Построение ордеров в массах. Архитектурный ордер Ордера по палладио

Построение ордеров в массах – это упрощенное их изображение, в котором исключаются мелкие подробности, и все кривые линии условно заменяются прямыми (рис 2, 3).

В связи с тем, что основные пропорции композитного ордера такие же, как и коринфского, а по богатству отделки и оригинальности он мало отличается от ионического и коринфского, подробному анализу подлежат четыре ордера – тосканский, дорический, ионический и коринфский (рис.1).

Все части ордера имеют определенные размеры, которые находятся в строгом взаимном соотношении. Правильное соотношение между высотой колонны и антаблемента зодчие искали в течение многих веков. Изучая эти размеры по сохранившимся древним зданиям, теоретик эпохи ВозрожденияВиньола вывел некоторые средние простые отношения, которые сделались общепринятыми.

По Виньоле высота антаблемента составляет 1/4, а высота пьедестала – 1/3 часть высоты колонны. Следовательно, для определения основных частей ордера надо всю его высоту разделить на 3 неравные части, пропорциональные 1/4:1:1/3 или 3:12:4 (приведя дроби к общему знаменателю). Складывая эти части, получим 19, т.е. разделив всю высоту на 19 частей, 3 верхние части отделяем на антаблемент ; 12 средних частей – на колонну и 4 нижних – на пьедестал .

Рассмотрим в отдельности каждую часть, вошедшую в состав ордера.При сравнении представленных в табл. 1 четырех ордеров в массах видно, что тосканская колонна отличается от других типов колонн большей массивностью и тяжеловесностью пропорций. Толщина ее равна 1/7 высоты. Толщина дорической колонны несколько меньше и равняется 1/8 высоты, ионической – 1/9, коринфской – 1/10.

Так как все части ордера по своим размерам зависят одна от другой, здесь нет места абсолютным величинам таким, как метр, сантиметр.

В каждом отдельном случае за единицу меры надо принять какую-либо часть ордера. Такой частью стали считать нижний радиус колонны и назвали эту меру МОДУЛЕМ. Для изображения мелких деталей ордера модуль делится на части, называемые ПАРТАМИ; в тосканском и дорическом ордерах их 12, а в ионическом и коринфском – 18 парт.

Уяснив себе, что такое модуль и пользуясь данными таблицы 1, в которой приведены в модулях размеры основных частей ордера, можно продолжить построение ордеров в массах.

Таблица 1

Построение архитектурных ордеров в массах

Колонна представляет собой круглый столб, несколько утоняющийсякверху.


Это утонение составляет 1/6 часть от нижней толщины колонны и обычно начинается с одной третьей части ее высоты, нижняя же треть колонны делается цилиндрической. Таким образом, верхний диаметр колонны составляет 5/6 нижнего диаметра. При вычерчивании колонны в небольшом масштабе утоняющаяся часть показывается слегка наклонными линиями. При значительном масштабе утонение делается по плавной кривой, называемой ЭНТАЗИСОМ.

Наметив главную среднюю часть колонны, называемую СТЕРЖНЕМ или СТВОЛОМ, можно перейти к построению нижней ее части – БАЗЫ, а затем верхней – КАПИТЕЛИ.

Высота баз у всех ордеров равняется одному модулю. База состоит из двух частей: нижняя часть – квадратная плита – ПЛИНТ – составляет основание базы; верхняя часть – КОЛЬЦО, круглое в плане, – переход от стержня колонны к плинту (рис. 2).

В тосканском и дорическом ордерах кольцо и плинт равны по величине и кольцо в массах изображается наклонной линией, расширяющейся книзу под углом 45°, В ионическом и коринфском ордерах кольцо составляет 2/3 высоты базы и расширение его книзу показывается под углом 60°.

Верхняя часть колонны называется КАПИТЕЛЬЮ.

Высота капителей тосканского и дорического ордеров, как баз, равна одному модулю. Капитель состоит из трех, одинаковой ширины, частей. Верхняя часть – квадратная плита – АБАКА; средняя – круглая в плане в виде полувала – ЭХИН; нижняя – продолжение стержня колонны – ШЕЙКА. Разделив высоту капители на три равные части, следует рассматривать шейку как продолжение стержня колонны; эхин показывается наклонной линией, расширяющейся кверху под углом 45°; абака изображается вертикальной линией непосредственно от наклонной эхина.

Капитель ионического ордера имеет особые спиральные завитки – ВОЛЮТЫ и сильно отличается от других капителей. Она имеет абак и вал, не имеет шейки, а высота капители равняется 2/3 модуля. Построение ее в массах производится следующим образом. Откладывается общая величина капители – 2/3 модуля, а затем абака – 1/6 модуля. На линии низа капители – на расстоянии I модуля от оси колонны находятся центры волют. Условно волюты изображаются в виде прямоугольника. При этом соблюдаются величины удаления сторон прямоугольника от центра волюты: по вертикали вверх – 9 парт, вниз – 7 парт; по горизонтали дальше от оси колонны – 8 парт, ближе к оси – 6 парт. При весьма незначительном модуле допускается волюты изображать в форме квадрата со стороной, равной одному модулю (рис. 4,а).

Высота коринфской капители – 2 и1/3 модуля; 1/3 модуля приходится на абак и 2 модуля на остальную часть капители, имеющую сложную обработку в виде двух рядов листьев и вырастающих из них завитков. Ширина абака составляет три модуля. После откладывания в одну и другую сторону от оси по 11/2 модуля из зафиксированных точек проводят наклонные под углом 45° к оси колонны до пересечения с нижней линией абака, а затем продолжают их до соединения с верхом ствола колонны (рис. 4,б).

Рис.4Капители в массах: а) ионическая; б) коринфская

Переходя к построению антаблемента, необходимо помнить ПРАВИЛО НЕСВЕШИВАЕМОСТИ, состоящее в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних, т.е. на всяком изображении угловой колонны вертикальная линия угла антаблемента должна соответствовать продолжению очертания ствола колонны. Те архитектурные части, которые в силу особых причин имеют расширения кверху, не должны нести никакой нагрузки (свешивающаяся часть карниза).

Антаблемент состоит из трех частей: АРХИТРАВА, ФРИЗА И КАРНИЗА.

Архитрав – первая существенная часть антаблемента, представляющая собой горизонтальные балки, которыми перекрывают пространство между колоннами. В первых двух ордерах архитравы имеют очень простую форму и величина их равна 1 модулю. В ионическом ордере эта форма расчленена на три полосы и завершается профилем наверху. Соответственно увеличена высота архитрава – до 1 и 1/4 модуля.

В коринфском ордере архитрав подучил еще большее развитие и имеет высоту 1 и 1/2 модуля. Учитывая, что во всех ордерах в верхней части архитрава имеются выступающие элементы, условно при изображении этой части ордера в массах линия архитрава слегка расширяется кверху. Над архитравом помещается средняя часть антаблемента – фриз. Для всех четырех ордеров фриз показывается вертикальной линией, совпадающей с линией продолжения ствола колонны. Размер фриза выполняется по данным, приведенным в таблице 1.

Над фризом находится верхняя часть антаблемента – карниз.

