Презентация "Малая группа" по социологии – проект, доклад. Малая группа Характеристика малой группы

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Малые группы" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Социология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Понятие малой группы

Малая группа – немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью (целями и задачами) и находятся в непосредственном личном общении. Характеристики: Психологическая общность Наличие «мы- чувств» Поведенческая общность Основа: Общение и совместная деятельность – основа для возникновения эмоциональных отношений в группе и особых групповых ценностей и норм поведения.

Слайд 3

Малая группа как система

Социальная система Динамическая система Открытая система Самодостаточность

Слайд 4

Классификация малых групп

Условные группы Объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Реальные группы Действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Они возникают: в связи с потребностями общества; по желанию включенных в эту группу людей.

Слайд 5

Лабораторные группы Создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий согласно целям своих исследований Естественные группы Возникают в ходе развития общества. Подразделяются: на большие и малые; первичные и вторичные Первичные - между людьми существуют непосредственные контакты Вторичные - непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники»

Слайд 6

Формальные группы Создаются определенными организациями со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В ней четко определены роли, статусы ее членов, система лидерства и подчинения Неформальные группы Добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают самостоятельно. Могут возникать внутри формальных групп. Статусы и роли не прописаны, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей.

Слайд 7

Референтные группы

Референтные группы – реальные или условные, значимые для человека группы, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ним свои взгляды и поступки. Функции референтной группы: Нормативная Сравнительная

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • МАЛЫЕ ГРУППЫПлан:
    1. Что такое малая группа?
    2. Какими бывают малые группы?
    3.
    КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ МАЛЫЕ ГРУППЫ В
    СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ?

    Понятие малой группы

    Малая группа – ……?

    Понятие малой группы

    Малая группа –
    немногочисленная по составу совокупность людей, члены
    которой объединены общей деятельностью (целями и
    задачами) и находятся в непосредственном личном
    общении.

    Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30
    человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых
    взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную
    ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
    Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре
    отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,
    особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых
    участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.
    Примерами малых групп, наиболее
    значимых для человека, являются семья,
    школьный класс, трудовой коллектив,
    объединения близких людей, приятелей.

    МАЛЫЕ ГРУППЫ

    Существует ли, на ваш взгляд, единое
    мнение социологов по определению
    нижней и верхней границы численности
    малой группы?

    МАЛЫЕ ГРУППЫ

    Могут группы численностью более 30-40
    человек определяться как малые?
    ПОЧЕМУ? (сл.4)
    Приведите примеры очевидных малых групп
    в соответствии с определением понятия
    «малая группа»

    Характеристики малой группы

    Существуют определенные характеристики
    малых групп?
    (сл.слайд)

    Характеристики малой группы

    Психологическая
    общность
    Основана на том, что люди
    осознают свою
    принадлежность к
    определенной группе –
    группе, имеющей свои особые
    интересы, нормы, ценности,
    цели.
    Основой для возникновения
    эмоциональных отношений в
    группе - ???
    Поведенческая
    общность
    Групповые нормы –
    определенные правила,
    которые выработаны или
    приняты группой и которым
    должно подчиняться
    поведение её членов.

    КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ?

    Виды групп

    Условные (номинальные) –
    группы, в которые объединяют людей,
    не имеющих непосредственных
    взаимоотношений и контактов друг с
    другом.
    ПРИМЕРЫ-?
    Реальные –
    действительно существующие
    объединения людей, связанных между
    собой определенными отношениями и
    осознающих свою принадлежность к
    нему.
    ПРИМЕРЫ-?
    Лабораторные
    Создаются специально
    социальными психологами
    для экспериментальных
    заданий.
    ПРИМЕРЫ-?
    Естественные:
    Возникают в ходе развития общества.
    Большие Этнические,
    Профессиональные,
    Половозрастные.
    Малые Классы,
    Спорт. команды,
    дворовые
    компании друзей.

    Естественные группы

    Первичные
    Между людьми существуют
    непосредственные
    контакты. Эту группу
    отождествляют с малой
    группой.
    Семья, группа друзей, команда.
    Вторичные
    Группы, где нет
    непосредственных
    контактов между членами
    группы, а для общения
    используются
    «посредники».

    Малые группы

    Формальные
    Создаются определенной
    организацией со
    специфическими
    задачами по достижению
    каких-либо конкретных
    целей (отношения по
    вертикали)
    Неформальные
    Добровольные
    сообщества,
    складывающиеся на
    основе общих интересов,
    дружеских связей,
    взаимных симпатий
    (отношения по горизонтали)

    Референтные группы

    Группы, реальные или условные,
    значимые для человека, с которыми он
    соотносит себя как с эталоном, нормы,
    ценности, мнения и оценки которых он
    разделяет, сравнивает с ними свои взгляды
    и поступки, называют референтными
    группами (Г.Хаймен)
    Основание для выделения
    референтных групп – СТЕПЕНЬ
    ЗНАЧИМОСТИ

    Функции референтных групп:

    Нормативная
    Состоит во влиянии
    группы на нормы
    поведения, соц.
    установки и ценностные
    ориентации индивида.
    Сравнительная
    Проявляется в том, что
    система ценностей,
    норм и правил группы
    выступает для индивида
    своеобразным эталоном
    поведения, с помощью
    которого он может
    оценить себя и других.

