Презентация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности». Презентация опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Презентация развитие творческих способностей ребенка доу


Искусство петь – это умение раскрывать душу,
заставляя окружающих слушать ее.

«Значение музыки в школе далеко выходит за пределы

искусства. Так же как и литература и изобразительное

искусство, музыка вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»

Д.Б.Кабалевский.

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.


Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.


Музыкальное образование не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная и внешкольная работа, участие в которой открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет.


Внеклассная музыкально-воспитательная работа естественно дополняет уроки музыки и имеет целью расширить музыкальный кругозор детей, углубить получаемые ими знания, а также совершенствовать исполнительские навыки и умения.


Организация внеклассных музыкальных мероприятий предполагает следование определенным методическим рекомендациям:

1. Соблюдать основные принципы организации внеклассной музыкальной деятельности детей: преемственность, планомерность, последовательность, систематичность и увлеченность.

2. Разнообразить содержание внеклассных мероприятий для накапливания музыкального опыта детей и обогащения их новыми музыкальными впечатлениями.

3. Подбирать художественный иллюстративный материал высокого качества и показывать его отличное исполнение как учителем так и школьниками.

4. Повышать занимательность содержания внеклассного мероприятия, новизну его элементов.

5. Учитывать возрастные особенности детей и музыкальный уровень их развития, подбирать соответствующие формы проведения внеклассных занятий, доступный музыкальный и литературный материал.

6. Направлять внеурочную музыкальную работу на развитие активности детей, их воображение и инициативы.

7. Соблюдать определенную продолжительность занятия в зависимости от возраста детей.

Успех всей разнообразной работы по музыкальному образованию во многом определяется тем, насколько учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности и испытывают потребность в ней.


Организационными формами проведения внеклассной музыкально-воспитательной работы могут быть:

  • массовые – общешкольный хор, оркестр народных инструментов, праздники, карнавалы, смотры, конкурсы, коллективные посещения оперных спектаклей, концертных залов, музеев музыкальной культуры, музыкальных лекториев и т.д.
  • кружковые – сольные, инструментальные, хоровые, ансамблевые, танцевальные, музыкальные факультативы.
  • Различные виды музыкальных развлечений – праздники, утренники, игры, хороводы, тематические вечера, дискотеки, театральные постановки и т.д.

Галина Анатольевна Кучерова
Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Цель : «Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности ; содействие развитию инициативы , выдумки, творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста , через различные виды прикладной деятельности.»

Этапы реализации деятельности кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

1. Сбор и анализ информации по данной проблеме

2. Постановка проблемы

3. Составление плана работы

4. Проведение мониторинга на начало реализации кружковой деятельности и его окончании

5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей кружка «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»

6. Создание развивающей среды

7. Работа с родителями

8. Практическая реализация кружковой деятельности

9. Методическое пособие

Принципы

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Индивидуального подхода.

4. Принцип тематических циклов. Здесь я постаралась , что темы нашего кружка совпадали с тематическим планирование.

5. Разные виды творчества .

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в танцевальном творчестве посредством импровизации Задачи: Воспитание любви и интереса к музыке; формирование выразительности движений; развитие творческого отношения к музыке; развитие.

Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Картотека игр на развитие художественно-творческих способностей и творческого мышления детей старшего дошкольного возраста Мозаика Детям.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Обобщение опыта работы «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» Ведущая позиция, определяющая принципы и содержание представленного опыта работы – методологическая установка, отстаивающая самоценность.

Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Продолжительность: один месяц Количество.

Информационная карта проекта Участники: воспитатель,дети, родители,музыкальный руководитель. Тип проекта: творческий, познавательный.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе нетрадиционного рисования Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. В соответствии.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ритмопластики «Самое лучше, что есть в жизни- это свободное движение.


Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В.Т. Кудрявцев и В. Синельников выделили следующие универсальные креативные способности: 1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 2. Умение видеть целое раньше частей. 3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.


Творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Основные направления развития творческих способностей в дошкольном возрасте: 1) Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами, как богатство продуцируемых образов и направленность. 2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.


Воображение – это умение конструировать в уме что- либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого, из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений. Различают несколько видов воображения: 1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. 2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы". 3. Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц.