Это одна из важнейших архитектурных форм, имеющая расширение кверху, которое объясняется особым назначением карнизной части ордера или здания. Если бы стена здания заканчивалась наверху гладко, без каких-либо выступающих частей и от неенепосредственно начиналась бы крыша, то пыль вместе с атмосферной влагой потекла бы с крыши по стенам здания. Во избежание этого в верхней части стены укладываются каменные плиты, выступающие вперед из плоскости стен, и от этих плит начинается крыша. Такие выступающие каменные плиты составляют СВЕШИВАЮЩУЮСЯ ЧАСТЬ КАРНИЗА (рис.5). Благодаря свешивающимся карнизным плитам вода с крыши течет по наружной вертикальной плоскости этих плит вниз, в некотором отдалении от стены. Однако вследствие свойства воды, часть жидкости, отдуваемая ветром, может попадать на стену. Чтобы этого не случилось – в нижней поверхности свешивающейся каменной плиты делается углубление. Капли воды, достигнув выемки в плите, подняться вверх не могут и как слезы капают вниз. Это сходство послужило поводом к тому, чтобы дать желобку в камне название СЛЕЗНИК, а сам камень назвать СЛЕЗНИКОВЫМ КАМНЕМ.

Рис.5 Элементы карниза

Стремление возможно больше выдвинуть вперед эту свешивающуюся часть и обеспечить ей равновесие привело к устройству уширения стены под слезниковыми камнями, которое получило название ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ЧАСТИ КАРНИЗА.

Для предохранения от подтеков воды, ярко освещенной солнцем наружной поверхности слезникового камня, часть кровли, находящаяся непосредственно на слезнике, выполняется в виде художественно обработанного желоба. Эта часть карниза называется ВЕНЧАЮЩЕЙ. Обычно она декорирована львиными головами и орнаментом.

Таким образом, карниз состоит из трех частей: поддерживающей, выступающей и венчающей. Величина каждой части карниза указана в таблице. При построении в массах вынос карниза условно принимается равным его ширине, так что самая выступающая точка определяется проведением наклонной линии под углом 45° от нижней части карниза. Средняя часть карниза выступает вперед, имея свес в виде горизонтальной прямой, составляющей нижнюю часть слезникового камня.

Изображение пьедесталов не представляет трудностей и подробно не описывается. Необходимо только помнить, что базы являются очень важными конструктивными частями ордера и ширина пьедестала должна равняться ширине нижней части базы колонны.

Изучив все четыре ордера в главных чертах или в массах, дальнейшее исследование их должно идти по пути рассмотрения отдельных деталей.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРА ПО ВИНЬОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ТОМСК - 2008


Поляков Е.Н. Архитектурные ордера по Виньоле: Методическое пособие. / Е.Н. Поляков – Томск: Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2008. – 124 с., табл. 8, ил. 77.

Рецензент: канд. арх., доцент Л.С. Романова

Редактор Т.С. Володина

Методическое пособие содержит сведения о четырех разновидностях архитектурных ордеров – тосканском, дорическом, ионическом и коринфском. Именно о них Джакомо Бароцци да Виньола в 1562 году написал трактат, который стал наглядным пособием для знатоков и почитателей античного искусства. Настоящее издание включает текстовой, иллюстративный и табличный материал об этих модульных системах. Здесь изложены правила графического построения частей и деталей ордеров, чертежи, таблицы, иллюстрации, терминологический словарь и список литературы по этой тематике.

Методическое пособие предназначено для студентов архитектурного факультета по специальностям 270301 («Архитектура»), 270302 («Дизайн архитектурной среды») и 270303 («Реставрация и реконструкция архитектурного наследия»).

Печатается по решению методического семинара кафедры теории и истории архитектуры № 4 от 9 марта 2008 года

Утверждено и введено в действие проректором по учебной работе В.М. Дзюбо

с 01.09.2008

Подписано в печать

Формат 60´90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс, печать офсет.

Уч.-изд. л. 1,9. Тираж 500 экз. Заказ №

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение ………………………………………………………………………………5

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………7

1.1. Ордерная система ……………………………………………………………. 7

1.2. Развитие ордера ………………………………………………………………7

1.3. Структура ордера ……………………………………………………………12

1.4. Архитектурные обломы (профили) ……………………………………….. 17

2.ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ …………………………………………………………. 18

2.1. Тосканский ордер …………………………………………………………… 22

2.2. Дорический ордер ……………………………………………………………31

2.3. Ионический ордер ……………………………………………………………47

2.4. Построение ионической волюты.………………………………………….. 57

2.5. Коринфский ордер ………………………………………………………….. 62

3. ПОСТРОЕНИЕ КОЛОННАДЫ …………………………………………………… 74

4. ПОСТРОЕНИЕ АРКАДЫ …………………………………………………………. 83

5. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОСТРОЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ОРДЕРА …………………... 96

5.1. Построение каннелюр …………………………………………………….. 96

5.2. Построение энтазиса колонны простого (тосканского,

дорического) ордера ……………………………………………………… 97

5.3. Построение энтазиса колонны сложного (ионического,

коринфского) ордера ………………………………………………………97

СЛОВАРЬ ………………………………………………………………………………100

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………… 123

ВВЕДЕНИЕ

Учебная работа «Архитектурные ордера по Виньоле» является одним из этапов совершенствования графического мастерства студентов-архитекторов младших курсов. Помимо этого учащиеся знакомятся с наиболее популярной системой построения архитектурных ордеров, разработанной в середине XVI века итальянским зодчим Джакомо Бароцци да Виньолой (1507–1573 гг.). Обретенные в процессе работы навыки помогут им лучше понять композиционные особенности классических памятников архитектуры.

Работа выполняется в карандаше, туши или в одной из компьютерных графических программ (по согласованию с консультантом) на подрамнике размером 50×75 см. В состав проекта входят следующие компоненты:

· название проекта на русском или латинском языке (например, «Архитектурные ордера по Виньоле»);

· сравнительный анализ четырех римских ордеров («Архитектурные ордера в массах»);

· детальное построение двух ордеров – простого (тосканский или дорический) и сложного (ионический или коринфский) в неполном или полном вариантах;

· наиболее характерная деталь одного из ордеров (фрагмент антаблемента, капитель, база колонны и т.п.);

· один-два варианта практического использования выбранных ордеров в аркадах и колоннадах (полный или неполный ордера).

Перед выполнением графической работы студенты сдают академический зачет по архитектурным ордерам, который предполагает знание терминологии ордеров и общих правил их построения.

При написании данной работы мы руководствовались, в первую очередь, оригиналом – трактатом Д.Б. да Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» .

По свидетельству писателя, его исследование ограничивалось «архитектурными украшениями» пяти древнеримских ордеров – тосканского, дорического, ионического, утыиского и сложного (композитного). Изучив и обмерив множество античных памятников, автор трактата пришел к заключению, что «те из них, которые по суждению большинства кажутся более красивыми и являют нашему взору большее изящество, обладают к тому же некими определенными и менее сложными числовыми отношениями и пропорциями; мало того, что каждое малейшее их членение измеряет большие членения, деля их на определенное количество частей, основанных на простых числах…» .

На основе этого заключения Виньола разработал собственную систему математического пропорционирования античных ордеров, руководствуясь «исключительно одной произвольной мерой, называемой модулем и разделяемой в каждом ордере на определенное количество частей». Автор знаменитого трактата особо подчеркивал, что написал его «исключительно для собственных надобностей, не вкладывая в него иных целей». Однако его простота и лаконичность пришлись по душе «многим господам, желающим научиться без особого труда понимать всю область искусства, относящуюся к этим украшениям». Поэтому труд Виньолы был переведен на многие европейские языки и превратился в общедоступную «шпаргалку» для многочисленных поклонников искусства итальянского Возрождения. Книга оказала огромное влияние на повседневную архитектурную практику Европы XVІІ – середины XІX веков.