    Три способа реагирования человека
    на давление группы
    КоллективизмВнушаемостьбессознательное
    принятие линии
    поведения, мнения
    группы
    Конформность
    (конформизм)внешнее согласие
    при внутреннем
    расхождении с
    мнением группы
    сознательное
    согласие с мнением
    группы, принятие
    и активное
    отстаивание
    её ценностей,
    норм, идеалов.

    Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно пережив

    Межличностные отношения в группе
    Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с
    группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно
    переживаются личностью.
    Виды отношений:
    Официальные
    Неофициальные
    Деловые
    Личные
    Отношения по вертикали
    Отношения по горизонтали
    Рациональные
    Эмоциональные

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    Сформулировать 3 вопроса, которые можно
    было бы использовать для закрепления
    изученного материала.

    Подготовка к эссе

    Работа с высказываниями

    1. Сформулируйте проблемы исходя из смысла высказывания

    Без меня народ неполный

    А Платонов.

    Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается, но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись люди, ошибается еще больше.

    Ф. Ларошфуко

    2. Сравните такие понятия как “ общение” и “общество”. Что между ними общего?


    Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах.

    По количественному составу: от 2 до 40 человек.

    Малую группу характеризуют:

    • наличие общей цели,
    • совместная деятельность,
    • личное (прямое) взаимодействие членов группы,
    • определенный эмоциональный фон,
    • длительность существования,
    • добровольный характер,
    • наличие взаимных ожиданий.

    Сколько связей возможны в группе из 3,

    4, 7 человек. Какой следует вывод.


    Группу можно определить как объединение людей по определенному признаку.

    Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности , отклонение от которых карается санкциями (от осуждения до бойкота и исключения из группы).


    Типология групп

    Реальные

    Условные

    Лабораторные

    Вторичные

    Формальные



    Естественные группы делятся на:

    • неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций (дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей)
    • формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

    Группы могут быть первичными и вторичными .

    • Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компания). Здесь обычно формируется личность, каждый находит интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов.
    • Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

    Тема 3

    Психология малой группы

    Основные вопросы:

    Цель занятия:

    • Определение понятия «малая группа» её границ и признаков.
    • Классификация малых групп.
    • Социально-психологические явления и процессы в малой группе.
    • Психологическая структура малой группы.
    • познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами;
    • изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;
    • уметь применять полученные знания о психологическом взаимодействии людей в своей профессиональной деятельности.

    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Признаки малой группы:

    • наличие двух и более людей;
    • осуществление непрерывных контактов

    и общение между ними;

    • наличие общей цели и совместной деятельности;
    • возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
    • проявление чувства принадлежности к данной группе;
    • формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Количественные характеристики

    Нижний предел:

    • «диада» (2 человека),
    • «триада» (3 человека)

    Верхний предел:

    количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.

    :

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малых групп

    Малая группа –

    немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Классификация малой группы

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Социально-психологические явления и процессы малой группы:

    • взаимоотношения в малой группе
    • групповые устремления,
    • групповое мнение,
    • групповые настроения
    • групповые традиции

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Психологическая структура малой группы

    МАЛАЯ ГРУППА

    КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА

    ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

    ПРЕДПОЧТЕНИЙ

    КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА

    Подструктура функциональных отношений

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Динамические процессы в малой группе

    Групповая динамика

    - это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Динамические процессы:

    • процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);
    • процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    • Процесс образования малой группы

    Феномен группового давления - «конформизм»

    Конформность - это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Виды конформности:

    • Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться)
    • Внутренняя конформность (действительное принятие мнения группы).

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Сплоченность

    Это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»):

    • Внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.
    • Второй слой - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.
    • Третий слой - единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповой структуры.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Сплоченность - это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    • Проблема лидерства и руководства

    Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:

    • лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;

    2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;

    3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);

    4) лидерство менее стабильно;

    5) руководство обладает -более определенной системой санкций;

    6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Феномен лидерства и руководства

    Это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:

    • «Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.
    • «Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.
    • Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    стили лидерства

    К. Левин выделил 3 стиля:

    • «авторитарный»,
    • «демократический»,
    • «попустительский» («анархический»).

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    • Директивный ( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непо­средственных задачах.
    • Коллегиальный стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон.
    • Попустительский стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества.

    Социально-психологические проблемы группы


    Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

    Процесс принятия группового решения (тесно связан с проблемой лидерства и руководства).

    Выявлены две закономерности:

    1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы;

    2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму.

    Социально-психологические проблемы группы

    Обществознание, профильный уровень

    Урок 88-89

    МАЛЫЕ ГРУППЫ

    Д.З: § 34, ?? (с.359),

    задания (с.359-360)

    © ред. А.И. Колмаков


    • объяснить понятия и термины: «малая группа», «референтная группа», «межличностные отношения», групповая интеграция», «социометрия», «деиндивидуализация»;
    • систематизировать социальную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
    • способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

    Универсальные учебные действия

    • Знать: отличительные черты малой группы, описывать и анализировать виды малых групп, выявить особенности межличностных в малых группах отношений
    • Уметь: осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике, применять знания в процессе решения познавательных и проблемных заданий

    • малая группа;
    • условная группа;
    • референтная группа;
    • групповые нормы;
    • социометрия;
    • деиндивидуализация;
    • групповая интеграция;
    • дружеские отношения.