Приемы творческого воображения: Склеивание (агглютинация)- детям предлагается, соединяя элементы различных животных, составить из них живое существо с новыми необычными свойствами; Аналогии- разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы (облака, каракули) которые ассоциируются с со сходными реальными предметами; Преувеличение и преуменьшение- рассказ о каком-то событии, с преувеличением одного и преуменьшением другого; Акцентирование- умение подметить и выделить главное; Типизация (в художественном творчестве)сходных предметов - определить типичные по какому-либо признаку;


Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями (Гилфорд): 1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество). 2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей. 3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.


Качества, формирующие креативность: Ассоциативность - способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых; Диалектичность- способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию; умение устранять эти противоречия, решать; Системность- способность видеть предмет или явление как целостную систему;


Педагогические задачи по развитию качеств, формирующих креативность: Педагогические задачи по развитию ассоциативности мышления в дошкольном возрасте: 1. Развитие умения находить связи и сходные черты в предметах и явлениях. Педагогические задачи по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте: 1. Развитие умения находить противоречия в любом предмете и явлении. 2. Выработка умения четко формулировать выявленные противоречия. 3. Формировать умения разрешать противоречия. Педагогические задачи по развитию системности мышления в дошкольном возрасте: 1. Формирование умения рассматривать любой предмет или явление как систему, развивающуюся во времени. 2. Развитие умения определять функции предметов с учетом того, что любой предмет многофункционален.


Основные условия успешного развития творческих способностей: Представление ребенку свободы в выборе деятельности; Создание обстановки, опережающей развитие детей; Умная, доброжелательная помощь взрослых; Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми; Самостоятельное решение ребенком задач без предварительного обучения; Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей;


Методики раннего развития: 1. Система Монтессори – «Помоги мне сделать это самому». -доверие к ребенку и уважении к его желаниям и потребностям; -погружение в определенную среду, организованную по жестким правилам, --дидактический материал - «золотой материал» Монтессори: рамки-вкладыши, пирамидки, игры-шнуровки. 2. Метод Никитиных – «Завтра будет поздно!» не ограничивать развитие ребенка никакими предписаниями или «графиками»; все, что малыш может делать самостоятельно, он должен делать именно так. Не подсказывайте раньше времени, не кидайтесь на помощь при естественных затруднениях (например, в игре). необходимо сочетание умственного и физического развития. важнейшую роль играет совместная деятельность: общая работа, помощь по хозяйству родителям и т.п. Это одновременно и общение с ними, и способ освоить необходимые для жизни навыки. лучший стимул – похвала. Не скупитесь на слова одобрения, когда что-то получилось. На неудачах не стоит акцентировать внимание. 3. Развитие по Глену Доману – «Вырастить гения». - занятия с ребенком проходят в форме демонстрации ему определенных - - карточек, на которых содержатся «биты знаний»; - родители – лучшие учителя для своего ребенка.


Методы и приемы развития творческих способностей: - методы работы в условиях сенсорной комнаты, где специальное техническое оборудование стимулирует развитие ведущих анализаторов – слуховой, зрительный, обонятельный, тактильный; создает световые, звуковые, тактильные эффекты для работы с различными игровыми и визуальными образами;


Методы и приемы развития творческих способностей: Сказкотерапия - метод работы с метафорой, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;


Технология работы с песком (песочная терапия), где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно- символическом уровне происходят отреагирование внутреннего напряжения и поиск путей развития, работа с образами личного и коллективного бессознательного. Методы и приемы развития творческих способностей:


Основные направления работы психолога ДОУ по развитию творческих способностей детей: 1)Диагностика творческих способностей (Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев); 2)Проведение тренинговых занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления; 3)Проведение обучающих занятий для педагогов ДОУ, направленных на развитие креативности самих педагогов и методам и приемам развития творческих; 4)Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребенка;


Комплекс мероприятий в ДОУ, направленных на развитие творческих способностей детей: Введение в программу дошкольного воспитания занятий, направленных на развитие творческого воображения и мышления; Включение в программы занятий по ИЗО, музыке, развитию речи, художественной литературе заданий творческого характера; Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой игрой с целью развития воображения детей; Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей; Работа с родителями