Свой труд Виньола написал в 1562 году в Риме. Он посвятил его своему покровителю и постоянному заказчику – кардиналу Александро Фарнезе (1520–1589 гг.), внуку папы Павла Ш: «Я, Светлейший и Досточтимейший Господин мой, мог бы … преподнести Вам это уленькое сочинение с тем, чтобы оно … безбоязненно переходило из рук в руки, пре­бывая под сенью великого Вашего покровительства; … оно всецело принадлежит Вам, и так как я причастен ему не более, чем простой работник, мне остается, полагаясь на Вашу любез­ность и невзирая на малость сего плода, только почтительнейше передать его Вам, уповая на то, что великий Господь принимает наши низкие труды и воздает за них как за великие, только бы они проистекали из великого рвения и чи­стоты душевных побуждений, и что земные владыки, как бы ничтожно ни было растение, обретаемое в их вертоградах, все же, хотя и не равняя его с более благородными, невзначай полюбят и его, ради его своеобразия…»

Для своего «господина и особливого покровителя» архитектор выполнил проект загородного дворца с круглым двором, в котором была апробирована новая система пропорционирования архитектурных элементов (рис. 1).

Рис. 1. Проект дворца кардинала А. Фарнезе Канчеллериа, сер. XVI в. (автор – Д.Б. да Виньола):

а – общий вид с разрезом; б – портал главного входа

По мнению А.Г. Габричевского, «Правило пяти ордеров» нельзя считать ни учебным пособием, ни, тем более, руководством для проектирования, поскольку Виньола рассматривает ордер как совершенно абстрактную математическую систему, никак не учитывающую ни абсолютных размеров зданий, ни перспективных искажений, неизбежно возникающих при увеличении размеров построек: «Не мог же он считать, что эти пропорции пригодны для любой абсолютной величины и что их можно механически увеличивать или уменьшать, не искажая их смысла…» . В то же время ни один архитектор не может пройти мимо трактата Виньолы, если он хочет понять историю классического наследия в европейской архитектуре, начиная от эпохи Возрождения и до наших дней.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Ордерная система

Архитектурный ордер (от фр. Ordre система, строй, порядок ) – художественно

осмысленная система пропорциональной взаимосвязи несущих и несомых элементов

стоечно-балочной конструкции

Ордерная система впервые встречается в зодчестве Древней Греции VІІ века до нашей эры. До этого времени в истории архитектуры были известны те или иные формы стоечно-балочной системы (Древний Египет, ахеменидский Иран, Сирия и др.), основу которой составляли стойки (столбы, колонны) и балки , несущие тяжесть перекрытия (рис. 2).

Рис. 2. Гипостильный зал храма Исиды на острове Филэ, II в. до н.э. (а);

реконструкция ахеменидского дворца (ападаны), VI в. до н.э. (б)

В зодчестве Древней Греции и Рима были обнаружены математические закономерности в размерных соотношениях элементов этой стоечно-балочной системы, найдены художественно выразительные формы, соответствующие этой конструкции, сложились универсальные приемы ее практической реализации в различных постройках.

В культовой аръхитектуре классической Греции (V–IV вв. до н.э.) эта конструктивная схема была художественно обработана до такой степени, что превратилась в универсальный архитектурный «модуль», равно пригодный для использования в зданиях самого различного назначения (рис. 3).


Рис. 3. Дорический ордер. Антаблемент Парфенона (зодчие Иктин и Калликрат, V в. до н.э.):

а – вариант реконструкции; б –современное состояние

Развитие ордера

Развитие ордера шло по пути усовершенствования и усложнения пропорций его частей и их архитектурно-декоративной обработки. В античном зодчестве Греции сложились основные варианты ордеров – дорический , ионический и коринфский .

Рис. 4. Тосканский ордер. Храм в Орвьето (V в. до н.э.). Реконструкция

В античном Риме, наряду с греческими образцами, широко использовались новые разновидности ордеров – тосканский (храм в Орвьето, нач. V в. до н.э.) (рис. 4) и композитный (триумфальная арка императора Тита, I век) (рис. 5).

Рис. 5. Композитный ордер. Триумфальная арка императора Тита в Риме (I век):

а – общий вид (современное состояние); б – капитель

Ордерные системы на протяжении длительного периода сохраняли ведущую композиционную роль и широко варьировались в архитектуре различных эпох и стилей (ренессанс, барокко, классицизм, неоклассицизм, советский классицизм и др.). Традиции ордера в своеобразных интерпретациях используются и в современной архитектурной практике (индустриальный классицизм, постмодернизм и др.).

Широкое распространение ордер получил в архитектуре итальянского Возрождения (Ренессанса). Наследие античности в Италии практически никогда не забывалось, даже в романскую эпоху и эпоху готики. А во времена Возрождения античные традиции стали особо популярны. Этому способствовали найденные в конце ХV в. книги римского зодчего Витрувия, жившего во второй половине I века до н.э. В своих трудах он изложил основы теории архитектурных ордеров. В них даны правила построения ордеров, используя в качестве размерного модуля нижний диаметр колонны.

Трактаты Витрувия тщательно изучаются в ХV–ХVI вв. и на их основе создаются трактаты С. Серлио, В. Скамоцци, Л.Б. Альберти, А. Палладио, Д.Б. да Виньолы. Все они начинали свое архитектурные образование с обмеров и раскопок античных построек, и это нашло отражение в их литературном наследии.

Однако наиболее доступным для понимания и вследствие этого наиболее привлекательным для архитекторов стал трактат Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры». Не менее популярной теоретической работой были и «Четыре книги об архитектуре» Андреа Палладио. Эти два исследования, основанные на тщательном изучении античности, послужили теоретической базой для многих архитектурных произведений. В этих методических указаниях нами будут рассмотрены лишь архитектурные ордера, описанные и изученные Д.Б. да Виньолой.

Существуют четыре основные разновидности ордера. Это тосканский, дорический, ионический и коринфский. Все они в той или иной мере отличаются друг от друга степенью архитектурно-декоративной проработки. Пятый тип ордера – композитный («сложный») – принято считать составным из ионического и коринфского ордеров (рис. 6).

Рис. 6. Пять ордеров из трактата Виньолы (лист III)

Структура ордера

Архитектурный ордер состоит из трех частей: главная часть ордера – колонна , вторая часть, расположенная под колонной, – пьедестал , третья часть, расположенная над колонной, – антаблемент .

Ордера подразделяются на полные и неполные.

Полный ордер состоит из 19 частей, из которых 4 части приходятся на пьедестал, 12 частей – на колонну и 3 части – на антаблемент (рис. 7, а).

Неполный ордер состоит из 5 частей, из которых 4 части приходятся на колонну и 1 часть – на антаблемент (рис. 7, б). Пьедестал является частью, которую можно исключить из ордера, все же остальные части являются обязательными.

Рис. 7. Основные варианты архитектурного ордера: а – полный; б – неполный

Примеры практического использования полного и неполного архитектурных ордеров показаны на фотографиях, приведенных ниже.

1.3.1. Антаблемент – верхняя несомая (поддерживаемая) часть архитектурного ордера. Он состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза.

Архитрав – нижняя часть антаблемента, его основная несущая часть. Он состоит из каменных блоков, которые перекрывают пролет между колоннами.

Фриз – среднее членение антаблемента, которое представляет собой широкий пояс, на котором, как правило, размещаются декоративные панно, рельефные или горельефные изображения.