    • Группы условные.
    • Референтная группа.
    • Межличностные отношения в группах.
    • Интеграция в группах

    разного уровня развития.

    Вспомните. Какими бывают группы, в которые объединяются люди и обществе? Какую роль играют социальные группы в развитии личности? Что такое групповые нормы?



    Изучая структуру малой группы, исследователи выделяют функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм , выполняющих функции социального контроля ( набор предписаний, требований, пожеланий общественно одобряемого поведения ).






    Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу.

    У групповой интеграции есть оборотная сторона - процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я».


    Проверь себя

    • Назовите отличительные черты малой группы. Что считают главной её характеристикой?
    • Укажите три признака малой группы как системы.
    • Дайте определение условных, реальных и лабораторных групп.
    • Какими бывают малые естественные группы?
    • Как называются группы, с ценностями, нормами и установками которых индивид соотносит свое поведение? Охарактеризуйте их.
    • Опишите виды отношений в малой группе.
    • Что представляет собой социометрический метод исследования малой группы?

    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    А.1. К условной группе не относится

    а) жители субъекта РФ;

    б) люди с высшим образованием;

    в) семья;

    г) индивиды

    А.2. Немногочисленная по составу совокупность людей, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении

    а) малая группа;

    б) большая группа;

    в) референтная группа


    А.3. Верны ли следующие суждения о малых группах

    А. Первичная группа отождествляется с малой

    Б. Малая группа является социальной, открытой и динамичной системой

    а) верно только А;

    б) верно только Б;

    в) верны оба суждения;

    г) оба суждения неверны

    А.4. Что характеризует референтную группу?

    а) нормативная и сравнительная функции;

    б) не значима для человека;

    в) группа, где человек не имеет эталона поведения


    А.5. Группа людей с высшим образованием из одного субъекта РФ, но не знающие друг друга и не имеющие взаимоотношений

    а) условная;

    б) реальная;

    в) естественная;

    г) лабораторная

    А.6. Иванов вступил в группу людей, рассматривает её только место пребывания, и считает, что она не повлияет на систему ценностей. В какую группу вступил Иванов?

    а) группа членства;

    б) условная группа;

    в) реальная группа;

    г) большая группа


    А.7. Верны ли следующие суждения?

    А. Наличие так называемого «мы чувства» многие соц. Психологи считают главной характеристикой группы.

    Б. Ответственность в группе «рассеивается »на всех членов группы и легче совершить то, что ты бы не сделал в одиночку.

    а) верно только А;

    б) верно только Б;

    в) верны оба суждения;

    г) оба суждения неверны

    А.8. Верны ли следующие суждения?

    А. К естественным первичным группам относится семья

    Б. Во вторичных группах существует непосредственный контакт между ее членами

    а) верно только А;

    б) верно только Б;

    в) верны оба суждения;

    г) оба суждения неверны


    А.9. Из приведенных ниже характеристик выберите ту, которая принадлежит малой группе

    а) многочисленный состав группы;

    б) психологическая и поведенческая общность её членов;

    в) объединение людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом;

    г) создаются для выполнения экспериментальных заданий

    А.10. Верны ли следующие суждения?

    А. Социометрия - измеряет только наиболее значимые для группы ситуации общения

    Б. Социометрия – измеряет все виды межличностных отношений в группе

    а) верно только А;

    б) верно только Б;

    в) верны оба суждения;

    г) оба суждения неверны


    В.1. Все термины, кроме одного, относятся к признакам понятия «формальная группа»:

    организованная, официальная, спонтанная, систематичная.

    В.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

    большие, малые, референтные, реальные, экологические.

    В.3. Ниже приведены ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «группы»:

    референтные, иллюзорные, условные, лабораторные, формальные


    В.4. Установите соответствие

    А. Гринпис

    Б. Поэтический кружок.

    В. Школьный класс.

    Г. Международное объединение защиты животных

    1) малая группа;

    2) большая группа

    В.5. Установите соответствие

    А. Семья

    Б. Люди с высшим образованием

    В. Класс

    Г. Бригада рабочих.

    1) условные группы;

    2) реальные группы


    Задания С.

    С.1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие референтные группы. Составьте два предложения , содержащие информацию о референтной группе.

    С.2. Вам поручено подготовить развёрнутый план по теме «Малые группы». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


    С.3. Вам предложено высказывание. Напишите эссе.

    «Всё в нас социально, но это не означает, что все свойства психики отдельного человека присущи всем другим членам данной группы». Л.С. Выготский.


    Источники

    • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
    • Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.
    • Лосевский Алексей Михайлович, учитель МБОУ ПСОШ №1 им. Г.В. Алисова;
    • Максимова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ с. Опеченский Посад