ИПМ 1. Сведения об авторе. ИПМ 2. Условия формирования опыта. ИПМ 3. Теоретическая база опыта. ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта. ИПМ 5. Новизна опыта. ИПМ 6. Адресность опыта. ИПМ 7. Трудоёмкость опыта. ИПМ 8. Технология опыта. ИПМ 9. Результативность опыта. ИПМ 10. Оценочный лист ИПМ 1. Сведения об авторе Ф.И.О. – Пискунова Вероника Владимировна Образование: среднее специальное Название учебного заведения, год его окончания: Актюбинское педагогическое училище, 1993г. Специальность по диплому: «Учитель начальных классов». Место работы: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественноэстетическому развитию детей № 109» г. Оренбурга Должность: Воспитатель. Педагогический стаж: 14 лет. Стаж работы в занимаемой должности: 14 лет. Квалификация: I квалификационная категория. ИПМ 2. Условия формирования опыта «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, Образно говоря, идут тончайшие нити – Ручейки, которые питают источник Творческой мысли. Другими словами, чем Больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей. ИПМ 3. Теоретическая база опыта «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка». Аристотель Проблема изобразительной деятельности была актуальна всегда, ее рассматривали Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Е.И. Игнатьев. Значительный вклад в разработку изобразительной деятельности детей внесли Г.В. Лабунская, Е.Н. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, которые утверждали, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл; что детское творчество-это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Значительный вклад в разработку вопроса, связанного с обучением нетрадиционными техниками рисования внесли Т.С. Комарова, И.А. Лыкова, К.К. Утробина, Д.Н. Колдина. Особое место занимает сегодня работы К.К. Утробиной и Д.Н. Колдиной. В их работах определена роль нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительных умений дошкольников, представлена система знаний по обучению детей нетрадиционным техникам рисования. Основной подход в работе с детьми – личностно - ориентированный, определяющий степень взаимодействия учителя и ученика особенностями их личностного развития. Ведущие методические принципы принцип творчества принцип деятельности принцип непрерывности принцип целостности картины мира принцип вариативности принцип гуманности Термин «нетрадиционный» (от латинского tradition- привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулируют положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование по бархатной бумаге и т. д.). Коррекции мелкой моторики пальцев рук способствует, например, такая нетрадиционная техника изображения, как рисование по клейстеру руками. Эта и другие техники требует точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умения правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы не порвалась бумага, не сломался мелок), терпения, аккуратности внимания. ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта Актуальность проекта. Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Перспективность. 1. Побуждать детей к самостоятельным творческим проявлениям в самостоятельной деятельности. 2. Наработать материал по развитию творчества детей средствами нетрадиционных техник в лепке, аппликации. 3 . Привлекать родителей к участию в выставках совместного творчества с использованием нетрадиционных техник. ИПМ 5. Новизна опыта Предложенный нами опыт воплощает в себе новый подход к художественно-творческому развитию дошкольников, который заключается в постановке и реализации принципиально новых задач художественной педагогики. Основа педагогического опыта – это постепенность погружения в мир искусства, в особенности его связей с жизнью. Каждая образовательная деятельность – новый шаг в познании, а познание это происходит, как через восприятие искусства (профессионального и народного), так и через практическую творческую деятельность ребенка. Единство их в каждом занятии обязательно. Вся образовательная деятельность построена в виде игры – путешествия по сказочным странам (в гости к краскам, к кисточкам, к палочкам и т.д.). Основная цель этих превращений в веселую игру – научить растущего человека думать, фантазировать, мыслить смело и свободно, в полной мере проявляя свои способности. ИПМ 6. Адресность опыта Данные методические рекомендации предназначены воспитателям, имеющим разный уровень педагогического мастерства. Предложенный опыт работы можно реализовать как на отдельной образовательной деятельности, так и в свободной деятельности детей. ИПМ 7. Трудоёмкость опыта Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в: планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей подборе оборудования и материалов применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей. ИПМ 8. Технология опыта Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин. Она включает следующие методы обучения: информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвристический, метод проблемного изложения материала. Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования Нетрадиционные техники рисования Тычок жесткой полусухой кистью Восковые мелки + акварель Оттиск поролоном Акварельные мелки Оттиск пенопластом Кляксография с ниточкой Оттиск печатками из картофеля Кляксография с трубочкой Монотипия предметная Кляксография обычная Отпечатки листьев Тычкование Монотипия пейзажная Печать по трафарету Оттиск пробкой Свеча + акварель Рисование пальчиками Оттиск смятой бумагой Рисование ладошкой Оттиск печатками из ластика ИПМ 9. Результативность опыта В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно. Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.