Карниз – верхняя часть антаблемента. Во всех ордерах он имеет три части: поддерживающую, свешивающуюся и венчающую. Свешивающаяся часть карниза имеет слезниковый камень или слезник , на нижней поверхности которого имеется особая выемка («съемцы»), служащая для отвода дождевой воды от здания.

1.3.2. Колонна – несущий элемент ордера (или средняя его часть) также имеет три основные составляющие: база колонны, фуст (или ствол, стержень) и капитель.

База колонны (греч. подножие ) – нижняя часть колонны, образующая основание для ее ствола. База имеет три части – полочка, тор (или вал) и плинт. Плинт представляет собой квадратную в плане плиту, а тор – круглую, с закругленными концами.

Фуст колонны представляет собой круглый столб, несколько утоняющийся кверху (с 1/3 части высоты колонны). Это утонение колонны, идущее по слабо выпуклой кривой, называется энтазисом . Во всех канонических ордерах, кроме тосканского, фуст обрабатывается вертикальными, криволинейными в горизонтальном сечении углублениями, которые называются каннелюрами .

Капитель колонны (лат. Голова ) завершает фуст. Она служит переходным элементом от ствола (вертикальной опоры) к антаблементу (горизонтальной несомой части).

Верхняя часть капители – абак или абака (греч. доска ) – квадратная плита, непосредственно распределяющая нагрузку балок на колонны. Под нею расположена круглая в плане часть в виде четвертного вала (см. раздел 1.4. Архитектурные обломы), которая носит нетривиальное название – эхин (греч. ёж ). Под эхином помещается шейка , представляющая, в сущности, продолжение стержня колонны, но отделенная от нее небольшим профилем.

1.3.3. Пьедестал – поддерживающий элемент ордера (или нижняя его часть) состоит из 3 частей: цоколя , стула и карниза пьедестала. Цоколь иногда называют базой или плинтом пьедестала.

Все составные части и элементы архитектурного ордера приведены на рис. 8.

Рис. 8. Структура и составные части ордера

ПОСТРОЕНИЕ ОРДЕРОВ

Все размеры в ордерах определяются с помощью модуля . У Виньолы модуль равен нижнему радиусу колонны и делится в простых ордерах на 12 парт (частей), а в сложных – на 18 парт.

Существует очень важное правило в построении архитектурных ордеров – правило несвешиваемости . Оно заключается в том, что верхние части архитектурных элементов не должны быть шире нижних. Если верхняя часть имеет книзу расширение в виде базы, то ширина нижней части под ней должна быть одинакова с шириной этой базы. Карнизы и капители не должны принимать на свои выступающие части какие бы то ни было нагрузки. То есть ширина пьедестала под колонной должна равняться ширине нижней части базы колонны; ширина архитравных камней должна быть точно равна верхнему диаметру ствола колонны, вовсе не обременяя свеса капители.

Все основные размеры ордеров по Виньоле в партах даны в таблице 1.

На рис. 10–11 представлена составная часть курсовой работы – «Ордера в массах». Один из этих вариантов («с одинаковым размером модуля» или «с одинаковой высотой ордера») выносится на планшет.

Рис. 10. Ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)

Рис. 11. Ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)

Тосканский ордер

Родиной тосканского ордера является Этрурия (современная провинция Тоскана в Северной Италии). Здесь он сложился в VI–IV вв. до н.э. По свидетельству Витрувия, колонна тосканского ордера характеризуется гладким, резко сужающимся кверху стволом на грубой круглой базе. Ствол завершается «распластанным» эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой «нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны». Еще древние римляне считали, что тосканские колонны «должны быть в нижней части толщиной в седьмую часть их высоты, а высота должна равняться третьей части священного участка…» .

Этот ордер наиболее простой по своим деталям и формам, но в то же время наиболее тяжелый по пропорциям. Поэтому в некоторых литературных источниках он ассоциируется с образом старика (рис. 12).

Рис. 12. Статуя Юпитера-Фульгуратора (а); деталь тосканского ордера по Н.И. Брунову (б)

На рис. 13–18 приведены основные детали тосканского ордера, которые требуется изобразить на планшете, – антаблемент, капитель, база колонны, пьедестал.

В таблице 2 приведены основные размеры профилей тосканского ордера в партах. Размеры выступов даны от оси колонны. Для удобства образного восприятия они записаны сверху вниз – от верха карниза антаблемента к базе пьедестала.

Рис. 13. Антаблемент и капитель тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIII)

Рис. 14. Тосканский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 15. Тосканский ордер: антаблемент, капитель

Рис. 16. База колонны и пьедестал тосканского ордера из трактата Виньолы (лист VIIII)

Рис. 17. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал

Рис. 18. Тосканский ордер: база колонны, пьедестал

Таблица 2

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. Антаблемент
1.1. Карниз антаблемента
Четвертной вал 27,5-23,5
Валик
Полочка 0,5 23,5
Выкружка 23,5-22,5
Слезник 22,5
Полочка 0,5
Каблук 13,75–9,75
1.2. Фриз 9,5
1.3. Архитрав
Полочка 11,5
Выкружка 11,5–9,5
Пояс 9,5
2. Колонна
2.1. Капитель
Полочка 14,5
Выкружка 14,5–13,5
Абака (слезник) 13,5
Четвертной вал (эхин) 13,25–10,5
Полочка 10,5
Шейка 9,5
2.2. Стержень (фуст)
Валик
Полочка 0,5 10,5
Выкружка 10,5–9,5
Стержень 9,5–12
Выкружка 1,5 12-13,5
2.3. База колонны
Полочка 13,5
Вал 16,5
Плинт 16,5
3. Пьедестал
3.1. Карниз пьедестала
Полочка 20,5
Каблук 20–17
3.2. Стул
Стул 16,5
Выкружка 16,5–18,5
3.3. База пьедестала
Полочка 18,5
Плинт (цоколь) 20,5

Неполный ордер 210 –

Полный ордер266 –

Рис. 19. Реконструкция этрусского храма-ареостиля (по Витрувию)

– классический пример этрусского ордера

Дорический ордер

Вторая разновидность простого ордера. О его происхождении Витрувий пишет следующее: «Прежде всего они (греки) построили храм Аполлону Панионийскому…. Когда они хотели расставлять в этом храме колонны и, не зная их соразмерности, искали способов, как добиться того, чтобы колонны и для несения тяжести были приспособлены и на вид сохраняли безупречную изящность, они вымерили след мужской ноги и стали откладывать эту меру в высоту человека. Найдя, что размер ноги составляет шестую часть высоты человека, они перенесли эту пропорцию на колонну и размер толщины стержня у его основания шесть раз отложили в высоту, включив сюда и капитель. Так дорическая колонна стала представлять в зданиях пропорцию, крепость и красоту мужского тела…» (рис. 20).

Рис. 20. Уподобление дорической колонны мужскому телу: а – Критиев эфеб (Музей Акрополя, Афины); б – дорическая колонна Пропилей (Афинский акрополь)

Ко времени Виньолы дорический ордер стал гораздо изящнее – высота колонны выросла до восьми диаметров. Появились две разновидности ордера – зубчатый и модульонный. Они имеют небольшие отличия в строении карниза и капители. В отличие от «аскетичного» тосканского ордера здесь появились дополнительные украшения и детали – каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы и т.п. Подробнее о них прочитайте в «Словаре».

В таблицах 3 и 4 приведены размеры модульонного и зубчатого ордеров по Виньоле в партах. Размеры выступов взяты от оси колонны. Для удобства образного восприятия размеры записаны сверху вниз – от карниза антаблемента до базы пьедестала.

