По определениям UNCTAD (United Nation Conference on Trade and Development), «интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, когда один из перевозчиков организует всю доставку от пункта отправления через один и более пунктов перевалки до пункта назначения и – в зависимости от распределения ответственности за перевозку – выдает различные виды транспортных документов, а мультимодальной – если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования – независимо от числа участвующих видов транспорта, при этом оформляется единый перевозочный документ».

В «терминологическом словаре» по логистике под мультимодальными перевозками понимаются «смешанные перевозки, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одному и тому же юридическому лицу или находящимися в его оперативном управлении (например, доставка грузов в аэропорт, воздушная перевозка и доставка грузов из аэропорта, выполняемые транспортными средствами, принадлежащими одной и той же фирме экспресс – почты)».

При интермодальной перевозке грузовладелец заключает договор о перевозке на весь путь следования с одним лицом (оператором). Им может быть, например, экспедиторская фирма, которая, действуя на всем протяжении маршрута перевозки груза различными видами транспорта, освобождает грузовладельца от необходимости вступать в договорные отношения с другими транспортными предприятиями.

Для мультимодальных перевозок за пределы страны (экспортно – импортных операций) существенное значение приобретают таможенные процедуры оформления грузов, а также транспортное законодательство и коммерческо–правовые аспекты в тех странах, по которым проходит маршрут следования груза.

В последние годы технология транспортировки, особенно для мульти – и интермодальных перевозок, связана с использованием в логистических цепях грузовых терминалов и терминальных комплексов. Поэтому соответствующие перевозки получили название терминальных перевозок.