Таблица 3

Таблица 4

Дорический зубчатый ордер

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. АНТАБЛЕМЕНТ
1.1. Карниз антаблемента
Полочка
Выкружка 34–31
Полочка 0,5 30,5
Каблучок 1,5 30–29
Слезник 28,5
Полочка 0,5 15,5
Зубчики
Полочка 0,5
Каблучок 12,5–11,5
Капитель триглифа
1.2. Триглиф 10(+0,5)
1.3. Архитрав
Полочка 11,5
Регула 0,5
Капельки (уты) 1,5 11–10,5
Пояс 8(10-2)
2.1. Капитель
Полочка 0,5 15,5
Каблук 15,25–14,25
Абака 2,5
Четвертной вал 2,5 13,75–11,5
Верхняя полочка 0,5 11,5
Средняя полочка 0,5
Нижняя полочка 0,5 10,5
Выкружка 0,5 10,5–10
Шейка 3,5

Вся иллюстративная часть по зубчатому дорическому ордеру приведена на рис. 28–31. Здесь можно познакомиться с антаблементом и верхней частью колонны этой разновидности ордера, а на рис. 32 – с основными разновидностями зубчиков, встречающимися в дорическом, ионическом и коринфском ордерах.

Рис. 28. Антаблемент и капитель зубчатого дорического ордера из трактата Виньолы (лист XIII)

Рис. 29. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель, плафон)

Рис. 30. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель)

Рис. 31. Зубчатый дорический ордер (антаблемент, плафон)

Рис. 32. Зубчики (дентикулы): а – дорический ордер; б – ионический ордер; в – коринфский ордер

Ионический ордер

Первая разновидность сложного ордера. О его происхождении Витрувий в своей книге «Об архитектуре» пишет следующее: «Впоследствии они (греки) построили в честь Дианы храм нового ордера; при этом, изыскивая его внешнее отличие, они путем таких же заимствований (от человека) придали ему грациозность женщины: прежде всего толщину колонны они сделали в восьмую часть её высоты, чтобы она была на вид более высокой. В основание колонны они положили вместо подошвы (подножия) базис; на капители они приделали с правой и с левой стороны завитки, свисающие, как на прическе завитые кудри; лицевую сторону они украсили расположенными наподобие волн волнообразным резным украшением (киматием) и свисающими фестонами, а по всему стволу колонны спустили каннелюры, словно складки на столах (одеяниях), носимых женщинами. Таким образом, они изобрели два различных типа колонны: одну – по виду похожую на обнаженного мужчину, другую – по своему украшению и соразмерности напоминающую изящную женщину…» .

Автор ионического ордера известен. Это зодчий Херсифрон, создатель третьего «чуда света» – храма Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э.). Греки провозгласили этот храм «началом рождения нового (ионического) стиля» (рис. 33, рис. 34).

Рис. 33. Храм Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э. – IV в. до н.э.). Реконструкция

У Виньолы этот ордер стал более утонченным по сравнению со своим античным прототипом. Диаметр колонны составляет 1/9 её высоты.

В таблице 5 приведены основные размеры профилей ионического ордера (их высота и выступы от оси колонны).

С иллюстрациями по ионическому ордеру можно ознакомиться на рис. 35–37 (антаблемент, капитель) и на рис.38–40 (база колонны, пьедестал ионического ордера).

Рис. 34. Храм Артемиды в Эфесе (сер. VI в. до н.э. – IV в. до н.э.). Фрагменты

Ионический ордер Таблица 5

Профили Высота в партах Выступ от оси в партах
1. АНТАБЛЕМЕНТ
1.1. Карниз антаблемента 31,5
Полочка 1,5
Гусёк 46–41
Полочка 0,5
Каблучок 40,5–39
Слезник 38,5
Четвертной вал 28,5–24,5
Валик
Полочка 0,5 24,5
Зубчики
Полочка
Каблучок 19,5–15,5
1.2. Фриз (зоофор)
1.3. Архитрав 22,5
Полочка 1,5
Каблук 19–17
Верхняя полоса 7,5 16,5
Средняя полоса 15,75
Нижняя полоса 4,5
2. КОЛОННА
2.1. Капитель
Полочка
Каблук 19,5–17,75
Полочка 17,5
Канал волюты
Четвертной вал 22–17
2.2. Стержень (фуст)
Валик
Полочка
Верхняя выкружка 17–15
Стержень 15–19,33–18
Нижняя выкружка 1,5 18–20
Полочка 1,5
2.3. База колонны
Вал
Полочка 0,25 20,5
Скоция 20,5–22
Полочка 0,25 22,5
Валик
Валик
Полочка 0,25 22,5
Скоция 22,5–24
Полочка 0,25 24,5
Плинт
3. ПЬЕДЕСТАЛ
3.1. Карниз пьедестала
Полочка 0,66
Каблучок 1,33 34,5–33,5
Слезник
Четвертной вал 29,5–26,75
Валик 27,5
3.2. Стул пьедестала
Полочка 26,5
Выкружка 1,25 26–25
Стул 84,75
Выкружка 25–26
Полочка 26,5
3.3. Стул пьедестала
Валик 1,33 27,5
Гусёк обратный 27–32,5
Полочка 0,66 32,5
Плинт

Неполный ордер 405 –

Полный ордер 513 –

Рис. 35. Антаблемент и капитель ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

Рис. 36. Ионический ордер (антаблемент, капитель)

Рис. 37. Ионический ордер (фрагменты антаблемента и плафона)

Рис. 38. База колонны и пьедестал ионического ордера из трактата Виньолы (лист XVIIII)

Рис. 39. База колонны, пьедестал ионического ордера

Рис. 40. База колонны, пьедестал ионического ордера

Коринфский ордер

Наиболее сложный, стройный и легкий из ордеров по пропорциям.

О его происхождении легенда гласит следующее: «Третий ордер, так называемый коринфский, создан в подражание девичьей грациозности, так как его более изящные, чем в других ордерах, украшения производят впечатление нежности девы, обладающей, благодаря молодости лет, грациозными членами…. А создание этой капители, как рассказывают, произошло вот при каких обстоятельствах. Одна коринфская гражданка, девица, уже вполне достигшая брачного возраста, тяжело заболела и умерла. После похорон ее кормилица собрала и сложила в корзину те безделушки, которые доставляли удовольствие этой девице при жизни, отнесла к памятнику, положила их на верху его и, чтобы эти вещицы оставались как можно дольше под открытым небом, покрыла их крышкой. Эта корзина случайно была поставлена над корнем аканфа (аканта). К весне находящийся посередине корень аканфа, придавленный тяжестью, пустил листья и стебельки, а стебельки, растя по бокам корзины, придавленные на углах крышки силой ее тяжести, волей-неволей должны были делать по краям изгибы и завитки. Как-то проходил мимо этого памятника Каллимах, прозванный афинянами за изящество и тонкость своей работы по мрамору «искусником». Он заметил эту корзину и вокруг нее нежные, молоденькие листья; умиленный особенностью и новизной этой формы, он по этому образцу сделал колонны у коринфян и в сооружении зданий установил пропорции коринфского ордера…» .

Впервые коринфская колонна была применена в храме Аполлона в Бассах (область Фегалия, Пелопоннес – ок. 430 г. до н.э., зодчий Иктин) (рис. 44, рис. 45).

Рис. 44. Святилище храма Аполлона в Бассах (зодчий Иктин, 430 г. до н.э.). Современное состояние

Дальнейшее развитие этот ордер получил в архитектуре Древней Греции переходного и эллинистического периодов, в зодчестве Древнего Рима (рис. 46-47).

Для выполнения задания необходимо выбрать один из ордеров. Обязательные элементы чертежа необходимо закомпоновать на листе, используя приемы композиции архитектурного чертежа (все используемые элементы должны принадлежать одному ордеру). Работа выполняется карандашом и чертежными инструментами.

Основная задача: верно передать все детали, их пропорции и взаиморасположение элементов, пространственное взаиморасположение с помощью линейной графики.

Работа выполняется на подрамнике размером 55 * 75 см.

На подрамнике необходимо закомпоновать:

1. Полный ордер с интерколумнием.

2. Часть ордера.

3. Профиль ордера (обломы).

4. Название ордера.

5. Детали.

Порядок выполнения задания

1. Работа с аналогами, изучение правил построения ордера.

2. Выбор масштабов изображения.

3. Компоновка чертежей на подрамнике. Утверждение композиции листа.

4. Выполнение всего объема работы (основных проекций и деталей) в тонких линиях карандашом и инструментами.

5. Выявление планов. Обводка чертежей. Проработка деталей.

6. Завершение работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила пяти ордеров. Виньола. - М.: Издательство Академии архитектуры, 1940. - 186 с.

2. Витрувий. Десять книг об архитектуре. - М.: Издательство Академии архитектуры, 1936. - 255 с.

3. Основы архитектурной композиции. Иконников А. В., Степанов Г. П. -М.: Искусство, 1971. - 223 с.

4. Михалковский И. Б. Теория классических архитектурных форм. - М.: Высшая школа, 1940. - 240 с.

5. Палладио. Четыре книги об архитектуре. - М.: Издательство академии архитектуры, 1936. - 142 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ОБРАЗЦЫ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТАБЛИЦЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРДЕРОВ

Построение ордера в массах

Виды ордеров

а) Дорический ордер

б) Тосканский ордер

в) Ионический ордер

г) Коринфский ордер

д) Композитный ордер

Состав ордеров




Архитектурные ордеры в массах

Сравнительный анализ дорических, ионических и коринфских ордеров в греческой и римской архитектуре

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРЫ И НАИМЕНОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ АРХИТЕКТУРНОГО ЛЕПНОГО ДЕКОРА

АРХИТЕКТУРНЫЕ ОРДЕРЫ

Пропорции полного ордера следующие: если по высоте его разделить на 19 равных частей, то высота пьедестала составит четыре части, колонны - 12 частей и антаблемента - три части. Неполный ордер делят на пять частей: четыре части - колонна, одна часть -антаблемент (архитрав, фриз, карниз).

В зависимости от формы различают архитектурные ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский. Кроме перечисленных, ордеров существует композитный ордер, имеющий дополнения, отсутствующие в классическом ордере (маски, грифоны, гирлянды и т.п.) на капителях колонн.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском - на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П. Стержни колонн всех ордеров - круглые.

Тосканский ордер имеет массивные части. Колонна гладкая, высота ее равна 7 нижним диаметрам, или 14 модулям. На 1/3 высоты колонна ровная, а выше - утоняется до капители на 1/5 нижнего диаметра. Колонна завершается простой круглой капителью. Фриз и архитрав - гладкие. Такой ордер чаще отделывают полностью штукатуры, иногда капитель готовят лепщики и устанавливают ее после отделки колонны.

Дорический ордер менее массивный, чем тосканский. Колонна на высоту, равную 8 диаметрам, или 16 модулям, бывает гладкой или с 20 каннелюрами (желобками). Каннелюры разделяются между собой острыми усенками, закругленными вверху и внизу. Глубина каннелюр определяется проектом. На l/3 высоты колонна имеет постоянное сечение, выше она утоняется на 1/6 нижнего диаметра. Колонна венчается капителью с более мелкими архитектурными обломами, чем у тосканской капители. Архитрав - гладкий в основе, вверху имеет полочку с расположенными внизу каплями. На гладком фризе расположены триглифы - три ровные полосы, разделенные между собой треугольными выемками. Впадины между триглифами называются методами. Они бывают гладкими или с изображениями, выполненными из различных материалов. Под карнизом делают украшения в виде зубчиков, сухариков и модульонов. Такие ордера или полностью выполняются штукатурами, или триглифы, сухарики и модульоны, а иногда и капители выполняют лепщики.

Тосканский ордер

Дорический ордер

Ионический ордер имеет также сужающуюся кверху колонну. По высоте она равняется 9 диаметрам, или 18 модулям. По стволу проходят 24 каннелюры более глубокие, чем у дорической колонны. Они разделены между собой дорожками или лентами. Внизу каннелюры срезаются под прямым углом, а вверху полуокружностью. Капитель - сложная с завитками или волютами и иониками. Антаблемент ордера состоит из гладкого архитрава стремя горизонтальными уступами. Над верхним уступом расположена полка, а под ним рельефный орнамент. Фриз бывает гладкий или с рельефными изображениями. Карниз гладкий, и только под полкой расположены сухарики с бусами. Капитель и весь орнамент выполняют лепщики, остальное - штукатуры.

Коринфский ордер имеет сложные капитель и пьедестал. Стержень колонны равен 10 диаметрам, или 20 модулям. По колонне проходят 24 каннелюры, разделенные между собой дорожками, которые вверху и внизу заканчиваются полуокружностями. Капитель состоит из 16 волют, поддерживаемых двумя рядами акантовых листьев. Антаблемент имеет модульоны, которые расположены под слезником на некотором расстоянии друг от друга. Фриз ордера - гладкая плоскость, над которой располагается орнамент. Венчающий карниз сходен с ионическим. Все рельефные части ордера выполняются лепщиком, остальное - штукатурами.

Вместо круглых колонн часто устраивают квадратные, ровные или уменьшающиеся на конус. Такие колонны делают с капителью или без нее. Пилястры (половина колонны, выступающая из стены) чаща всего имеют вверху капитель. Пилястры бывают гладкие или с каннелюрами. Иногда делают рустованные колонны, т.е. о «дотацией каменной кладки.

В зависимости от формы колонн и отделки их оштукатуривают, разравнивая раствор правилом, полутерком или малкой с энтазисом.

Ионический ордер

Коринфский ордер

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АБАКА, АБАК - верхняя плита капители, квадратная либо прямоугольная в плане с гладкой или профилированной лицевой поверхностью.

АКАНТ, АКАНФ - скульптурное стилизованное изображение листьев растения удлиненной формы с глубоко прорезанными прожилками, оканчивающимися завитками, собранными в виде розетки. Часто встречающийся декоративный элемент коринфских капителей, архитектурных вставок.

АКРОТЕРИЙ - скульптурное украшение на углах фронтона в форме вьющихся растений, пальметт (или символических фигур зверей).

АНТАБЛЕМЕНТ - верхний горизонтальный элемент встречно-балочной конструкции, состоящий из архитрава, фриза и карниза.

АРХИТЕКТУРНАЯ ВСТАВКА- объемная орнаментальная или сюжетная лепная композиция квадратной, прямоугольной, или овальной формы, расположенная в простенках внутри или снаружи здания.

АРАБЕСКА - (гротеск), насыщенный и сложный геометрический орнамент, основанный на прихотливом переплетении растительных мотивов, включающих надпись, порезки, изображения животных и людей.

АРХИВОЛЬТ - архитектурное профилированное обрамление арки, выделяющее дугу арки из плоскости стены (арочный карниз).

АСТРАГАЛ - архитектурный облом в виде валика или выкружки, иногда даже в виде нитки бус; валик, отграничивающий капитель от ствола колонны.

АТЛАНТ - (теламон), вертикальная опора архитектурного элемента в виде мужской фигуры.

БАЗА - нижняя опорная часть колонны или пилястры, профилированная или плоская.

БАЛЯСИНА - невысокий фигурный столбик, поддерживающий перила лестниц, балконов и пр., гладкий, профилированный или орнаментованный.

БУСЫ - геометрическое украшение карнизов, тяг и других элементов в виде чередующихся шариков, тарелочек и округлых вытянутых элементов.

ВАЗА - декоративный лепной элемент с гладкой или орнаментированной поверхностью, с ручками, или без них, в виде вазы, чаши, амфоры (вазы удлиненной формы); устанавливается на пьедестале, на карнизах фасадов домов, в помещениях, на столбах оград и т.п.

ВАЛ - (валик), архитектурный облом, очерченный по полуокружности, иногда неправильной геометрической формы.

ВЕНОК - скульптурный орнамент, прямолинейный или в форме круга, часто в виде растительных элементов; иногда перехвачен - лентами.

ВОЛЮТА - декоративная орнаментальная деталь в форме одного или двух завитков. Входит в состав капителей колонн или обрамлений порталов, окон и картушей.

ВЫКРУЖКА - архитектурный облом в форме вогнутой части окружности или отрезка кривой.

ГЕРМА - четырехгранная расширяющаяся кверху колонна, завершающаяся бюстом.

ГИРЛЯНДА - (фестон), волнообразный орнамент в виде цветов и листьев, перевязанных лентами, иногда сочетающийся с розетками.

ГОРОХ - геометрическое украшение погонных деталей в виде длинного ряда шариков.

ГРИФОН - лепной декоративный элемент, изображающий фантастическое существо с телом льва, головой и крыльями орла.

ГУСЕК - архитектурный облом с очертанием, составленным из двух дуг окружностей, соединенных в виде буквы Г.

ДЕНТИКУЛЫ - ряд зубчиков, сухариков в карнизах ионического и коринфского ордеров.

ЗАМОК, ЗАМКОВОЙ КАМЕНЬ - декоративное оформление центральной части арки, портала, оконного обрамления; может встречаться на абаках капителей.

ИМПОСТ - верхний декоративный камень (архитектурная деталь), устанавливаемый поверх колонны, столба или участка стены; служит опорой для арки или балки; перекладина над оконными или дверными арочными створками.

ИОНИКИ, ОВЫ - орнамент из ряда яйцеобразных деталей, чередующихся с листьями и стрелками; часто используется на валиках карнизов и на капителях ионического и коринфского ордеров.

КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры, а также горизонтальные желобки на валах ионических баз.

КАПИТЕЛЬ - венчающая часть колонны, пилястры, столба; архитектурно обработана в соответствии с характером того или иного ордера. "Тосканская" и "дорическая" не имеют волют. "Ионическая" снабжена двумя крупными завитками-волютами по бокам, "коринфская" - маленькими волютами, замком и мощными акантовыми листьями; "композитная" - сложная, с различными элементами.

КАПЛИ, ГУТТЫ - декоративное украшение в виде ряда маленьких усеченных конусов или цилиндров на нижней поверхности и полочках дорического антаблемента.

КАРИАТИДА - (кора, канефора), вертикальная опора архитектурного элемента в виде женской фигуры (носительницы корзины).

КАРТУШ - декоративное оформление вензеля, надписи или эмблемы в вида обрамленного щита, свитка, раковины и т.п. (часто встречающееся в тимпанах фронтонов зданий, на арках, над порталами, а также на надгробных плитах).

КЕССОН - углубленная поверхность потолка или свода, обычно с профилированными стенками, имеющими форму квадрата или другой геометрической фигуры. В центре кессонов часто укрепляются розетки.

КОЛОННА - архитектурно обработанный, обычно круглый в сечении столб, основными частями которого в основном являются ствол, база и капитель.

КРОНШТЕЙН, КОНСОЛЬ - архитектурно-декоративный элемент, выступающий из стены и выполняющий функции опоры для балконов, порталов, карнизов, скульптуры. Часто очень сильно орнаментованный.

МАСКАРОН - декоративный рельеф в виде лица человека или головы животного; часто окаймлен сложным орнаментом.

МАСКА - объемное гротескное изображение головы человека, либо мифического существа, или животного, обычно на замковом камне.

МЕАНДР - геометрический орнамент в виде лентообразной ломаной линии (т.н. бегущая волна).

МЕДАЛЬОН - декоративное изображение, заключенное в круглую или овальную рамку.

МОДУЛЬОН - архитектурная деталь в виде консоли (кронштейна), поддерживающая выносную плиту карниза.

ОБЛОМ - элементарный архитектурный профиль (полка, валик, гусек, выкружка и т.д.).

ОРДЕР - (порядок, строй), определенная архитектурно-художественная система стоечной-балочной конструкции, созданная в Древней Греции и получившая затем широкое развитие в классической архитектуре. Основные ордера: дорический, тосканский, ионический, коринфский и композитный.

ПАЛЬМЕТТА - архитектурное украшение в виде веерообразного растительного орнамента.

ПИЛЯСТРА - (колонна, столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Имеет те же части и пропорции, что и колонка, обычно без утолщения в средней части - энтазиса.

ПИНАКЛИ - (фиалы), декоративные остроконечные пирамидки или вазы на завершающих архитектурных деталях.

ПЛАФОН - декоративный потолок, украшенный живописью и лепниной.

ПОРЕЗКА - орнаментальное украшение карнизов, тяг и др. деталей лепного декора в виде ритмического рисунка (бусы, ионики, капли, меандры и др.).

ПЛЕТЕНКА - плетеный орнамент (порезка) для украшения вала на базах колонн и других деталей.

ПОРТАЛ - архитектурно оформленное обрамление входов в здание, дверных проемов.

РАППОРТ - повторяющееся изображение основного элемента рисунка (по аналогии с обоями, коврами и т.п.).

РОЗЕТКА - декоративный элемент в виде цветка, круга, составленный из цветочных лепестков различной величины и геометрической формы.

РОКАЙЛЬ - орнаментальный мотив в виде хрупкой, тонко расчлененной раковины или ее осколков; характерен для стиля рококо.

САНДРИК - небольшой карниз (или фронтон) над дверью или окном. Иногда опирается на два кронштейна.

СУХАРИК - кубический элемент декора карниза и других погонных деталей.

СКОЦИЯ - архитектурный облом вогнутого очертания из двух дуг различного радиуса (выкружка, астрагал).

ТИМПАН - внутреннее поле фронтона; занятый окном или скульптурой кусок стены под аркой; декоративный элемент убранства стен в интерьере в виде небольшого фронтона различной формы.

ТРОФЕЙ - декоративный элемент в виде сгруппированного оружия, как символа победы.

ФРИЗ - средняя часть (полоса) антаблемента; ленточный орнамент с живописью или лепниной, окаймляющий верх стены в интерьере.

ЭМБЛЕМА - декоративная композиция или изображение какого-либо предмета как символа, выражающего идею, понятие.

ЭНТАЗИС - утолщение ствола колонны в средней его части (обычно на 1/3 ее высоты), создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

ЭХИН - средняя часть капители колонны дорического ордера; круглая в плане, с выпуклым криволинейным профилем.

Тосканский ордер.

Тосканский ордер, один из пяти римских архитектурных ордеров. Название связано с архитектурой этрусков (тусков). В греческой системе ордеров отсутствует, хотя похож на более простой в деталях греческий дорический ордер, с которым его сближают формы и пропорции.





Тосканский ордер является архаической разновидностью ордера дорического.
Тосканский ордер имеет следующие особенности:
- капитель. По форме капитель дополняется перехватом (выемкой, шейкой).
- антаблемент. Состоит из двух деревянных балок, лежащих рядом.
- крыша. Выполняет роль карниза. Сильно свешивается в виде навеса.
В тосканском ордере отсутствует фриз и каннелюра.



Фриз тосканского ордера лишен триглифов и метоп. Отсутствуют мутулы под выносной плитой карниза.

Стволы колонн, обладающие большей толщиной, чем дорические - гладкие, без каннелюр. Предельно простые базы состоят только из плинта и торуса. Высота колонны обычно соответствовала семи ее нижним диаметрам.





Правила построения ордера изложены у Витрувия в его трактате Об архитектуре, 1 в. до н.э. Внешне постройки тосканского ордера выглядели прочными и внушительными, поэтому символизировали физическую мощь и силу и применялись главным образом в хозяйственных и военных постройках, обычно в первых этажах.

По своим формам тосканский ордер отличается легкостью и изяществом.
Возник данный архитектурный ордер в Древнем Риме, приблизительно в 1 веке до н.э.

Сложный или Композитный ордер.

Архитекторы Древнего Рима не только полностью переняли греческие ордеры, но и объединили лучшие и наиболее пышные из двух: коринфского и ионического, в один - композитный. Как видно из названия, композиция - это соединение, и действительно, ордер объединил в себе лучшие черты этих, довольно пышных и изящных ордеров.



В пятнадцатом веке, когда каноны ордеров окончательно установились, именно композитный занял верхнюю позицию в иерархии.
Композитный ордер ближе всего по архитектурным особенностям строения к коринфскому, он перенял тонкость и легкость своего предшественника, причем по пропорциям тоже в точности повторяют его.

Но вместе с тем, в его капители всегда присутствуют ионические волюты, расположенные по диагонали, а также скульптурные композиции и различные детали, которых нет в коринфском. Обычно, любые пышные украшения капители могли использоваться только в композитном ордере, он являлся своеобразной квинтэссенцией изящества и роскоши в этом направлении архитектуры. Колоннами с подобным оформлением обычно венчали самые верхние этажи зданий.

«Из антаблемента дорического ордера, взятого из различных фрагментов римской древности, я составил антаблемент сложного ордера, который в результате получил большое применение» Виньола.

Пропорции частей остаются точно такими же, как и в коринфском ордере. Отличие коринфской капители от капители сложного ордера в том, что в том месте, где расположены завитки и маленькие листья в коринфской капители, в капители сложного ордера расположены ионические волюты.

В антаблементе соотношения частей остаются такими же, как и в коринфском ордере, если не принимать во внимание незначительные изменения в общей композиции.

Пропорции сложного ордера те же, что и в коринфском.

Они различаются лишь по композиции гуська и базы пьедестала. Это же относиться и к базе колонны.

Распространение композитного ордера было в основном ограничено пределами Италии, когда мастера эпохи Возрождения проявили пристальный интерес к этому античному искусству. Практически во всех постройках Рима, датированных пятнадцатым веком и более поздним временем, можно встретить композитный ордер: церкви, монастыри, палаццо - все эти памятники архитектуры изумляют своей изысканностью и в настоящее время. Во Франции архитекторы использовали этот элемент в постройке Лувра, а вот в Испании и германских землях он преимущественно применялся в постройке церквей и соборов, и не получил большого распространения в городских застройках. В России тоже можно встретить примеры композитного ордера в архитектуре Нарвских Триумфальных ворот, и в облике костела святой Екатерины.
Даже не смотря на то обстоятельство, что каноны ордеров тщательно прописаны, и существует весьма строгая классификация по их типам, композитный ордер является самым декоративным и пышно украшенным. К нему в меньшей степени применимы строгие правила по декорации капителей, однако пропорции должны быть непременно соблюдены.

Все правила, приведенные в этом разделе, изложены по системе Джакомо Виньолы (если специально не указано обратного).

В античной греческой архитектуре сложились три ордера: дорический, ионический и коринфский. Позднее были созданы еще два: тосканский (простой) в Риме, и сложный (композитный) в эпоху Возрождения.

Что такое архитектурный ордер

Архитектурный ордер – это порядок расположения конструктивных частей сооружения, при котором рациональное распределение и взаимодействие несомых и несущих частей получило определенное образное выражение (форму), отвечающее практическому (утилитарному) и художественному назначению сооружения.

Ордер возник на материальной основе стоечно-балочной конструкции и стал ее художественным выражением. Основными элементами ордера являются колонна и архитравное перекрытие. Они выполняют практическую функцию, образуя укрытие от дождя и солнца; они являются конструктивными элементами, образующими устойчивую систему сооружения, и, наконец. Они выполняют художественную функцию, создавая тот или другой художественный образ здания.

То есть, ордерная система – конструктивная и одновременно художественная одновременно.

Свое высшее развитие ордера и ордерные системы получили в античной Греции в VI-III вв. до н.э. в храмах и общественных здания, строившихся из камня. Но элементы ордера начали складываться в более древней, чем каменная, сырцово-деревянной архитектуры, не дошедшей до нас. Конструкции и формы, выработанные в дереве, переходили потом в камень, видоизменялись под влиянием нового материла и новых способов его обработки и конструирования. В античной Греции были разработаны три основных ордера: дорический, ионический и коринфский.

Позднее, в эпоху Ренессанса, архитектурный ордер стали понимать, как собрание правил, сформулированных Витрувием в трактате «Об архитектуре». Но, поскольку не сохранилось ни одного чертежа и в этом труде содержится много пробелов, касающихся пропорций различных частей ордера, возникло несколько интерпретаций разных авторов эпохи Возрождения.

Наибольшее распространение получили трактовки Андреа Палладио и Виньолы . Правила, сформулированные этими архитектора можно применять и сейчас, они прозрачны, легки для запоминания и понятны.

Пропорции ордеров никогда не были строгим каноном и варьировались на протяжении всей истории архитектуры. Приведенные здесь пропорции взяты у Виньолы из книги Августа Гарнери «Ордера гражданской архитектуры» и из книги И.Б. Михайловского «Теория классических архитектурных форм» .

Ограничение применение ордерной системы

Канонические системы ордеров, созданные архитекторами-теоретиками и практиками и отражающие многовековой опыт строительства, несмотря на всю их четкость и закономерность, не дают ответа на многие вопросы и являются до некоторой степени абстрактными схемами, игнорирующими многие конкретные условия строительства.

В этих системах почти не учитывается реальный масштаб, не разбираются связи ордера с самим зданием и с его окружением, не учитывается материал; закрепление за каждым видом ордера своего размера интерколумния носит условный и абстрактный характер.

Но следует понять истинное значение этой системы и границы ее использования. Каноническую систему ордера зодчие-классики не рассматривали как собрание неизменных правил и готовых архитектурных форм и приемов, которые оставалось только заимствовать и применять на практике. Они считали, что, опираясь на каноническую систему, ордер и ордерные композиции нужно решать конкретно, отыскивая их конкретные пропорции и формы в зависимости от назначения здания, композиционной идеи, масштаба, конструкций, окружения и т.п.

Статьи

  • Краткий исторический обзор (Иконников А.В.)

Развитие архитектурного ордера как художественной и конструктивной системы

Отрывок из книги: Иконников А.В. «Художественный язык архитектуры» М.: Искусство, 1985 г., ил.